Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Второстепенные члены предложения" УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Панфилова Елена Владимировна

Технологическая карта урока русского языка "Второстепенные члены предложения" в 3 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются разнообразные приёмы обучения, направленные на формирование и развитие познавательной активности учащихся. Дети сами формулируют тему и цели урока, определяют пути их достижения. К уроку прилагается презентация в формате PPT. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ 

УМК «Планета знаний»

«Второстепенные члены предложения»

Учитель: Панфилова Елена Владимировна

Цели урока: Углубить представление о строении предложений с второстепенными членами и их ролью (группа подлежащего, группа сказуемого).                                                                                          Дать понятие о распространенных и нераспространенных предложениях. Способствовать развитию чувства языка: роль порядка слов в предложении

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

         Знать

  • понятие второстепенные члены;
  • понятие распространенное и нераспространенное предложение;

Метапредметные:

          Уметь

  • организовывать учебное сотрудничество;
  • самостоятельно определять цели своего обучения;
  • работать с различными источниками информации;
  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные:

          Развивать

  • познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение второстепенных членов предложения;
  • коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды

Примечания

Организац.    момент

Словарная работа

Целе                       полагание

Планиро-

вание

Во 1-х

         Во 2-х

И в 3-х

Постановка проблемной ситуации

Физкульт   минутка

Изучение нового материала

Физкульт    минутка

Закрепление

Итог урока

Рефлексия

Постановка домашнего задания

Доброе утро всем!

Вот и наступил новый день.

А это значит, что перед нами откроются новые пути к успеху во всех делах.

Мы здоровы и полны сил.

Всё что намечено на сегодня, обязательно сбудется.

Мы твёрдо знаем: за что бы мы ни взялись, всё получится замечательно!                                                  Ребята, сегодня у нас с вами на уроке гости.

Пожалуйста, улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу.

Желаю вам успехов, садитесь.                                       Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число (Девятнадцатое марта) и предложение «Классная работа».                                  Назовите орфограммы. (Подчёркиваю)

Расшифруйте слово на экране.

   Лексическое значение. Лиственное дерево с белой (реже - с тёмной корой) и сердцевидными листьями.                         (Словарь Ожегова).

   Что ещё нам известно об этом дереве? (символ России, берёз. сок, береста, «берёзовая каша» - наказание розгами за проступок).

   Подберите имена прилагательные к слову берёза.

   Запишем это слово.                   Подчеркнём орфограмму в слове, поставим ударение. (учитель-на доске).

 Подберите однокоренные слова.  Запишем. (3-4 шт.) (пишу на доске

    Разберите слова по составу.

   Что нужно помнить, при записи однокоренных слов?

Вывод: В однокоренных словах корень пишется одинаково.

     А теперь осмотрите на экран,              прочитайте слова.                                                                       На какие группы можно разделить эти понятия?        

 Сейчас вы поработаете в парах.             Давайте вспомним правила работы.  Разделите слова на группы, записывая          каждую в отдельный столбик.

Корень                                          Местоимение

Суффикс                               Существительное

Подлежащее                                    Глагол

Приставка                                             Сказуемое

Окончание                                  Прилагательное

Назовите части слова.                           Части речи.                                                 Члены предложения.                              

Проверяем…   ХОРОШО!!!

   Давайте вспомним, что такое подлежащее?

   А что такое сказуемое?

   А чем являются сказуемое и подлежащее.                                    

 Составьте предложение только из подлежащего и сказуемого.

А все ли предложения состоят только из грамматической основы?

Как называются такие члены?

Скажите, а всё ли мы знаем о второстепенных членах?

Кто попробует сформулировать цель нашего урока?

Правильно!..

А для того, чтобы достичь этой цели, нам нужно поставить перед собой определённые задачи: (читаю)

1. Определить роль второстепенных членов предложения

2. Установить связь между главными и второстепенными членами.

3. Научиться составлять предложения с второстепенными членами.

   Хорошо, задачи поставлены, перейдём к их решению.   Итак, наша 1 задача …  

Посмотрите на экран.                       Прочитайте предложения.                                                                                          Стоят берёзки. Снега растаяли. Дрожат ветки.                                                                      

   Смогли ли вы представить себе берёзы, о которых говорится?                Какие они?

   Что можем сказать об этих предложениях?

Итак, мы не смогли представить себе берёзы, какими их описал автор.

Но русский язык необычен и своеобразен. Закройте глаза, послушайте стихотворение и попробуйте представить себе картину, описанную поэтессой Натали Самоний. Готовы?                          

   Какие берёзы вы себе представили? (ответы)

   Давайте сравним первую запись с тем, что прочитала Даша.

                                                                          Что вы можете сказать теперь?    

              Итак, какую же роль играют второстепенные члены предложения?                                                                                        

Давайте, немного отдохнём.            Очнулись деревья от зимнего сна. (потянулись)                                                  В марте по лесу гуляет весна.                  (ходьба на месте).                                           В овраге ручьи шаловливо звенят. (хлопки).                                                          И с юга на родину птицы летят.           (машем «крыльями).                              Игра «Деревья- кустарники-трава».     Вдох-выдох. Садитесь, пожалуйста!

Интересно, а верный ли мы сделали вывод о роли второстепенных  членов?                                                           Как мы можем это проверить?

 Давайте откроем учебник на стр. 91 и сравним свой ответ с правилом.

   Прочитайте 1 часть правила.                      (сам-но, затем 1 чел. – вслух).

 Правильно мы с вами сделали вывод?  А теперь прочитайте 2 и 3 части.

 О чём ещё можно узнать из этого правила? (распрост. и нераспрост.).

   Какое предложение называется распространённым, а какое нераспространенным?                      

Приведите примеры.    

Вернёмся к нашему плану.                    Какую задачу мы решали?

 Мы узнали, какую роль играют второстепенные члены предложения?

 Что же ещё необходимо?  

 Запишем под диктовку с комментированием предложение:

   Весной по дорожкам побежали говорливые ручейки.  Какое это предложение по цели высказывания?    По интонации?

Выполним задание, воспользуясь алгоритмом. Он есть у каждого на парте. Прочтите…                                                              Как установить связь между…

  • Найти грамматическую основу предложения.                                          (подлежащее и сказуемое).
  • Найти слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего.
  • Найти слова, к которым можно задать вопрос от сказуемого.
  • Найти слова, к которым можно задать вопрос от других второстепенных членов.

Выполним задание…

Давайте вернёмся к нашему плану.             Что можно сказать?                                           Решили ли мы 2-ю задачу? Замечательно!                                                 А сейчас мы немного отдохнём.        Гимнастика для глаз.

Вернёмся к нашему плану.                   Какую задачу мы ещё не решили?

Сейчас я предлагаю вам побыть редакторами.                                        Кстати, а кто это?

Учебник с .91 упражнение 139.

Поработаем в группах.                                 Вспомним правила работы в группе.

Приступаем к обсуждению.

Ну, что же, господа редакторы,                 каков  результат вашей работы?

А сейчас запишите получившиеся у вас предложения по вариантам:              1вариант –1-е и 3-е,                                       2 вариант - 2-е и 3-е.                                Меняемся тетрадями и проверяем правильность написания.

Давайте вернёмся к нашему плану.                  Все ли задачи мы с вами выполнили?        Значит, мы достигли цели урока?  

(ДОП – НО) с. 91 упр. 138 (УСТНО)  Прочитайте задание…                          

А теперь пусть каждый из вас определит границу своих знаний с помощью таблицы. Поставьте любую отметку в ячейке таблицы.                         Какие вопросы вызвали затруднение?  Почему?                                                            Да, правильно. Ответы на этот вопрос мы будем искать на следующих уроках. А сегодня в помощь вам я бы хотела подарить закладки с полезной информацией о второстепенных членах предложения.

В учебнике на с. 91, упр.137. Правило. Ознакомьтесь, пож-та. Есть вопросы?

 Урок окончен. Спасибо. Молодцы!

Б е р ё з а

Берёза (какая?) …

Работает по «цепочке» 3 ряд.

Читают.

Части слова, части речи, члены предложения.

Работа в парах.

Умение разделить слова на группы.

Проверяют.

 

Подлежащее-это то, о чём  или о ком говорится                      в предложении.

    Сказуемое-это то, что говорится о подлежащем.

    Они являются главными членами предложения (или грамматической основой).

Приводят свои примеры (2-3)

Нет, есть ещё другие члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Нет, не всё.

Цель урока: узнать новое о второстепенных членах предложения?

1. Определить роль второстепенных членов в предложении.

Читают по одной записи.

(3 чел.)

Представили, но неполно.

Предложения состоят только из грамматической основы.

СТЫДЛИВАЯ БЕРЁЗКА
Стоят берёзки-скромницы,
Поникли от стыда:
Растаяли от солнышка
На веточках снега.
И ветки оголённые,
Как плечики дрожат,
Ведь март, шалун и ветреник,
Не сшил для них наряд.
Лучи – иголки с нитками,
Сошьют берёз наряд.
И листики зелёные
Шелками зашуршат:
Берёзки станут радостней
И краше во сто крат!!!

Полно, выразительно, передаёт красоту, помогает создать образ.

Второстепенные члены уточняют, поясняют, дополняют и т.д.

Делают физкультминутку.

Нужно обратиться к источнику информации-учебнику

Читают 1 часть правила.

Да.

Читают.

Предложения с второстепенными членами называют распространёнными.           В отличие от них предложения, которые состоят только из главных членов, называют нераспространёнными.

Приводят примеры.

Мы решали первую задачу

Да.

2. Установить связь между главными и второстепенными членами предложения.

Повествовательное.

Невосклицательное.

Знакомятся с алгоритмом.

Читают по одному пункту.

СХЕМА!

Выполнение задания по алгоритму.

Да, мы решили вторую задачу.

Сядьте прямо…

Внимательно следим глазами за шариком…

Осталось решить 3-ю задачу: научиться составлять предложения с второстепенными членами.

Редактор – это тот, кто занимается редактированием. Он корректирует, исправляет ошибки.

Обсуждение в группах.

Проверка.

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка.

Да

Работают устно.                  Дополняют предложения.

Заполняют индивидуальную карточку ученика.      

                                                     2-й вопрос.                                      Мы этого ещё не знаем.

Записывают задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема «Понятие о второстепенных членах предложения». Разработка предназначена для учащихся 3 класса. Программа «Школа 2100».

Урок русского языка  в 3 классе по теме «Понятие о второстепенных членах предложения» является составляющим раздела «Предложение». В результате изучения данной темы учащиеся...

Конспект урока. Русский язык 4 класс. Тема: "Однородные члены предложения"

Конспект урока, проводимого в 4 классе по программе "Школа России" с использованием ЭОР. Учебник "Русский язык" 4 класс Т.Г.Рамзаева....

Конспект урока по русскому языку. 4 класс. Тема: Однородные члены предложения.

В данный урок введен правосланый компонент, поэтому урок имеет как познавательную, так и воспитательную ценность....

Урок русского языка 3 класс с использованием ЭОР "Главные и второстепенные члены предложения"

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, актуализировать умение правильного написания словарных слов; умение определять главные члены предложения, мотиви...

Технологическая карта урока русского языка ( 4 класс). Тема: "Однородные члены предложения". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о предложении, тексте, словосочетании; познакомление с особенностями однородных членов предложения; введение термина однородные члены предложен...

Урок русского языка 3 класс "Глагол. Обобщение" УМК "Планета знаний"

Технологическая карта урока по русскому язык  4 класс УМК "Планента знаний" по теме "Глагол. Обобщение" с использованием ЭФУ...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: «Главные члены предложения»

Конспект урока русского языка 2 класс.Тема "Главные члены предложения". На этом уроке дети учатся определять основу предложения. Знакомятся с существенными признаками подлежащего и сказуемог...