1.Мотивация учебной деятельности
| - Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? -Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало холодать, и солнышко светит редко, и нашей с вами встрече я рада. -А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке русского языка. - Как вы думаете, какие УУД формируются на этом этапе?(вопрос для аудитории)
- Составим план работы. Что мы обычно делаем на уроках русского языка? (пишем красиво, работаем самостоятельно, в парах, рассуждаем-думаем-сравниваем, оцениваем, читаем целыми словами, читаем выразительно, проверяем, моделируем,) - Что мы сейчас делали? (планировали) - Вы молодцы! А где нам может пригодиться умение планировать свою деятельность? |
Ответы учеников: На улице наступила…...и тд..
Ответы учеников. Планирование. Составление плана работы на уроке при помощи опорных значков. Ответы учеников. | УДД личностные: освоить личностный смысл учения, желания учиться
Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).
|
2.Целеполагание
| - Посмотрите на экран (слайд № 12) Одна девочка из нашего класса написала о себе в школьную газету. Вот что у неё получилось: «Здравствуйте! Меня зовут даша. Я живу в селе слобода. Я люблю читать сказки. Мои любимые сказочные герои – незнайка и мальвина. А ещё я люблю играть с шариком». - Назовите опасное место в этом слове (большая буква). - Исправьте ошибки. Запишите последнее предложение в тетрадь. - Как вы написали слово шарик в предложении? (Разные ответы: шарик, Шарик.) - Посмотрим на экран. В чём затруднение? (Мы видим, что у некоторых ребят это слово записано с большой буквы, а у других с маленькой.) - Какой вопрос возникает? (Кто прав?) - Что нужно сделать? (Остановиться и подумать) - Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о заглавной букве в именах, фамилиях) - Оцените свою деятельность предварительно, т. е. спрогнозируйте оценку(кратко повторяем критерии самооценки) - В каких случаях, знакомых вам, пишется заглавная буква? (заполняем левый столбец) - Чему научимся к концу урока? (заполняем правый столбец) Слайд № 13,14: После ответов ребят появляется запись в таблице: ЗНАЮ | УЗНАЮ | Большая буква в - ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ, ФАМИЛИЯХ людей; - КЛИЧКАХ животных; | - НОВОЕ: большая буква в других словах. |
|
Ответы учеников.
Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Ученики проговаривают учебную задачу на урок.
Прогностическая самооценка: работа в листах самооценки.
Моделирование.
| УДД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач. УДД регулятивные: - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с электронной презентацией;
2)формируем умение представлять информацию в виде схемы;
|
3. Создание ситуации успеха
| - А зачем нам знать это правило? - Как вы думаете, ребята, зачем человеку имя? (Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека уже давно нет, а имя его живёт. Что такое имя? Имена – это особые слова. Ведь если показывают на кошку, а вы говорите: «Вот собачка бежит», - вам никто не поверит. Но если свою сестрёнку Олю при знакомстве вы называете Машей, то никто не заподозрит обмана. В Древней Руси давали сразу два имени: одно для жизни, другое – для Бога, т.е. крёстное имя. - Сейчас мы будем смотреть отрывок из сказки (Слайд № 15) : видеофрагмент из сказки Лии Гераскиной «В Стране невыученных уроков».) -Подумайте, как вы оцените деятельность мальчика? - Ему нужна помощь? - Мы сможем помочь? (да) - Итак, отправляемся в сказку «Страну невыученных уроков»… |
| УДД регулятивные: 1)формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с электронной презентацией; - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию учебной деятельности.
УДД познавательные: - формируем умение извлекать информацию из зашифрованных схем, текстов;
- формируем умение представлять информацию в виде схемы;
- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
- формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации; отвечать на вопросы учителя;
УДД личностные: желание учиться. |
4. Тренировочные задания
| Слайд № 16: Страна невыученных уроков. Закрытые ворота, которые охраняют ?, ! , рядом с ними стоит королева Каллиграфия. - Что нам нужно сделать, чтобы попасть в Страну невыученных уроков? (открыть ворота) - Чтобы ворота открылись, мы должны узнать охранников. (? – спрашивает, ! – удивляется, радуется, королева Каллиграфия – учит красиво писать) Слайд №17: Открытые ворота, видна тропинка… -Путешествуя, мы попадём во владения этих героев. А чтобы наш незадачливый ученик вернулся домой, мы должны вместе с ним пройти испытания. Слайд № 18 : Дворец Каллиграфии. Чтобы продолжить путешествие мы должны выполнить задания . Слайд № 19: Тетрадный лист, на нём написаны буквы, верхняя часть которых закрыта кляксами. - Узнали буквы? Назовите их. (Заглавные Т,Г,П,Р.)А сможем ли мы правильно и красиво написать эти заглавные буквы? Выполните предварительную самооценку. ФИЗМИНУТКА № 1: Мы наши пальчики сплели И вытянули ручки. Ну, а теперь мы от Земли Отталкиваем тучки. -Я ТЕТРАДЬ СВОЮ ВОЗЬМУ,
И НАКЛОННО ПОЛОЖУ. Я, ДРУЗЬЯ, ОТ ВАС НЕ СКРОЮ РУЧКУ Я ВОТ ТАК ВОЗЬМУ. СЯДУ ПРЯМО, НЕ СОГНУСЬ, ЗА РАБОТУ Я ВОЗЬМУСЬ. Слайд № 19(по щелчку): Поочерёдно появляются буквы, карандашик показывает технику написания. (ребята «пишут» обратной стороной ручки у себя на ладонях, а затем делают запись в тетрадях.) -Сравните свои записи с эталоном. Обведите карандашом самые лучшие буквы. Оцените свою работу Слайд № 20: Дворец Вопросительного знака. Чтобы продолжить путешествие мы должны ответить на вопросы. - Какие бывают сказки? - Кто пишет сказки? Слайд № 21: ( на слайде появляются обложки из сказок). Слайд № 22: - Фрагмент из какой сказки вы смотрели? Кто её автор? ( обложка сказки Лии Гераскиной «В Стране невыученных уроков») -С какой буквы написаны имя и фамилия автора? -Что мы сейчас делали? (ответ одного ученика, его самооценка по критериям) - Мы попали в сказку, чтобы помочь герою. Слайд № 23:Обложка тетради, где фамилию и имя ученика закрыл возмущённый восклицательный знак. - Что своим видом показывает нам восклицательный знак? - Почему восклицательный знак закрыл собой фамилию и имя ученика? - А вы, догадались, чья это тетрадь? (Перестукина Виктора) - Какое правило не знает ученик? - Вы сможете исправить ошибки? - Что будете делать? (вставляют пропущенные заглавные буквы, сравнивают с образцом) - А свои фамилии и имена вы сможете написать?. В тетради запишите, проговаривая, свою фамилию и своё имя. Сравните свою запись с эталоном. (Слайд24) ФИЗМИНУТКА № 2: Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
|
Ответы учеников.
Ответы учеников.
Разминка для пальчиков. Прогностическая самооценка: работа в листах самооценки.
Работа в тетрадях.
Самооценка.
Ответы учеников.
Ответ ученика. -народные сказки и авторские.
Ответы учеников. Работа в тетрадях.
Самооценка, проговаривание критериев.
Работа с карточками– шаблонами. Проверка по эталону.
Прогностическая самооценка: работа в листах самооценки. Работа с карточками– шаблонами. Проверка по эталону. Самооценка.
| УДД коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга. УДД регулятивные: принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи. УДД коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы. УДД познавательные: Умение моделировать и анализировать; умение наблюдать и делать простые выводы. УДД познавательные: Умение находить необходимую информацию. УДД коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. УДД регулятивные: Умение корректировать выполнение задачи; прогнозирование (предвосхищение результата)
УДД регулятивные: умение соотносить правильность выполнения с образцом.
УДД регулятивные: прогнозирование (предвосхищение результата)
|
5.Создание ситуации разрыва
| - Внимательно посмотрите на обложку тетради, перечитайте надпись, можете ли вы дополнить нашу схему – модель новым пунктом (названия населённых пунктов) (Слайд25)- ! приготовил ещё одно задание. Нужно найти в тексте слова, которые пишутся с большой буквы и объяснить почему они написаны так. - Откройте «Русский язык» на с., внимательно прочитайте текст в верхней части страницы. Какие слова пишутся с заглавной буквы? Что они обозначают? (Отечество, Родина, Россия – называют родную страну, государство). *Запишите слова на букву Р. Дополним схему – модель ещё одним пунктом (названия стран). | Моделирование.
| УДД познавательные: Умение находить необходимую информацию; отвечать на вопросы учителя. |
6. Работа в парах.
| Правила работы в парах. - слушать друг друга; - помогать друг другу; - вместе решать возникшую проблему; (прогнозирование самооценки) -Возьмите слова, распределите в две группы. Объясните, по какому признаку группировали. - Один, два, три! Работу в парах начни! (У каждой пары своё задание – дифференцируются по степени сложности) Слайд № 26 ЗНАЮ | УЗНАЛИ | Большая буква в - ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ, ФАМИЛИЯХ людей; - КЛИЧКАХ животных; | - НОВОЕ: большая буква в НАЗВАНИЯХ СТРАН |
- Буква большая совсем не пустяк, В букве большой - уважения знак! | Работа в парах. | УДД коммуникативные: - формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
- формируем умение работать в паре.
УДД регулятивные: умение соотносить правильность выполнения с образцом.
|
7. Оценочно - результативный компонент.
| Слайд № 27: Видеофрагмент (герой благодарит ребят за помощь) - Что из запланированного сделали? - Как оценим свою работу? Что мы сегодня делали на уроке? - Где нам пригодится это?
| Ответы учеников- --планировали свою деятельность; - развивали речь (проговаривали) - работали с информацией.
| УДД личностные: личностный рост, личные достижения, освоить личностный смысл учения, желание учиться. УДД регулятивные: Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |