Разработка урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Разработка урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_dlya_4_klassa_po_teme_lichnye_okonchaniya_glagolov.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационных компьютерных технологий
на уроках в начальной школе
Урок русского языка в 4 классе
Программа: «Школа России»
Автор: Кривенко Елена Викторовна
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ Кашарской СОШ
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Разработка урока русского языка.
- Приложение к уроку.
Пояснительная записка к уроку русского языка по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Цель данной работы:
Продемонстрировать умения организовывать на уроке деятельность детей с компьютером и компьютерными средствами;
Изучение информационных технологий является неотъемлемой частью современного общего образования.
Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания.
В настоящее время в практике преподавания учебных предметов наметились тенденции к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико – методических систем обучения.
Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им.
Предлагаемая методическая разработка урока русского языка представляет собой мини- технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся начальной школы и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, обучение пользоваться мультимедийными средствами, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально- образного мышления.
Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это общение более близким и человечным, чем ранее. Их применение представляет возможность использования многообразных форм предъявления материала.
В основу настоящей разработки урока учебной темы положена совместная деятельность учителя и учащихся в ходе изучения учебной темы «Правописание безударных окончаний глаголов» в 4 классе. Урок представляет собой созданную учителем средствами программного обеспечения PowerPoint мультимедийную презентацию, индивидуальные и групповые задания для работы на компьютере учащимися, мультимедийную презентацию, созданную детьми самостоятельно.
Урок разработан в соответствии с программой русского языка для общеобразовательной четырехлетней начальной школы.
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютеры, рабочие тетради, листы бумаги для организации работы в парах.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель урока:
Совершенствование навыка правильного написания безударных окончаний глаголов.
В ходе урока решаются следующие задачи:
Обучающие: закреплять навыки правильного написания окончаний глаголов; упражнять в определении спряжения глагола; формировать умения распознавать лицо и число глагола; развивать умения ставить вопрос к глаголу неопределенной формы;
Развивающие: развивать мышление, память, речь,внимание; мотивацию к усвоению учебного материала, развивать общие учебные практические умения взаимодействия с компьютером.
Воспитательные: воспитывать любовь к учению, развивать чувство сострадания к птицам зимой, формировать стремление к получению новых знаний, развивать умение способности работать в коллективе.
Здоровьесберегающие: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.
В этом уроке использовались электронные демонстрационные материалы с целью решения следующих педагогических задач:
- организация контроля по усвоению учащимися пройденного материала;
- организация самостоятельной работы учащимися к уроку и поддержания интереса в ходе урока;
Организация пропедевтической работы с учащимися на уроке.
По своей структуре данный урок является комбинированным.
В содержании урока русского языка включены игровые моменты с целью поддержания интереса и мотивации учащихся в процессе урока. Разработанный электронный дидактический материал для проведения урока отражает все его требования и цели и обеспечивает наиболее эффективное и результативное его проведение в соответствии с замыслом урока.
Контроль за деятельностью учащихся проводится в ходе урока. Оценки выставляются после проверки самостоятельной работы с творческим заданием.
На уроке используется демонстрационный компьютер и мультимедиа проектор, заранее по индивидуальному заданию группой детей подготовлена мультимедийная презентация, помогающая обобщить знания детей о глаголе, осуществляется индивидуальная работа с детей на компьютере, поэтому необходимо, чтобы занятия детей проходили в компьютерном классе.
Предполагаемые результаты:
Формирование языковой компетенции:
Закрепление знаний учащихся о значении глаголов в речи. Совершенствование умений правильно писать безударные окончания глаголов. Закрепление навыков грамотного письма.
Формирование коммуникативной компетенции:
Формирование правильной речи. Обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме. Формирование навыка работы на компьютере в программе PowerPoint и умения работать с мультимедийным оборудованием.
Разработка урока.
Тема: правописание безударных личных окончаний глаголов.
Обучающие: закреплять навыки правильного написания окончаний глаголов; упражнять в определении спряжения глагола; формировать умения распознавать лицо и число глагола; развивать умения ставить вопрос к глаголу неопределенной формы;
Развивающие: развивать мышление, память, речь,внимание; мотивацию к усвоению учебного материала, развивать общие учебные практические умения взаимодействия с компьютером.
Воспитательные: воспитывать любовь к учению, развивать чувство сострадания к птицам зимой, формировать стремление к получению новых знаний, развивать умение способности работать в коллективе.
1.Организационный момент.
-я буду внимательным.
-я буду думать
-буду сосредоточенно размышлять
-буду старателен и догадлив
1.Учитель читает стихотворение.
Поет зима, аукает
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака ( С.Есенин )
Как понимаете выражение стозвоном? Что можете сказать об этом слове?
2.Сообщение темы и цели урока.
1 слайд
Прочитайте тему урока. «ЗЕМЛЯ ГЛАГОЛОВ. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»
Запишите число в тетради. Назовите орфограммы.
2 слайд
3.Повторение и закрепление изученного.
Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.
3 слайд.
Поет зима, аука.т
Мохнатый лес баюка.т
Стозвоном с.сняка
Кругом с тоской глубок.ю
Плывут в страну далекую
С.дые обл.ка.
В 1 предложении подчеркните главные и второстепенные члены предложения, объясните постановку запятой. Составьте схему предложения.
Назовите глаголы. Перечислите морфологические признаки глаголов.
Обобщить наши знания о глаголе нам поможет презентация , которую подготовили Илья и Лиза.
Мультимедийная презентация ( см. в приложении)
- какие вопросы у вас есть к ребятам?
Определите спряжение глаголов в нашем стихотворении. Какой глагол нам подсказывает о своем спряжении? ( плывут )
Индивидуальная работа.
Цель: проверка знаний о глаголе как части речи. Для этого выполните морфологический разбор глагола
1 вариант – глагола аукает
2 вариант – глагола баюкает
Проверка: устно с места.
4.Физминутка для предупреждения зрительного утомления « Бабочка».
Прилетела бабочка, села на указку,
Постарайтесь вслед за ней пробежаться глазками.( движение маятника).
5.Работа над пройденным материалом.
Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание глагола?
Игра «Поиграй с глаголом»
Слайд 4. Как- то раз собрались несколько глаголов и стали играть
на зеленой травке. Они так весело кувыркались и прыгали, что потеряли свои окончания в травке. Скажу вам по секрету, что все глаголы были в одной и той же форме – 2 лица, ед. числа., но одни глаголы принадлежали первому спряжению, а другие второму. Только они так играли, что совсем позабыли, кто из них какого спряжения.Помогите глаголам найти свое окончание. Спишите глаголы, выделите окончания, подпишите спряжение
Что можете сказать о правописании личных окончаний глаголов 2 лица ед. числа?
Проверка выполнения задания ( на слайде из презентации учителя)
Вывод: Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание глагола?
6. ФИЗМИНУТКА. Упражнения , способствующие снятию общего утомления.
Как же долго мы сидели, наши руки онемели,
Наши ноги затекли, ими топнем: раз, два, три.
Руки в стороны, дружок, раз, два, три, потом – прыжок.
А теперь присядь скорее, не держись за батарею,
Со здоровьем все в порядке, если делаешь зарядку.
Встаньте дружно из-за парт и скорее стройтесь в ряд.
Повернитесь влево, вправо: поработаем ногами, поработаем руками!
Улыбнемся: день хороший и похлопаем в ладоши!
А теперь мы все ребятки будем быстрые лошадки.
На арене выступаем, бег галопом исполняем.
Выше,выше, выше, выше
А теперь все тише, тише.
Переходим на ходьбу, прекращаем мы игру
Сядем тихо, будто мышки, все девчонки и мальчишки.
Присмирела детвора, и работать нам пора.
7. Работа с компьютером.
Пересаживаемся за компьютеры.
Слайд 5.
Задание 1. Игра «Путешествуем с глаголом»
Вам предстоит поиграть в парах. Цель работы: развивать умение определять вид глагола.
Внимательно прочитайте задания. Чья пара быстрее найдет дорогу.
Проверка по слайду 6.
Одна пара читает, другие проверяют.
Задание 2.
Цель: развивать речь, упражняться в написании личных окончаний глаголов.
Вставьте противоположные по смыслу глаголы, определите спряжение, объясните правописание окончаний глагола.
Проверка слайд 7.
Ласточка день начина.., а соловей ……()
Смелый наступа.., а трус…..()
Дождик вымо.., а солнце ….()
Задание 3. Индивидуальная работа с взаимопроверкой.
Вставьте пропущенные буквы, проверьте по образцу, оцените работу друг друга.
Смотр.т
Спряч.т
Вид.т
Дыш.т
Пил.т
Посад.м
Кол.т
_____________________________________________________________________
Стро.т
Заплач.т
Мокн.т
Верт.т
Утон.т
Пиш.шь
Сохн.т
Выполните взаимопроверку и поставьте оценку в окошечко в компьютере.
Вывод: Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание глагола?
8.Повторение изученного.Запись предложений под диктовку с творческим заданием.
Мы вспомнили и потренировались в написании безударных окончаний глаголов. Сейчас проверочная работа. Отключите компьютеры и сядьте на свои места.
Беседа о птицах зимой.
- Ребята, когда вы шли сегодня в школу, вы уютно себя чувствовали на улице? А почему? Но вы были в теплых шапках и куртках. Закройте глаза,,, Где может быть под крышей дома или в какой- нибудь щели, сжавшись в комочек сидит воробей или синичка.На улице холодно и голодно. И нет надежды птицам согреться. Вот бы найти корочку хлеба! Но кругом снег все засыпал. Кто поможет птицам?
Ответы.
Запишите под диктовку предложения.
Метель заметает дорожки. Ты сидишь в тепле и готовишь уроки. Вдруг слышишь тихий стук в стекло. За оконной рамой ты видишь птичку. Синичка ходит по снежку. Птица просит помощи.
- Продолжите рассказ 1 – 2 предложениями.
Рочитайте рассказ, который у вас получился.
Назовите глаголы, определите спряжение.
9. Рефлексия. Итог урока.
Подведение итога урока.
Что для вас было трудным, что легким?
Чему учились на уроке?
Отобразите на полях тетради своё настроение в конце урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Написание личных окончаний глаголов".
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:"Обобщение знаний о глаголе"....
Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"
Урок русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголо". К уроку подготовлена презентация....
Урок-обобщения «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Урок-обобщения«Правописание безударных личных окончаний глаголов». Предмет: русский язык.Класс: 4.Тип урока: урок рефлексии. Содержательная цель урока: закреплени...
Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"
Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"...
презентация к уроку русского языка "Безударные личные окончания глаголов,4 класс"(школа 2100)
в презентации разработана минутка чистописания,дана самостоятельная работа.презентация красочно оформлена...
Тренажёр по русскому языку "Безударные личные окончания глаголов"
Тренажёр по русскому языку "Безударные личные окончания глаголов"...
Разработка урока по русскому языку "Безударные личные окончания глагола .Закрепление", УМК "Планета Знаний" (4 класс)
Разработка включает в себя конспект урока и презентацию по данной теме...