Связь имени прилагательного с именем существительным
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Шарифьянова Альфия Алисовна

Участие в конкурсе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_imeni_prilagatelnogo_s_imenem_sushchestvitelnym.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным.

Познакомить со смысловым значением имён прилагательных, показать связь имени прилагательного с именем существительным

Планируемые результаты:учащиеся научаться ставить вопросы от существительного к прилагательным устанавливать сязь между прилагательным и существительным подбирать примеры с определённой орфограммой

Этап урока

Содержание этапа

1.

Мобилизующий этап.

Организационный момент.

Эмоциональный настрой ,

подготовить  учащихся к работе на уроке и настроить на эффективную работу на уроке, включение учащихся в учебную деятельность

Полная готовность класса настрой на совместную коллективную работу.

Метод  беседа

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты,

Нас две ниточки связали.

Теплоты и доброты.

Садитесь правильно

Начнём урок.

Откройте тетради, запишите число, классная работа

Открывают тетради и записывают

2.

Самоопределение к деятельности учащимися на основе антиципации

Образовательные

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами

обеспечение увеличения объема и углубления сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико-синтетического мышления и оперативной памяти;

нацеливание на то, что в результате выполнения заданий, нужно получить информацию;

 обеспечение восприятия, осмысления и запоминания знаний;

актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности;

развивать память, логическое мышление;

Воспитательные

воспитывать интерес к учебе, предмету; к устному народному творчеству – сказкам.

воспитывать самостоятельность;

воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности,

 Коррекционные 

 дать понятия имени  прилагательного, проявление познавательной активности, корригировать внимание,

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);

коррекция и развитие связной устной речи (диалогическая и монологическая речь)

развитие слухового восприятия;

развитие личностных качеств, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки 

Здоровьесберегающие 

соблюдение здоровьесберегающего режима на уроке

Методы обучения

фронтальная беседа, индивидуальная работа, показ на доске, демонстрация слайдов.

Познавательные и эмоциональные мотивы формируются сочетанием беседы с демонстрацией слайдов.

Тему урока и основные задачи вы определите сами, а в этом нам поможет минутка чистописания.

Буквы выпали из темы, нам их нужно поставить на место. Запись на доске, учащиеся пишут в тетради:

и а а е ы е

Что вы можете сказать о написании?

В написании есть одинаковые элементы –крючок.

Что вы можете сказать о них как о звуках?

Обозначают гласные звуки и, е мягкость согласных а, ы твёрдость согласных.

Если вставить их в пропущенные клеточки, какое слово получится?

Пр      л      г       т      льн            

Прилагательные

На следующей строчке запишите это слово, подчеркните мягкие согласные.

Какие буквы подчеркнули (р,т,л)

Сегодня на уроке мы поговорим об именах прилагательных, вам нужно будет ответить на вопрос: Что обозначают имена прилагательные?

           

 

3.

Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний.

Постановка цели и задач урока.

Объяснение нового материала.

Образовательные

Установление связи прилагательных с существительными

Упражнение в определении числа имен прилагательных.

Предупреждение  возможных ошибок, развитие умения определять число прилагательных

Создание предпосылок для дальнейшего расширения материала. Самостоятельная работа.

Способствовать осознанию учащимися изучаемого материала и применению знаний в практической речевой деятельности.

Совершенствование репродуктивных действий, направленных на восприятие и воспроизведение текстов без каких-либо существенных изменений.

Упражнение в определении роли имени прилагательного в предложении.

Формирование умения конструктивной работы через преобразование текст

Коррекционные

Классифицировать имена существительные, собственные, нарицательные

одушевлённые, неодушевлённые

единственное и множественное число

 использовать специальную терминологию при определении части речи

Многозначность, имена существительные могут иметь несколько значений. признаки имён существительных вы -собственные, нарицательные, единственное и множественное число, (одушевлённые, неодушевлённые

находить главное по смыслу слово в предложении, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательные

Воспитание интереса к языку, возможность задуматься над происхождением слов, реализация разноуровнего подхода: одни высказывают предположения, другие слушают и запоминают правильный ответ развивать наблюдательность, речь

Здоровьесберегающие 

соблюдение здоровьесберегающего режима на уроке

Для начала прочитайте слова, которые написаны на доске.

Их нужно разделить на  группы.

Учащийся читает.

Кто догадался, на сколько групп нужно разделить слова? Хорошо. Запишите слова, разделив их на 2 группы.

МЕСЯЦ НОРКА ПУШИСТА  ЛИСИЧКИ ЯСНЫЙ РЫЖИЕ (слова записаны  на доске в столбик)

Кто опредилил 1 группу слов?  (месяц, лисички, норка

прочитайте слова (учащийся читает). По каким признакам, вы объединили их в группу? Эти слова отвечают на вопросы: кто, что. Значит какая это часть речи?

2 группа слов ясный,  рыжие, пушистая -часть речи имена прилагательные, отвечают на вопрос какая, какой, какие)

Допишите.

Вернёмся к 1 группе слов:

По каким ещё признакам эти слова объединились  в 1 группу,кроме того, что это имена существительные, отвечают на вопрос кто, что?

 Какой ещё признак объединяет эти слова? обозначает предмет

Что обозначают эти слова ?

Что такое месяц?

 Месяц- небесное тело, месяц -отсчёт времени

Сколько значений назвали?

Лисички? Животные, грибы. Сколько значений назвали?

Лента  в волосах, лента новостей  в газете.  Сколько значений?

Ласка – доброта, животное.  Сколько значений назвали? Так какой же признак объединил эти слова? Многозначность, имена существительные могут иметь несколько значений. Какие ещё признаки имён существительных вы знаете?( Казань , тарелка, -собственные, нарицательные; малыш, малыши- единственное и множественное число; стол, мальчик (одушевлённые, неодушевлённые кукла,

 Слайд со схемой : сущ, одуш, нариц, множ. числа ?-

Объяснение учащихся Докажите (лисички, доказывают ответ)

А почему на конце вопросительный знак? Что оно означает, что мы не можем определить они одушевл ённые или неодушевлённые. Кто то считает, что это грибы, кто то подумал и сказал о животных, как быть? Как узнать о чём речь? Что означает это слово, значение слов надо смотреть на предложение. 

В лесу резвились лисички. О ком или о чём речь?

Ребята собрали полную корзину лисичек. О ком или о чём речь?

Вот из предложения мы и узнаем значение слов .

Давайте вернёмся к группе слов .

По каким признакам мы объединили  слова во 2 группу? Отвечают на вопросы какая, какие, какое

Так давайте ответим на вопрос что обозначают прилагательные? Зачем они нужны?

Перед вами лежит карточка с текстом.  Прочитайте

Притаился ... зверек. У  него ... уши, ... хвост. Тело покрыто,., шерстью. Есть... зубы, но они его не защищают..

Кто догадался, о ком составлены предложения?  (Это сделать трудно.)

Какие бы слова вы записали вместо точек, если бы речь шла о зайце? Запишите их при помощи слов для справок:

 Маленький, длинные, короткий,  мягкой , острые.

Учащиеся работают вместе с учителем.

Разбирают каждое предложение , слова с орфограммами. (зверёк, уши, шерстью, защищают, длинные)

Записывают, читают полученный текст.

Притаился  маленький зверек. У  него  длинные уши,  короткий хвост. Тело покрыто мягкой шерстью. Есть острые зубы, но они его не защищают. Можно ли сказать что эти тексты одинаковые?

На какой вопрос отвечают слова, которые вы использовали?

- Что обозначают слова, которые помогли описать животное?

 Кто запомнил, как называется эта часть речи?

Что это такое?

Разберём первое предложение по частям речи. О чём говорится в первом предложении ? О зверьке. Какая это часть речи? Кто? Имя существительное .Задайте вопрос от слова зверьки. Задаём вопрос к другим словам Зверёк? К слову маленький. Какой? Маленький? Какая часть речи отвечает на вопрос  какой? Прилагательное. От слова зверёк зададим вопрос к другим словам. Зверёк? К слову притаился? Что сделал? Какая часть речи? Глагол.

Что произошло у нас с предложение , записанным у вас в тетрадях, если сравнить с предложением на карточке?

Читает учитель. Притаился зверёк. Притаился маленький зверёк.

Что произошло у нас со вторым предложением? Какое оно стало? Подбирайте слова. Предположения учащихся ( красивое). Так зачем нам нужны прилагательные в русском языке? Для красоты описания предмета, чтобы предложения были красивыми, добрыми, ласковыми. яркими, интересными 

На доске появляется табличка : для красоты описания

Ребята разберём ещё раз первое предложение. Притаился маленький зверёк. О ком идёт речь в предложении? О зайце. Ребята а может слово маленький заменим на другое слово? Какое слово моно подобрать? Может огромный, злой, бурый заяц?

Как вы думаете, подойдут нам эти прилагательные? Почему? ( объяснения учащихся)

Так для чего ещё нужны имена прилагательные? Чтобы точно описать предмет.

На доске табличка для точного описания

А теперь давайте с вами подберём имена прилагательные, которые будут описывать животных : зайца и медведя. слайд с именами прилагательными: Бурый, серый, белый, сильный, трусливый, длинноухий, косолапый, злой, добрый

Для того, чтобы вам точно было представить этих животных перед вами две картины.

Итак пишем с новой строчки Заяц  рядом медведь –Объясните орфограммы? Непроверяемая гласная

На следующее строчке  выпишите нужные слова ,подходящие животному

Выписываем. Выпрямили спинки.

Какие прилагательные подойдут для описания зайца?

Есть прилагательные, которые могут описать и зайца и медведя? Выписываем прилагательные, которые подходят для точного описания предмета

Прочитайте, какие прилагательные вы записали,

Мы с вами ребята дали описание предмета практически не видя его, нам помогли иллюстрации , мы ими пользовались , но  пощупать, потрогать сам предмет мы не могли. Имена прилагательные нам помогают описать предмет .

Догадайтесь о ком речь или о чём речь? Круглое, сочное, вкусное- яблоко. По каким признакам догадались, что яблоко?, красным бывает и помидор?

По каким признакам мы определяем предмет? определили предмет?( цвет,форма, вкусы, запахи)

Открыли учебники на странице 88. Прочитайте информацию для любознательных.

Какие признаки могут обозначать имена пригагательные?

4

Закрепление учебного материала

Образовательные

Мобилизация мозговой активности; синтез различных определений, знаний, информации в несколько конкретных понятий. Повышение степени осмысления изучаемого материала.

Коррекционные

закрепить полученные знания

Воспитательные

 уметь оценивать себя, работать самостоятельно.

 Здоровьесберегающие соблюдение здоровьесберегающего режима на уроке,

     

Методы

Фронт беседа, игра, работа с учебником, в тетрадях, работа у доски, физминутка, дифференцированный подход

Поиграем в игру.

Круглый (мяч, арбуз, шар, блин, колесо)

Отсеиваем  предметы, я называю имя прилагательное зелёный. Какие предметы  остались?

Сейчас открыли посмотрим на упражнение 153. Прочитайте задание. Выполняется самостоятельно после предварительного разбора по шагам. Взаимопроверка. Один ученик читает словосочетания, учащиеся друг у друга исправляет ошибки. Если выполнено правильно, ставят + на полях

Физминутка

Солнце вышло из-за тучки,

Мы поднимем к Солнцу ручки.

Руки в стороны потом

Мы пошире разведем.

Мы закончили разминку,

Отдохнули ножки, спинки.

Так для чего нам нужны имена прилагательные? Сделаем вывод.

Для определения предметов по цвету, размеру, вкусу, форме, запаху , а также характеру. Когда нужны прилагательные для определения характера? Если у нас предмет одушевлённый. Какие черты характера нам помогли описать медведя? Зайца?

Теперь давайте прослушаем ваше домашнее задание

 ( дети читают загадки, придуманные дома, отгадывают)

Я обязательно проверю,  поставлю оценки.

Ребята, давайте скажем слово сердце. Мы скажем слово сердце – это просто сердце. А если приложить к сердцу прилагательные , помогайте ребята: горячее, доброе, отзывчивое, большое, нежное, пламенное Спасибо, да и сразу станет ясно, что речь идёт о человеческом сердце.

Очень занимательное

 Имя прилагательное.

 Трудно будет без него,

 Если пропадёт оно.

Родились прилагательные с покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с Существительными, да вот незадача: не было у прилагательных числа. А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными.

 Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были рады новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба. А что такое падеж мы познакомимся в 3 классе.

Рефлексия.

Итог.

создать учителем атмосферу творчества и доверия, психологическая комфортность

умение оценивать себя

Задача учащихся:

закрепить полученные знания, уметь оценивать себя, работать самостоятельно.      

На доске текст

Февральская метель.

Налетел яростный ветер. Закружились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая поземка скользит по земле. Свистит , кружит косая метель.

К  данным ниже словам выпишите слова из текста прилагательные  данные по образцу

Образец: Вечер ( какой?) яростный, солнце…, пелена…, вихри…, поземка.., метель…

Каим вы представляете себе февраль? Какие прилагательные употребил автор для его описания?Что понравилось на уроке? Что хотели изменить?

Какая часть речи служит для украшения наших предложений? Что обозначает имя прилагательное? На какие вопрося отвечает?

Дома мини сочинение - опишите своего друга,дать ему внешние описания, так как он живой вы не забудьте написать про его характер.

Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

Конспект урока. Тема:" Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные"

Тема: Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательныеЦели деятельности учителя:   -дать понять в...

Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»

Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...

Технологическая карта по русскому языку "Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу"

ознакомление с  образованием   имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных...