Конспект урока «Однородные члены предложения» 4 класс Учитель: Дубоделова Нина Ивановна
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Дубоделова Нина Ивановна
Конспект урока «Однородные члены предложения» 4 класс Учитель: Дубоделова Нина Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4_klass.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Однородные члены предложения» 4 класс

Учитель: Дубоделова Нина Ивановна

Цели урока:
- систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения;
- закрепить навык употребления знаков препинания при однородных членах предложения;
- развивать речь учащихся путём конструирования предложений с однородными членами.
УУД
Познавательные:
- выполнение действий по данному алгоритму;
установление соответствия между терминами и символами
Коммуникативные:
- умение устанавливать рабочие отношения;
- эффективно сотрудничать в парах.
Развивающие:
- формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий.
Личностные:
- развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
Применяемые методики, технологии и системы: разноуровневое обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение.

Оборудование: разноуровневые карточки, стихи, опорные схемы, запись упражнений ритмической гимнастики.

Ход урока
1. Орг. момент.
Чтоб хорошим и полезным оказался наш урок,
Будем мы работать дружно
И сидеть прилично нужно.
На уроке не зевать,
Руку во время поднять.
На уроке не шуметь,
На учителя глядеть.
Мы тетради открываем,
Что писать в них точно знаем.

Применяемые методики, технологии и системы: разноуровневое обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение.

Оборудование: разноуровневые карточки, стихи, опорные схемы, запись упражнений ритмической гимнастики.

Ход урока:

I. Организационный этап.

Чтоб хорошим и полезным оказался наш урок,
Будем мы работать дружно
И сидеть прилично нужно.
На уроке не зевать,
Руку во время поднять.
На уроке не шуметь,
На учителя глядеть.
Мы тетради открываем,
Что писать в них точно знаем.

II. Минутка чистописания.

Бб

Бе

Без рук, без топоренка построена избенка.

III. Словарно-орфографическая работа.

1. Разгадывание кроссворда.

- Если правильно отгадаем и впишем в клетки слова, то в вертикальном столбце прочитаем новое слово из словарика.

1. Овсом его не кормят.

Кнутом его не гонят.

А как пашет-

Семь плугов тащит. (Трактор)

2. Зерновая культура, название которой встретилось в первой загадке. (Овес) 

3. Стебли колосков, которые остаются после обмолачивания зерна. (Солома)

4. Человек, выращивающий хлеб. (Хлебороб)

5. Весной – травой шелковистой,

Летом – нивой золотистой,

К столу – булочкой душистой. (Пшеница)

6. Собранное осенью с полей, огородов, садов. (Урожай)

7. Синоним к слову село. (Деревня)

- Какое слово получилось в вертикальном столбце? (Комбайн)

- Объясните значение этого слова.

2. Знакомство с этимологией слова комбайн.

-Это слово пришло к нам из английского языка. А корни у него латинские: «ком» - «вместе», «бинаре» - «соединять». Их общая основа «комбин»  в английском языке звучит как «комбайн». Так англичане назвали сложную сельскохозяйственную машину, которая объединила в себе жнейку, соломовязку, молотилку, веялку.

3. Орфографическая работа.

Учащиеся выделяют в словах проверяемые и непроверяемые орфограммы, записывают слова в тетрадь: трактор, овес, солома, хлебороб, пшеница, урожай, деревья, комбайн.

Составьте предложения с этими словами:

На поле работают тракторы и комбайны.

Сколько подлежащих в данном предложении? На какие вопросы они отвечают? Сколько сказуемых?

– Составьте предложение о том, какую работу выполняют комбайны в поле.

(Комбайны жнут, молотят, веют.)

– Запишите его в тетрадь. Найдите грамматическую основу. Сколько подлежащих в данном предложении? На какие вопросы они отвечают? Сколько сказуемых? С каким словом связаны сказуемые?

– Внимательно посмотрите на предложения и скажите, какие члены предложения наз. однородными?

IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Наша задача: узнать на уроке, какие члены предложения называются однородными, какие особенности они имеют, с какой целью они употребляются в речи.

V. Актуализация знаний.

 Наблюдение над особенностями однородных членов предложения, употребление их в речи.

1. Редактирование предложений. Работа в группах.

- Перед вами фрагмент сочинения ученика об осени. Прочитайте его. Какие недочеты вы обнаружили? Как это исправить?

В лесу шумит ветер. Ветер завывает. Ветер гонит опавшие листья.

На юг улетают журавли. Улетают грачи. Улетают скворцы.

(В предложениях повторяются одни и те же слова. Их нужно убрать, а несколько предложений объединить в одно.)

- Какие предложения составите вы? Можно сказать, что они более кратко и четко выразили мысль? Обоснуйте его.

2. Запись предложений, составление схем.

В лесу шумит, завывает ветер. Гонит опавшие листья. На юг улетают журавли, грачи, скворцы.

- Прочитайте предложения еще раз. Обратите внимание на интонацию перечисления. Как это обозначено на письме? (Запятыми)

- Составьте схемы этих предложений.

- Что интересного заметили в строении этих предложений? (В первом предложении – несколько сказуемых, а подлежащее – одно, во втором – несколько подлежащих, но одно сказуемое).

- Задайте вопросы к сказуемым в первом предложении, к подлежащим – во втором. Что можете сказать? ( Повторяющиеся сказуемые или подлежащие отвечают на одинаковые вопросы.)

3. Вывод.

- У нас получились предложения с однородными членами: однородными сказуемыми и однородными подлежащими. Они отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, произносятся с интонацией перечисления.

4. Знакомство с правилом (учебник с. 102)

Физкультминутка.

5. Знакомство с однородными второстепенными членами предложения.

- Мы рассмотрели предложения, в которых есть однородные подлежащие и сказуемые. Как вы думаете, бывают ли однородные второстепенные члены предложения? Давайте выполним задания из упр. 243 и попытаемся ответить на этот вопрос.

VI. Первичное усвоение новых знаний. Пользуясь правилом давайте выполним упражнение 252 на с.111 с комментированием.

VII. Развитие умений – применение знаний.

- Ребята, Незнайка при  письме допустил ошибки. Давайте ему поможем.

- Списать. Найти однородные члены. Подчеркнуть. Как они связаны? Найти ошибки. Работа по карточкам.

- В октябре берёзы, и орешник стали золотыми.

- Опавшая листва кружится ложится на землю.

- Листья осины не желтеют а краснеют.     

- Снег покрыл луга, поля, леса.

(1 человек устно объясняет у доски)

VIII. Домашнее задание. Выучить правило. Выполнить упр.242 с.102.

IX. Рефлексия.                                                      

- Что нового узнали об однородных членах предложения?

- С каким новым знанием вы уходите с урока?

- Что знали до этого урока? Что знаете теперь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Однородные члены предложения"

Представлены  разнообразные методы  и приёмы  работы  по изучению однородных  членов  предложения....

План конспект урока "Однородные члены предложения"

Данный урок русского языка  формирует умения выделять в предложении однородные сказуемые и подлежащие. Помогает рассмотреть использование в предложениях союзов и определить, в каких случаях...

Арт-урок по теме "Оригами. Коллективное панно «Аквариум с рыбками» - 1 класс" Учитель: Дубоделова Нина Ивановна

Арт-урок по теме "Оригами. Коллективное панно «Аквариум с рыбками» - 1 класс"Учитель: Дубоделова Нина Ивановна...

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но Учитель Дубоделова Нина Ивановна

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но...

Конспект урока "Однородные члены предложения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Однородные члены предложения"(3 класс)Цели:1)ввести  понятие об однородных членах предложения;2)развивать умение находить в предложении однород...

Конспект урока "Однородные члены предложения"

Конспект урока "Однородные члены предложения" 3 класс , Школа 21 века....