Конспект логопедического занятия "Части речи. Слова-предметы, признаки, действия"
план-конспект по логопедии

Писарева Надежда Амирбековна

Логопедическое занятие по теме "Части речи". 

Закрепляем представления о словах-названиях предметов, признаков, действий, как часть речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Логопедическое занятие

Класс: 5а

ФИО учителя: Писарева Надежда Амирбековна
Тема урока: Части речи. Название предметов, признаков, действий.

Цели урока:

1. закреплять представления о словах – названиях предметов, действий, признаков предмета, как части речи.

закреплять навык их практического употребления, различения;

активизировать словарь по теме «Зима»;

2. развивать звукобуквенный анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи, связную речь;

развивать мышление, память;

3. воспитывать самоконтроль, активность;

Оборудование: слайдовая презентация, индивидуальный раздаточный материал, карточки для самостоятельной работы, карточки обратной связи

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

-что обозначает имя существительное, прилагательное, глагол

-на какие вопросы отвечают части речи

-признаки зимы

-однокоренные слова

Глоссарий по теме:

Части речи, «зарубить на носу», зимовка.

Цифровой образовательный контент: презентация, РЭШ, Учи.ру, опросникум

Оборудование: проектор, карточки для индивидуальной работы, карточки обратной связи.

Ход урока:

Этап урока

Содержание урока.

Деятельность обучающихся

Оргмомент

Настрой на урок

Здравствуйте, ребята!

Чтобы грамотными стать,

Надо много нам читать.

Надо быть активными,

А еще желательно

Делать все внимательно!

Желаю, чтобы вы сегодня были активными и очень внимательными!

Готовятся к уроку

Приветствуют учителя

Речевая разминка

слайд 1

слайд 2

Посмотрите на доску. Попробуйте прочитать.

Белыйснегбелыймел,

Белыйзаяцтожебел,

Авотбелканебела

Белойдаженебыла.

Что не так? Давайте разделим слова между собой.

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела

Белой даже не была.

Дети читают, затрудняются, все слова написаны слитно

Дети выходят по одному и разделяют слова Читают по строчке сначала медленно, потом быстро

Введение в тему урока

О каком времени года говорится в скороговорке?

Какие вы знаете зимние месяцы?

Вспомни, в скороговорке кто был белым?

Каждый день мы задаём очень много разных вопросов. Давайте посмотрим видео.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6421/start/299577/

(0.25-1.27)

О зиме

декабрь, январь, февраль

заяц

смотрят видео

Актуализация знаний

слайд 3

слайд 4

На слайде таблица

слова-предметы

слова-признаки

слова-действия

мороз

снег

заяц

зима

белое

зимний

пушистые

холодная

грызёт

идёт

зимовать

падает

1. Собери рассыпанное слово. (О,Р,М,О,З).

У кого это слово? На какой вопрос отвечает? У кого ещё слова, которые отвечают на вопрос что или кто?

2. Отгадай загадку

Снег, пшеничная мука, в синем небе облака.

И подснежник первый смелый —

Он по цвету тоже — БЕЛЫЙ.)

У кого это слово? На какой вопрос отвечает? У кого ещё слова, которые отвечают на вопрос какой, какая, какое, какие?

3. Найди лишнее слово

СНЕГ, ГРЫЗЁТ, МОРОЗ, ВЬЮГА

У кого это слово? На какой вопрос отвечает? У кого ещё слова, которые отвечают на вопрос что делает?

у каждого ребёнка слово, которое они распределяют в нужный столбик

мороз

отвечает на вопрос что?

Снег, заяц, зима

белый

отвечает на вопрос какой?

Зимний, пушистый, холодная

грызёт

что делает?

Идёт, зимовать, падает

Тема урока

слайд 5

Что вам помогло распределить слова на группы?

Все слова в русском языке объединены в группы и называются они…ЧАСТИ РЕЧИ.

Как называется часть речи, которая обозначает предмет?

Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?

Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета?

Вопросы

разгадывают ребус

имя существительное

имя прилагательное

глагол

Целеполагание

слайд 6

Кто назовёт тему нашего урока?

Мы вспомним: что знаем о зиме

а также https://resh.edu.ru/subject/lesson/6421/start/299579/

(0.22-0.43)

Будем учиться: находить, различать и подбирать слова – названия предметов, действий, признаков предметов.

Дети формулируют тему урока

«Части речи. Слова – названия предметов, признаков, действий»

слайд 7

Назовите слова, которые выделены. Что это за слова?

Зима, зимний, зимовать.

Какие ещё можно подобрать однокоренные слова?

(Учитель помогает наводящими вопросами)

Запишите в тетрадь, выделяя корень

однокоренные

записывают в тетрадь, выделяют корень

зимующие, зимушка, зимовка

Упражнение на согласование слов-предметов с признаками

слайд 8

Сейчас будем учиться подбирать к разным словам подходящий по смыслу предмет.

1 гр -Подбери предметы к словам (соедини слова в пары). Спиши.

Светит (что?)

Прозрачная (что?)

Холодный (что?)

Зимние (что?)

солнце

месяцы

снежинка

ветер

2 гр - Спиши словосочетания

Светит (что?)

Прозрачная (что?)

Холодный (что?)

Зимние (что?)

солнце

снежинка

ветер

месяцы

Проверяем

На какие вопросы отвечают слова-предметы? Какой частью речи они являются?

Работают по индивидуальным карточкам

кто? что?

Имя существительное

Работа с предложениями

подбор слов противоположных по значению

слайд 9

Какое время года наступит после зимы? А давайте сравним.

Закончи и запиши полученные предложения.

1 гр – самостоятельный подбор слов и запись полных предложений.

Зима холодная, а весна … .

Зимой солнце тусклое, а весной … .

Зимой день короткий, а весной … .

(Тёплая, яркое, длинный)

2 гр – списывание предложений. Подчеркнуть слова-признаки.

Зима холодная, а весна тёплая.

Зимой солнце тусклое, а весной яркое.

Зимой день короткий, а весной длинный.

Какие слова-признаки записали в первом предложении? Во втором? В третьем? На какие вопросы отвечают? Как называется эта часть речи?

Весна

ответы детей

имя прилагательное

Физминутка

слайд 10

Поиграем в игру «Весёлая зарядка» я буду показывать действия на экране, а вы запомните и повторите.

Дети запоминают картинку на экране, а затем показывают.

Работа с текстом

(в парах)

По карточкам

слайд 11

Вам нравится зима? Что можно зимой делать?

Сейчас работать будете парами. Перед вами текст с пропущенными словами-действиями. Используя слова для справок, вставь пропущенные слова.

1 гр -вставь пропущенные слова-действия.

Стоит чудесный зимний денёк. Все ребята выбежали на улицу. Мальчики ... снежную крепость. Лена радостно ... с горки. А маленький Егор ... огромного снеговика. Весело ребятам зимой!

2 гр -найди и подчеркни слова-действия двумя чертами.

Стоит чудесный зимний денёк. Все ребята выбежали на улицу. Мальчики строят снежную крепость. Лена радостно катится с горки. А маленький Егор слепил огромного снеговика. Весело ребятам зимой!

Проверка по парам.

Как можно озаглавить текст?

Как называется часть речи, которую вы вставляли?

Ответы детей

играть

кататься на коньках

на санках…

Зимние забавы.

Глагол

Итог

слайд 12,13,14

Какие слова вы учились находить, различать, подбирать?

Карточки обратной связи у каждого

  1. Какой части речи не существует?
  2. Я задумала слово. Это качество человека, который любит всё знать.
  3. Что значит «зарубить на носу»? (пояснение учителя)

Поднимите руку, кто «зарубил себе на носу» что обозначают части речи и на какие отвечают вопросы?

Названия предметов, признаков, действий

имя назывательное

любознательный

запомнить

Вывод

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus/3-klass/division-842_uroki/lesson-4378_chasti-rechi/card-34325

На экране работаем фронтально

Самооценка

слайд 15

Своей работой на уроке…

Материал урока мне был…

Моё настроение стало...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая разминка БЕЛЫЙСНЕГБЕЛЫЙМЕЛ БЕЛЫЙЗАЯЦТОЖЕБЕЛ АВОТБЕЛКАНЕБЕЛА БЕЛОЙДАЖЕНЕБЫЛА

Слайд 2

ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ Слова-предметы Кто?Что? Слова-признаки Какой? Какая? Какое? Какие? Слова-действия Что делает? Что делать? Имя существительное Имя прилагательное Глагол ЧАСТИ РЕЧИ

Слайд 3

ЧАСТИ РЕЧИ

Слайд 4

Однокоренные слова Зима, зимний, зимовать, зимушка, зимовка, зимующие.

Слайд 5

Подбери предметы к признакам . Светит (что?) Прозрачная (что?) Холодный (что?) Зимние (что?) ветер месяцы снежинка солнце

Слайд 6

Закончи и запиши полученные предложения. Зима холодная, а весна .... Зимой солнце тусклое, а весной .... Зимой день короткий, а весной ....

Слайд 7

Подбери подходящие по смыслу слова-действия Зимние забавы. Стоит чудесный зимний денёк. Все ребята ... на улицу. Мальчики ... снежную крепость. Лена радостно ... с горки. А маленький Егор ... огромного снеговика. Весело ребятам зимой!

Слайд 8

тест Какой части речи не существует? Имя существительное Имя прилагательное Имя назывательное Глагол

Слайд 9

тест Какое слово я задумала? Любознательный Ленивый Весёлый Глупый

Слайд 10

тест Что значит «зарубить на носу»? Забыть Запомнить Играть Смотреть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: Правописание мягкого знака после шипящих в словах - предметах и словах - действиях.

Данный урок направлен на формирование у учащихся умения правильной проверки нефонемных написаний  мягкого знака после шипящих в словах , называющих предметы и действия  Каждый этап урока сод...

1-2 класс РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ ПРЕДМЕТОВ И СЛОВ ДЕЙСТВИЙ ПРЕДМЕТОВ

1-2 кл РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ ПРЕДМЕТОВ И СЛОВ ДЕЙСТВИЙ от 18.03.15...

Описание внешности. Повторение слогоударных схем. Слова – предметы. Слова – признаки.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формировать способность анализировать ситуации, в которых необходимо описать чью-то внешность.Формирование УУД:Познавательные УУД: Развивать умения...

Слова - предметы, слова - признаки, слова - действия

Презентация урока по русскому языку в 1 классе. УМК "Школа России".Тема: "Слова - предметы, слова - признаки, слова - действия "...

Русский язык. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

Презентация для самостоятельного изучения материала в условиях дистанционного обучения.https://disk.yandex.ru/i/Vvg_O57HRS37sQ...