ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С УЧЕТОМ ФГОС.
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Елена Владимировна Степарёва

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. "Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами". Уровень грамотности учащихся средней школы – одна из острейших проблем народного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramotnomu_pismu.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Е. В. Степарева

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

С УЧЕТОМ ФГОС.

МБОУ-СОШ №15 г. Армавира Краснодарского края

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. "Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами". Уровень грамотности учащихся средней школы – одна из острейших проблем народного образования.

Условиями  грамотного письма являются:

- осмысленное восприятие грамматического явления (правила);

- опор на фонетические знания;

- связь  орфографии с орфоэпией и каллиграфией;

- опора на речевые действия (проговаривание).

Но любое учебное действие должно быть мотивировано. Следовательно, необходима мотивация орфографической  работы, которая реализуется посредством:

1. Возбуждения  познавательных интересов.

2. Поиска занимательных форм и методов работы.

3.  Отбора и структурирования дидактического материала.

4.  Формы контроля и оценки умений и навыков учащихся по орфографии.

Каждый из этих четырех  пунктов имеет свои средства, свои приемы.

  1. Повышение уровня  познавательного интереса.

Постепенное осознание учащимися далеких целей обучения правописанию. Для этого нужно показать детям, как пишут взрослые образованные люди, а также старшеклассники. Учащиеся должны воочию убедиться, что все люди овладевают письмом и в этом нет ничего непреодолимого.

Осознание учащимися близких и ближайших целей обучения правописанию. Это означает, что школьникам сообщается, к каким итогам по орфографии они придут к концу учебного года, что они должны усвоить в области правописания данной темы, с помощью учителя определяют цель и задачи каждого урока и даже отдельных этапов урока.

Понимание учащимися социальной роли грамотного письма. Осознание ими обязательности овладения определенным уровнем грамотности как составной частью культуры.

Организация деятельности, в которой школьники могли бы проявить свою грамотность: электронные письма, оформление проектов, выпуск классных газет…

  1. Поиск занимательных форм и методов работы.

Использование игр, занимательных материалов  и ИКТ на уроках и на  внеурочных занятиях.

Обоснованное разнообразие приемов работы учителя и учащихся: элементы исследовательского  метода,  поисковые задачи.

Опора на чувственное восприятие языковых единиц, т.е. на зрительную и слуховую наглядность, использование красочных картин, плакатов, слайдов, художественное чтение и пр.

  1. Отбор и структурирование дидактического материала.

В начальных классах орфография еще не может предстать перед учащимися как целостная система, тем не менее важно  показать младшим  школьникам ее закономерность, неслучайность. Например, единый способ проверки морфем с помощью родственных слов и однотипных словоформ, целесообразность употребления заглавных букв.

Дидактический материал (слова, словосочетания, предложения, текст для анализа и упражнений, интересный по содержанию и ценный в воспитательном отношении) подбирается преимущественно из художественной литературы.  Полезно привлекать тексты сочинений и изложений самих учащихся в целях самопроверки.

Дидактический материал должен быть насыщен орфограммами изучаемого типа, т.е. орфограммы должны встречаться в каждом предложении  или в 2-3 случаях в тексте, а в словарном упражнении – в каждом случае. Это поддерживает уровень интереса, повышает тонус работы.

Нередко в список слов и словосочетаний вводятся так называемые конфликтные единицы, не содержащие орфограммы данного типа. «Конфликтные» слова нарушают однообразие, повышают внимание учащихся, воспитывают у них орфографическую зоркость.

В дидактический материале орфограммы на изучаемое правило включаются в доступных вариантах, с постепенным усложнением (для безударных гласных – г…ора – горы, г…ристый - горы, горный)

В дидактический материал не включаются орфограммы, не изучаемые в начальных классах, а в тех случаях, когда они имеются, учитель предупреждает возможные ошибки.

  1. Формы контроля и оценки умений и навыков учащихся по орфографии.

Тщательное разграничение ошибок, за которые оценка не снижается. Например, ошибка типа зЕма – грубая даже для 1 класса; ошибки в словах покОзалось и соглОшение в 1 классе не засчитываются вовсе, в дальнейшем считаются негрубыми.

Отказ от выставления отрицательных оценок за сочинение и обучающее изложение, т.е. такие письменные работы, где школьнику приходится употреблять слова, проверить которые он еще не может.

Постоянная работа, направленная на предупреждение и недопущение ошибок как в словах, которые дети еще не  могут проверить, так и в словах, которые не проверяются. Предупреждение ошибок проводится заблаговременно, путем специальной работы, ориентированной на текст предстоящего диктанта (только трудные случаи), с помощью напоминаний, наводящих вопросов, путем проговаривания и предупреждающего орфографического комментирования, использования словарей и других справочных пособий.

В целом, процесс формирования умений имеет следующие ступени: мотив, цель – выбор способа действия – алгоритм –повторные действия, упражнения – появление элементов автоматизма – свертывание алгоритма – автоматизм в написании слов, словосочетаний, предложений. Из этого вытекает, что существует несколько этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи: увидеть орфограмму в слове, определить ее вид (проверяемая или нет; если да, то к какой грамматики-орфографической теме относится); вспомнить правило, определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида)орфограммы; определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи; решить задачу, т.е. выполнить последовательность по алгоритму; написать слово в соответствии с решением задачи; осуществить самопроверку.

При систематическом ориентировании учеников на обнаружение и выделение в словах указанных видов орфографии, орфографическая зоркость увеличивается от 20-30 процентов до 80 процентов.

Использование графических диктантов для повышения грамотности учащихся.

Существует «Сборник графических  диктантов» (С.М. Соколовская), предназначенный для повышения грамотности учащихся в классах компенсированного обучения. В сборнике имеется 29 диктантов.

Все задания учат детей улавливать орфограммы на слух в любом, даже сложном тексте.

Проведение диктантов обеспечивает развитие фонетико-фонематического слуха учащихся, расширяет их кругозор и значительно обогащает словарный запас – и все это в занимательной форме, позволяющей успешно учить детей на положительном эмоциональном фоне.

Вот несколько примеров:

Работа 1

Цель:  дифференциация ударных и безударных гласных, требующих проверки (

-Дети, мы  знаем, что безударный гласный в корне слова находится в слабой позиции и требует проверки. Сейчас я продиктую слова. Вы повторите их вполголоса, определите гласный в  слабой позиции и окажете ему помощь. Как? Правильно, нужно мысленно подобрать проверочное слово. А затем записать безударную гласную, обозначающую гласный в слабой позиции, на шарике слона или тюленя. Тот, кто ошибется, найдет орфограмму и подберет проверочное слово.

Диктант.

Слоны, кольцо, тумба, ковер, шары, играл, вертелся, тигры, клоун, ведро, вода, котик, голубь, ряды, белый, фокусник, маска, везет, цветы, круглый, метет, лев, всадник, свет.

Работа 2

Цель: развитие фонематического слуха, преодоление замедленности речевых реакций, предупреждение дезорфографии, подготовка к контрольному диктанту

-Дети, сегодня мы украсим новогоднюю елку разноцветными шарами (я читаю текст; после нескольких вопросов по содержанию читаю каждое предложение по два раза: первый раз – целиком, второй раз – медленно, называя слово за словом.)

Дети повторяют про себя, находят орфограмму, затем на соответствующей ветке рисуют небольшой шарик. Я и 2-3 ученика-помощника проверяют правильность выполнения работы. Ученик, сделавший ошибку, комментирует орфограмму и подбирает проверочное слово.

Диктант.

Елка.

Мы нарядили пушистую елку. Сестренка Анечка развесила гирлянды из бус и флажков. Братья Илья и Кирилл украшали елку  хрупкими блестящими игрушками. Тут были цветные стеклянные шары, маленькие гномы, грибочки, часы, шишки, звездочки. С веток свисали узкие длинные сосульки. На зеленых иголках сверкала серебристая мишура. Поздно вечером мы зажжем разноцветные лампочки.

Работа 3.

Цель: развитие фонематического слуха, предупреждение дезорфографии  

-Дети, сегодня мы отправляемся вместе с орфограммами на морскую прогулку. У каждой орфограммы – своя яхта. На какой яхте поплывет орфограмма из слова «стоит»? (без.гл. О, проверим «стой»). Диктую медленно по одному слову; дети должны уловить орфограмму на слух, сказать правило ил подобрать проверочное слово, на соответствующем парусе поставить +

Диктант.

Морская прогулка.

Сегодня стоит ясный безоблачный день. На море много прогулочных катеров и яхт. На зеленых волнах слегка покачиваются маленькие легкие лодочки. Кричат белокрылые чайки. Они плавно парят высоко над волнами, ищут добычу.

В прозрачной воде вьются стайки мелких рыб. В лучах яркого солнца  медузы расправляют свои щупальца. Все побережье усыпано галькой и мелкими ракушками. Они сверкают, как драгоценные камни, жемчуг, кораллы.

Таким образом я пришла к тому, что при соблюдении совокупности методических и психолого-педагогических условий эффективности формирования орфографической зоркости у младших школьников будет проходить более успешно и уровень орфографической грамотности повысится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы обучения грамотному письму

Данный материал раскрывает различные приемы при формировании у учащихся начальной школы грамотности. Материал дан в форме реферата, а так же даны примеры карточек и различные виды работы с учащимися....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА:" ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ УЧАЩИХСЯ I КЛАССА"

Основы грамотности закладываются с первого класса, поэтому, начиная обучение первоначальному чтению и письму, нужно добиваться, чтобы учащиеся не делали орфографических ошибок. Предупреждение появлени...

Обучение грамотному письму учащихся начальных классов

Содержание:Обоснование выбора темы.Психолого-педагогические основы формирования грамотного письма.Структура орфографической зоркости;Условия формирования орфографической зоркости младших школьников.Из...

Презентация "Приемы самоконтроля и взаимоконтроля на уроках русского языка при обучении грамотному письму"

Презентация "Формирование приемов самоконтроля и взаимоконтроля при обучении громотному письму"...

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму....

Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальных классов

Статья "Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальных классов"...