Программа.Выявление и развитие интеллектуальных, творческих, учебных способностей младшего школьника "Одаренный ребенок"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития  образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vyyavlenie_sposobnostey_ml_shkolnikov.docx65.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Волковичская основная школа»

Программа

Выявление и развитие интеллектуальных,

 творческих, учебных способностей младшего

школьника «Одарённый ребёнок»

Составители: учителя начальных классов

Антоненкова Наталья Александровна

                                                          Федорова Наталья Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ:

I. Пояснительная записка

II. Диагностика интеллектуальных, творческих и учебных способностей

обучающихся.

III. Система работы по развитию одаренных детей на уроках и во внеурочное время

IV. Ожидаемые результаты

V. Список литературы

  1. Пояснительная записка

     Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития  образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.

Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных младших школьников.

Задачи:

- на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

- разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

- определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

- организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

- проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье

II. Диагностика интеллектуальных, творческих и учебных способностей   обучающихся.

           При определении способностей детей целесообразно использовать комплексный подход.

При этом можно применять разнообразные методы:

наблюдение за поведением обучающихся во время урочных и внеурочных  занятий,  

тестирование родителей, учителей-предметников, обучающихся проведение тематических бесед, анкетирование, тестирование создание системы проблемных заданий, решение которых требует поисковой  или творческой деятельности, привлечение обучающихся к различным  конкурсам, олимпиадам, внеурочным мероприятиям.

            Выявляемые способности:

-интеллектуальные;

- творческие;

- учебные, в том числе предметно-деятельностные.

           Для выявления обозначенного круга способностей целесообразно использовать элементы апробированных методик. Оптимальными в данном случае нужно признать следующие:

-  комплексное выявление способностей педагогами, родителями:

-  Методика диагностики одаренности младших школьников  (А.И.Савенков)

-  Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А.Лосева),

- Выявление способностей учителем: шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж.Рензулли),

Показатель результативности данных методик:

- уровень развития интеллектуальных способностей обучающихся;

- уровень развития творческих способностей;

- оценка уровня сформированности учебных навыков, развитие познавательных способностей обучающихся;

- качественные показатели освоения обучающимися образовательных программ;

- динамика количества учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность по предмету.

Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • математика и техника (1-й столбец листа ответов);
  • гуманитарная сфера (2-й столбец);
  • художественная деятельность (3-й столбец);
  • физкультура и спорт (4-й столбец);
  • коммуникативные интересы (5-й столбец);
  • природа и естествознание (6-й столбец);
  • труд по самообслуживанию (7-й столбец).

Анкета для учащихся

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

  • Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  • Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
  • Петь, музицировать.
  • Заниматься физкультурой.
  • Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
  • Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
  • Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
  • Собирать технический конструктор.
  • Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
  • Самостоятельно рисовать.
  • Играть в спортивные, подвижные игры.
  • Руководить играми детей.
  • Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
  • Ходить в магазин за продуктами.
  • Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
  • Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
  • Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  • Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  • Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
  • Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
  • Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
  • Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
  • Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
  • Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
  • Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
  • Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
  • Ухаживать за домашними растениями.
  • Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
  • считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
  • Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
  • Участвовать в постановке спектаклей.
  • Заниматься спортом в секциях и кружках.
  • Помогать другим людям.
  • работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  • Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов).

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
  • творческая (2-й столбец);
  • академическая (3-й столбец);
  • художественно-изобразительная (4-й столбец);
  • музыкальная (5-й столбец);
  • литературная (6-й столбец);
  • артистическая (7-й столбец);
  • техническая (8-й столбец);
  • лидерская (9-й столбец);
  • спортивная (10-й столбец).

Анкета для учащихся

Вопросы:

  • Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.
  • Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  • Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
  • В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  • Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  • Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  • Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
  • Интересуется общением со сверстниками.
  • Инициативен в общении со сверстниками.
  • Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
  • Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  • Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  • Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  • Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  • Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  • Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  • Интересуется актерской игрой.
  • Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  • Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  • Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  • Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  • Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  • Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  • Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.
  • Хорошо поет.
  • Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  • Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  • Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
  • Легко общается с детьми и взрослыми.
  • Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  • Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  • Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
  • Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  • Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  • В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  • Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  • Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  • Любит чертить чертежи и схемы механизмов.
  • Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.
  • Бегает быстрее всех в классе.
  • Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  • Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  • Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  • Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  • Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  • Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  • Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.
  • Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  • Часто руководит играми и занятиями других детей.
  • Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  • Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  • Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  • Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
  • Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  • Хорошо играет на каком-либо инструменте.
  • Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  • Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  • Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
  • Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  • Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  • Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  • Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  • Умеет делать выводы и обобщения.
  • Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.
  • В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  • Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  • С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  • Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  • Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  • Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  • Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  • Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  • В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
  • Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  • Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
  • Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.
  • Любит игры-драматизации.
  • Быстро и легко осваивает компьютер.
  • Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  • Физически выносливее сверстников.

МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО  ОПРЕДЕЛЕНИЮ  ОДАРЕННЫХ  ДЕТЕЙ  (ЛОСЕВА А. А.)

             Ниже перечислены сферы, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по

пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то

характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если

они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Сумми-

руйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта.

Общее количество набранных баллов внутри одной области (например

«интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой

области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные

результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей.

Эта методика проводится на основе наблюдений за  ребенком.

1. Интеллектуальная сфера

1. Высокая познавательная активность, мобильность.

2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3. Устойчивость внимания.

4. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или

прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на

повторение того, что нужно запомнить.

5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не

путается в мыслях.

6. Богатство активного словаря.

7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций.

Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между

причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается

о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду.

Улавливает причины поступков других людей, мотивы

их поведения.

8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

9. Развитость творческого мышления и воображения.

10. Владение основными компонентами умения учиться.

11. Способность контролировать собственную творческую деятельность,

повышенный темп умственного развития.

12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

II. Творчество

1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.

2. Изобретательность в использовании материалов и идей.

3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.

4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.

5. Любит рисовать.

6. Проявляет тонкое чувство юмора.

7. Не боится быть таким, как все.

8. Склонен к фантазиям, к игре.

III. Развитие речи

1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая

разрешением какого-либо конфликта

2. Добавляет новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже

знакомом и известном всем.

3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях,

все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее

характерное.

4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную

мысль.

5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и

чувства.

6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания

события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной

сюжетной линии.

7. Любит писать рассказы или статьи.

8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и

настроения.

IV. Артистическая сфера

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека

2. Интересуется актерской игрой.

3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого

человека.

4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когдаимеет

возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.

5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.

6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других

людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.

7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства

и эмоциональные переживания.

8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не

любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и

только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться

Шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных  школьников  (Дж. Рензулли)

Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить

характеристики, обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой

и лидерской областях.

Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим

пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали

проявление каждой из характеристик.

Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны

поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обведите

соответствующую цифру согласно следующему описанию:

2 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;

3 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

4 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

5 – если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.

Шкала I. Познавательные характеристика ученика.

1. Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; использует

термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью,

сложностью.

2. Обладает большим запасом информации по разнообразным темам

(выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)

3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и

«почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от

вопросов,  направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений  или действий людей.

Шкала II. Мотивационные характеристики.

1. Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво

стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию).

2. Легко впадает в скуку от обычных заданий.

3. Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.

4. Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального

направления от педагога.

5. Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.

Шкала III. Лидерские характеристики.

1. Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает

хорошо.

2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо

себя чувствует, когда его просят показать свою работу классу.

3. Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не оставаться в

одиночестве.

4. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит

деятельностью, в которой участвует.

Шкала IV. Творческие характеристики.

1. Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно

задает обо всем вопросы.

2. Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на

вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы.

3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в

дискуссиях, настойчив.

4. Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.

5. Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что

будет, если…»), занят приспособлением, улучшением и изменением

общественных институтов, предметов и систем.

6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые

не кажутся смешными остальным.

7. Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к

иррациональному в себе; эмоционально чувствителен.

8. Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны

жизни.

9. Не подвержен влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется

деталями; не боится быть отличным от других.

10. Дает конструктивную критику; не склонен принимать авторитеты без

критического изучения.

Условные критерии автоматической интерпретации:

0% - 40% низкий показатель;

41% - 70% средний показатель;

71% - 100% высокий показатель.

Диагностические результаты обрабатываются и заносятся в таблицу:

           

III . Система работы по развитию одаренных детей на уроках в начальной школе и во внеурочное время

  Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

  • совершенствование предметных умений и навыков;
  • повышение учебной мотивации одаренных детей;
  • развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
  • развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
  • овладение навыками самоконтроля, самооценки.

   Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

Методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
  • проблемный;
  • проективный.

   Формы:

  • нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
  • ролевые игры;
  • консультации.
  • Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
  •    Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

План мероприятий:

№ п/п

Мероприятия

Дата

1

Определение и подготовка участников к школьному этапам предметных олимпиад

сентябрь -май

2

Подготовка и проведение интерактивных уроков к

Международному дню грамотности

сентябрь

3

Проект «Подарок учителю»

октябрь

4

Участие в конкурсах творчества разного уровня

сентябрь -май

5

Организация и проведение  Акции «Забота»

октябрь

6

Конкурс «Краски осени»

октябрь

7

Всемирный день ребенка.

20 ноября

8

Акция «Поздравления и подарок маме»

ноябрь

9

Участие в Международном конкурсе «Русский медвежонок»

14 ноября

10

День Наума Грамотника

декабрь

11

«Создание проектов с использованием ИКТ»

февраль

12

«Международный день детской  книги»  «Книжкины именины»

апрель

13

Проект «Подарок  ветеранам»

апрель-май

14

Участие в  школьных спортивных соревнованиях

Сентябрь -май

15

Презентация детских портфолио

май

IV. Ожидаемые результаты

- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики

способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики

функционального, педагогического, социально-психологического и

научно-методического обеспечения для изучения и развития способных

и одаренных детей школы.

- формирование системы работы с одаренными обучающимися;

- повышение качества образования, индивидуализация обучения и

воспитания.

- увеличение числа обучающихся, участвующих в исследовательской и

проектной деятельности

- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных

олимпиадах, конкурсах;  повышение

показателей успешности детей на муниципальных, региональных, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

- изменение показателей школьной успеваемости.

- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей

обучающихся;

- издание исследовательских и проектных работ обучающихся.

V. Список литературы.

1. Алякринский Б. С. О таланте и способностях. – М.: 1971.

2. Бернштейн С.М. Психология научного творчества. // «Вопросы

психологии», № 3 1965г.

3. Бехтерев В.Л. Объективная психология. – М., 1991.

4. Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия,

2002.

5. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.:

Народное образование, 2001.

6. Материалы лаборатории одаренности Психологического института

РАО/ Под ред. А.М. Матюшина. – М.,2006.

7. Система работы образовательного учреждения с одаренными

детьми/авт.-сос. Н.И. Пантина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.

8. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление.

Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004.

9. Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической

диагностики. М.: 1993.

10. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль:

«Академия развития», 1997.

11. Смирнова Е. С. Интеллект и творчество. Развивающий курс 5-7 класс

М.: УЦ «Перспектива», 2004.

12. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные

тесты // «Школьный психол Лосева А.А., Матюшкин А.М., Волков А.С.

Психологическая диагностика одаренности. – М.: Академический

проспект, 2004. – 176 с.

13. Рензулли Дж. Модель обогащающего школьного обучения // Основные

современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.

Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 214-243.

14. Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. – М.: ПЕР

СЭ, 2000. – 352 с.

15. 15.Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков //

Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред.

Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 243-264.

16. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность».

// Психологический журнал, 4 т., № 5, 1983, с. 38-46.

17. Шамардин В.Н.,Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного

результата к творческому поиску. – М., 1991.__

Приложение

1

I. Портрет одаренного ребенка

  • Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  • Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  • Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  • Склонен к рискованным действиям.
  • Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
  • Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
  • Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  • Не конфликтен, не боится отличиться от других.
  • Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  • Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

     При поступлении в школу для родителей, будущих первоклассников, будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.

2

Родительское исследование (заполняют родители)

  • У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
  • Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
  • Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
  • Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
  • Он очень любит рисовать (Да / нет)
  • Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
  • Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
  • Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
  • Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время?
  • С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину.

3

Карта моих интересов

№ п/п

Вопросы

Ответ

(да / нет)

1

Есть ли у тебя друзья?

2

Нравится ли тебе проводить с ним  свободное время?

3

Тебе нравятся уроки математики?

4

А русского языка?

5

Чтение книг – твое любимое занятие?

6

Нравится ли тебе получать хорошие отметки?

7

Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам?

8

С радостью ли ты ходишь в школу?

9

Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения?

10

Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву?

11

Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?

12

Тебе нравится решать математические задачи?

13

Стараешься ли ты находить разные способы решения задач?

14

Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру?

15

Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей?

16

Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?

17

Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты?

18

Ты подкармливаешь животных зимой?

19

Ты с удовольствием работаешь на уроках труда?

20

Ты любишь рисовать?

21

Ты любишь узнавать новое о великих художниках?

22

Ты посещаешь кружки?

23

А спортивные секции?

24

Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях?

25

Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе?

26

Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?

27

Любишь ли ты делать приятное своим друзьям?

28

Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства?

29

Есть ли у тебя домашние обязанности?

30

С удовольствием ли ты выполняешь их?

Шкала рейтинга поведенческих характеристик Дж. Рензулли

Ф.И.учащегося ________________________________________________________________

Дата: _________________________________________________________________________

Школа _________ класс _________ возраст ________ учитель __________________________

Как давно вы знаете этого ребенка? ________________________________________________

Инструкция

Эта шкала составлена для того, чтобы учитель мог дать характеристики учащимся в познавательной мотивации, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать вне связи с другими пунктами. Так как 4 шкалы представляют относительно разные стороны поведения и по разным шкалам не суммируются все вместе. Внимательно прочтите утверждение и поставьте соответствующий балл согласно следующему описанию:

1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;

2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти всегда.

Список класса:

№ п/п

Фамилия Имя учащегося

1

2

3

4

5

Шкала 1. Познавательные характеристики

1

Никогда

не наблюдали

2

время от времени

3

довольно часто

4

почти всегда

1. Обладает довольно большим для этого возраста или класса запасом слов, использует термины с пониманием, речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью

2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящих за пределы обычных интересов детей этого возраста)

3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию

4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей

5.Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше» из рассказа, фильма, из того, что происходит, чем другие

Подсчитайте по каждой колонке:

«1»  -

«2» -

«3» -

«4» -

И умножьте на соответствующее количество баллов

Шкала 2. Мотивационные характеристики

1

никогда не наблюдали

2

время от времени

3

довольно часто

4

почти всегда

1. Полностью «уходит» в определенные темы, проблемы, настойчиво стремится к завершению (иногда трудно привлечь к другим темам, заданиям)

2. Легко впадает в скуку от обычных заданий

3. Стремится к совершенству; отличается самокритичностью

4. Предпочитает работать самостоятельно, требует лишь минимального направления от учителя

5. Имеет склонность организовать людей, предметы, ситуации

Подсчитайте по каждой колонке:

«1»  -

«2» -

«3» -

«4» -

И умножьте на соответствующее количество баллов

Шкала 3. Творческие характеристики

1. Проявляет большую сообразительность в отношении многого, задает обо всем вопросы

2. Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы

3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда раздражен и горяч, а в дискуссии настойчив

4. Может рисковать, имеет склонность к приключениям

5. Проявляется склонность к игре с идеями; фантазирует, представляет: «Что будет, если…», занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов, систем

6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным

7. Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе (более свободное выражение «девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у девочек); эмоционально чувствителен

8. Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические стороны, интересуется деталями

9. Не подвержен влиянию группы; не терпит беспорядок, не боится быть отличным от других

10. Дает конструктивную критику. Не склонен принимать авторитеты без критического изучения

Подсчитайте по каждой колонке:

«1»  -

«2» -

«3» -

«4» -

И умножьте на соответствующее количество баллов

Шкала 4. Лидерские характеристики

1. проявляет ответственность, делает то. Что обещает, и обычно делает это хорошо

2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу

3. Хорошо выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно говорит

4. Может находиться с людьми, общителен, предпочитает на оставаться в одиночестве

5. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует

Подсчитайте по каждой колонке:

«1»  -

«2» -

«3» -

«4» -

И умножьте на соответствующее количество баллов

Методика диагностики одаренности младших школьников

А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • математика и техника (1-й столбец листа ответов);
  • гуманитарная сфера (2-й столбец);
  • художественная деятельность (3-й столбец);
  • физкультура и спорт (4-й столбец);
  • коммуникативные интересы (5-й столбец);
  • природа и естествознание (6-й столбец);
  • труд по самообслуживанию (7-й столбец).

                   

Анкета для учащихся

 Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

 

 Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Анкета для учащихся

Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:

«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;

«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников как условие формирования социокультурных ценностей

Осинцева Т.В. Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников как условие формирования социокультурных ценностей //Социокультурные проблемы современного человека: мате...

Родительское собрание в 1-4 классах "Проектная деятельность как средство развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников".

Работа направлена на создание условий для успешного формирования универсальных учебных действий у обучающихся через обновление теоретической и практической базы знаний  родителей....

Развитие интеллектуально-творческих способностей.

В статье представлен опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей на уроках русского языка....

Кабинет начальных классов как среда развития интеллектуально - творческих способностей младшего школьника

В данной статье рассказывается о  кабинете начальных классов, как среде развивающего обучения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВАРИАНТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Одним из важнейших средств подъема эффективности обучения являетсяповышение познавательного интереса к предмету. Новое всегда рождает любопытство,которое переходит в любознательность, при проявлении к...

Методики развития интеллектуальных, творческих способностей и формирование характера ребенка в продуктивной деятельности

Актуальность формирования интеллектуальной, творческой личности, соответствующей требованиям развивающегося общества, обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы обра...

Программа. Выявление и развитие интеллектуальных, творческих, учебных способностей младшего школьника «Одарённый ребёнок»

Выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных младших школьников....