Технологическая карта урока по русскому языку "Текст. Типы текстов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Текст. Типы текстов." в виде технологической карты с презентацией. УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 24.03 КБ |
k_uroku.pptx | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
по русскому языку.
4 класс. УМК «Перспектива»
Тема: «Текст. Типы текста.»
Безрукова Елена Андреевна,
учитель первой квалификационной категории
ГБОУ гимназии №402
Колпинского района Санкт - Петербурга
Технологическая карта урока
Тема: Текст. Типы текста. | Тип: урок обобщения и систематизации знаний. | |||
Цель урока: формировать у учащихся понятия о типах текста и их особенностях. | ||||
Задачи: систематизировать знаний об отличительных особенностях текста, как системной единицы; совершенствовать умение определять тип текста; отрабатывать навык составления текста по опорным словам, исходя из заданной темы | ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные: создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов. |
|
| ||
Ресурсы урока: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, индивидуальные листы с заданиями. | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Мотивация к деятельности | ||||
Приветствие, инструктаж по гимнастике для глаз. (Слайд 1) Мотивирует к деятельности с помощью заданий: «Запишите увиденные буквы», «Разделите буквы на две группы и обоснуйте свой выбор.» Работа с пословицей (Слайд 2) Каждый день ж.знь прибавляет ч.стицу мудрости Как вы понимаете ее смысл? Какое значение имеют в обретении мудрости уроки русского языка? Дает установку на решение орфографических задач и запись пословицы. Пословица будет девизом урока. | Гимнастика для глаз. Записывают в тетрадь буквы : ж, ч, й, ш, щ, ц и объясняют, что их объединяет и на какие группы их можно разделить Работа с пословицей. Личная мотивация изучения русского языка. - Определяют, что в слове жизнь после буквы твердого согласного звука под ударением пишется и , а слове частицу пишем букву безударного гласного звука а, проверочное слово – часть. | |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
Предлагает найти в текстах «лишнее предложение» и объяснить свой выбор 1. А) Пришла осень. Я видел зайца на картинке в книге. Светит месяц. Б) У него небольшая голова, длинные уши, короткий хвост. Неслышно крадётся он по земле. У воробушка серая грудка. В) Не срывайте редкие растения. Покормите птиц зимой. Передние лапы у зверька короткие, а задние длинные. Г) Вдруг всё порыжело! Из книги я узнал много интересного о зайце. Как чудесно осенью в лесу! Предлагает прочитать «лишние» предложения и посмотреть, что получилось. | Работа с характеристикой предложений. Работа с понятием «Текст» Формулирование темы урока и постановка цели, исходя из темы. Работа с признаками текста. | |||
Организация познавательной деятельности | ||||
Активизация познавательной деятельности с помощью вопросов «Какая птица у меня на слайде? Что знаете про эту птицу?» Дает инструкцию по работе с текстом: «Прочитайте тексты на ваших листах и скажите, что из них вы узнали о пеликане.» Спрашивает: «Что общего в содержании этих текстах? Чем они различаются? К какому типу относится первый текст (текст описание). Докажите. Какие приемы использует автор, чтобы создать текст – описание? Какой вопрос можно задать к этому тексту?» Предлагает сформулировать определение типов текста и выстроить алгоритм их определения. Организовывает проверку по учебнику. (Слайд 7) Самостоятельная работа (задание по выбору) Предлагает самостоятельно выбрать уровень задания, составить план действий и выполнить задание. а) Лисица – это ……… зверь. Она живёт в …. . Это животное …….. размера, с ….. …… хвостом. Мордочка у неё ……… , ушки ………, лапки ……….. . Шерсть у лисы ………… . Лиса ходит (как?) ………. . Охотится этот зверь на …… , ……… . В сказках она выступает ………… …………….. . б) Коля, заблудился, стал звать на помощь, не отозвался, ночь, темно, на дерево, вдали огонёк, лесная сторожка, провёл ночь, лесник, утром, отвёл домой. Выясняет, всё ли удалость в данном задании. | (слайд 6) пеликан Рассказывают известные им факты о пеликане. Работа с текстом Определяют общую тему текстов и находят их различия. Определяют особенности каждого типа текста, их структуру . Проверяют себя по учебнику. Текст, в котором есть картины природы, описаны предметы, явления, действия, называется описанием. Текст, в котором говорится о последовательных событиях, связанных между собой, называется повествованием. Текст, в котором что-либо доказывается, объясняется, называется рассуждением. Самостоятельно выбирают уровень задания, составляют план его выполнения: определяют тему, главную мысль, тип текста, выбирают художественные средства, составляют текст. Записывают и проверяют себя в соответствии с составленным планом действий. Определение типа текста. Определение темы и главной мысли. Запись текстов в тетрадь. Проверка. Анализируют свою работу. | |||
Рефлексия деятельности | ||||
Проводит рефлексию с помощью игры: Текст состоит из предложений. К тексту нельзя придумать заглавие. Все предложения в тексте имеют границы. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. В тексте всегда о чем- то или о ком- то говорится. Текст можно разделить на части. Каждая часть текста записывается с красной строки. Существует 2 типа текстов. Лось - мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов. Это текст-повествование? Родился медвежонок. Он родился очень маленьким. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю. Это текст – повествование? Предлагает оценить свою работу и подвести итог урока. | Выполняют задания +, -, +, -, +, +, +, -, -, + ( Слайд 8) Проверяют себя, оценивают и анализируют свою деятельность на уроке. Делятся впечатлениями. |
Рабочий лист ученика.
1. А) Пришла осень. Я видел зайца на картинке в книге. Светит месяц.
Б) У него небольшая голова, длинные уши, короткий хвост. Неслышно крадётся он по земле. У воробушка серая грудка.
В) Не срывайте редкие растения. Покормите птиц зимой. Передние лапы у зверька короткие, а задние длинные.
Г) Вдруг всё порыжело! Из книги я узнал много интересного о зайце. Как чудесно осенью в лесу!
2. 1.На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиной с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней.
2.Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему причалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой.
3. Пеликаны не могут нырять это связано с особым строением костей и наличием подкожных воздушных мешков.
3. а) Лисица – это ……… зверь. Она живёт в …. . Это животное …….. размера, с ….. …… хвостом. Мордочка у неё ……… , ушки ………, лапки ……….. . Шерсть у лисы ………… . Лиса ходит (как?) ………. . Охотится этот зверь на …… , ……… . В сказках она выступает ………… …………….. .
б) Коля, заблудился, стал звать на помощь, не отозвался, ночь, темно, на дерево, вдали огонёк, лесная сторожка, провёл ночь, лесник, утром, отвёл домой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждый день ж.знь прибавляет ч.стицу мудрости.
Я видел зайца на картинке в книге. У него небольшая голова, длинные уши, короткий хвост. Передние лапы у зверька короткие, а задние длинные. Из книги я узнал много интересного с зайце.
Тема урока: Текст. Типы текста.
Признаки текста: с мысловая связь предложений; т ема; г лавная мысль; с мысловая завершённость; в ступление, основная часть, заключительная часть; з аглавие.
Типы текста Текст- описание Текст- повествование Текст- рассуждение Какой? Почему? Что случилось?
+, -, +, -, +, +, +, -, -, +
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе: "Текст, предложение, диалог".
Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе:"Текст, предложение, диалог" с использованием ЭО PROClass....
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Роль имен прилагательных в тексте"
Роль имен прилагательных в тексте, 3 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Род имен прилагательных в тексте"
Род имен прилагательных в тексте, 3 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку "План текста" (2 класс, УМК "Школа XXI века")
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у обучающихся о том, что такое план текста, а также алгоритма его составления.За...
Технологическая карта урока по русскому языку "Учимся составлять текст. Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам" (2 класс, УМК "Школа XXI века)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у обучающихся о понятии «заголовок», «ключевое слово».За...
Технологическая карта урока по русскому языку «Составление текста по сюжетным рисункам» 3 класс
Тип урока: рефлексияЦель урока: формирование умений составлять рассказ по серии сюжетных картинок.Задачи урокаДидактические:1.Учить определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказ...
Технологическая карта урока по русскому языку "Заголовок, тема, основная мысль текста; их взаимосвязь. Изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия" (УМК "Ритм", 4 класс)
Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения определять тему и основную мысль повествовательного текста, его композицию.Задачи урока:Дидактические:1. Учить обучающихся верно определя...