Разработка урока русского языка "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Разработка урока русского языка "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilag.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Задачи:

образовательные:

  • создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование;

  • формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи;

  • совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод;

  • стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

развивающие:

  • развивать самоконтроль, мышление, речь;

воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Тип урока.  Изучение нового материала.

Оборудование.

Мультимедийный проектор.

Презентация урока, выполненная средствами Роwег Роint.

Карточки-рисунки “Подснежник” для рефлексии.

Иванов С.В. Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч.- Ч.2, («Начальная школа XXI века»).

Ход урока

  1. Оргмомент

 Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на уроке присутствует много гостей, давайте с ними поздороваемся. Повторяйте за мной:

Вот и прозвенел звонок

Звонкий он и радостный.

Вот и вы пришли к нам на урок

Мы говорим вам, здравствуйте!

- Открывайте тетради и записываем дату…, Классная работа

2. Минутка чистописания. ( Слайд № 2)

  • Посмотрите внимательно, найдите лишнюю фигуру. Объясните почему.
  • Прописываем найденную букву и сочетание с ней другой буквы, устанавливая закономерность

па  пя  пе

II.  Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.

- Посмотрите на экран.     ( Слайд № 3)

-Прочитайте предложение.  

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

-   Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?

       (Это сделать трудно.)

-  Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

-  А  как вы думаете почему? (Нет признаков)

-  Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?

-  Хорошо ребята, а теперь у  каждого  из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.

-  Вы должны, вставить пропущенные слова.

-  Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.             

- Прочитайте, что же у вас получилось?

- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?

-  А теперь, поработайте с товарищем по парте, поставьте к словам помощникам вопросы

     ( Слайд №4)

  Какие?                     Острые        

  Какое?                     Тоненькое        

  Какие?                     Чуткие        

  Какая?                     Рыжая

  Какой?                     Пушистый        

-  Что обозначают слова, которые помогли описать животное?  (Признак предмета)

-  Какой частью речи они являются?

-  Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

Вывод:  слова, отвечающие на вопросы,  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

III. Создание проблемной ситуации.

-  Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока?  (Имя прилагательное)

        ( Слайд №5)

-  Молодцы! Вы правильно определили тему урока.

   Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,

   Какую роль  играют в речи имена прилагательные?

IV. Исследование данной проблемы.

1.Работа по теме

 -  Посмотрите на экран, перед вами текст.         ( Слайд №6)

  -  Прочитайте его.

Наступила  весна.                       Наступила ранняя весна.

 Тает снег.                                    Тает последний снег.

Журчат ручьи.                             Журчат говорливые ручьи.

Светит солнце.                            Светит ласковое солнце.

Летят птицы.                               Летят голосистые птицы.

-  О чем этот текст? (О весне)

- А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.

-  А этот текст о чём?  (О весне)

-  Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

-  Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

     (Наличие прилагательных)

-  А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

Вывод: имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.

-  А теперь обратите внимание на второе предложение.       ( Слайд №7)

 -  Назовите прилагательное, которое там используется?

   Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.

-  Как вы думаете, можно ли было бы взять, например слово пушистый, серебристый, искристый?

-  Давайте подставим одно из этих прилагательных в это предложение.

    Например, прилагательное серебристый.

-  А  теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?

-  Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?

- Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?

Вывод: имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

-  Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?

2. Игра. Отгадай кто это?       

Бурый, мохнатый, косолапый.                                         Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая.                                                      Лиса

Серый, хищный, жадный.                                                 Волк

Белый, пушистый.                                                             Снег

Круглое, сладкое, сочное.                                                 Яблоко

3. Классификация имен прилагательных.

Упр.2, стр.69. - Записать слова по группам.

Работаем по вариантам.

Дети, работающие по I варианту, выписывают прилагательные, обозначающие цвет.  II вариант – размер.  III вариант – материал.  IV вариант – время.  V вариант – принадлежность кому-либо.

Проверим ваши работы.

Самопроверка.        ( Слайд №8)

V. Решение проблемной задачи.        ( Слайд №9)

  1. Прочитайте словосочетания.

нежный подснежник

ранняя весна

солнечный день

Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Права ли Даша? (Выслушиваются предположения учащихся.)

Подумаем вместе.

Сравните два предложения.

Раскрылся нежный подснежник.

Раскрылся нежный.

- В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет?

- Какой вывод можно сделать? (Главное слово - существительное.)

- Согласимся мы теперь с Дашей?

2. Прочитайте рубрику “Тайны русского языка” стр.70.        ( Слайд №10)

- От чего зависит имя прилагательное? (Имя прилагательное зависит от существительного)

- Как изменяется форма имени прилагательного? (В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.)

- Как называется такая связь? (Такая связь называется согласованием.)

- Во множественном числе род имен прилагательных не определяется.

Учитель дополняет схему - опору.

 Прочитайте рубрику " Это важно знать'' стр. 71

. VI. Продолжение "исследования" имени прилагательного.

Учимся определять род, число и падеж прилагательных.

Упр.5, стр.71.

Лесных шорохов - мн. ч, Р. п

С душистыми ландышами – мн. ч, Т. п     у доски

Спелую землянику -  ж.р, ед. ч., В.п

Березовый лес – м.р., ед. ч, И. п

Пушистому хвосту – м.р., ед. ч., Д.п  

Самопроверка.

Молодцы! Умеете контролировать товарища и самого себя.

Выставление оценок за урок.

VII. Домашнее задание. .        ( Слайд №11)

Стр. 70-71, прочитаете рубрики " Тайны русского языка", "Это важно знать", выполните упр. 4.

VIII.  Рефлексия.

Выберите себе один цветок:

  • красный – если считаете, что вы поработали отлично
  • зеленый - хорошо поработали
  • синий  - испытали трудности
  1. Подведем итоги исследовательской работы. Просмотрите схему-опору.

      ( Слайд №12)

 Закрыть схему-опору.

Ответьте на вопросы

  • Что называет и на какие вопросы отвечает имя прилагательное?
  • Как изменяется имя прилагательное?
  • Какую форму имени прилагательного называют начальной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока русского языка по теме: "Склонение имен прилагательных"

урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Склонение имен прилагательных. Тип урока: урок усвоения новых знаний...

Разработка урока русского языка в 3 классе для национальных школ "Имя прилагательное"

Тема: Имя прилагательноеЦель : углубить представление учащихся о роли в нашем  языке слов, обозначающих признаки предметов, совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существител...

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы".

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы.Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и ...

Методическая разработка урока русского языка «Определение безударных окончаний имен прилагательных»

УМК «Гармония»4 классЦЕЛИ: -отрабатывать у учащихся умение распознавать падежные формы имени прилагательного, закрепить алгоритм действия для выбора написания безударных окончаний имен прилагательных...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"

Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани...

Методическая разработка урока русского языка "Путешествие по сказкам В.Сутеева" (Обобщение знаний об имени прилагательном)

Разработка предназначена для проведения урока русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"). Содержит подробную технологическую карту урока и презентацию к нему....

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)...