Урок русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок-закрепления правописания безударных личных окончаний глаголов в 4 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
«Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени»
Задачи урока:
- Создавать условия для различения глаголов I и II спряжения, выделения глаголов – исключений.
- Создавать условия для выбора последовательности действий при написании безударных личных окончаний глаголов.
- Учить обосновывать правильность написания безударных личных окончаний глаголов.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Определять лицо, число и спряжение глаголов.
- Использовать алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями по неопределённой форме.
- Объяснять необходимость проверки безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
- Выбирать последовательность действий при написании безударных личных окончаний глаголов.
Метапредметные:
- Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
- Выполнять действия по алгоритму.
- Оценивать результат решения орфографической задачи.
- Проводить самопроверку и самооценку выполненных заданий.
- Выделять и формулировать то, что усвоено и то, что нужно усвоить.
Личностные:
- Осознавать значимость изучения русского языка.
Ход урока:
1. Актуализация знаний учащихся.
- Отгадайте загадку. О какой части речи в ней говорится?
«Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё
В действие придёт:
Летит ракета,
Люди строят зданья,
И рожь в колосьях расцветёт». (Глагол)
- Как догадались?
- Что такое глагол?
2. Определение темы урока.
На доске слова: светит, споёшь, цветут, видишь, летаете, звенел, зеленеем, закричат, журчит.
-Что за слова написаны на доске?
(Глаголы)
- Какой глагол лишний?
(звенел)
- Почему?
(Это глагол прошедшего времени, он не спрягается).
-На какие 2 группы можно разделить все остальные глаголы?
1). Глаголы настоящего времени и глаголы будущего времени.
- Разделите (устно).
Н. в.: светит, цветут, видишь, летаете, зеленеем, журчит.
Б. в.: споёшь, закричат.
2). Глаголы с ударным и безударным окончанием.
- споёшь, цветут, закричат, журчит.
- светит, зеленеем, видишь, летаете.
3). Глаголы I и II спряжения.
Запишите глаголы в два столбика: 1 – глаголы I спряжения, 2 - глаголы II спряжения.
Проверим:
I спр. II спр.
споёшь светит
цветут видишь
летаете закричат
зеленеем журчит
- Как вы определили, какие глаголы относятся к I спряжению,
а какие ко II?
(I спряжение – в личных окончаниях буква «е», в 3л. мн. ч. – «ут», «ют»;
II спряжение - в личных окончаниях буква «и», в 3л. мн. ч. – «ат», «ят»).
- Какие личные окончания глаголов нам легко писать?
(ударные)
- Какие личные окончания глаголов вызывают трудности при написании?
(безударные)
Тема урока: - Сегодня мы продолжим учиться определять спряжение глаголов и писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.
3. Работа по теме урока.
- Что нужно знать, чтобы писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени?
(спряжение глагола)
- Как можно определить спряжение глаголов?
(по 3 л. мн. ч., по неопределённой форме)
- Как определить спряжение глаголов по 3 л. мн. ч.?
(Если в 3 л. мн.ч. окончания «ут», «ют» - это I спряжение, если в 3 л. мн.ч. окончания «ат», «ят» - это II спряжение).
1). Работа в парах.
- Определить спряжение глаголов по 3 л. мн. ч, поставить глаголы в указанное лицо и число.
Определи спряжение глаголов, поставь в форму 2 л. ед. ч.
I в. зеленеют - (2 л. ед ч.)
дышат - (2 л. ед ч.)
II в. пахнут - (2 л. ед ч.)
Терпят - (2 л. ед ч.)
- Та пара, которая справится с заданием, поднимает сигнальную карточку.
Проверка: 1 пара объясняет, все остальные проверяют.
- Что нужно помнить о правописании личных окончаний глаголов
2 л. ед. ч.?
(на конце пишется «ь»)
Физминутка.
- Как ещё можно определить спряжение глаголов?
(по неопределённой форме)
- Какие глаголы в неопределённой форме относятся ко II спряжению?
(Глаголы, оканчивающиеся на «ить», кроме брить и стелить).
- Какие глаголы в неопределённой форме относятся к I спряжению?
(Все остальные глаголы, кроме 4 глаголов, оканчивающихся на «ать»:
гнать, держать, слышать, дышать и 7 глаголов – на «еть»: видеть,
смотреть, обидеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть).
2). Работа с учебником.
Упражнение 198.
1 – 2 предложения у доски,
3 - I в. самостоятельно с проверкой, объяснить пословицы
4 - II в.
Разобрать по составу слова: написать, вырубишь, побежали.
- Какие же глаголы в неопределённой форме относятся к I спряжению,
ко II спряжению?
- Назовите глаголы–исключения.
3). Работа в парах по карточкам.
- Найдите и подчеркните лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.
Найдите и подчеркните в каждой группе слов лишнее слово.
I
- Говорить, смотреть, стелить, дружить.
II
- Зеленеть, терпеть, болеть, краснеть.
II
- Колоть, веять, гнать, убирать, рыть.
4). Работа с предложением.
В лесу мы вид . м подснежники, слыш . м голоса птиц.
- Объяснить, какую букву надо вставить.
(«и», «и», глаголы-исключения, II спр.)
- Дать характеристику предложения.
( повествовательное, невосклицательное, мы – подлежащее, видим
и слышим–однородные сказуемые, простое, распространённое)
-Обозначить части речи.
Физминутка.
Зарядка для глаз.
4. Самостоятельная разноуровневая работа.
3 уровня заданий. Каждый ученик выбирает любое задание.
1 задание.
По неопределенной форме определить спряжение и вставить букву в окончание.
Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.
2 задание.
Определить спряжение и вставить букву в окончание.
Под прямыми лучами солнца та…т снег. Мартовское равноденствие буд…т природу. Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей.
3 задание.
Подбери подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени.
______________ весна. Ярче ______________ солнце. ______________ тёплый ветерок. Последний снег ______________ в лесу. Природа ______________. Звери ______________ приближение весны. На реках скоро ______________ лёд.
5. Рефлексия.
- Легко ли тебе было выполнять задания на определение спряжения
глаголов и написание безударных личных окончаний глаголов?
Закрась лепестки цветка: легко – зелёным, есть трудности – жёлтым,
трудно – красным.
- Активно ли ты работал на уроке? Определи свою активность
количеством закрашенных лепестков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/02/picture-331276-1383368401.jpg)
Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов" 4 класс
Начальная школа 21 века. Презентация к уроку русского языка, проведённого в 4 классе, по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"....
Урок русского языка"Правописание безударных личных окончаний глаголов"
Правописание безуданых личных окончаний глаголов...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/04/picture-1079229-1701704809.jpg)
Урок русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени". Урок открытия новых знаний, на котором формиру...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/01/picture-1206154-1604244836.jpg)
урок русского языка в 4 классе . Тема" Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"
Данный урок формирует у учащихся умение правильно писать безударные окончания глаголов,развивает умение обосновывать правильность написания окончания....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/18/picture-1211418-1623992496.jpg)
Конспект урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности: формирование представлений о глаголах-исключениях; формирование умения находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжения; совершенствование умения определять спряжение ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/28/picture-1331411-1619623212.jpg)
Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени».
Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени». УМК «Школа России».4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/16/picture-1304589-1621183421.jpg)
Конспект урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения выбирать способ определения спряжения глагола; отрабатывание практических навыков правильного написания безударных личных окончаний глаголовПланиру...