ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С УЧЕТОМ ФГОС.
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. "Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами". Уровень грамотности учащихся средней школы – одна из острейших проблем народного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramotnomu_pismu.docx | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Е. В. Степарева
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
С УЧЕТОМ ФГОС.
МБОУ-СОШ №15 г. Армавира Краснодарского края
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. "Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами". Уровень грамотности учащихся средней школы – одна из острейших проблем народного образования.
Условиями грамотного письма являются:
- осмысленное восприятие грамматического явления (правила);
- опор на фонетические знания;
- связь орфографии с орфоэпией и каллиграфией;
- опора на речевые действия (проговаривание).
Но любое учебное действие должно быть мотивировано. Следовательно, необходима мотивация орфографической работы, которая реализуется посредством:
1. Возбуждения познавательных интересов.
2. Поиска занимательных форм и методов работы.
3. Отбора и структурирования дидактического материала.
4. Формы контроля и оценки умений и навыков учащихся по орфографии.
Каждый из этих четырех пунктов имеет свои средства, свои приемы.
- Повышение уровня познавательного интереса.
Постепенное осознание учащимися далеких целей обучения правописанию. Для этого нужно показать детям, как пишут взрослые образованные люди, а также старшеклассники. Учащиеся должны воочию убедиться, что все люди овладевают письмом и в этом нет ничего непреодолимого.
Осознание учащимися близких и ближайших целей обучения правописанию. Это означает, что школьникам сообщается, к каким итогам по орфографии они придут к концу учебного года, что они должны усвоить в области правописания данной темы, с помощью учителя определяют цель и задачи каждого урока и даже отдельных этапов урока.
Понимание учащимися социальной роли грамотного письма. Осознание ими обязательности овладения определенным уровнем грамотности как составной частью культуры.
Организация деятельности, в которой школьники могли бы проявить свою грамотность: электронные письма, оформление проектов, выпуск классных газет…
- Поиск занимательных форм и методов работы.
Использование игр, занимательных материалов и ИКТ на уроках и на внеурочных занятиях.
Обоснованное разнообразие приемов работы учителя и учащихся: элементы исследовательского метода, поисковые задачи.
Опора на чувственное восприятие языковых единиц, т.е. на зрительную и слуховую наглядность, использование красочных картин, плакатов, слайдов, художественное чтение и пр.
- Отбор и структурирование дидактического материала.
В начальных классах орфография еще не может предстать перед учащимися как целостная система, тем не менее важно показать младшим школьникам ее закономерность, неслучайность. Например, единый способ проверки морфем с помощью родственных слов и однотипных словоформ, целесообразность употребления заглавных букв.
Дидактический материал (слова, словосочетания, предложения, текст для анализа и упражнений, интересный по содержанию и ценный в воспитательном отношении) подбирается преимущественно из художественной литературы. Полезно привлекать тексты сочинений и изложений самих учащихся в целях самопроверки.
Дидактический материал должен быть насыщен орфограммами изучаемого типа, т.е. орфограммы должны встречаться в каждом предложении или в 2-3 случаях в тексте, а в словарном упражнении – в каждом случае. Это поддерживает уровень интереса, повышает тонус работы.
Нередко в список слов и словосочетаний вводятся так называемые конфликтные единицы, не содержащие орфограммы данного типа. «Конфликтные» слова нарушают однообразие, повышают внимание учащихся, воспитывают у них орфографическую зоркость.
В дидактический материале орфограммы на изучаемое правило включаются в доступных вариантах, с постепенным усложнением (для безударных гласных – г…ора – горы, г…ристый - горы, горный)
В дидактический материал не включаются орфограммы, не изучаемые в начальных классах, а в тех случаях, когда они имеются, учитель предупреждает возможные ошибки.
- Формы контроля и оценки умений и навыков учащихся по орфографии.
Тщательное разграничение ошибок, за которые оценка не снижается. Например, ошибка типа зЕма – грубая даже для 1 класса; ошибки в словах покОзалось и соглОшение в 1 классе не засчитываются вовсе, в дальнейшем считаются негрубыми.
Отказ от выставления отрицательных оценок за сочинение и обучающее изложение, т.е. такие письменные работы, где школьнику приходится употреблять слова, проверить которые он еще не может.
Постоянная работа, направленная на предупреждение и недопущение ошибок как в словах, которые дети еще не могут проверить, так и в словах, которые не проверяются. Предупреждение ошибок проводится заблаговременно, путем специальной работы, ориентированной на текст предстоящего диктанта (только трудные случаи), с помощью напоминаний, наводящих вопросов, путем проговаривания и предупреждающего орфографического комментирования, использования словарей и других справочных пособий.
В целом, процесс формирования умений имеет следующие ступени: мотив, цель – выбор способа действия – алгоритм –повторные действия, упражнения – появление элементов автоматизма – свертывание алгоритма – автоматизм в написании слов, словосочетаний, предложений. Из этого вытекает, что существует несколько этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи: увидеть орфограмму в слове, определить ее вид (проверяемая или нет; если да, то к какой грамматики-орфографической теме относится); вспомнить правило, определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида)орфограммы; определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи; решить задачу, т.е. выполнить последовательность по алгоритму; написать слово в соответствии с решением задачи; осуществить самопроверку.
При систематическом ориентировании учеников на обнаружение и выделение в словах указанных видов орфографии, орфографическая зоркость увеличивается от 20-30 процентов до 80 процентов.
Использование графических диктантов для повышения грамотности учащихся.
Существует «Сборник графических диктантов» (С.М. Соколовская), предназначенный для повышения грамотности учащихся в классах компенсированного обучения. В сборнике имеется 29 диктантов.
Все задания учат детей улавливать орфограммы на слух в любом, даже сложном тексте.
Проведение диктантов обеспечивает развитие фонетико-фонематического слуха учащихся, расширяет их кругозор и значительно обогащает словарный запас – и все это в занимательной форме, позволяющей успешно учить детей на положительном эмоциональном фоне.
Вот несколько примеров:
Работа 1
Цель: дифференциация ударных и безударных гласных, требующих проверки (
-Дети, мы знаем, что безударный гласный в корне слова находится в слабой позиции и требует проверки. Сейчас я продиктую слова. Вы повторите их вполголоса, определите гласный в слабой позиции и окажете ему помощь. Как? Правильно, нужно мысленно подобрать проверочное слово. А затем записать безударную гласную, обозначающую гласный в слабой позиции, на шарике слона или тюленя. Тот, кто ошибется, найдет орфограмму и подберет проверочное слово.
Диктант.
Слоны, кольцо, тумба, ковер, шары, играл, вертелся, тигры, клоун, ведро, вода, котик, голубь, ряды, белый, фокусник, маска, везет, цветы, круглый, метет, лев, всадник, свет.
Работа 2
Цель: развитие фонематического слуха, преодоление замедленности речевых реакций, предупреждение дезорфографии, подготовка к контрольному диктанту
-Дети, сегодня мы украсим новогоднюю елку разноцветными шарами (я читаю текст; после нескольких вопросов по содержанию читаю каждое предложение по два раза: первый раз – целиком, второй раз – медленно, называя слово за словом.)
Дети повторяют про себя, находят орфограмму, затем на соответствующей ветке рисуют небольшой шарик. Я и 2-3 ученика-помощника проверяют правильность выполнения работы. Ученик, сделавший ошибку, комментирует орфограмму и подбирает проверочное слово.
Диктант.
Елка.
Мы нарядили пушистую елку. Сестренка Анечка развесила гирлянды из бус и флажков. Братья Илья и Кирилл украшали елку хрупкими блестящими игрушками. Тут были цветные стеклянные шары, маленькие гномы, грибочки, часы, шишки, звездочки. С веток свисали узкие длинные сосульки. На зеленых иголках сверкала серебристая мишура. Поздно вечером мы зажжем разноцветные лампочки.
Работа 3.
Цель: развитие фонематического слуха, предупреждение дезорфографии
-Дети, сегодня мы отправляемся вместе с орфограммами на морскую прогулку. У каждой орфограммы – своя яхта. На какой яхте поплывет орфограмма из слова «стоит»? (без.гл. О, проверим «стой»). Диктую медленно по одному слову; дети должны уловить орфограмму на слух, сказать правило ил подобрать проверочное слово, на соответствующем парусе поставить +
Диктант.
Морская прогулка.
Сегодня стоит ясный безоблачный день. На море много прогулочных катеров и яхт. На зеленых волнах слегка покачиваются маленькие легкие лодочки. Кричат белокрылые чайки. Они плавно парят высоко над волнами, ищут добычу.
В прозрачной воде вьются стайки мелких рыб. В лучах яркого солнца медузы расправляют свои щупальца. Все побережье усыпано галькой и мелкими ракушками. Они сверкают, как драгоценные камни, жемчуг, кораллы.
Таким образом я пришла к тому, что при соблюдении совокупности методических и психолого-педагогических условий эффективности формирования орфографической зоркости у младших школьников будет проходить более успешно и уровень орфографической грамотности повысится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы обучения грамотному письму
Данный материал раскрывает различные приемы при формировании у учащихся начальной школы грамотности. Материал дан в форме реферата, а так же даны примеры карточек и различные виды работы с учащимися....
Самоконтроль как средство формирования регулятивных универсальных действий у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму
Из опыта работы...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА:" ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ УЧАЩИХСЯ I КЛАССА"
Основы грамотности закладываются с первого класса, поэтому, начиная обучение первоначальному чтению и письму, нужно добиваться, чтобы учащиеся не делали орфографических ошибок. Предупреждение появлени...
Обучение грамотному письму учащихся начальных классов
Содержание:Обоснование выбора темы.Психолого-педагогические основы формирования грамотного письма.Структура орфографической зоркости;Условия формирования орфографической зоркости младших школьников.Из...
Презентация "Приемы самоконтроля и взаимоконтроля на уроках русского языка при обучении грамотному письму"
Презентация "Формирование приемов самоконтроля и взаимоконтроля при обучении громотному письму"...
Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.
Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму....
Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальных классов
Статья "Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальных классов"...