ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА:" ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ УЧАЩИХСЯ I КЛАССА"
статья по русскому языку по теме
Основы грамотности закладываются с первого класса, поэтому, начиная обучение первоначальному чтению и письму, нужно добиваться, чтобы учащиеся не делали орфографических ошибок. Предупреждение появления ошибок, постоянное закрепление правильного написания слов — такую цель должен ставить каждый учитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_gramotnoe_pismo_.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Прокунина Тамара Васильевна, учитель начальных классов
Из опыта работы
учителя начальных классов
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ УЧАЩИХСЯ I КЛАССА
Основы грамотности закладываются с I класса, поэтому, начиная обучение первоначальному чтению и письму, нужно добиваться, чтобы учащиеся не делали орфографических ошибок. Предупреждение появления ошибок, постоянное закрепление правильного написания слов — такую цель должен ставить каждый учитель. Со всей серьезностью я приступаю к обучению первоклассников правописанию. Прежде всего, создаю предпосылки для грамотного письма: чистое, красивое и правильное начертание букв, слов и предложений, бережное отношение к тетради. На уроках письма строго, контролирую соблюдение правил письма, правильной посадки, правильного положения тетради.
В тетрадях и на доске даю образец красивого начертания буквы. Учащиеся сначала пишут только одну букву, затем иду по рядам и смотрю: если буква написана правильно, разрешаю написать целую строчку, если неправильно, сажусь за парту и показываю, как надо писать правильно; потом пишет ученик, а я смотрю. Каждую неделю в пятницу показываю детям лучшие тетради, а остальным советую писать так, как пишут эти ученики.
Некоторые учителя могут сказать, что не стоит говорить о таких мелочах. Но правильная организация урока — это не мелочи, от этого зависит правильное, красивое и грамотное письмо.
Когда дети начинают писать слова, усиливаю контроль над
правильным их начертанием.
Многие учащиеся до старших классов при письме пропускают
буквы, искажают слова, не дописывают окончания. Происходит это
потому, что учащихся не научили в I классе правильному восприятию и
начертанию слова. Правильному восприятию и начертанию слова
помогает анализ слова, этому надо учить в период обучения грамоте, надо следить, чтобы ученик слышал и писал все буквы слова.
При обучении грамотному письму большое значение имеет порядок проведения письменных работ. Преобладающий вид письменных работ в I классе — списывание с доски и книги с различными заданиями. Чтобы не допустить побуквенного списывания, необходимо следить за правильным восприятием детьми слова, напечатанного в книге или написанного на доске. Хорошо для этой цели практиковать следующий порядок работы. Написать на доске слово, заставить учащихся прочитать его, разбить на слоги (если это возможно), повторить его, а затем предложить всмотреться в него. После этого слово закрывается бумагой, и дети пишут его по памяти. Затем учитель открывает доску и предлагает ученикам сверить слово, написанное в тетради, со словом, записанным на доске. В это время учитель проходит по рядам и смотрит, все ли правильно написали, замеченная ошибка тут же исправляется. Так у учащихся воспитывается внимательное отношение к выполняемой работе. Постепенно количество слов увеличиваю, к концу второй четверти даю 5—10 слов.
Кроме списывания, следует практиковать письмо слов по слуху даже в период обучения грамоте. Конечно, в этот период берутся слова в один-два слога, в которых написание не расходится с произношением. Слежу строго, чтобы не было пропуска букв при письме. Если кто-нибудь пропустит букву в слове, вызываю его к доске и прошу составить это слово из букв разрезной азбуки, а затем ещё раз написать в тетради. Перед написанием слов по слуху необходимо проводить анализ слов: деление на слоги, а слогов — на звуки. Ко второму полугодию ученики списывают с доски и книги отдельные слова и предложения, пишут по слуху и небольшие предложения.
Письменная работа должна быть небольшой — в 10—15 слов, и затрачивать на неё учащиеся должны не более 25 минут. План урока письма строю во времени так: повторение пройденного — 5 минут; подготовка к письменной работе (устное объяснение правила и его закрепление)— 10 минут; письменная работа — 20 минут; задание на дом — 5 минут.
При изучении программного материала второго полугодия, кроме списывания, нужно практиковать письмо диктантов обучающего
характера, т. е. предупредительные, слуховые и зрительные. Обычно в
I классе проводятся зрительно-предупредительные диктанты (сначала разбор текста, затем диктовка его), так как устный разбор для большинства первоклассников затруднителен. Текст для диктантов должен быть тщательно подобран, чтобы в него не вошли слова, правописание которых неизвестно детям.
При письме диктанта обучающего характера разбираю каждое слово или объясняю его правописание. Например, после объяснения правила «Буква «Ь» в конце слова» даю зрительный диктант. Вот его текст: В лесу растёт ель. Толя ел суп. На столе лежит мел. На реке — мель.
Дети читают первое предложение. Обращаю внимание на слово ель, подчёркнутое мною красным мелом. Спрашиваю, почему в нём на конце пишется мягкий знак. Прошу посмотреть внимательно, как в предложении написаны другие слова (в лесу, растёт). Дети объясняют, что в словах в лесу «в» написано отдельно, а в слове растёт после «р» написана буква «а». Предлагаю повторить это предложение, ещё раз посмотреть, как написаны слова, потом закрываю и прошу учащихся написать по памяти. Когда все напишут, предложение открывается и дети сверяют написанное. Допущенные ошибки немедленно исправляются. Так разбирается каждое предложение, подобранное для диктанта. Уже в I классе необходимо приучать детей к мысли, что многие слова пишутся не так, как произносятся, а поэтому надо внимательно присматриваться к тем словам, которые мы списываем с доски или книги.
Делаю это я на уроке обучения чтению и русского языка. Чем раньше учащиеся узнают и поймут, что многие слова пишутся не так, как произносятся, тем внимательнее будут относиться к написанию слов.
После выполнения нескольких упражнений обучающего характера (списывание, предупредительные диктанты — зрительный и слуховой) следует провести контрольное списывание или контрольный диктант. Контрольная работа тщательно проверяется, затем исправляются ошибки.
Когда у учащихся ещё слабая техника письма, после проверки
контрольной работы выписываю слова, в которых допущены ошибки, и предлагаю красиво и правильно написать их. Когда дети уже пишут слова, применяя изученное правило, работу по исправлению ошибок несколько усложняю. Например, в диктанте слово чашка учащиеся написали с буквой «я». Начинаю работу по исправлению этой ошибки так. Произношу слово чашка и спрашиваю, какую букву нужно написать после «ч». Дети говорят «а» и повторяют правило: сочетания «ча» и «ща» пишутся с гласной «а». Затем пишу это слово на доске, подчёркиваю букву «а» и предлагаю вглядеться в это слово. Дети запоминают его написание и пишут в тетради, подчёркивая «а». Я хожу и проверяю, не допустил ли кто ошибки. Так же поступаю и с другими словами, в которых была допущена ошибка.
В четвёртой четверти работу над ошибками усложняю. После
разбора и записи слов на доске провожу небольшой предупредительный диктант, в текст которого введены исправленные слова. Например, в проверочной работе учащиеся сделали ошибки в словах чай, щука, часы, мальчик. Отдельным ученикам предлагается объяснить правописание этих слов. Я записываю их на доске, а учащиеся — в тетрадях. Учащиеся пишут предупредительный диктант, в текст которого введены разобранные слова: «Мы пили чай. Вот часы. Папа купил щуку. Мальчик играет». После диктанта ещё раз спрашиваю, как написали слово чай, почему так надо писать. Дети говорят правило: «ча» и «ща» пишется с буквой «а». Так объясняется правописание каждого слова, которое разбирали на данном уроке.
С начала года объясняю учащимся, что надо писать внимательно, чисто, красиво и без ошибок. С теми детьми, которые грязно пишут, беседую и объясняю, как следует списывать, чтобы не было грязи в тетради.
В своей практике я всегда добиваюсь сознательного усвоения детьми правописания слов, умения применять при письме правила.
Например, изучается правило правописания сочетаний «жи» и «ши». Спрашиваю ученика, как он напишет слово мыши, ученик отвечает, что с буквой «и». Прошу написать это слово на доске или сложить из букв разрезной азбуки. Если ученик правильно говорит, как пишется слово мыши, правильно пишет его и правильно складывает из букв разрезной азбуки, значит, он не только знает правило, но и умеет применять его. Такие упражнения способствуют сознательному заучиванию правила.
Для успешного изучения правописания слов применяю инновационные технологии. Тренажёры облегчают работу учителя, оживляют урок, дисциплинируют учащихся и направляют их внимание на определённую
орфограмму, чётко выделенную на слайде.
Не всякий учебный материал сразу запоминается и твёрдо закрепляется в сознании учащихся. В большинстве случаев требуется несколько раз повторить то или иное орфографическое правило.
Поэтому изучаемый материал по правописанию слов следует повторять ежедневно. Для этого на каждом уроке русского языка отвожу пять минут на повторение пройденного. Например, ко времени изучения правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу мои ученики уже знают правило употребления мягкого знака как знака мягкости согласной в конце и в середине слова.
В начале каждого урока повторяю пройденное. Делаю это так. Например, спрашиваю, как надо писать слово уголь. Дети отвечают, что с мягким знаком на конце, и объясняют, почему. Это слово записываю на доске, а ученики — в тетради. Разбираю ещё два-три слова на пройденные правила, записываю их на доске, а дети — в тетрадях, и подчёркивают повторяемую орфограмму. После такого короткого повторения перехожу к изучению нового материала.
Повторение не должно носить случайный характер, его нужно проводить ежедневно и в определённой системе. В план повторения надо внести правила переноса слов с одной строки на другую, так как эти ошибки допускают не только ученики начальных классов, но и старших.
МОУ «Травниковская средняя общеобразовательная школа», Челябинская область, Чебаркульский район, с. Травники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамотному письму учащихся начальных классов
Содержание:Обоснование выбора темы.Психолого-педагогические основы формирования грамотного письма.Структура орфографической зоркости;Условия формирования орфографической зоркости младших школьников.Из...
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С УЧЕТОМ ФГОС.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой сторо...
Развитие навыков продуктивного чтения и грамотного письма. Изложение. (3 класс)
Материал содержит компьютерную презентацию на тему: "Развитие навыков продуктивного чтения и грамотного письма. Изложение." Данный материал подходит для учащихся 3 класса. Цель: развитие устной ...
Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальных классов
Статья "Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальных классов"...
Нетрадиционные приёмы формирования орфографической грамотности у учащихся младших классов
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача найти новые эффективные приёмы формирования орфографической грамотности.Цель данной статьи определить пути успешного о...
Формирование навыков грамотного письма Учитель нач. классов МБОУ СОШ № 2 города Турана Максимук Ирина Алексеевна
Течение жизни всё ускоряется, усиливается тревожность относительно судеб наших духовных ценностей, осознаются существенные утраты в области чистоты, богатства, культуры русского я...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «От вдумчивого чтения до грамотного письма» для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «От вдумчивого чтения до грамотного письма» для 3 класса на 2023-2024 учебный год...