Конспект урока "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чернова Елена Владимировна

Данный урок направлен на  развитие мышления учащихся,  языкового чутья,  воспитывает интерес к здоровому образу жизни,  спорту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Наречие как часть речи.

Цели:

  • учить детей находить в тексте наречия, отличать их от других частей речи;
  • отрабатывать каллиграфические навыки и орфографическую зоркость;
  • развивать речь учащихся, внимание и наблюдательность;
  • воспитывать интерес к занятиям спортом, к историческому прошлому своей Родины;
  • познакомить со спортивными достижениями учащихся своей школы.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2.  Каллиграфическая минутка
  • Давайте подготовим руку к красивому и правильному письму. Поочередное касание с легким надавливанием подушкой каждого пальчика руки о большой палец.
  • Сегодня мы будем отрабатывать элементы букв прт. Какой элемент этих букв требует особого внимания? (Прямая линия с закруглением внизу и вверху.)

(Письмо строчки сочетания прт)

  • Какие это буквы?
  • Можно ли разделить их на 2 группы по какому- либо признаку? Разделите.
  • Какое слово получится, если после буквы П поставить гласную букву, а в начале ее половину? (Записываем слово спорт, подчеркиваем орфограмму).
  • Как вы понимаете значение этого слова?
  • В словаре Ожегова так истолковано это слово: «1. Спорт – физические упражнения для развития и укрепления организма. 2. Спорт – одна из сторон физической культуры. Цель занятий спортом – достижение высоких результатов в определенном виде спорта и повышение спортивного мастерства»
  1. Словарная работа

 - Запишите 3 слова, обозначающие виды спорта. (Хоккей, футбол, гимнастика)

- Определите орфограммы. (Удвоенные согласные, непроверяемые гласные и согласные)

         4.   Работа над новым материалом

1) Актуализация знаний.

Восстановление деформированных предложений.

  • Слева и справа на доске записаны два предложения, но слова разбросаны, то есть, не связаны по смыслу. Восстановите порядок слов.

1 вариант

2 вариант

Труд, рядом, и, живут, спорт

со, связан, ты, спортом, Если

Быть, обязан, здоровым, ты

Проверка работы 1-го варианта.

-  Как вы понимаете полученную фразу?

  • Запишите высказывание «Спорт и труд рядом живут», выделите орфограммы. Проверка.

Проверка работы 2-го варианта. (Если ты со спортом связан, быть здоровым ты обязан)

  • Что значит быть здоровым? (Никогда не болеть, быть сильным, крепким, выносливым)
  • Кому из людей в большей степени присущи эти качества? (спортсменам)
  • Поставьте слово люди в единственное число. (Человек)
  • Продолжите предложение: Спортсмен – это человек …  (сильный, крепкий, выносливый)

-Какие части речи вы использовали? (Прилагательные)

- Какое значение имеют прилагательные? (Обозначают признак предмета)

- Какие ещё  части речи обозначают признак предмета или действия? (Наречие)

- Что такое наречие?  (Неизменяемая часть речи)

- На уроке русского языка мы продолжим тему «Наречие» и будем учиться находить наречия в тексте, отличать их от прилагательных. Используя свои знания, заполним сравнительную таблицу «Прилагательное – наречие»

 Кроме того, мы узнаем, какие чудесные изменения могут произойти с любым человеком, если он будет ежедневно заниматься физическими упражнениями.

2)Физкультминутка под музыку  

Любим спортом заниматься. (руки перед грудью, рывки руками.)
Будем очень мы стараться.
Мяч бросать и принимать, (имитируем броски мячом)
Метко вдаль его кидать.
Ловко прыгать на скакалке,(прыжки на месте)
Ног своих совсем не жалко.
Приседать и вновь вставать, (дети приседают и встают.)
Руки быстро поднимать. (поднимают руки вверх).
Наклоняться вправо, влево. (наклоны вправо, влево)

3) Изучение нового материала

-Выпишите из текста словосочетания с наречиями.

Упр. 1 с. 43

Рубрика «Давай  подумаем» Прочитайте. Согласитесь ли вы с Ильёй?

Вывод: наречие – неизменяемая часть речи. В словосочетаниях зависимое наречие связано с главным словом только по смыслу. Сравните: прилагательное + существительное (согласуются в роде, числе и падеже), а наречие – примыкает по смыслу к главному  слову.

4) Работа с текстом, написанным на доске.

Задание 1-ой группе:

  • Из предложенного текста выпишите существительные с прилагательными, стоящими в единственном числе, выделите окончания.

Задание 2-ой группе:

  • Из текста выпишите словосочетания с наречиями.

        

Слабый и хилый мальчик – он часто болел. Александр знал, что для службы в армии нужны сильные, крепкие и выносливые люди. Он усердно принялся закалять свое слабое здоровье: ежедневно обливался холодной водой, спал на жестких досках, всегда носил легкую одежду. Постоянно будущий полководец выполнял тяжелые физические упражнения. Какая бы дождливая не была  погода – он ездил верхом на лошади.

(Проверка работы в группах)

1 группа – слабый и хилый мальчик, слабое здоровье, холодной водой, лёгкую одежду, будущий полководец, дождливая погода.

2 группа – часто болел, принялся усердно, ежедневно обливался, всегда носил, постоянно выполнял, ездил верхом.

  • Докажите, правильность выполнения своей работы.
  • А теперь послушайте, какие чудесные изменения может творить с человеком спорт и даже простые физические упражнения, которые надо выполнять ежедневно.

Суворов добился своего. Он казался неутомимым: не спал по несколько ночей подряд, питался грубой солдатской пищей, сутками не слезал с лошади. Никто не догадывался, какой нелегкой ценой доставались Суворову его навыки.

  • Что нового вы узнали сегодня о полководце Суворове?
  1. Закрепление пройденного материала.

1)Знакомство со спортсменами нашей школы.

  • Многие из вас, я знаю, занимаются в спортивных секциях и даже уже принимали участие в областных соревнованиях. Занятия спортом помогают стать не только здоровыми и выносливыми, но и укрепляют силу воли, характер.

(Чтение стихотворения подготовленным учеником.)

Спорт – это здоровье.

Спорт – это успех.

Это твое имя на устах у всех.

Это слава школе, школе родной.

Достойная смена стране большой.

- Посмотрите на фотографии ребят.

Фомина Екатерина – бронзовый призёр городских соревнований по спортивной гимнастике.

Писарев Олег – призёр городских соревнований по кёкусинкай.

Костылова Полина – кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике.

Карачкин Сергей – мастер спорта по спортивной гимнастике, призёр Чемпионата России.

- Позже  ребята могут рассказать нам много интересного  о своём любимом виде спорта, как они добились успехов.  Чтобы сохранить своё здоровье, каждый человек должен соблюдать правила здорового образа жизни. Ведь человеческий организм — сложная машина, работающая по своей программе. Однако, чтобы она не давала сбоев, ей необходимо хорошее «техническое обслуживание». Вспомните эти правила, мы говорили о них на уроках окружающего мира. Запишите эти правила, используя наречия.

Проверка. (Ежедневно делай зарядку. Регулярно занимайся физкультурой. Чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Чаще гуляй на свежем воздухе. Утром и вечером чисти зубы.)

- Каким членом предложения является наречие? (Обстоятельством времени, места, образа действия)

5.Итог урока.

- Что же подведём итоги нашего урока. Заполните сравнительную таблицу. По каким признакам можно сравнить прилагательное и наречие? (Предлагают учащиеся – значение, вопросы, изменение, член предложения)

Линии сравнения

Прилагательное

Наречие

Значение

Признак предмета

Признак предмета, действия, другого признака

Вопросы

Какой, какая, какое, какие

Где, когда, куда, откуда, почему, зачем, как, какое, какая, какие, насколько, в какой мере

Изменение

По родам, числам, падежам

Не изменяется

Член предложения

Определение, сказуемое

Обстоятельство, определение

6. Домашнее задание ( дифференцированное):

1.с.44 упр.2

2. Напишите письмо другу о вашем любимом виде спорта, используя в тексте наречия.

3. Составьте и напишите текст «Роль наречий в русском языке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Служебные части речи"

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК  В 4 КЛАССЕ ....

конспект урока "Служебные части речи"

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК  В 4 КЛАССЕ ....

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...

Конспект "Местоимение как часть речи"

Русский язык (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.)3 классТема: Понятие о местоимении....

Конспект урока по русскому языку. Части речи. Что такое части речи?

Конспект урока по русскому языку. Части речи. Что такое части речи?...