Урок-проект по русскому языку по теме: "Я слово удивительное!", 4 класс, УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок – проект по русскому языку
4класс
Тема: «Я слово удивительное!»
По продолжительности проект: краткосрочный (1 урок).
Результат проектной работы: создание газеты «Я слово удивительное!»
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для групповой и парной работы.
Цель урока: создать газету «Я слово удивительное!»
Формировать УУД:
Познавательные УУД:
1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов;
2. Представлять информацию в виде таблицы;
3. На основе анализа делать выводы;
4. Ориентироваться в потоке речи.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других;
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3. Оформлять свои мысли в устной форме;
4. Умение работать в паре, в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения высказывать своё мнение, выражать свои мысли;
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 76.5 КБ |
Презентация к уроку | 288.5 КБ |
Приложение 1 | 47.5 КБ |
Приложение 2 | 404.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – проект по русскому языку
4класс
Тема: «Я слово удивительное!»
По продолжительности проект: краткосрочный (1 урок).
Результат проектной работы: создание газеты «Я слово удивительное!»
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для групповой и парной работы.
Цель урока: создать газету «Я слово удивительное!»
Формировать УУД:
Познавательные УУД:
1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов;
2. Представлять информацию в виде таблицы;
3. На основе анализа делать выводы;
4. Ориентироваться в потоке речи.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других;
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3. Оформлять свои мысли в устной форме;
4. Умение работать в паре, в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения высказывать своё мнение, выражать свои мысли;
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке русского языка мы будем создавать проект.
- Работайте в парах, группах активно, творчески, с интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! И, конечно же, постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и других.
II. Сообщение темы урока.
- Тема нашего проекта спряталась в стихотворении.
- Прочитайте это стихотворение.
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету! (имя существительное)
- Значит, о какой части речи мы будем создавать проект? (об имени существительном)
- Скажите, а с какой целью? (чтобы обобщить (закрепить) всё, что знаем об имени существительном)
- Ребята, а в какой форме можно обобщить? (можно обобщить в форме реферата, книги, газеты)
- Проблема состоит в том, в какой форме обобщить наши знания?
- Я вам предлагаю создать продукт нашего проекта «газету».
- В процессе работы мы будем создавать продукт коллективной, творческой деятельности «газету».
- На уроке мы вспомним то, что изучили о существительном и узнаем много интересного.
- Я думаю, что имена существительные сегодня нас удивят.
- Продуктом нашего проекта будет «газета». Она должна быть красивой, привлекать внимание детей и выполнять свою самую главную роль – помощницы.
- Я надеюсь, что у нас получится такая «газета» и я смогу её использовать в своей работе обучая других детей.
- Итак назовите тему нашего урока. (Имя существительное)
- Определим цель нашего проекта. (создать газету по теме: «Имя существительное»)
- Какие задачи нам потребуется решить? (вспомнить, что мы знаем об имени существительном; создать (наполнить) газету интересным материалом)
- И сказало существительное: «Я имя удивительное!» (разворачиваю ватман)
Задание №1:
- А сейчас вам надо вспомнить всё, что мы изучили об имени существительном и составить кластер. Работу эту будете выполнять в группе.
(одна группа отвечает у доски)
(перед нашей группой стояла учебная задача составить кластер по теме имя
существительное; имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? постоянные признаки – имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые; имеют род, склонение; изменяются по числам и падежам; имена существительные в предложении бывают подлежащим, дополнением и обстоятельством)
- Ребята, согласны ли вы с тем, что дети этой группы назвали всё об имени существительном?
- А другие сведения кто-то обозначил (назвал, записал)?
- Дети, а кто в группе не перечислил все сведения об имени существительном?
- Оцените свою работу в группе по трехбалльной шкале.
- Какие критерии вы предлагаете для оценки? (правильность)
(группа у доски оценивает свою работу)
- Какая группа ещё оценила свою работу на высоком уровне? на среднем уровне?
- Ребята, одним из морфологических признаков имени существительного является – число. (показать у газеты в кластере)
- В каком числе употребляются имена существительные?
- Как их отличить друг от друга?
- Скажите, а слово молоко имеет форму какого числа? (единственного числа)
- А слово ножницы? (форму множественного числа)
- Ребята! В русском языке есть слова, которые имеют форму только единственного числа или только форму множественного числа.
- Назовите имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. (молоко, бензин, нефть, дружба, любовь)
- А теперь назовите имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. (очки, брюки, ворота, каникулы)
Задание №2:
- А сейчас задание. Надо будет очень хорошо потрудиться.
- Существительные, которые записаны на слайде, надо «распределить» в два мешочка: 1 мешочек с именами существительными, которые употребляются только в единственном числе, во 2 мешочек собрать имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.
- Найдите мешочки, соберите в них имена существительные (т.е. напишите)
- Эту работу выполняйте в паре.
(пара отвечает у доски; перед нами стояла задача распределить имена существительные в два мешочка)
- Согласны ли вы с тем как эта пара выполнила работу?
- Оцените свою работу в паре.
- Какие критерии вы предлагаете для оценки? (правильность)
(пара у доски оценивает свою работу)
- Какая группа ещё оценила свою работу на высоком уровне? на среднем уровне?
- Что делать, если ты сомневаешься и не можешь определить число имени существительного? (нужно обратиться к словарю)
Задание №3:
- Ребята, любая газета интересна тем, что в ней есть рубрики, которые развивают и расширяют наши знания. Дома вы выполняли творческое задание, которое невозможно выполнить за один урок.
- Какое это было задание? (нам нужно было в группе составить кроссворд по теме имя существительное)
- А сейчас мы посмотрим как вы справились с этим заданием.
- Ваша группа готовила кроссворд на какую тему? (мы готовили кроссворд на тему о животных, о явлениях природы, о деревьях, о птицах, )
- Чей кроссворд вы бы хотели услышать?
(группа отвечает)
- Где вы искали материал?
- В чём родители оказали помощь?
- Оцените свою работу в группе? (мы считаем, что наш кроссворд поможет расширить знания о животных)
- Какие критерии вы предложите? (дружба)
- Какая группа ещё оценила свою работу на высоком уровне? на среднем уровне?
- Ребята большое спасибо вам за выполненную работу. Этими кроссвордами мы воспользуемся на уроках русского языка.
- Разместите свои кроссворды в газете.
- Назовите постоянные признаки имени существительного? (род, склонение)
- Я предлагаю вам в словах-отгадках определить постоянные признаки. (2 ученика работают у доски)
(самостоятельная работа в тетради)
Задание №4:
- Ребята! Со словами могут происходить разные превращения.
- Посмотрите на экран что это? МОРОЖЕНОЕ. К какой части речи относится слово - МОРОЖЕНОЕ.
- Составьте предложение со словом – мороженое. (В магазин привезли вкусное мороженое)
- Хорошо. Какой частью речи является слово мороженое в этом предложении?
- А теперь – ФОКУС
- Прочитайте глазами предложение: Мама достала из холодильника мороженое мясо!
- Что скажите? (Встретилось ли знакомое слово?)
- Правильно, существительное вдруг стало прилагательным.
- А почему имя существительное стало вдруг именем прилагательным? (потому что стало уточнять имя существительное, обозначая его признак)
- Посмотрите как интересно. Одно и то же слово может быть разными частями речи.
- А какие имена существительные встретились в этом предложении? (одушевлённые и неодушевлённые; нарицательное имя существительное)
- Назовите одушевлённое имя существительное? Почему?
- А ещё показать фокус?
- Это кто? ПОПУГАЙ. Составьте предложение с этим словом. (В клетке жил красивый попугай.)
- А теперь фокус! Фёдор, на огороде утром попугай ворон!
- А в чём фокус в этом предложении? (потому что имя существительное превратилось в глагол)
-Почему? (стало обозначать действие предмета или побуждает предмет к действию)
- А теперь вы попробуйте повторить фокус.
- Я предлагаю вам такие существительные: пила, печь.
- Эту работу я вам предлагаю выполнить в паре.
(пара отвечает у доки)
(Пили пила, пока остра. Ира пила вкусный сок; У бабушки в доме отремонтировали печь. Мама стала печь пироги)
- Оцените свою работу в паре по трехбалльной шкале.
- Какие критерии вы предлагаете для оценки? (правильность)
(пара у доски оценивает свою работу)
- Какая группа ещё оценила свою работу на высоком уровне? на среднем уровне?
Задание №5:
- Ребята! Наиболее ярко употребляются имена существительные в пословицах, поговорках, загадках. Сейчас я предлагаю вам собрать пословицы, которые рассыпались и наклеить их.
- Эту работу будете выполнять в группе.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
С книгой поведешься — ума наберешься.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
Нет друга - ищи, нашёл - береги.
(группа отвечает у доски)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Оцените свою работу в группе?
- Какие критерии вы предложите? (правильность)
- Какая группа ещё оценила свою работу на высоком уровне? на среднем уровне?
- Во всех этих пословицах и поговорках запечатлелась многовековая мудрость русского народа.
Задание №6:
(подхожу к газете)
- Ребята, посмотрите как много мы знаем об имени существительном и «газету» продукт нашего проекта мы наполнили интересными знаниями. Получилось просто прекрасно, но мне кажется чего то не хватает. Не хватает ребусов. Я добавлю в нашу «газету» ребусы. И предлагаю вам их отгадать.
- Дома вы можете найти другие ребусы и мы с вами их отгадаем на уроках.
(каждой группе по 1 ребусу)
- Подходит к концу наш урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Узнали много нового и интересного.
- Закончить урок я хочу словами Константина Георгиевича Паустовского, который утверждал:
“Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия”.
Эти слова К. Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. Имена существительные дают названия всем предметам! И даже маленький ребёнок, начиная говорить в своей жизни первые слова, произносит – существительные! Вот такая это удивительная часть речи – имя существительное!
- Какая была тема нашего проекта? (имя существительное)
- Цель нашего проекта? (создать проект-газета «Я имя удивительное!»)
- Мы справились с поставленной целью? (да)
- Создали продукт проекта?
- Где мы можем её использовать? (выступить перед учениками других классов)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всему название дано- И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных – нету!
Тема урока – проекта. «Я слово удивительное!»
собственное нарицательное РОД одушевлённое и неодушевлённое КТО? ЧТО? СКЛОНЕНИЕ ПАДЕЖ подлежащее дополнение обстоятельство ПРЕДМЕТ ЧИСЛО ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Множественное или единственное число сутки прятки опилки носилки качели санки кефир молодёжь сметана железо борьба темнота Мн. ч. Ед. ч.
Удивительные слова В магазин привезли вкусное мороженое . Мама достала из холодильника мороженое мясо. сущ. прил.
Удивительные слова В клетке жил красивый попугай . Фёдор, утром на огороде попугай ворон. сущ. гл.
пила, печь
“ Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия”. К.Г. Паустовский.
Молодцы! Спасибо за урок!!!
Предварительный просмотр:
Корень | да плод |
ученья | его сладок. |
горек, |
Корень ученья горек, да плод его сладок.
С книгой |
поведешься — |
ума |
наберешься. |
С книгой поведешься — ума наберешься.
Крепкую |
дружбу |
и топором |
не разрубишь. |
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Дерево |
живёт |
корнями, |
а человек |
друзьями. |
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
Нет |
друга – |
ищи, |
нашёл – |
береги. |
Нет друга - ищи, нашёл - береги.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Состав слова" 3 класс
На данном уроке дети закрепляют знания о частях слова. Игровая форма организации урока поможет легко включиться в познавательную деятельность и позволит получить полное представление о составе слова. ...
Урок русского языка по теме "Перенос слов".1 класс."Школа 2100"
Тема: «Перенос слов».Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход.Тип урока: закрепление знанийЦель: Формирование предметных умений по теме «Делени...
Конспект урока русского языка по теме "Состав слова" 2 класс
Урок- путешествие по теме"Состав слова" 2 класс...
Урок пр русскому языку по теме: «Перенос слов». 1 класс
Урок по системе "Школа 2100". В нём использованы ИКТ технологии....
Презентация к уроку русского языка по теме "Родственные слова "1 класс УМК школа 21 века
Презентация содержитиллюстративный материал....
презентация к уроку русского языка по теме перенос слов 2 класс
Данная презентация позволяет учащимся самостоятельно сделать вывод о правилах переноса слов....
Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова" 2 класс по учебнику Русский язык. 2 класс. В 2 частях. Часть 1 - Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др.
Сценарий урока разработан для сайта Учи.ру....