1.2.5. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 32 - 40
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
1.2.5. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 32 - 40
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnye_razrabotki_pnsh_russkiy_yazyk_1_klass_32_-_40.rar | 199.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 32
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВ
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки, развития фонематического слуха, умения соотносить произношение и написание слов; способствовать воспитанию культуры учебного труда.
Планируемые результаты образования: предметные: научатся видеть и объяснять процесс оглушения звонких согласных (парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими), составлять простейшую графическую схему слова; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; познавательные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; коммуникативные – умеют договариваться, приходить к общему мнению в решении учебно-познавательной задачи; личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу.
Образовательные ресурсы: иллюстрация королевства Алфавит; сигнальные карточки парных согласных.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Орешек знаний тверд, но все же
Вы не привыкли отступать.
Вам расколоть его поможет
Желанье сильное узнать.
II. Чистописание.
− Назовите буквы, в которых есть элементы С, .
Учитель записывает на доске буквы, которые называют: ж, х, э, с.
− Запишите эти буквы в порядке их следования в алфавите.
− Какая буква «лишняя»? (Э.)
− Дайте ей характеристику.
III. Введение в тему.
– Мы отправляемся в сказочное королевство Алфавита. Зоркие стражники охраняют его. Там сегодня бал, и все хотят попасть на него. Но есть только один способ пройти: ответить на вопросы стражников.
− Сколько букв в русском языке?
− Какие буквы не обозначают звуков?
− Сколько гласных звуков? (6.)
− Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10.)
IV. Сообщение темы урока, постановка целей.
− Что вы знаете о парных звонких и глухих согласных.
− Послушайте сказку.
ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ
Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные − с согласными. Буквы а–я, у–ю, ы–и, э–е, о–ё танцевали вальс. Им было весело!
Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с. Причем буквы б, в, г, д, ж, з звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были звонкие буквы.
А вот п, ф, к, т, ш, с были глухи к музыке. Звонкие буквы весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие это были странные пары.
Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ, ъ, ь. Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. На праздниках парные буквы танцуют в паре со своим партнером. А непарные буквы просто тихо сидят и смотрят на танцующих.
− Давайте проведем наблюдение: как ведут себя парные согласные по глухости – звонкости в начале и на конце слова.
V. Изучение нового материала.
Познавательные УУД: общеучебные – формирование умений читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями, выполнять знаково-символическое моделирование; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему; установление причинно-следственных связей.
1. Работа по тетради.
Задание 1, с. 41 (работа в парах).
Вывод: парные согласные в начале слов − в сильной позиции.
Минутка мышечной релаксации
На фоне тихой музыки.
− Глазки закрываем,
Спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем…
Дышим все легко, ровно, глубоко…
Шея не напряжена
И расслаблена.
Наши ручки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают.
Дышится легко, ровно, глубоко…
Пауза 1–2 минуты.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
2. Работа по учебнику (с. 76).
Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике, развитие умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
− Прочитайте пары слов.
− Ответьте на вопросы учебника.
Вывод: на конце слов парные звонкие согласные «теряют» голос, то есть оглушаются.
3. Игра «Парный звонкий согласный заболел».
Один ученик называет «здоровый» парный согласный (с голосом, звонкий), второй − «заболевший» парный согласный (без голоса, глухой). (Б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с.)
Вывод: при произношении парных согласных звуков воздух встречает одинаковую преграду, но звонкие звуки произносятся с голосом, а глухие только с шумом.
4. Работа по учебнику.
Упражнение 41, с. 76.
− Сейчас я предлагаю вам провести исследование на тему «Правописание парных согласных на конце слов». Но для этого нам предстоит отправиться… Угадайте, куда?
9 | 16 | 16 | 17 | 1 | 18 | 12 |
(Зоопарк.)
− Кто был в зоопарке?
− Закройте глаза и вспомните, что вы интересного видели в зоопарке.
− Что такое зоопарк? (Ответы учащихся.)
Учитель зачитывает по толковому словарю В. И. Даля, что означает слово «зоопарк».
− А вы знаете, что первый зоопарк открылся в России в 1864 году в Москве. Его создали замечательные люди, ученые-биологи. Животных для зоопарка собирали всем миром. Дарили их зоопарки других стран, богатые люди, члены царской семьи.
Познавательные УУД: формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное в языковых явлениях.
− На территории сказочного королевства есть зоопарк. (Учебник, с. 77.)
− Прочитайте названия животных под рисунком.
− Что заметили? (Последние звуки произносятся одинаково.)
− Определите, какую букву надо написать на конце каждого слова.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг!
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Запись пар слов.
Физкультминутка
Мы к плечам приблизим кисти
И вращение начнем.
Раз − два − три − четыре − пять.
Стоп! Теперь назад вращать.
(Ученики, приставив руки к плечам,
делают вращательные движения.)
Перед грудью руки ставим
И рывком их выпрямляем.
(Ученики рывками отводят руки от груди
в стороны.)
Одну руку вверх поднимем,
А другую вниз опустим.
(Ученики nоnеременно плавным движением
поднимают и опускают выпрямленные руки.)
А теперь мы приседаем,
Приседания считаем.
А когда закончим счёт,
Захотим присесть ещё.
(Ученики делают приседания.)
А теперь давайте вместе
Мы чуть-чуть пройдём на месте.
(Ученики ходят на месте.)
Всё, окончена разминка,
И за парты мы садимся.
(Ученики садятся за парты.)
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа с пословицами (лингвистическая, лексическая).
На доске записаны пословицы.
− Прочитайте пословицы. Напишите их в тетради, вставляя нужные буквы. Объясните смысл пословиц.
Старый дру.. лучше новых двух.
Тру.. кормит, а лень портит.
− Какие буквы вставили?
− Какие слова могут быть проверочными?
2. Работа по учебнику.
Упражнение 42, с. 78.
Личностные УУД: осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД: общеучебные – обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту).
Часть учащихся работает по индивидуальным карточкам.
КАРТОЧКА 1 Вставь пропущенную букву Б или П. ястре.. стол.. спосо.. ло.. хле.. сиро.. су.. шта.. сер.. пото.. |
КАРТОЧКА 2 Вставь пропущенную букву В или Ф. жира.. уда.. шка.. клю.. тетере.. остро.. взры.. шар.. морко..ь зо.. |
КАРТОЧКА 3 Вставь пропущенную букву Г или К. зву.. четвер.. дру.. бере.. кру.. утю.. тан.. пустя.. фла.. со.. |
КАРТОЧКА 4 Вставь пропущенную букву З или С. гла.. кара..ь пару.. арбу.. гру.. сеноко.. голо.. ры..ь моро.. свя..ь |
VII. Итог урока.
− Как парные глухие и звонкие согласные произносятся и пишутся в начале слова? На конце слова?
− Как следует проверять парные согласные на конце слова?
− Будьте очень внимательны. Поднимайте сигнальные карточки с парными согласными.
Вот царь зверей − могучий ле..,
А тут жира.. с длиннющей шеей.
Ушастый ё.. . Чем не хорош?
Ено..-красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры..ь.
Плывет могучий бегемо..,
Медве..ь над нерпою ревет.
И белый голу..ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.
− Урок окончен! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочные разработки по русскому языку 3 класс УМК "Перспектива"
Предлагаемые методические рекомендации позволят учителю организовать эффективную работу по учебнику «Русский язык» для третьего класса (авторы Л. Ф. Климанова, Т. В...
1.2.4. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 23 - 31
1.2.4. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 23 - 31...
1.2.3. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 13 - 22
1.2.3. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 13 - 22...
1.2.2. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 1 - 12
1.2.2. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 1 - 12...
Технологическая карта (поурочная разработка) по русскому языку 2 класс
Данная поурочная разработка рассчитана для детей второго класса с глубокими нарушениями зрения в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ....
Поурочные разработки по русскому языку 2 класс Рамзаева ТГ (1-2)
Поурочные разработки по русскому языку 2 класс Рамзаева ТГ1-2 четверти...
Поурочные разработки по русскому языку 2 класс Рамзаева ТГ (3-4)
Поурочные разработки по русскому языку 2 класс Рамзаева ТГ 3-4 четверти...