урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Щербакова Юлия Викторовна

тема урока Заглавная буква в именах собственных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок рус.языка в 1 классе180.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по теме

«Заглавная буква в именах собственных»

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ПЛАНИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМЕНТАРИЙ

1.Мотивация учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

 -Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало холодать, и солнышко светит редко, и нашей с вами встрече я рада.

-А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке русского языка.

- Как вы думаете, какие УУД формируются на этом этапе?(вопрос для аудитории)

- Составим план работы. Что мы обычно делаем на уроках русского языка? (пишем красиво, работаем самостоятельно, в парах, рассуждаем-думаем-сравниваем, оцениваем, читаем целыми словами, читаем выразительно, проверяем, моделируем,)

- Что мы сейчас делали? (планировали)

- Вы молодцы! А где нам может пригодиться умение планировать свою деятельность?

Ответы учеников:    На улице наступила…...и тд..

Ответы  учеников. Планирование.

Составление плана работы на уроке при помощи опорных значков.

Ответы учеников.

УДД личностные: освоить личностный смысл учения, желания учиться

 Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).

2.Целеполагание

- Посмотрите на экран (слайд № 12)

Одна девочка из нашего класса написала о себе в школьную газету. Вот что у неё получилось: «Здравствуйте! Меня зовут  даша. Я живу в селе слобода. Я люблю читать сказки. Мои любимые сказочные герои – незнайка и мальвина. А ещё я люблю играть с шариком».

 - Назовите опасное место в этом слове (большая буква).

- Исправьте ошибки. Запишите последнее предложение в тетрадь.

- Как вы написали слово шарик в предложении? (Разные ответы: шарик, Шарик.)

- Посмотрим на экран. В чём затруднение? (Мы видим, что у некоторых ребят это слово записано с большой буквы, а у других с маленькой.)

- Какой вопрос возникает? (Кто прав?)

- Что нужно сделать? (Остановиться и подумать)

- Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о заглавной букве в именах, фамилиях)

- Оцените свою деятельность предварительно, т. е. спрогнозируйте оценку(кратко повторяем критерии самооценки)

- В каких случаях, знакомых вам, пишется заглавная буква? (заполняем левый столбец)

  - Чему научимся к концу урока? (заполняем правый столбец)

                           

 Слайд № 13,14:

ЗНАЮ

УЗНАЮ

?

?

 После ответов ребят появляется запись в таблице:

ЗНАЮ

УЗНАЮ

Большая буква в

- ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ, ФАМИЛИЯХ людей;

- КЛИЧКАХ животных;

- НОВОЕ: большая буква в других словах.

Ответы учеников.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Ученики проговаривают учебную задачу на урок.

Прогностическая самооценка: работа в листах самооценки.

Моделирование.

УДД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

готовность к принятию и решению учебных и познавательных  задач.

УДД регулятивные:

  1. формируем умение высказывать своё предположение на основе  работы с электронной презентацией;

2)формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3. Создание ситуации успеха

- А зачем нам знать это правило?

- Как вы думаете, ребята, зачем человеку имя? (Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека уже давно нет, а имя его живёт. Что такое имя? Имена – это особые слова. Ведь если показывают на кошку, а вы говорите: «Вот собачка бежит», - вам никто не поверит. Но если свою сестрёнку Олю при знакомстве вы называете Машей, то никто не заподозрит обмана. В Древней Руси давали сразу два имени: одно для жизни, другое – для Бога, т.е. крёстное имя.

- Сейчас мы будем смотреть  отрывок из сказки (Слайд № 15) : видеофрагмент из сказки Лии Гераскиной «В Стране невыученных уроков».)

 -Подумайте, как  вы оцените деятельность мальчика?

- Ему нужна помощь?

- Мы сможем помочь? (да)

- Итак, отправляемся в сказку «Страну невыученных уроков»…

УДД регулятивные:

1)формируем умение высказывать своё предположение на основе  работы с электронной презентацией;

  1. формируем умение оценивать  учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  2. формируем умение  осуществлять  познавательную и личностную  рефлексию учебной деятельности.

УДД познавательные:

  1. формируем умение  извлекать информацию  из зашифрованных схем, текстов;
  2. формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  3. формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;  
  4. формируем умение на основе анализа  объектов делать выводы;  
  5. формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
  6. формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации; отвечать на вопросы учителя;

УДД личностные:  

желание учиться.

4. Тренировочные задания

Слайд № 16: Страна невыученных уроков. Закрытые ворота, которые охраняют  ?, ! , рядом с ними стоит королева Каллиграфия.

- Что нам нужно сделать, чтобы попасть в Страну невыученных уроков?  (открыть ворота)

- Чтобы ворота открылись, мы должны узнать охранников. (? – спрашивает, ! – удивляется, радуется, королева Каллиграфия – учит красиво писать)

Слайд №17: Открытые ворота, видна тропинка…

-Путешествуя, мы попадём во владения этих героев. А чтобы наш незадачливый ученик вернулся домой, мы должны вместе с ним пройти испытания.

Слайд № 18 : Дворец Каллиграфии. Чтобы продолжить путешествие мы должны выполнить задания .

Слайд № 19: Тетрадный лист, на нём написаны буквы, верхняя часть которых закрыта кляксами.

- Узнали буквы? Назовите их. (Заглавные Т,Г,П,Р.)А сможем ли мы правильно и красиво написать эти заглавные буквы? Выполните предварительную самооценку.

ФИЗМИНУТКА № 1:

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

-Я ТЕТРАДЬ СВОЮ ВОЗЬМУ,

И НАКЛОННО ПОЛОЖУ.

Я, ДРУЗЬЯ, ОТ ВАС НЕ СКРОЮ

РУЧКУ Я ВОТ ТАК ВОЗЬМУ.

СЯДУ ПРЯМО, НЕ СОГНУСЬ,

ЗА РАБОТУ Я ВОЗЬМУСЬ.

Слайд № 19(по щелчку): Поочерёдно появляются  буквы, карандашик показывает технику написания. (ребята  «пишут» обратной стороной ручки у себя на ладонях, а затем делают запись в тетрадях.)

-Сравните свои записи с эталоном. Обведите карандашом самые лучшие буквы. Оцените свою работу

Слайд № 20: Дворец Вопросительного знака. Чтобы продолжить путешествие мы должны ответить на вопросы.

- Какие бывают сказки?

- Кто пишет сказки?

Слайд №  21:

( на слайде появляются обложки  из сказок).

Слайд № 22:

- Фрагмент из какой сказки вы смотрели? Кто её автор? ( обложка сказки Лии Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)

-С какой буквы написаны  имя и фамилия автора?

 -Что мы сейчас делали? (ответ одного ученика, его самооценка по критериям)

- Мы попали в сказку, чтобы помочь герою.

Слайд № 23:Обложка тетради, где фамилию и имя ученика закрыл возмущённый восклицательный знак.

- Что своим видом показывает нам  восклицательный знак?

 - Почему восклицательный знак закрыл собой фамилию и имя ученика?

- А вы, догадались, чья это тетрадь? (Перестукина Виктора)

- Какое правило не знает ученик?

- Вы сможете исправить ошибки?

- Что будете делать? (вставляют пропущенные заглавные буквы, сравнивают с образцом)

- А свои фамилии и имена вы сможете написать?.

В тетради  запишите, проговаривая, свою фамилию и своё имя. Сравните свою запись с эталоном. (Слайд24)

ФИЗМИНУТКА № 2:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Ответы учеников.

Ответы учеников.

Разминка для пальчиков.

Прогностическая самооценка: работа в листах самооценки.

Работа в тетрадях.

Самооценка.

Ответы учеников.

Ответ ученика. -народные сказки и авторские.

 

Ответы учеников.

Работа в тетрадях.

Самооценка, проговаривание критериев.

Работа с карточками– шаблонами. Проверка по эталону.

Прогностическая самооценка: работа в листах самооценки.

Работа с карточками– шаблонами. Проверка по эталону.

Самооценка.

УДД коммуникативные:

участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга.

УДД регулятивные:

принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи.

УДД коммуникативные:

умение сотрудничать в совместном решении проблемы.

УДД познавательные:

 Умение моделировать и анализировать; умение наблюдать и делать простые выводы.

УДД познавательные:

Умение находить  необходимую информацию.

УДД коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

УДД регулятивные:

Умение корректировать выполнение задачи;

 прогнозирование (предвосхищение результата)

УДД регулятивные:  умение соотносить правильность выполнения с образцом.

УДД регулятивные:

прогнозирование (предвосхищение результата)

5.Создание ситуации разрыва

- Внимательно посмотрите на обложку тетради, перечитайте надпись, можете ли вы дополнить нашу схему – модель новым пунктом (названия населённых пунктов)

(Слайд25)- ! приготовил ещё одно задание. Нужно найти  в тексте слова, которые пишутся с большой  буквы и объяснить почему они написаны так.

- Откройте «Русский язык»  на с., внимательно прочитайте  текст в верхней части страницы. Какие слова пишутся с заглавной буквы? Что они обозначают? (Отечество, Родина, Россия – называют родную страну, государство).

*Запишите слова на букву Р.

 Дополним схему – модель ещё одним пунктом (названия стран).

Моделирование.

УДД познавательные:

Умение находить  необходимую информацию;

отвечать на вопросы учителя.

6. Работа в парах.

Правила работы в парах.

- слушать друг друга;

- помогать друг другу;

- вместе решать возникшую проблему;

(прогнозирование самооценки)

-Возьмите слова, распределите в две группы. Объясните,  по какому признаку группировали.

- Один, два, три! Работу в парах начни!

(У каждой пары своё задание – дифференцируются по степени сложности)

 

Слайд № 26

ЗНАЮ

УЗНАЛИ

Большая буква в

- ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ, ФАМИЛИЯХ людей;

- КЛИЧКАХ животных;

- НОВОЕ: большая буква в

НАЗВАНИЯХ СТРАН

- Буква большая совсем не пустяк,

В букве большой - уважения знак!

Работа в парах.

УДД коммуникативные:

  1. формируем умение слушать и понимать других;
  2. формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  3. формируем умение оформлять свои мысли  в устной форме;
  4. формируем умение работать в паре.

УДД регулятивные:  умение соотносить правильность выполнения с образцом.

7. Оценочно  - результативный компонент.

Слайд № 27: Видеофрагмент (герой благодарит ребят за помощь)

- Что из запланированного сделали?

- Как оценим свою работу?

Что мы сегодня делали на уроке?

- Где нам пригодится это?

Ответы учеников- --планировали свою деятельность;

- развивали речь (проговаривали)

- работали с информацией.

УДД личностные:  

личностный рост, личные достижения, освоить личностный  смысл учения, желание учиться.

УДД регулятивные:

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже  усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Рефлексия

Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?

РЕФЛЕКСИЯ:

Что Вы ожидали от участия в мастер-классе и что получилось? Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

__________________________________________________________________________

Что оказалось для Вас самым неожиданным в мастер-классе? Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

__________________________________________________________________________

Что Вам более всего удалось в работе мастер-класса, какие задания или их элементы были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные способы своей деятельности.

__________________________________________________________________________

Что Вы можете сказать о целях, содержании и организации данного мастер-класса. Сформулируйте свои предложения по развитию данной работы.

________________________________________________________________________

Предложения:


Карточка 1

К данным словам подберите подходящие по смыслу имена собственные и запишите по образцу.

Городдевочка,  река,  котёнок, собака.

Слова для справок: Москва, Волга, Мурзик, Лена, Жучка.

Образец: город Москва.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 2

Найди ошибки в тексте и исправь их. (4 ошибки)

У маши гости. На столе стоят чашки. девочка угощяет своих друзей тортом. Хорош душыстый чай.

Закрасьте на карточках кружок:                                                             O

желтым цветом, если у вас не было ошибок,

зелёным цветом, если вы допустили 1-2 ошибки,

красным цветом, если вы выполнили задание неверно.

Карточка 3

Составь и запиши предложения по картинке. Придумай людям имена, а животным клички.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 4

Прочитай  предложения,  заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички. Впиши их на пустые строчки.

 Летом     _________ и    __________    жили в     Рисунок85 _______________.

 По утрам  __________ кормила _________ , а -   _____________.

 Во дворе у  ___________  жили 201_________ ,  goat_______ и петух_______ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....