урок "Разбор слова по составу"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Юрикова Ольга Ивановна

технологическая карта урока по русскому языку "разбор слова по составу" 2 класс система Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области

Урок русского языка во 2 классе  по теме «Разбор слова по составу»   (система Л.В.Занкова)  

по учебнику Н. Нечаевой.

Учитель начальных классов Юрикова Ольга Ивановна

       Технологическая карта урока

Тема урока

Разбор слова по составу.

Цели урока

Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слова по составу, развивать умение выделять части слова (корень, окончание, приставку, суффикс).

Воспитательные: воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову, воспитывать аккуратность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)

Развивающие:

Регулятивные УУД:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Планируемый результат

Формировать УУД:

Предметные УУД: понимать и воспроизводить алгоритм разбора слова по составу, выделять части слова, развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. (регулятивные УУД)

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (коммуникативные УУД)

умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).

Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

Форма урока

Традиционный, с использованием игровых технологий.

Методы обучения

Частично-поисковый, беседа, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Организация пространства (виды учебной деятельности)

Фронтальная работа, работа в парах, коллективная работа, игровая деятельность.

Основные понятия

Однокоренные слова, корень, окончание, приставка, суффикс.

Ресурсы

Учебник «Русский язык 2 класс» Н. Нечаева, «Толковый словарик школьника» О.Д.Ушакова

Оборудование

Компьютерная презентация, индивидуальные карточки, карточки для работы в парах, «цветы и ваза» для рефлексии, карточки двух уровней с домашним заданием.

                                                               Структура урока

Этап урока

       Задачи

Формы работы

                Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.Организа-ционно-мо-тивационный

Создание эмоционально-положительного настроя на урок. Мотивирование к учебной деятельности.

Слово учителя. Учитель организует уч-ся на начало урока.

- Ребята, я предлагаю начать наш урок в кругу.

Игра «Обмен настроением»

- Я, как всегда, рада вас видеть. Посмотрите  друг на друга. Улыбнитесь дуг другу. Пусть у всех сегодня будет хорошее настроение.

- Что вы ждете от сегодняшнего урока?

- Какой у нас девиз?

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

-Займите свои места.

Дети встали в круг, настроились на работу.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе (коммуникативные УУД)

2.Сообщение темы урока. Постановка целей урока.

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Слово учителя.

- Мы изучили все части слова. Тема нашего урока «Разбор слов по составу». слайд 1

-Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать на уроке? Чему научиться?  Слайд 2

Прогнозирование целей урока. Умение формулировать цели урока.

Планирование и регуляция деятельности уч-ся (регулятивные УУД)

3.Планирова-ние деятель-ности.

Определение порядка работы на уроке.

Коллективная работа.

- Посмотрите на план урока. Что можете сказать?

Закрепление.

Минутка чистописания.

Изучение нового материала.

Орфографическая разминка.

- Нужно поменять пункты местами. Как получится?

- На каком этапе урока вы предлагаете поработать самостоятельно? Почему

Работа с планом урока. Дети составляют план своих учебных действий.

Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Планирование деятельности (регулятивные УУД)

4.Актуализа-ция опорных знаний.

Актуализировать требования к ученику со стороны уч. деятельности; создать  условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в уч. деятельность; установить тематические рамки; наметить шаги учебной деятельности.

Работа в тетради

Работа в парах.

Минутка чистописания

нькоре  енькор

- Определите закономерность в последовательности букв.

- Запишите красиво и аккуратно эти буквосочетания. Продолжите до конца строки.

- Кто заметил, какое слово получается из этого буквосочетания? (корень)

- Почему получилось именно это слово? (изучаем тему об однокоренных словах)

Орфографическая разминка

- Прежде чем «открывать» новые знания, мы вспомним правила и проведем орфографическую разминку.

1) Работа на карточках.

Вспомни правила и расскажи их соседу по парте:

1 Что такое однокоренные слова?

2 Что такое КОРЕНЬ, ПРИСТАВКА, СУФФИКС и ОКОНЧАНИЕ?

- Оцените работу друг друга.

2) Игра «Знатоки»

К доске выходят два ученика, которые хотят попробовать свои силы в знании состава слова.  Остальные ученики задают вопросы по теме «Однокоренные слова». Подводятся итоги. (оценка ответов)

3)Индивидуальные задания  (2 человека за конторками)

1. Подбери синонимы к словам и запиши, вставляя пропущенные буквы.

МОРО… -

ПЕЧ…ЛИТЬСЯ –

РАДОСТНЫЙ –

2. Подбери однокоренные слова к данным словам и выдели корни:

БЕЛЫЙ,…

ЗВОН,…

4)Работа с классом:   слайд 3

А)- Найти «лишнее» слово в каждой строке, объяснить орфограммы.

ВОДА, В…ДИЧ…КА, ВОДИТЬ

ПЕЧ…ЛЬ, ГРУСТНЫЙ, ПЕЧ…ЛЬНЫЙ

ДОМИНО, ДОМ, Д..МАШНИЙ

Б)- Составить из слов предложение. Слайд4 Объяснить пропущенные орфограммы. Найти родственные слова, доказать это. Выделить корень.

 Под, л..сник, подб..резовик, б..резой, нашел.

- Какие грибы еще знаете?    Они съедобные или ядовитые? Чем полезен мухомор?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

ПРОВЕРКА индивидуальных заданий.

Дополнительные вопросы уч-ся:

1 – Можно ли синонимы считать однокоренными словами и почему?

2 – Можно ли считать однокоренными слова БЕЛЫЙ и БЕЛКА? Почему?

 ОЦЕНКА уч-ся.

Определяют закономерность, красиво и аккуратно делают записи в тетради.

Прогнозируют свою работу.

Вспоминают правила, оценивают ответы друг друга, оперируют своими знаниями.

Формулируют изучаемые понятия, задают вопросы и отвечают на них.

Индивидуально работают на карточках, составляют план своего ответа.

Коллективно выполняют задания.

Анализируют ответы детей, оценивают учащихся.

Умение ориентироваться в своей системе знаний, находить закономерности (регулятивные УУД)

Уметь правильно формулировать изучаемые понятия, координирование в сотрудничестве (познавательные УУД)

 Умение строить речевые высказывания, оценка работы других уч-ся  (познавательные, коммуникативные УУД)

Умение выражать свои мысли (коммуникативные УУД),анализировать объекты  (познавательные УУД)

Умение слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

5.Физминутка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения детей.

Физминутка в виде игры.

1 Игра.

- Я буду называть слова. Если вы услышите однокоренное слово к слову САД, присядьте и поднимите руки вверх.

Сад, лес, лесной, садовый, рассада, Саша, садовник, лесник, лиса, посадка.

2 «Шапка размышлений»

- Наденем шапки размышлений.

Уч-ся выполняют задания в процессе физминутки.

Дети быстро включаются в работу, улучшается внимание.

6.Открытие новых знаний

Подготовить уч-ся  к введению новых понятий.

Организовать и осуществить усвоение действий путем их воспроизведения и применения по образцу.

Работа в тетради.

Коллективная работа.

Постановка проблемы.

Работа над составлением алгоритма разбора.

Коллективная работа.

1Запись темы урока в тетрадь. Слайд 5

2 Подготовка к изучению нового материала.

- Давайте вспомним ,какие бывают суффиксы. Замените фразу одним словом, назовите суффикс   (карточки на доске)

Детеныш тигра (тигренок)

Маленький стакан (стаканчик)

Большой хвост (хвостище)

Мама твоей мамы (бабушка)

Маленький гном (гномик)

- Прочитайте текст. Что вы о нем  можете сказать?

   Мама принесла из магазина конфеты. 20 конфет она положила в вазу, а 6 раздала де-тям. Сколько конфет принесла мама?

- Решите задачу. Найдите слова с приставками, назовите приставки.

3 Объяснение нового материала

 - Отгадайте загадку:

Пробивался сквозь снежок

Удивительный росток.

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок. (подснежник)

- Запишем отгадку во множественном числе.

- А теперь давайте подумаем, как разобрать это слово по составу. Вспомним цели нашего урока. Слайд 5

- Вспомните, что вы должны сегодня узнать на уроке.
- Что для этого нужно знать?(правило, алгоритм)

- Попробуем составить алгоритм разбора?

- Подберем однокоренные слова к слову «подснежники».

- Для чего это мы сделали? (чтобы выделить корень)

 - Значит, какой первый шаг нашего алгоритма? (выделение корня)

- Изменим форму слова, что это значит?

- Что теперь выделим в слове?

- Значит,  какой следующий шаг алгоритма? (выделение окончания)

- какие части слова остались?

- Выделим их по порядку слева направо. Какой следующий шаг нашего алгоритма? (выделение приставки)

 - И заключительный шаг? (выделение суффикса)

- А теперь еще раз назовем все шаги алгоритма разбора слова по составу.

 Сверим наши предположения со слайдом. Слайд 6

Записывают тему урока в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

Связывают  проблему с целями урока.

Под руководством учителя составляют алгоритм разбора слов по составу, выявляют места затруднений.

Умение выражать свои мысли, синтезировать (познавательные УУД)

Координирование в сотрудничестве (коммуникативные УУД)

Самооценка и внешний контроль (регулятивные, личностные УУД)

Умение самостоятельно формултровать цели, составлять план решения учебной задачи вместе с учителем, работать по плану (алгоритму), сверять  свои действия с планом и целью, делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты       путем возвращения к плану, оценивать результат на основе анализа работы по плану (алгоритму) (регулятивные, познавательные УУД)

Умение делать выводы (регулятивные УУД)

7.Первичное осмысление и закрепле-ние связей и отношений в объектах изучения.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, способов действий, связи и отношений в объекте изучения.

Коллективная работа.

Работа с источником информации

 ( толковый словарь)

Самостоятельная работа.

Работа с учебником.

Игровая деятельность.

Работа в парах.

1 Первичное осмысление связей и отношений в объектах изучения

- Разберем слова по составу, пользуясь  алгоритмом.

Поездка, свисток, выход, лошадка, рябинник.

-А что такое «рябинник»? Где мы можем узнать лексическое значение этого слова?

- Воспользуемся толковым словарем, который у вас на столах. ( Это слово имеет два значения, значит оно многозначное)

- Как называется лес, где растут дубы? берёзы?ели?

 -Какие правила надо соблюдать, когда находишься в лесу?

2 Самостоятельная работа.

Упр. 106 ( 2 уч-ся за шторой)

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

3Игра «Собери слово»

- У вас на столах лежат карточки с частями двух слов. Соберите эти слова и разберите по составу, пользуясь алгоритмом разбора.

ДОМ  А  УШК  ИК  КОРМ

ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

4 Игра «Составь слово» (слова на карточках на доске)

 У него

-корень как в слове САДИК

-приставка как в слове ПОБЕЖАТЬ

-суффикс как в слове ОСИНКА

-окончание как в слове РЫБА

Разбирают слова по составу с комментированием у доски, опираясь на алгоритм разбора.

Самостоятельно выполняют упражнение по учебнику. Взаимопроверка.

Умение пользоваться схемой разбора (алгоритмом, планом) (регулятивные, познавательные УУД)

Умение находить информацию в справочниках (познавательные УУД)

Активная познавательная деятельность, синтез, координирование в сотрудничестве

(познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Умение добывать новые знания, используя уже известные тебе, умение анализировать, синтезировать  (познавательные, регулятивные УУД)

8.Постановка домашнего задания.

Обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Слово учителя.

Домашнее задание

- Предлагаю вам задания двух уровней:

1 уровень средней сложности(задания написаны на зеленых  карточках)

2 уровень повышенной сложности ( красные карточки)

1 уровень:   слайд 7

1 Какое слово лишнее? Записать только однокоренные слова, разобрать одно из них по составу.

Гром, громадный, громкость, громкий.

2. Найти слова с суффиксом –ник-. Разобрать их по составу.

Дворник, столик, цветник, сапожник, снежный, мясник.

2 уровень  слайд 8

1 Образовать слова с помощью суффиксов –к-, -ок-.-очк-. Разобрать их по составу.

Мышь, друг, берег, пух, ночь, гриб, дочь.

2. Подобрать родственные слова, разобрать их   по составу.

Двор –

Дуб –

Молоко-

(напомнить детям о д/з в электронном дневнике)

Уч-ся определяются с объемом и содержанием д/з.

Ориентирование в своей системе знаний при  выборе уровня д/з (личностные УУД)

9.Рефлексия.

Мобилизировать  уч-ся на рефлексию своего поведения, способов деятельности, общения; установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами.

Игра.

- Вернемся к целям нашего урока.  

- Что вы сегодня узнали на уроке? (алгоритм разбора по составу)

- Чему научились? (разбирать слова по составу)

- А теперь оцените свою деятельность на уроке

На доске ваза, а у каждого из вас цветы. Мы поставим эти цветы в вазу.

Красный цветок – если тебе урок понравился, ты всё понял.

Желтый – если тебе что-то осталось непонятным на уроке.

Синий – если ты ничего не понял и не запомнил на уроке.

- Молодцы! Спасибо за урок! Слайд  9

Анализируют свою собственную деятельность.

Умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей и чужой работы; контроль, самооценка (регулятивные, личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила выполнения фонетического разбора слова и разбора слова по составу.

Памятки для выполнения грамматических заданий для учащихся начальных классов. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и разбор слова по составу....

«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»

Цель: создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...

«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»

Цель: создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...

урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»

Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...