Урок русского языка по теме "Волшебный мягкий знак" УМК "Перспектива", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Материал представлен в технологической карте. Урок проведён в соответствии с ФГОС. Цель урока: продолжить работу с буквой "Ь" как показатель мягкости согласных, выявить его особенности. Первый этап - самоопределение к деятельности. Учитель создаёт стихотворный настрой. Организует погружение в проблему. Второй этап - актуализация знаний. Ведётся словарная работа, которая подводит учащихся к изучению новой темы. Третий этап - постановка учебной задачи - исследование буквы "ь". Следующий этап - закрепление. Учитель предлагает детям самим придумить свои примеры на изученное правило. На следующем этапе организуется самостоятельная работа с помощью игры "Кто больше". Последний этап - рефлексия деятельности. Подведение итогов урока. Оценка настроения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_2.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на конкурс методических разработок уроков
«Идеи ФГОС в уроках УМК «Перспектива»
Учитель: Медникова Инна Александровна
Место работы: город Котовск, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Номинация: «Элементы проектной и исследовательской деятельности при обучении в начальной школе»
Тема урока: « «Волшебный» мягкий знак»
Цель урока: продолжить работу с буквой «ь» как показателя мягкости согласных, выявить его особенности.
Задачи урока:
личностные:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
коммуникативные:
- формировать навыки сотрудничества со сверстниками и учителем.
- формировать умение слушать и понимать других;
- формировать умение с достаточной точностью выражать свои мысли, вести диалог, отвечать на вопросы, участвовать в беседе;
- формировать умение работать в паре и группе
регулятивные:
- формировать умение ставить цель, планировать, контролировать, оценивать свою деятельность, вносить коррективы, строить прогнозы
познавательные:
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- самостоятельно находить и понимать нужную информацию;
- осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Учебник: Л.Ф. Климанова, Т. Е. Бабушкина «Русский язык», Москва, «Просвещение», 2012
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Создаёт стихотворный настрой. Организует погружение в проблему. Ужасно интересно всё то, что неизвестно. А то, что неизвестно, нам хочется узнать. Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание, Тогда с тобою многое удастся нам понять! Слайд 1 - У Лукоморья дуб зелёный. Златая цепь на дубе том. И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. - Откуда эти строки? Почему? - Вы любите читать сказки? - Какие бывают сказки? - Что обязательно присутствует в волшебных сказках? - Сегодня на нашем уроке тоже будет совершаться волшебство. Слайд 2 - Прочитайте слова на слайде Мальвина, ведьма, журавль, царь, конь, медведь - Откуда эти слова? - Спишите слова. Обратите внимание на письмо слов, в буквах которых присутствует элемент «петля». Его пишем до середины широкой строки. - Выделите общий признак с точки зрения орфографии. Подчеркните орфограммы. - Какие орфограммы подчеркнули? - Сформулируйте тему и цель урока. | Подготовка обучающихся к работе. Вспоминают изученный ранее материал на уроках чтения. Осуществляют анализ слов, их сравнение. Формулируют тему и цель урока. | Познавательные: Пытаются решить задачу известным способом. Регулятивные: определяют цель урока и цели. Коммуникативные: строят высказывания. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений к деятельности. | Ведёт подводящий диалог. Разделите слова на две группы с точки зрения орфографии. - Какие слова вы объединили в первую группу? Почему? - Какое место занимает буква «ь» в слове? Какова его роль ? - Где стоит мягкий знак в словах второй группы? - Какова его работа? - Сделайте вывод. Проверим себя, прочитав сообщение профессора Самоварова на странице 60 учебника. - Вспомните сказку, в которой собрались сразу все месяцы и совершили чудо. Слайд 3 - Назовите месяцы, отгадав загадки: Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи, На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдёт Мы встречаем новый год (Декабрь) По счёту первым он идёт, С него начнётся новый год. Открой скорее календарь, Читай! Написано… (январь) Последний зимний месяц жаль: Короткий самый он - … (февраль) - Найдите в словаре правописание слов – названий месяцев. - Можем мы выполнить проверку опасных мест в словах? Это словарные слова. - Запишите эти слова в тетрадь. - Сколько слогов в слове? Какой слог ударный? - Посчитаем количество звуков и букв в словах. - Составьте и запишите предложение, используя названия сразу трёх месяцев. Выберем лучшее, на ваш взгляд предложение и запишем его под диктовку. | Вспоминают изученный материал. Выполняют операции анализа, сравнения, классификации. Самостоятельно делают вывод. Проводят самопроверку. Осуществляют анализ. Осуществляют практическую работу с орфографическим словарём. Работают в паре. Работа в группе. Составляют предложения с новым словарным словом. | Познавательные: доказывают и аргументируют свою точку зрения, делают вывод. Регулятивные: осуществляют самоконтроль знаний. Коммуникативные: Строят высказывания, работают в паре и группе |
Постановка учебной задачи (открытие нового знания). | Организует учебное исследование. Даёт задание на преобразование информации. Слайд 4 - Букву «ь» называют «волшебной». Как вы думаете, почему? - Для чего нужны волшебные предметы? - Какие же чудеса, превращения может совершать буква «ь»? - Давайте исследуем букву. - Вспомним из уроков математики, как называются два луча, проведённых из одной точки (угол). - Полезное ископаемое чёрного цвета, которое добывают из земли и используют для топлива (уголь) - Сделайте звуковую схему слов. Что можем сказать о количестве звуков? - Запишите слова в тетрадь. Что можем сказать о количестве букв? Почему букв больше, чем звуков? - Какую же роль в слове выполняет «ь»? - Как из слова «угол» мы получили слово «уголь»? - Меняется ли лексическое значение слова? - Почему же «ь» называют «волшебным»? Физкультминутка Назовите сказку, в которой некрасивый утёнок превратился в прекрасного лебедя (танец утят) | Высказывают собственное мнение. Осуществляют исследование. Вспоминают ранее изученный материал на уроках математики. Вступают в диалог с учителем. Работают со звуковыми схемами слов. Предлагают своё обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. | Познавательные: осуществляют мыслительные операции, формулируют понятие. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Коммуникативные: осуществляют сотрудничество с учителем, выражают собственные мысли, отвечают на вопросы. |
Первичное закрепление. | Проводит диагностическую работу. Предлагает придумать свои задания по изученному правилу. - Работаем с учебником. Выполняем упражнение 79. - Читаем задание. Составляем пары слов с «ь» и без него. Пишем с комментированием. Слайд 5 - Игра «Волшебник» - партия в шахматы (кон); - домашнее животное (конь); - длинная палка (шест); - цифра (шесть); - большая группа поющих детей (хор); - хищный зверёк с ценным мехом (хорь) - С помощью какой буквы осуществились волшебные превращения слов? - Придумайте свои примеры слов, где буква «ь» меняет смысл слова. | Выполняют задание учебника. Проводят комментированное письмо. Проводят анализ. Работают в группах. Самостоятельно придумывают задания по изученному правилу. | Познавательные: извлекают нужную информацию, осуществляют анализ, делают выводы, придумывают свои примеры на новое правило. Регулятивные: осуществляют самоконтроль. Коммуникативные: осуществляют сотрудничество при работе в группе, учатся формулировать собственное мнение, выражать свои мысли. |
Самостоятельная работа. | Организует самостоятельную практическую работу в форме игры. Даёт задание на составление собственных примеров на данное правило. - Что могут называть слова в русском языке? - На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы? Приведите примеры таких слов. - На какие вопросы отвечают слова, называющие признаки? Приведите примеры таких слов. - На какие вопросы отвечают слова, называющие действия? Приведите примеры таких слов. - Игра «Кто больше» Задание: превратите слова – названия предметов в слова – названия признаков. Придумайте примеры своих сло по данному образцу. Запишите их. Мыло – мыльный; пыль - …; школа - …; сила - …. Проверка. Назовите слова, которые придумали сами. Оцените себя с помощью знаков !, +, -. | Участвуют в игре, придумывают задание на изученное правило | Познавательные: применяют новые знания. Регулятивные: осуществляют самооценку деятельности Коммуникативные: строят рассуждения, понятные для собеседника. |
Рефлексия деятельности. | Диагностическая работа на выходе. Организует работу по подведению итогов самими учащимися. Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния. Слайд 6 - Выберите верные высказывания про букву «ь» - обозначает гласный или согласный звук; - не обозначает звука; - обозначает твёрдость согласного звука; - обозначает мягкость согласного звука; - не меняет лексическое значение слов слов; - может менять лексическое значение слов. - Сделайте вывод о букве «ь». Мягкий знак, мягкий знак, Без него нельзя никак: Без него не написать Тридцать, двадцать, десять, пять. Вместо «шесть» получим «шест», Вместо «есть» получим «ест», Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать. Слайд 7 Отгадайте сказочного героя. Незнайка предлагает вам оценить своё настроение во время урока с помощью знаков !, +, -, находящихся на доске. | Выполняют диагностическую работу. Подводят итог урока. Делают вывод самостоятельно. Осуществляют саморефлексию. | Познавательные: анализируют, контролируют, оценивают результат деятельности. Регулятивные: осуществляют саморефлексию. Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.
Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...
Урок русского языка «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.» 2-й класс
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-щ...
урок русского языка Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих" 4 класс 21 век
на уроке отрабатывается способ действия при выборе написания мягкого знака после шипящих, развивается умение сопоставлять, анализировать, развивается орфографическая зоркость....
конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих", 34 класс программа "Начальная школа 21в."
В материале представлен конспект урока русского языка по программе "Начальная школа 21в." С.В. Иванов. Соответствует требованиям ФГОС....
Урок русского языка по теме мягкий знак в конце слова 2 класс
Цель урока: обеспечить условия необходимости поиска способа обозначения мягкости согласного звука в конце слова....
Урок русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов» (4 класс по УМК «Планета знаний»)
Данный урок формирует практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;способствует формированию умений сравнивать, обобщать, группировать, анализиров...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс
В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...