Конспект логопедического занятия "Части речи. Слова-предметы, признаки, действия"
план-конспект по логопедии
Логопедическое занятие по теме "Части речи".
Закрепляем представления о словах-названиях предметов, признаков, действий, как часть речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_rechi._slova-predmety_priznaki_deystviya.docx | 527.06 КБ |
chasti_rechi._slova-predmety_priznaki_deystviya.pptx | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: Логопедическое занятие
Класс: 5а
ФИО учителя: Писарева Надежда Амирбековна
Тема урока: Части речи. Название предметов, признаков, действий.
Цели урока:
1. закреплять представления о словах – названиях предметов, действий, признаков предмета, как части речи.
закреплять навык их практического употребления, различения;
активизировать словарь по теме «Зима»;
2. развивать звукобуквенный анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи, связную речь;
развивать мышление, память;
3. воспитывать самоконтроль, активность;
Оборудование: слайдовая презентация, индивидуальный раздаточный материал, карточки для самостоятельной работы, карточки обратной связи
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
-что обозначает имя существительное, прилагательное, глагол
-на какие вопросы отвечают части речи
-признаки зимы
-однокоренные слова
Глоссарий по теме:
Части речи, «зарубить на носу», зимовка.
Цифровой образовательный контент: презентация, РЭШ, Учи.ру, опросникум
Оборудование: проектор, карточки для индивидуальной работы, карточки обратной связи.
Ход урока:
Этап урока | Содержание урока. | Деятельность обучающихся | ||||||
Оргмомент Настрой на урок | Здравствуйте, ребята! Чтобы грамотными стать, Надо много нам читать. Надо быть активными, А еще желательно Делать все внимательно! Желаю, чтобы вы сегодня были активными и очень внимательными! | Готовятся к уроку Приветствуют учителя | ||||||
Речевая разминка слайд 1 слайд 2 | Посмотрите на доску. Попробуйте прочитать. Белыйснегбелыймел, Белыйзаяцтожебел, Авотбелканебела Белойдаженебыла. Что не так? Давайте разделим слова между собой. Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел, А вот белка не бела Белой даже не была. | Дети читают, затрудняются, все слова написаны слитно Дети выходят по одному и разделяют слова Читают по строчке сначала медленно, потом быстро | ||||||
Введение в тему урока | О каком времени года говорится в скороговорке? Какие вы знаете зимние месяцы? Вспомни, в скороговорке кто был белым? Каждый день мы задаём очень много разных вопросов. Давайте посмотрим видео. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6421/start/299577/ (0.25-1.27) | О зиме декабрь, январь, февраль заяц смотрят видео | ||||||
Актуализация знаний слайд 3 слайд 4 | На слайде таблица
1. Собери рассыпанное слово. (О,Р,М,О,З). У кого это слово? На какой вопрос отвечает? У кого ещё слова, которые отвечают на вопрос что или кто? 2. Отгадай загадку Снег, пшеничная мука, в синем небе облака. И подснежник первый смелый — Он по цвету тоже — БЕЛЫЙ.) У кого это слово? На какой вопрос отвечает? У кого ещё слова, которые отвечают на вопрос какой, какая, какое, какие? 3. Найди лишнее слово СНЕГ, ГРЫЗЁТ, МОРОЗ, ВЬЮГА У кого это слово? На какой вопрос отвечает? У кого ещё слова, которые отвечают на вопрос что делает? | у каждого ребёнка слово, которое они распределяют в нужный столбик мороз отвечает на вопрос что? Снег, заяц, зима белый отвечает на вопрос какой? Зимний, пушистый, холодная грызёт что делает? Идёт, зимовать, падает | ||||||
Тема урока слайд 5 | Что вам помогло распределить слова на группы? Все слова в русском языке объединены в группы и называются они…ЧАСТИ РЕЧИ. Как называется часть речи, которая обозначает предмет? Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета? Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета? | Вопросы разгадывают ребус имя существительное имя прилагательное глагол | ||||||
Целеполагание слайд 6 | Кто назовёт тему нашего урока? Мы вспомним: что знаем о зиме а также https://resh.edu.ru/subject/lesson/6421/start/299579/ (0.22-0.43) Будем учиться: находить, различать и подбирать слова – названия предметов, действий, признаков предметов. | Дети формулируют тему урока «Части речи. Слова – названия предметов, признаков, действий» | ||||||
слайд 7 | Назовите слова, которые выделены. Что это за слова? Зима, зимний, зимовать. Какие ещё можно подобрать однокоренные слова? (Учитель помогает наводящими вопросами) Запишите в тетрадь, выделяя корень | однокоренные записывают в тетрадь, выделяют корень зимующие, зимушка, зимовка | ||||||
Упражнение на согласование слов-предметов с признаками слайд 8 | Сейчас будем учиться подбирать к разным словам подходящий по смыслу предмет. 1 гр -Подбери предметы к словам (соедини слова в пары). Спиши.
2 гр - Спиши словосочетания
Проверяем На какие вопросы отвечают слова-предметы? Какой частью речи они являются? | Работают по индивидуальным карточкам кто? что? Имя существительное | ||||||
Работа с предложениями подбор слов противоположных по значению слайд 9 | Какое время года наступит после зимы? А давайте сравним. Закончи и запиши полученные предложения. 1 гр – самостоятельный подбор слов и запись полных предложений. Зима холодная, а весна … . Зимой солнце тусклое, а весной … . Зимой день короткий, а весной … . (Тёплая, яркое, длинный) 2 гр – списывание предложений. Подчеркнуть слова-признаки. Зима холодная, а весна тёплая. Зимой солнце тусклое, а весной яркое. Зимой день короткий, а весной длинный. Какие слова-признаки записали в первом предложении? Во втором? В третьем? На какие вопросы отвечают? Как называется эта часть речи? | Весна ответы детей имя прилагательное | ||||||
Физминутка слайд 10 | Поиграем в игру «Весёлая зарядка» я буду показывать действия на экране, а вы запомните и повторите. | Дети запоминают картинку на экране, а затем показывают. | ||||||
Работа с текстом (в парах) По карточкам слайд 11 | Вам нравится зима? Что можно зимой делать? Сейчас работать будете парами. Перед вами текст с пропущенными словами-действиями. Используя слова для справок, вставь пропущенные слова. 1 гр -вставь пропущенные слова-действия. Стоит чудесный зимний денёк. Все ребята выбежали на улицу. Мальчики ... снежную крепость. Лена радостно ... с горки. А маленький Егор ... огромного снеговика. Весело ребятам зимой! 2 гр -найди и подчеркни слова-действия двумя чертами. Стоит чудесный зимний денёк. Все ребята выбежали на улицу. Мальчики строят снежную крепость. Лена радостно катится с горки. А маленький Егор слепил огромного снеговика. Весело ребятам зимой! Проверка по парам. Как можно озаглавить текст? Как называется часть речи, которую вы вставляли? | Ответы детей играть кататься на коньках на санках… Зимние забавы. Глагол | ||||||
Итог слайд 12,13,14 | Какие слова вы учились находить, различать, подбирать? Карточки обратной связи у каждого
Поднимите руку, кто «зарубил себе на носу» что обозначают части речи и на какие отвечают вопросы? | Названия предметов, признаков, действий имя назывательное любознательный запомнить | ||||||
Вывод | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus/3-klass/division-842_uroki/lesson-4378_chasti-rechi/card-34325 | На экране работаем фронтально | ||||||
Самооценка слайд 15 | Своей работой на уроке… Материал урока мне был… Моё настроение стало... |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ Слова-предметы Кто?Что? Слова-признаки Какой? Какая? Какое? Какие? Слова-действия Что делает? Что делать? Имя существительное Имя прилагательное Глагол ЧАСТИ РЕЧИ
ЧАСТИ РЕЧИ
Однокоренные слова Зима, зимний, зимовать, зимушка, зимовка, зимующие.
Подбери предметы к признакам . Светит (что?) Прозрачная (что?) Холодный (что?) Зимние (что?) ветер месяцы снежинка солнце
Закончи и запиши полученные предложения. Зима холодная, а весна .... Зимой солнце тусклое, а весной .... Зимой день короткий, а весной ....
Подбери подходящие по смыслу слова-действия Зимние забавы. Стоит чудесный зимний денёк. Все ребята ... на улицу. Мальчики ... снежную крепость. Лена радостно ... с горки. А маленький Егор ... огромного снеговика. Весело ребятам зимой!
тест Какой части речи не существует? Имя существительное Имя прилагательное Имя назывательное Глагол
тест Какое слово я задумала? Любознательный Ленивый Весёлый Глупый
тест Что значит «зарубить на носу»? Забыть Запомнить Играть Смотреть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: Правописание мягкого знака после шипящих в словах - предметах и словах - действиях.
Данный урок направлен на формирование у учащихся умения правильной проверки нефонемных написаний мягкого знака после шипящих в словах , называющих предметы и действия Каждый этап урока сод...
1-2 класс РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ ПРЕДМЕТОВ И СЛОВ ДЕЙСТВИЙ ПРЕДМЕТОВ
1-2 кл РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ ПРЕДМЕТОВ И СЛОВ ДЕЙСТВИЙ от 18.03.15...
Описание внешности. Повторение слогоударных схем. Слова – предметы. Слова – признаки.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формировать способность анализировать ситуации, в которых необходимо описать чью-то внешность.Формирование УУД:Познавательные УУД: Развивать умения...
Слова-предметы, слова-признаки
Русский язык...
Слова - предметы, слова - признаки, слова - действия
Презентация урока по русскому языку в 1 классе. УМК "Школа России".Тема: "Слова - предметы, слова - признаки, слова - действия "...
Задания для самостоятельной работы по теме Дифференциация слов-предметов, Слов-признаков и слов-действий
Слова- предметы, слова-признаки, слова-действия...
Русский язык. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.
Презентация для самостоятельного изучения материала в условиях дистанционного обучения.https://disk.yandex.ru/i/Vvg_O57HRS37sQ...