Конспект "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Русский язык (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.)

3 класс

Тема: Понятие о местоимении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_mestoimenie.ppt1.86 МБ
Файл konspekt_uroka.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие о местоимении. Местоимение как часть речи.

Слайд 2

Определяем основной вопрос урока Прочитайте текст. Кто это рассказывает? Можете определить? Почему? Я уже давно мечтаю о нём. Иногда даже вижу его во сне. Мне кажется, если он будет у меня, я буду лучше учиться. Я буду всех-всех любить, и у меня всегда будет весёлое настроение . О ком или о чём мечтает герой? Можно ли это определить? Какие слова нужно заменить в этом тексте, чтобы стало понятно, кто его герой и о чём он мечтает? Чем отличаются слова я, он, его от слов других частей речи? Для чего они нужны в речи?

Слайд 3

Решаем проблему, открываем новые знания Позвольте представиться: Афанасий. …живу в учебнике «Маленькая дверь в большой мир». Ну что за помощник! Сынок, когда … успел всё убрать? На ветке сидел воробей. …чистил свои пёрышки. На соседнюю ветку села ворона. …громко закаркала. Я, Петя и Саша - друзья. ….живем в одном доме. Молодцы, дети! … очень старались на уроке. Я люблю читать книги. ….помогают мне хорошо учиться. Я, ты, он, она, мы, вы, они Выглянуло из-за тучи солнце. … осветило землю.

Слайд 4

Решаем проблему, открываем новые знания Позвольте представиться: Афанасий. Я живу в учебнике «Маленькая дверь в большой мир». Ну что за помощник! Сынок, когда ты успел всё убрать? На ветке сидел воробей. Он чистил свои пёрышки. На соседнюю ветку села ворона. Она громко закаркала. Выглянуло из-за тучи солнце. Оно осветило землю. Я, Петя и Саша - друзья. Мы живем в одном доме. Молодцы, дети! Вы очень старались на уроке. Я люблю читать книги. Они помогают мне хорошо учиться. Я, ты, он, она, оно , мы, вы, они

Слайд 5

Сравниваем свой вывод с авторским Я, ты, он, она, оно, мы, вы , они – это местоимения. Они отвечают на те же вопросы, что и имена существительные. Мы наблюдали, как местоимения заменяют в речи существительные. В предложении они занимают место имени существительного, поэтому так называются. Для чего нужны слова, которые вы вставляли вместо точек? Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они Как они называются? Почему они так называются?

Слайд 6

Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте текст. Найдите местоимения. Какие существительные они заменяют? гусь – он, берега – на них гусь – я гусь, гусёнок, гусыня - мы Вот идёт белый гусь, Это очень смелый гусь! Он с гусёнком и гусыней Плыл по речке синей-синей. … Изгибаясь, как дуга, Показались берега, А на них шумят луга . Гусь воскликнул: «Га-га-га! Здесь, я вижу, нет ромашек, Не растёт цветной горошек, Как на том лугу моём. Поедим заморских мошек, Поглядим на диких кошек И обратно поплывём На лужок , где мы живём…» (Ю. Мориц ) Местоимение – самостоятельная часть речи. Местоимения я, ты, вы, он, она, оно, мы, вы, они не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них.

Слайд 7

Применяем новые знания. Развиваем умения Прочитайте текст и замените повторяющиеся имена существительные местоимениями. Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. Совы живут во всех природных зонах нашей страны. Совы обитают в лесах и горах. Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и чуткие уши. Совы живут во всех природных зонах нашей страны. Они обитают в лесах и горах.

Слайд 8

Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. я, они, на, ты но, оно, она, они я, Яна, ты, вы он, она, они, оно мы, я, вы, они на но Яна они я

Слайд 9

Местоимение Самостоятельная часть речи употребляют вместо имени указывают на предмет , но не называют его Делают речь ярче, богаче, помогают избегать повторов

Слайд 10

Итог урока Местоимение – это самостоятельная часть речи. Местоимения заменяют в речи имена существительные. Местоимения не называют людей, животных или предметы, а только на них указывают. Я знаю такие местоимения – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Слайд 11

Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё … местоимения.

Слайд 12

Молодцы! Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Русский язык

(Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.)

3 класс

Тема: Понятие о местоимении.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с новой частью речи – местоимением.
  2. Наблюдать за ролью местоимений в тексте.
  3. Формировать навык употребления местоимения в речи.
  4. Развивать умение делать выводы и осуществлять самооценку.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

Организационный  момент

     Вступительное слово учителя:

- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок!

 Ребята, сегодня наш урок русского языка необычный, так как на нем присутствуют гости, учителя. Для доброй атмосферы и хорошего настроения подарите друг другу свои улыбки. А теперь повернитесь и, приветствуя, улыбнитесь нашим гостям.

- Придумано кем-то просто и мудро.

   При встрече здороваться – Доброе утро!

   Доброе утро, солнцу и птицам,

   Доброе утро, улыбчивым лицам!

    - Я хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно у моих ребят, ведь они пришли учиться. А чтобы учеба пошла им на пользу, просьба к вам, ребята, не отвлекаться, вести себя правильно, соблюдая все школьные правила, и хорошо работать на уроке.

      - А сейчас проверь, дружок,

  Все готово на урок.

  Учебник, ручка и тетрадка

  Все на месте, все в порядке.

  Все ли правильно сидят,

  На учителя глядят.  

- Молодцы! Теперь я вижу, что вы готовы к нашему уроку.

  1. Актуализация знаний
  1. Теоретическая минутка (повторение знаний об имени существительном)

- Обобщим наши знания об имени сущ. Над вопросами думаем все, один отвечает. Будьте внимательны, эти знания нам потребуются при выполнении следующего задания.

Вопросы:

- Дайте определение понятию имя существительное.             – правильно?

- Назовите признаки им. сущ.( род, число, одуш., нарицат.)   -  согласны?        

- Какой признак постоянный?(род)                                            

- Как изменяются им. сущ.? (по числам)

- А теперь оцените каждый свои знания об имени сущ. На все ли вопросы вы смогли бы ответить также правильно? Показываем светофорчики.

- Продолжаем. Открываем тетради. Внимание на доску. Прочитайте и правильно запишите число, классная работа.

  1. Словарная работа

 - На доске написаны словарные слова с пропущенными буквами. Вам нужно списать эти слова, вставляя пропущенную букву и выделить орфограмму  (выполняют)    газета осина рисунок облако хозяин

      - Проверьте правильность вашего написания и поставьте себе карандашом отметку (у кого 5 поднимают руку)

-  Что объединяет эти слова? ( им.сущ., орфограмма: непроверяемая безуд. гл.)

-  Каким признаком они отличаются? (род, одуш. и неодуш.)

-  Какое слово может быть лишним? (хозяин – одуш.)

  •  Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы составите самостоятельно, соединив первые буквы имен существительных в данной группе словарных слов.
  • Какое получилось слово? Запишите его с комментированием.
  • Подумайте над значением этого слова. Горох – это растение семейства бобовых.
  • Давайте назовем признаки слова горох. (им. сущ., неодуш., м.р., ед.ч.)
  1. Постановка и решение проблемной ситуации

  • Составим предложение со словом горох. Что такое горох? (Горох - это растение). Давайте запишем это предложение
  • Где растет горох? (Горох растет в огороде)
  • Что готовят из гороха? (Из гороха варят суп). 
  • Прочитайте получившийся текст.
  • Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова горох, необходимо его заменить другими словами)
  • Давайте отредактируем этот текст. 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово горох заменяем на слово он, в третьем предложении заменяем словом него)
  • Какое слово мы заменяли?
  • Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)

На доске  слова:

- Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи?

4. Сообщение темы и постановка целей урока

- Итак, назовите тему нашего урока – Местоимение. Запишите её в тетрадь.  Какие бы вы поставили перед собой цели? Что вы хотите узнать о местоимении? ( что такое,  зачем нужны, и что мы с ними будем делать)

- Я помогу вам точнее сформулировать наши цели. (показ и чтение на листках)

- Подумайте, что будем делать для выполнения этих целей?

- Чтобы выполнить эти цели, мы будем наблюдать сравнивать, узнавать что-то новое, делать выводы, запоминать и оценивать свою работу. Вот такой план нашего урока.

-Трудная будет работа, не боитесь? Кому интересно? поднимите руки. Кто готов к работе? хлопните в ладоши.

Слайд № 1

Формулирование проблемы

- Внимание на доску

Слайд № 2

- Определяем основной вопрос урока. Для этого прочитайте текст

- Дальше работаем в паре. Посовещайтесь и попробуйте ответить друг другу на следующие вопросы. *

1) Кто это рассказывает….*

2) О ком или о чем мечтает герой…*

3) Какие слова нужно заменить….

- А может кто-нибудь помнит из какого произведения взяты эти строчки?( повесть шведской писательницы Астрид Линдгрен « Малыш и Карлсон»)  *

- Малыш задает нам следующие вопросы   **

- Чтоб ответить на эти вопросы, будем решать проблему и открывать новые знания.

Открытие новых знаний

1. Наблюдение.

- Работаем в группе и выполняем упр. 290 на листке.

Упр. 290.

Ученики читают предложения в упражнении и подставляют необходимые местоимения.

(Проверка с доски, одна группа отвечает, другие – проверяют)  ***

- Какие слова вы вставили вместо точек?   *

- Оцените работу вашей группы ( по алгоритму)

– Почему вам легко было справиться с этим заданием?(знали, о ком или о чем идет речь)*

– Для чего были нужны слова, которые вы вставляли вместо точек? (Они заменяли эти существительные.)*

- Как называются эти слова? ( местоимения)

- Почему они так называются?

 

2. Работа над понятием «местоимение».

- А теперь свои ответы мы сравним с авторским выводом *

– Прочитайте информацию в рамке на стр. 62.

- Правильно вы ответили на вопросы?

– Зачем же нужны местоимения? (Чтобы избежать повторов.)

Ответ на вопрос после вывода. (Ученики перечисляют местоимения, выделенные жирным шрифтом.)

– Почему местоимения выделены жирным шрифтом? (Их нужно запомнить.)

- Выпишите эти местоимения в тетрадь. Закройте тетради и давайте отдохнем.

Физминутка (у оленя дом большой)

Слайд №5

3. Первичное закрепление – нахождение местоимений в тексте.

Упр. 291. Самостоятельно и коллективно.

Гусь – он, берега – на них; гусь – я; гусь, гусёнок, гусыня – мы.

4. Работа с определением (с. 63).

- Прочитайте определение про себя.   *

2. Беседа на выявление понимания.

– Местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи?

– В чём особенность этой части речи?

– Что значит «не называют, а указывают»? (Если нет существительных, мы не можем понять, что именно называется, но знаем, что речь идёт о человеке или предмете.)

- Вот мы и ответили на вопрос, чем отличается местоимение от имени сущ. И выполнили 2 цель.

- А теперь потрудимся, чтоб выполнить 3 цель *

Развитие умений. Применение новых знаний.

Слайд № 6

- Для этого поработаем самостоятельно с текстом на карточках   *

- Прочитайте текст и замените повторяющиеся имена сущ. местоимениями   *

- Проверим, как вы справились с заданием  *

- Кто хочет оценить свою работу по алгоритму? (самооценка)

Слайд №7

- А сейчас поиграем в игру «Найди лишнее слово» * ****

 

  • Давайте закрепим наши знания о местоимении.

Слайд № 8 *****

Смотрим на схему, я читаю, вы про себя повторяете, тихо проговаривая. А теперь глазами сфотографируйте и отложите в памяти эту схему.

- А сейчас я проверю, как вы все запомнили. Продолжите мои предложения:

Слайд №9

Мест. – это

Мест. Заменяют в речи  -

Мест. Не называют людей, животных или предметов, а только на них –

Я знаю такие местоимения –

  - Но это еще не все знания о местоимении. На следующих уроках мы узнаем, какие тайны скрывает это загадочная часть речи. Почему эти местоимения называются личными и какого они бывают лица?

Итог урока. Рефлексия.

  • Подведем итог нашего урока.
  • Какая была тема урока?
  • Все цели урока мы выполнили?
  • На вопросы малыша ответили?

Самооценка 1 ученика.

- Сегодня на уроке я узнал-

- Тебе было сложно справляться с заданиями?

    -  Что тебе понравилось на уроке?

    - Какую оценку ты бы поставил себе за урок?

А теперь, ребята, поднимите на светофоре тот цвет, который покажет, как вы поняли материал урока. Я очень рада, что большинство ребят все или почти все поняли и могут двигаться дальше на зеленый свет  за новыми знаниями.

- А 5 за работу на уроке кто может себе поставить? – поднимите руку.

-Почему ты себе поставил бы 5? ( я согласна, ты правильно оценил свою работу).

- Также я согласна и поставлю 5 за урок следующим ребятам:  

-А почему ты не можешь поставить себе 5? И всем ребятам, кто не поставил себе 5, я желаю быть внимательнее, заставлять себя думать и активнее работать на уроке.

-А чтоб закрепить знания урока необходимо выполнить домашнее задание( читаю)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

Части речи.Упражнение в определении частей речи.

Объяснение  новой темы с использованием ЭОР....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...