Формирование УУД на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г. Братска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №41"
Доклад
По теме: «Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка»
Подготовила: учитель МБОУ «СОШ №41»
Татарникова Анастасия Степановна
Братск-2014
"Обучать общению, общаясь”
В настоящее время общество нуждается в людях способных самостоятельно учиться, готовых к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизнедеятельности человека важно не наличие у него накопленных в прок знаний, а проявление и возможность их использовать. Поэтому основным направление ФГОС является формирование УУД, т.е. способов действия обучающихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В числе главных задач начального общего образования является развитие коммуникативной культуры младшего школьника. Акцент ставиться на самостоятельность обучающегося, готовность к сотрудничеству, умению вести диалог, развитие способности к созидательной деятельности.
Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом в формировании коммуникативных УУД на уроках русского языка.
Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:
- умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
- извлечь нужную информацию (полно или частично),
- проникнуть в смысл высказывания - слушание;
- навыков изучающего чтения;
- умений ведения диалога и построения монологического высказывания - говорение;
- умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,
- составлять план, пользоваться различными типами речи,
- строить высказывание в определенном стиле,
- отбирать языковые средства,
- совершенствовать высказывание - письмо, говорение
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность, на уроках русского языка, формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.
Давайте рассмотрим применение некоторых современные образовательных технологии для повышения эффективности формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка.
В своей работе я старюсь комбинировать различные элементы современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, групповая работа на уроках русского языка, метод «взаимных обучений», работа в парах), также на уроках я использую информационно-коммуникационные технологии. Эти образовательные технологии в большей мере активизируют познавательную и коммуникативную деятельность учащихся.
Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем - помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, повышается внутренняя мотивация каждого ребёнка. При разрешении проблемной ситуации, у ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.
В своей практической деятельности большое внимание уделяю игровым, занимательным формам работы для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету. Игровая форма организации урока используется при объяснении нового материала, при обобщении и повторении, во внеклассной работе. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, лингвистические рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.
Для развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую различные виды творческих работ, мини-сочинения, словарная работа с пословицами и фразеологизмами, упражнения на запоминание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, творческие работы учащихся. Одним из наиболее интересных, важных и, в то же время, трудных видов деятельности, направленной на формирование связной речи и коммуникативных умений является написание творческих работ. Систематически на уроках русского языка целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов). Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно - деятельностный подход, на который опирается современное образование.
Для поддержания интереса к такому виду деятельности, ученики моего класса участвовали со своими работами во Всероссийских дистанционных конкурсах сочинителей «Спасти колобка», в дистанционном конкурсе авторов «Тарабарские сказки», в конкурсе сочинений и презентаций «Мой дед Росси защищал».
Понятно, что овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Для этого основной акцент делаю на диалоговой форме обучения. В учебной деятельности главную роль приобретают общение ученика и учителя, ученика и ученика, речевая активность самих обучающихся на каждом уроке. Одной из образовательных целей каждого урока русского языка является формирование у школьников умения передавать собственные мысли, чувства, переживания в устной и письменной форме.
В связи с тем, что информация в своем законченном виде передается через оформленный текст, то центральное место на уроке, естественно, занимает текст, малый, большой - в зависимости от формы урока, особенно на той стадии изучения лингвистического материала, когда нужно показать роль грамотного письма в коммуникации. Особое внимание на всех уроках надо уделять поэтапному развитию навыков работы с текстом. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться чёткими инструкциями. Всё это позволяет успешно формировать коммуникативную компетенцию на уроках русского языка младших школьников.
Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть обучающиеся к 5-ому классу, является умение обосновывать правильное написание слов и постановку знаков препинания. А для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания. Помогают формировать этот навык различные виды работ:
- упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими заданиями и осложненное списывание текста, в котором пропущены орфограммы;
- диктанты различных видов, сопровождаемые орфографическим разбором - орфографический, объяснительный, предупредительный, выборочный, распределительный, творческий, обучающе-проверочный диктант “Проверяю себя”, зрительный, разные виды словарных диктантов, где дается задание на конструирование предложений и словосочетаний с ними;
- письмо по памяти;
- использование перфокарт, сигнальных карточек;
- письмо с проговариванием (здесь работают и механическая память, и непроизвольное запоминание, это обеспечивает большой объем написанного и предупреждение ошибок);
- “орфографические пятиминутки” и “минутки чистописания”;
- контрольное списывание;
- словарно-орфографическая работа;
- различные виды работ с взаимопроверкой и самопроверкой;
- проведение работ над ошибками, где формируется умение классифицировать орфограммы.
При необходимости ускорения процесса поиска решений или если задача не может быть решена индивидуально, возникает необходимость деления детей на группы. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).
На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы.
В этом году я показывала открытый урок русского языка «Три склонения имен существительных», на котором учащиеся моего класса решая поставленную перед ними учебную проблему (разделить слова на три группы по общим признакам и заполнить таблицу), продемонстрировали эффективную групповую работу с использование учебных нетбуков.
Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами (статических и динамических). Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными. При развитии коммуникативных универсальных учебных действий, у ребят повышается качество знаний по всем предметам.
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС начального общего образования ответственность существенно возрастает.
Уроки русского языка с учетом формирования универсальных учебных действий требуют от учителя грамотного построения урока с использованием таких методов как беседа, работа в группах, работа в парах. Данные методы способствуют повышению уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать творцом образовательного процесса.
Список используемой литературы
- А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г. – 67с.
- Темникова Л.А.Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.- Братск: ОГОУ СПО БПК №1, 2010 г. -133 с.
- Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С.9-11.
- Лебединцев В.Б. Русский язык 1-4 класс. Формирование регулятивных и коммуникативных действий. – В.:Учитель.2014 г.- 97с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках русского языка
Материал включает урок русского языка в 3 классе по системе "Школа России" на тему "Местоимение как часть речи"....
Формирование УУД на уроках русского языка
Обобщение опыта...
"ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ"
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...
Мастер класс"Формирование УУД на уроках русского языка с использованием ИКТ."
Мастер класс был проведен на семинаре ЮВАО...
Формирование УУД на уроках русского языка в специальном классе
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного...
Формирование ууд на уроках русского языка
Формирование ууд на уроках русского языка...
Формирование УУД на уроках русского языка
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка, в связи с тербованием ФГОС....