1.2.4. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 23 - 31
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Волкова Наталья Евгеньевна

1.2.4. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 23 - 31

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pourochnye_razrabotki_pnsh_russkiy_yazyk_1_klass_23_-_31.rar342.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 23
СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ
ЖИ–ШИ, ЖЕ–ШЕ, ЦИ–ЦЕ

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи–ши, же–ше, ци–це под ударением.

Планируемые результаты образования: предметные: научатся различать только твердые и только мягкие согласные звуки, писать слова с сочетаниями жи–ши, же–ше, ци–це под ударением, предупреждать дисграфические ошибки в смешении звуков [ж], [з]; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; познавательные – анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные – принимают участие в работе парами, соблюдая общепринятые правила общения и взаимодействия; личностные УУД: понимают роль знаний в жизни каждого человека; имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Образовательные ресурсы: карточки и таблички с загадками; схемами; стихотворением Тима Собакина.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Все за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

II. Чистописание.

– Запишите слоги парами.

па                ве

бо                зю

зу                пя

ты                ти

вэ                бё

(Па-пя, бо-бё и т. д.)

– По какому признаку определили пару? (Твердые и мягкие согласные.)

– Какие гласные буквы показывают, что согласный перед ними твердый? (А, о, у, ы, э.)

– Запишите их на следующей строке.

Буквы пишем аккуратно,

Чтобы было всем понятно.

Мы старались, мы писали,

Чтобы их легко читали.

– Запишите гласные буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного. (Я, ё, ю, и, е.)

III. Сообщение темы урока, постановка целей.

 Работа по учебнику (с. 56–57).

Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради; логические – установление причинно-следственных связей; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Чтение статьи учебника (возможно по ролям) до слов «А есть только мягкие согласные звуки».

– Тема нашего урока «Твердые согласные, у которых нет мягкой пары».

IV. Работа по теме урока.

 Работа со звуковым столбиком.

– Рассмотрите звуковой столбик.

– Каким цветом должны быть помечены звуки, о которых мы говорим? (Голубым и зеленым.)

– Где в звуковом столбике находятся твердые звуки: слева или справа?

– Движемся взглядом по левому столбику, отыскиваем согласные, у которых справа в скобках стоит прочерк, то есть нет мягкой пары.

Вывод: буквы ж, ш, ц обозначают [ж], [ш], [ц] – только твердые звуки.

 Чтение статьи (с. 57).

Личностные УУД: самоопределение – работа над системой заданий, нацеленной на децентрацию младшего школьника, ориентирующей его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении трудных задач; осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД: общеучебные – обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту); развитие умений применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями, осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

– Произнесите слова: жизнь, жир, чижи.

– А теперь произнесите слова: шип, шишка, машина.

– Какие звуки вы произносите – [шы] или [ш’и], [жы] или [ж’и]?

Далее слова записываются на доске.

– Подчеркните в словах сочетания жи–ши.

– Внимательно прослушайте стихотворение, постарайтесь запомнить слова с жи и ши.

Как напишешь жи и ши?

Мне решительно скажи!

Лужи, жимолость, ежи,

Мыши, лыжи, камыши,

Все сочетанья жи и ши

Только с буквой и пиши!

                        (9 слов.)

 Работа по учебнику (с. 58).

Личностные УУД: осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД: общеучебные – развитие умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – установление причинно-следственных связей.

На доске записаны слова: шесть, шерсть, жесть, служебный.

– Какие звуки вы произносите: [шэ] или [ш’э], [жэ] или [ж’э]?

– Как раньше произносили буквосочетания же–ше? Произнесите.

Запомните: же–ше пиши с буквой е.

– Вставьте пропущенные буквы в слова: ж..них, ш..стой.

– Подумайте, почему вы не смогли этого сделать? Если затрудняетесь ответить, обратитесь за помощью к Летучей Мыши (с. 58).

(Сочетания жи–ши, же–ше пиши только под ударением.)

 Физкультминутка

Учащиеся выполняют движения за учителем.

Слышит мишка краем уха,

Как жужжит над ухом муха.

Мишка лапой муху хвать!

Мухи слыхом не слыхать!

И понять не может мишка,

Отчего над ухом … (шишка).

 Работа над стихотворением Тима Собакина о ловком Бегемоте, который гонялся за нахальной мухой (с. 50).

Чтение стихотворения подготовленным учеником.

– Какой звук – твердый или мягкий – издавала нахальная муха?

 Работа по тетради.

Задание 1, с. 34.

– Отгадайте загадки.

– Впишите в клетки рядом с рисунком-отгадкой ударные слоги, поставьте ударение.

Клубки, да не пушистые,

Колючие да ершистые.

                        (Ежи.)

Рисовали на бумаге

Ручейки, леса, овраги.

Оттого, что рисовали,

Мы поменьше ростом стали.

                        (Карандаши.)

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Доставит вас куда хотите,

Если очень вы спешите.

                        (Машина.)

Над рекой в тиши

Зашуршали … (камыши).

На четыре ноги

Надевали сапоги.

Перед тем как надевать,

Стали обувь надувать.

                        (Шины.)

Змеи эти не опасны,

Это даже детям ясно.

                        (Ужи.)

– С оставшимися словами выполните работу самостоятельно.

– Какие слова нельзя переносить? (Ужи, шея, ежи.)

– Почему? (Один слог.)

Выполнение заданий 2, 3, с. 35.

На доске: [ж], [ш]  .

– Соотнесите звуковой значок и букву. ([ж] – ; [ш] – .)

Задание 2, с. 35.

Рассуждение:  первый звук в слове глухой , значит, это буква «ш» → слово «шар». Пишу «шар».

Задание 3 (по вариантам):

I вариант – вписать в слова букву З;

II вариант – вписать в слова букву Ж.

Взаимопроверка в парах.

Чтение хором строчек в режиме скороговорки.

 Работа по учебнику.

Личностные УУД: смыслообразование – организация участия учащихся в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос, прививающей любовь ко всему живому, ориентирующей младшего школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллектуальные задачи.

Познавательные УУД: восстановление нарушенного порядка в текстах интеллектуальных задач.

Упражнение 25, с. 59.

– Волшебнице понравилась ваша работа. Она предлагает вам освободить некоторых детенышей.

Проверка выполнения упражнения.

– Прочитайте слова-названия зверей.

– Прочитайте остальные слова.

V. Итог урока.

– Каким правилом воспользовались, чтобы правильно написать слова?

Анишит Йокоповна осталась вами довольна. Она решила открыть вам еще один секрет, но о нем – на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные разработки по русскому языку 3 класс УМК "Перспектива"

    Предлагаемые методические рекомендации позволят учителю организовать эффективную работу по учебнику «Русский язык» для третьего класса (авторы Л. Ф. Климанова, Т. В...

1.2.5. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 32 - 40

1.2.5. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 32 - 40...

1.2.3. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 13 - 22

1.2.3. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 13 - 22...

1.2.2. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 1 - 12

1.2.2. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 1 - 12...

Технологическая карта (поурочная разработка) по русскому языку 2 класс

Данная поурочная разработка рассчитана для детей второго класса с глубокими нарушениями зрения в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ....

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс Рамзаева ТГ (1-2)

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс Рамзаева ТГ1-2 четверти...

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс Рамзаева ТГ (3-4)

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс Рамзаева ТГ 3-4 четверти...