Программа внеурочной деятельности "Язык и речь" для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Язык и речь» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа по внеурочной деятельности является авторской, имеет предметную направленность и разработана на основе программы курса «Речь», рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_i_rech_4_kl.docx | 36.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Язык и речь» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа по внеурочной деятельности является авторской, имеет предметную направленность и разработана на основе программы курса «Речь», рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Цель занятий - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
-личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
-личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
-деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной
деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Формы организации учебного процесса при реализации курса «Язык и речь» могут быть разнообразными: дидактические игры, занятия-исследования, уроки-путешествия и др.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Материал учебного курса «Язык и речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
Слово
Предложение и словосочетание
Текст
Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
1.Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Литература:
1.Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Методическое пособие для 4 класса; М: Издательство РОСТ , 2011 г.
2.Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Рабочие тетради в двух частях; 4 класс; М: Издательство РОСТ, 2013 г.
3.Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
4.Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
5. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
2.Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3.Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
4.Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Календарно-тематическое планирование 4 класс
Условные обозначения:
К – занятие контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений,
Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.
№ | Дата | Тема занятия | Тип занятия | Элементы содержания | Вид контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся | Место проведеня | |
план | факт | |||||||
1-2 | Что такое орфоэпия? | ОНЗ | Орфоэпически правильно чтение слов. | Б | Формирование представления об орфоэпии. | Учебный класс | ||
3 | Что такое фонография или звукопись? | К | Работа с фонографией и звукописью. | И | Формирование представления о фонографии. | Учебный класс | ||
4 | Крылатые слова и выражения | К | Составить рассказ, используя фразеологизмы. | И | Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. | Учебный класс | ||
5-6 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | ОНЗ | Разновидности словарей. | С,В | Формирование представления об энциклопедических и лингвистических словарях. | Учебный класс | ||
7 | Сравнение, эпитеты, олицетворение. | ОНЗ | Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете. | С,В | Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи. | Учебный класс | ||
8 | Метафора. | ОНЗ | Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой. | С,В | Роль метафоры в художествен- ном тексте. | Учебный класс | ||
9-10 | Развитие речи. Творческая работа Составление рассказа по картине И.И. Левитана «Золотая осень» | КЗ | Развитие умений связно передавать текст в письменной речи | С | Формирование умения ясно выражать главную мысль текста; передавать основное его содержание без искажения фактов. | Учебный класс | ||
11-12 | Развитие речи. Творческая работа. Составление рассказа по картине В.М. Васнецова « Три богатыря» | КЗ | Развитие умений связно передавать текст в письменной речи | С | Формирование умения ясно выражать главную мысль текста; передавать основное его содержание без искажения фактов. | Учебный класс | ||
13 | Пословицы и поговорки. Афоризмы. Сочинение по пословице. | ОНЗ | Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами. | Б | Умение уместного употребления пословиц в речи. | Учебный класс | ||
14 | Анализ сочинений по пословицам. | РФ | Работа над орфографическими и речевыми ошибками. | С | Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки. | Учебный класс | ||
15-16 | Развитие речи. Творческая работа. Составление рассказа по картине Т.Н. Яблонской «Утро» | К | Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбор к словам синонимов, антонимов; использование их в речи. | С,В | Проверять и редактировать текст сочинения; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; работать по алгоритму | Учебный класс | ||
17-18 | Развитие речи. Творческая работа. Составление рассказа по картине В.В. Васнецова «Алёнушка» | К | Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбор к словам синонимов, антонимов; использование их в речи. | С,В | Проверять и редактировать текст сочинения; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; работать по алгоритму. | Учебный класс | ||
19 | Художественный стиль. Общее понятие. | ОНЗ | Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля. | С,В | Умение составлять текст в художественном стиле. | Учебный класс | ||
20 | Сочинение – пейзажная зарисовка. | К | Подбор образных средств для написания сочинения. | И | Умение составлять текст в художествен- ном стиле. | Учебный класс | ||
21-22 | Использование предложений с прямой речью в письменной речи. Чтение по ролям. | К | Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбор к словам синонимов, антонимов; использование их в речи. | С,В | Проверять и редактировать текст сочинения; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; работать по алгоритму. | Учебный класс | ||
23 24 | Слова, придуманные писателями. | ОНЗ | Определение в тексте диалогов, монологов. | Б | Диалог и монолог как форма речи. | Учебный класс | ||
25 26 | Слова уходящие и слова-новички. | ОНЗ | Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа. | С,В | Уметь трансформировать рассказ в пьесу. | Учебный класс | ||
27 28 | Словарь языка Пушкина. | ОНЗ | Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте. | Б | Умение определять стихи, определенный ритм. | Учебный класс | ||
29-30 | Паронимы или «ошибкоопасные слова». | К | Нахождение «ошибкоопасных» мест в словах. | С,В | Умение находить паронимы в тексте. | Учебный класс | ||
31-32 | Композиция текста. Основные элементы композиции. | ОНЗ | Знакомство с элементами композиции текста. | С,В | Уметь определять все части текста. | Учебный класс | ||
33-34 | Композиция. Работа с деформированным текстом. | ОНЗ | Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом. | С,В | Уметь определять элементы композиции текста. | Учебный класс | ||
35-36 | Развитие речи. Творческая работа. Составление рассказа по картине А.А. Пластова «Первый снег» | К | Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбор к словам синонимов, антонимов; использование их в речи. | С,В | Проверять и редактировать текст сочинения; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; работать по алгоритму. | Учебный класс | ||
37-38 | Творческая работа. | К | Письмо сочинения на определенную тему. | И | Писать сочинение на определенную тему. | Учебный класс | ||
39-40 | Развитие речи. Творческая работа. Составление рассказа по наблюдениям «В парке весной».Анализ сочинений. | К | Развитие умений связно передавать текст в письменной речи | С | Формирование умения ясно выражать главную мысль текста; передавать основное его содержание без искажения фактов. | Учебный класс | ||
41-42 | Развитие речи. Творческая работа. Составление рассказа-впечатления. «Прогулка».Анализ сочинений. | К | Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбор к словам синонимов, антонимов; использование их в речи. | С,В | Проверять и редактировать текст сочинения; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; работать по алгоритму. | Учебный класс | ||
43-44 | Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | К | Письмо сочинения в художественном стиле. | И | Составлять текст в художественном стиле. | Учебный класс | ||
45-46 | Творческая работа. | К | Письмо сочинения «наоборот». | И | Сочинение сказки по опоре. | Учебный класс | ||
47-48 | Развитие речи. Творческая работа. Составление рассказа-впечатления. «Мой день рождения». | К | Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбор к словам синонимов, антонимов; использование их в речи. | С,В | Проверять и редактировать текст сочинения; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; работать по алгоритму. | Учебный класс | ||
49 | Публицистический стиль. | ОНЗ | Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями. | Б | Уметь писать сочинения в публицистическом стиле. | Учебный класс | ||
50 | Газетно – публицистический стиль. | ОНЗ | Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля. | Б | Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью. | Учебный класс | ||
51-52 | Деловая игра «Вёрстка газеты». | ОНЗ | Научиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты. | С,В | Формирование умения выпускать стенную газету. | Учебный класс | ||
53-54 | Деловая игра « Главный корреспондент газеты» | К | Научиться писать статьи в газету, выбирать темы интересные для читателя. | С,В | Проверять и редактировать текст сочинения; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; работать по алгоритму. | Учебный класс | ||
55 | Официально – деловой стиль. | ОНЗ | Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями. | С,В | Формировать умение написания деловых документов. | Учебный класс | ||
56 | Тезисы. Конспект. | ОНЗ | Составления конспекта. | С,В | Формировать умение написания конспектов статей. | Учебный класс | ||
57 | Аннотация. | ОНЗ | Написание аннотации к любимой книге. | С,В | Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам. | Учебный класс | ||
58
| Я пишу письмо. | ОНЗ | Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. | С,В | Формирование умения оформления адреса на письме. | Учебный класс | ||
59 60 | об | Личный дневник. | ОНЗ | Важность ведения личного дневника. | С,В | Умение вести записи в личном дневнике. | Учебный класс | |
61 62 | об | Сочинение «Мои любимые стихи». Сочинение стихотворения. | РФ | Выбирать любимых поэтов, любимые стихи. | С,В | Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии. | Учебный класс | |
63-64 | об | Сочини сценарий для мультфильма. | РФ | Придумать тему, каждому герою роль. | С,В | Формирование навыка составления мультфильма. | Учебный класс | |
65-66 | об | Итоговое сочинение «Самый радостный день в моей жизни» .Анализ сочинений. Работа над ошибками. | РФ | Определить тему и главную мысль своего сочинения и раскрыть их в тексте. | С,В | Проверять и редактировать текст сочинения; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; работать по алгоритму. | Учебный класс | |
67-68 | об | Что?Где?Когда? | К | Лингвистический турнир. | И | Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации | Учебный класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"
Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...
Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"
Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посред...
программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.
Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....
Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"
Данные образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Самостоятельная или управляемая проектная...
Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам
Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на программе Ольги Холодовой Юным умникам и умницам.1 час в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...