рабочая программа Речевой этикет 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по «Речевому этикету» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Учебно-методический комплект представлен учебной тетрадью Ладыженская, Т.А. Детская риторика: в рассказах и рисунках: 4 кл. / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская и др.- М.: Ювента; Баласс, 2014. (Образовательная система «Школа 2100») и методическим пособием для учителя.
Курс «Речевой этикет» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Цель курса «Речевой этикет» – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Речевой этикет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому Речевой этикет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».
2. Общая характеристика курса
Являясь предметом гуманитарного цикла, речевой этикет даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса речевого этикета можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В речевом этикете изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение речевому этикету, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание речевого этикета основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Объём учебного времени, отводимого на изучение речевого этикета с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса, общий объём учебного времени составляет 136 часов. Речевой этикет даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения речевого этикета является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
5. Личностные и метапредметные освоения курса
Личностные результаты | Метапредметные результаты |
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; – осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям; – отличать истинную вежливость от показной; – адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия; – учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях; – осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах; – анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; – поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом. | – формулировать задачу урока после предварительного обсуждения; – оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; – анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении; – осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета; – анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов; – классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; – реализовывать рассуждение, которое включает в себя тезис, убедительные аргументы, соблюдая нормы; – признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; – различать описания разных стилей – делового и художественного; – продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи; – анализировать словарные статьи; – реализовывать словарные статьи к новым словам; – осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного; – воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное; – анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие; – слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы; – редактировать текст с недочётами. |
6. Содержание учебного предмета
4 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
7. Тематическое планирование
№ | Наименование разделов, тем уроков; региональный компонент; домашнее задание | кол-во часов | Элементы содержания, в том числе кадетского и регионального компонента | Планируемые результаты обучения | Универсальные учебные действия (УУД) |
| 9 | Восстанавливаем в памяти изученные виды речевой деятельности. Тест-опрос «Проверь себя», выполняется в учебнике-тетради | Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Испытывать желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Осознавать способы действий при решении учебных задач. | |
Проверь себя с.6-11 | 1 | ||||
Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься с.12-15 | 1 | Вспоминаем две формы общения – устное и письменное: общее и различия между ними. | Называть компоненты речевой ситуации. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Стремиться совершенствовать собственную речь. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | |
Улыбнись улыбкою своею с. 16-27 | 1 | Знакомство с улыбкой как этикетным средством, с ее значением. Показываем связь средства «Улыбка» с ранее изученными этикетными жанрами. | Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику. Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание. | Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. Осознавать способы действий при решении учебных задач | |
Особенности говорения с.28-31 | 1 | Вспоминаем: - что можно говорить разным темпом, громко, тихо, разным тоном; - что при говорении, когда люди видят друг друга, они используют разные несловесные средства – такие как голос, мимика, жест и т.д. | Называть словесные и несловесные средства устной речи. Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении . Демонстрировать уместное употребление несловесных средств. Положительно относиться к учению. Испытывать желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. Стремиться совершенствовать собственную речь. | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Принимать роль в учебном сотрудничестве. | |
Речевые отрезки и паузы с. 32-39 | 1 | Знакомим с тем, что устную речь можно представить как речевой поток, к котором, однако, есть остановки, перерывы в звучании, паузы, и что эти паузы бывают очень разными. | Объяснять роль пауз, логических ударений. Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении . Демонстрировать уместное употребление несловесных средств. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. | |
Успокоить, утешить словом. с.40-43 | 1 | Учатся применять пословицы, которыми обычно успокаивают, если случается какая-то неприятность | Называть этикетные формулы утешения. Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации. Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Испытывать желание умело пользоваться русским языком. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Осознавать способы действий при решении учебных задач. | |
Утешить – помочь, утешить – поддержать с.44-49 | 1 | Учатся: - сопереживать чужому горю, несчастью, предлагать помощь; - помогать людям преодолеть трудности, неприятности не только на словах, но и на деле. | Называть этикетные формулы утешения. Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации. Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание, совершенствовать собственную речь | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью. | |
Какой я слушатель с.50-53 | 1 | Обращаем внимание на то, как дети умею слушать, подсказываем в ненавязчивой форме, чему еще им научиться, чтобы стать хорошим слушателем. Тренируемся оценивать себя, как слушателя. | Оценивать себя как слушателя. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | |
Я – читатель с.54-59 | 1 | Внушить детям, что чтение – одно из дверей в прекрасный мир, войти в этот мир можно, если научиться читать вдумчиво, внимательно, заинтересованно | Оценивать себя как читателя. Передавать основное содержание изученных литературных произведений, называть их авторов. Определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно текст художественного произведения. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки | |
| 11 | Повторяем аргументативные и неаргументативные тексты, вспоминаем диалог | Называть признаки текста. Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему. Стремиться к совершенствованию собственной речи. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | |
Типы текстов. Яркие признаки текста. с. 62-65 | 1 | ||||
Абзацные отступы, завершающий абзац. с.66-72 | 1 | По своему месту и значению в тексте абзацы бывают трех видов и что каждый играет свою роль в тексте. | Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам. Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки | |
Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. с. 73-77 | 1 | Знакомимся с запретом как видом речевой деятельности, с его особенностью как речевого жанра, со строгим и мягким запретом | Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации. Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии | |
Знаки вокруг нас, дорожные знаки. с. 78-81 | 1 | Вспоминаем как мы используем знаки в нашей жизни. Проверяем свои знания по ПДД | Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни. Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции | Владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения | |
Знаки-символы и знаки-копии. Языковые знаки с.82-85 | 1 | Знакомство с историей знаков | Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки.Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни.Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью | |
Опорные конспекты. Составляем опорный конспект. с. 86-89 | 1 | Знакомим с опорными конспектами, тренируемся оценивать их и составлять в необходимых случаях. | Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное . Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков. Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки, определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | |
Опорные конспекты. Составляем опорный конспект. с. 86-89 | 1 | Знакомим с опорными конспектами, тренируемся оценивать их и составлять в необходимых случаях. | Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное . Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков. Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки, определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | |
Описание – деловое и художественное. с. 90-95 | 1 | Вспоминаем, что описание отвечает на вопрос «какой?». Знакомимся с двумя типами описания. Составляем два типа описаний. | Различать описания разных стилей. Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Стремиться к совершенствованию собственной речи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки, определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | |
Вежливая оценка С.96-100 | 1 | Знакомимся с оценкой как речевым жанром и особенностями вежливой оценки. | Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости. Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии | |
Скажи мне, почему. Аргументы. с. 101-107 | 1 | Вспоминаем основные части рассуждения. Знакомство с видами аргументов и с требованиями к ним. | Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Проявлять творческий подход к выполнению заданий. Стремиться к совершенствованию собственной речи | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; предлагать разные способы выполнения заданий. | |
Во-первых, во-вторых, в-третьих … Вступление и заключение. с.108-115 | 1 | Повторяем логические и речевые способы выделения доказательств. Знакомство с вступлением и заключением, их структурно-смысловою ролью в рассуждении | Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | |
| 8 | Знакомство со словарной статьей как с особым видом речевых научных жанров информативного характера, учим пользоваться толковым словарем | Анализировать словарную статью. Реализовывать словарную статью к новым словам. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии | |
Словарная статья с. 118-121 | 1 | ||||
Рассказ. Хочу рассказать с. 122-131 | 1 | Особенности рассказа как речевого жанра: -знакомим с частями, из которых состоит рассказ; -учим составлять устные и письменные рассказы по картинкам и фрагментам текста; -учим составлять свои собственные рассказы о веселых и памятных событиях своей жизни для разных адресатов. | Анализировать типичную структуру рассказа. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Проявлять творческий подход к выполнению заданий | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения | |
Служба новостей. Что такое информация. с. 132-135 | 1 | Знакомим со способами передачи и хранения информации, с понятиями «информация» и «газетная информация» | Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Осознавать способы действий при решении учебных задач. | |
Газетная информация. с.136-139 | 1 | Знакомим с особенностями газетной информации. Показываем различные виды газетной информации (по значению) | Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | |
Факты, события и отношение к ним. Информационные жанры. с.140-147 | 1 | Знакомимся с понятиями о двух видах информации (логической и эмоциональной). Знакомим с газетными жанрами, даем понятие об информационных и неинформационных жанрах, определяем характерные особенности газетных информационных жанров. КК: чтение статей о кадетах | Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию. Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | |
Хроника. с.148-153 | 1 | Раскрываем особенности хроники как речевого жанра (как газетного информационного жанра), формируем умение самостоятельно создавать хронику. | Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Проявлять творческий подход к выполнению заданий | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения | |
Информационная заметка. с.154-159 | 1 | Определяем жанровые признаки информационной заметки, учим самостоятельно создавать информационную заметку. | Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Осознавать способы действий при решении учебных задач. | |
Подпись под фотографией с.160-167 | 1 | Знакомим с необычным (поликодовым) текстом, его особенностями. | Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | |
| 6 | Закрепляем понятие о связи речевой ситуации и видов речевой деятельности | Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности. Называть изученные речевые жанры. Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Проявлять творческий подход к выполнению заданий | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения | |
Говорю, пишу, читаю, слушаю. с. 170-173 | 1 | ||||
Речевые жанры. Этикетные жанры и слова вежливости. с.174-177 | 1 | Подводим итог6 собираем репертуар речевых жанров, изученных за 4 года. Обобщаем этикетный репертуар и темы этикетных диалогов. | Формулировать правила эффективного общения. Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. Называть этикетные речевые жанры. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Проявлять творческий подход к выполнению заданий | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения | |
Этикетные диалоги с. 178-180 | 1 | Тренируемся в узнавании и употреблении этикетных реплик (среди них – ответных) | Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам. Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности. Называть изученные речевые жанры. Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Осознавать способы действий при решении учебных задач. | |
Речевые привычки. с. 181-187 | 1 | Изучение риторики помогает овладеть хорошими привычками, манерами, культурой речевого поведения, общей культурой | Оценивать свои речевые привычки. Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности. Называть изученные речевые жанры. Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Проявлять творческий подход к выполнению заданий | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения | |
Учусь красноречию! с. 188-189 | 1 | Систематизируем приемы обучения красноречию | Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности. Называть изученные речевые жанры. Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Проявлять творческий подход к выполнению заданий | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения | |
Риторический праздник. | 1 | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры. Разыгрывать риторические игры. | Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений | Анализировать разнообразие текстов (жанров). Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. |
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации задач обучения речевому этикету используются учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской).
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1–11-го классов в соответствии с образовательной программой «Школа 2100». Авторы рассказывают о современной риторике общения: её содержании, программе, специфике этого учебного предмета, об особенностях построения уроков риторики; приводят разработки уроков для разных классов.
- Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента. В пособии рассматривается реализованная в учебниках риторики технология обучения речевым жанрам как разновидностям текста, которые реально существуют в жизни и которыми нужно овладеть, чтобы общение было успешным.
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:
- DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
- цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
- компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
– виды деятельности учеников на уроке;
– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);
– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.
Приведём примеры работ при использовании компьютера:
- анализ положительного или негативного примера речевого жанра;
- редактирование (взаиморедактирование);
- создание текста, его коллективное обсуждение;
- создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);
- создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).
При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.
Технические средства на уроках речевого этикета широко привлекаются также при создании:
- классных газет и журналов (компьютер);
- фотоальбомов (фотоаппарат);
- DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов и т.д.
Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Азбука этикета"
Пояснительная записка. Часто дети теряются в жизненных ситуациях: не умеют разговаривать по телефону, не могут правильно подобрать форму приветствия или благодарности. ...
Рабочая программа "Школа этикета"
Программа дополнительного образования по внеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Школа этикета»Срок реализации: 3 годаРассчитана на детей от 7 до 11 лет...
рабочая программа Речевой этикет 4 класс
тематическое планирование...
Рабочая программа "Речевая практика" ФГОС 1-2 классы
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отстал...
внеурочная деятельность рабочая программа " Речевой этикет"
разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности " Речевой этикет" 4 класс Т.А. Ладыженская...
Рабочая программа Речевая практика 1 класс ОВЗ вид 8
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Рассчитана на 66 часов....
Рабочая программа "Страна этикета"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3-4 классов...