Рабочая программа
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Русский язык
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом МО и НРФ №373. от 06.10.2009, примерной программы начального общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Школа2100»
Используемый учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Русский язык, 4 класс.- Изд. 5-е, испр.- М.: Баласс, 2013.-300с., ил.
Цели обучения :
развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
Формирование элементарной лингвистической компетенции.
Задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3)формирование у детей чувства языка;
4)воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе,- разделы «Предложение» и «Текст».
В 4 классе продолжается развитие синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие «предложение с прямой речью» на примере простейшей конструкции «слова от автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Постоянно обращается внимание детей на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушать и читать текст, формирование типа правильной читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того, чтобы быть понятым и понимать других людей.
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение русского языка в 4 классе отводится 102 часа. Рабочая программа предусматривает обучение русского языка в объеме 3 часа в неделю в течение 1 учебного года.
Программой предусмотрено проведение:
- контрольных диктантов: 8
- изложение: 3
- сочинение: 5
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета результатами
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 80-90 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корне двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;
буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Содержание учебного предмета
1. Повторение. (10 ч)
2. Предложение. Текст. (28 ч)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков
изучающего и ознакомительного чтения.
3. Слово. Части речи и члены предложения. Имя существительное. (34 ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имен существительных. Три склонения имен существительных. Наблюдение над ролью имен существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (17 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имен прилагательных в художественном тексте. Тематические группы имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол (13 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
1. Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся–-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о-–-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имен существительных и имен прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко - буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов и тем | к-во | диктанты | сочинение | изложение |
1 | Повторение | 10ч | 1 | ||
2 | Предложение и текст Простое предложение. Предложение с однородными членами. Сложные предложения с союзами и, а, но Предложения с прямой речью | 28ч | 2 | 1 | 1 |
1 | 2 | ||||
3 | Слово. Части речи и члены предложения | 64ч | |||
4 | Имя существительное Изменение имен существительных по падежам Три склонения имен существительных Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных | 34ч | 2 | 1 | 1 |
5 | Имя прилагательное Словоизменение имен прилагательных Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных | 17ч | 1 | 1 | |
6 | Глагол Словоизменение глаголов Правописание глаголов Разбор глагола по составу | 13ч | 1 | 1 | |
итого | 102 | 8 | 5 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы Тема урока | Планируемые результаты | Виды деятельности ученика | Кол-во | Дата | |
план | факт | |||||
1 | Повторение 10ч. Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке. Вводный урок. | Предметные: Знать значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоци-ональной окраске. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; – различать произношение и написание слов;– находить способ проверки написания слова;– без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами Метапредметные:: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. - извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); | Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения. Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. | 1 | 02.09 | |
2 | Контрольное списывание №1 | 1 | 04.09 | |||
3 | Фонетика. | 1 | 07.09 | |||
4 | Повторение фонетики. Слог и ударение. | 1 | 9.09 | |||
5 | Что такое графика. | 1 | 11.09 | |||
6 | Фонетический разбор слова. | 1 | 14.09 | |||
7 | Повторение орфографии. | 1 | 16.09 | |||
8 | Повторение состава слова. | 1 | 18.09 | |||
9 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение». | 1 | 21.09 | |||
10 | Контрольный диктант №1 по теме: «Повторение». | 1 | 23.09 | |||
11 | «Предложение. Текст». Простое предложение. Предложения с однородными членами 28ч. Работа над ошибками. Как отличить простое предложение от сложного. | Предметные: Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения. Уметь: – узнавать в тексте словосочетания, простые предложения; – приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений;– определять предложения по цели высказывания и интонации Личностные : - эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; Метапредметные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. - извлекать информацию, представленную в разных формах ; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. | Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа)основные признаки текста: целостность связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединенных союзной и бессоюзной связью(«Что я люблю»). Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. | 1 | 25.09 | |
12 | Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и. | 1 | 28.09 | |||
13 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но. | 1 | 30.09 | |||
14 | Обучающее изложение «Что я люблю». | 1 | 2.10 | |||
15 | Анализ изложений и работа над ошибками. | 1 | 5.10 | |||
16 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 | 7.10 | |||
17 | Закрепление. Простое предложение. Предложения с однородными членами. | 1 | 9.10 | |||
18 | Развитие пунктуационных умений. Простое предложение. Предложения с однородными членами» | Предметные: Знать изученные орфографические правила и уметь применять их на письме Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте | Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. | 1 | 12.10 | |
19 | Контрольный диктант №2 по теме: «Простое предложение. Предложения с однородными членами» | 1 | 14.10 | |||
20 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения в редактировании текста изложения и сочинения. | 1 | 16.10 | |||
21 | Сложные предложения с союзами и, а, но. Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. | Предметные: Знать: – правила расстановки знаков препинания в сложном предложении; – признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения. Уметь: – использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но; Метапредметные: – составлять устный рассказ на грамматическую тему по плану оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;- высказывать и обосновывать свою точку зрения;- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. | Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. | 1 | 19.10 | |
22 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | 1 | 21.10 | |||
23 | Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. | 1 | 23.10 | |||
24 | Запятая в сложном предложении. | 1 | 26.10 | |||
25 | Контрольный диктант №3 по теме «Сложные предложения» | 1 | 28.10 | |||
26 | Упражнения на повторение. Сложные предложения с союзами и, а, но. | 1 | 30.10 | |||
27 | Повторение и обобщение материала. Использование сложных предложений в речи. | 1 | 9.11 | |||
28 | Закрепление. Сложные предложения с союзами и, а, но» | Предметные: Уметь: – применять теоретические знания о простом предложении с однородными членами; – «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; – выполнять синтаксический разбор простого предложения | Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. | 1 | 11.11 | |
29 | Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома». | 1 | 13.11 | |||
30 | Предложения с прямой речью. Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. | Предметные: Знать, из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи Уметь: – применять теоретические знания о простом предложении с однородными членами; – «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; – выполнять синтаксический разбор простого предложения | Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»). Письменно пересказывать текст(писать подробное изложение),включающий предложение с прямой речью(после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план(в группах, парах). Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения(сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием. | 1 | 16.11 | |
31 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора. | 1 | 18.11 | |||
32 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора. | 1 | 20.11 | |||
33 | Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью. | Предметные: Уметь письменно излагать собственный текст, использовать предложения с прямой речью Уметь оформлять цитаты на письме | Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. | 1 | 23.10 | |
34 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. | Предметные: Уметь применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы Уметь применять знания при выполнении самостоятельной работы Уметь самостоятельно записывать текст по памяти; осуществлять самопроверку Метапредметные: - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно – следственные связи; - строить рассуждения. | 1 | 25.11 | ||
35 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью. | 1 | 27.11 | |||
36 | Развитие пунктуационных умений. «Предложения с прямой речью» | 1 | 2.12 | |||
37 | Контрольный диктант №4 по теме: «Предложения с однородными членами. Сложные предложения» | 1 | 04.12 | |||
38 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | 07.12 | |||
39 | «Имя существительное» 34 ч. Что мы уже знаем об имени существительном. Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. | Предметные: Знать: – определение имени существительного, зна-чение и употребление; – род имени существи-тельного: мужской, женский, средний; – существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); – правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Уметь: – различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; – различать склонения имен существительных Метапредметные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Относить имя существительное к одному из трех склонений, определять падеж. Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. | 1 | 09.12 | |
40 | Роль имен существительных в предложении и в речи. | 1 | 11.12 | |||
41 | Изменение имен существительных по падежам. Наблюдение за словоизменением имен существительных. | 1 | 14.12 | |||
42 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные формы. | 1 | 16.12 | |||
43 | Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе. | 1 | 18.12 | |||
44 | Именительный и винительный падежи. | 1 | 21.12 | |||
45 | Родительный падеж. | 1 | 23.12 | |||
46 | Дательный падеж. | 1 | 25.12 | |||
47 | Творительный падеж. | 1 | 11.01 | |||
48 | Предложный падеж. | 1 | 13.01 | |||
49 | Упражнения на повторение. «Имя существительное. Изменение имен существительных по падежам». | Предметные: Знать вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен существительных Знать алгоритм морфологического разбора. Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного Уметь находить, отличать несклоняемые существительные, определять их особенности Уметь употреблять в письменной речи несклоняемые существительные с разными предлогами, предложения с однородными членами Личностные: - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных тек-стов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включаться в учебный диалог. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). | 1 | 15.01 | |
50 | Три склонения имен существительных. Работа над ошибками. Что такое склонение? Три склонения имен существительных. | 1 | 18.01 | |||
51 | Развитие умения определять склонение имен существительных. | 1 | 20.01 | |||
52 | Развитие умения определять склонение имен существительных. | 1 | 22.01 | |||
53 | Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | 25.01 | |||
54 | Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления. | 1 | 27.01 | |||
55 | Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода. | Предметные: Знать орфограмму «ь после шипящих на конце существительных ж.р. 3-го склонения». Уметь правильно записывать существительные м. р. с шипящим на конце Уметь определять признаки «опасных» мест в словах, записывать по памяти словарные слова, графически обозначать орфограмму Уметь применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий Метапредметные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;- адекватно использовать речевые средства для решения различных ком-муникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения;- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;- задавать вопросы. | Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографически задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определенной орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. | 1 | 29.01 | |
56 | Развитие умения писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания. | 1 | 1.02 | |||
57 | Упражнения на повторение. «Три склонения имен существительных. Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных» | 1 | 3.02 | |||
58 | Обобщение по теме «Имя существительное». | 1 | 05.02 | |||
59 | Контрольный диктант №5 по теме: «Три склонения имен существительных. Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных» | 1 | 08.02 | |||
60 | «Пишу правильно» (работа над ошибками).«Три склонения имен существительных. Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных» | 1 | 10.02 | |||
61 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных .Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. | Предметные: Знать общее правило написания безударных падежных окончаний имен существительных Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта Личностные :эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;- умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме обще-ния;- интерес к изучению языка;- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. | 1 | 12.02 | |
62 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму. | 1 | 15.02 | |||
63 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | 1 | 17.02 | |||
64 | Обучающее изложение «Первая газета» с творческим заданием. | Предметные: Уметь писать изложение повествовательного характера по плану Уметь находить в изложении слова с изученной орфограммой, анализировать и графически объяснять выбор написания Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных. Уметь применять правило и действовать по алгоритму | Использовать при подготовке к изложению приемы продуктивного чтения, освоенные на уроках литератур-ного чтения | 1 | 19.02 | |
65 | Анализ изложений и работа над ошибками. | 1 | 22.02 | |||
66 | Развитие орфографических умений. «Имя существительное» | 1 | 24.02 | |||
67 | Обучающее сочинение-описание «Прогулка». | Предметные: Уметь употреблять в письменной речи несклоняемые существительные с разными предлогами, предложения с однородными членами Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных. Уметь применять правило и действовать по алгоритму Уметь составлять устный рассказ «Что я знаю о словоизменении имен существительных» по плану | Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. | 1 | 26.02 | |
68 | Анализ сочинений, работа над ошибками. Развитие орфографических умений. | 1 | 29.02 | |||
69 | Упражнения на повторение. «Имя существительное» | 1 | 2.03 | |||
70 | Повторение изученного об имени существительном. | 1 | 04.03 | |||
71 | Контрольный диктант №6 по теме: «Имя существительное» | Предметные: Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных. Уметь применять правило и действовать по алгоритму Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных. Уметь применять правило и действовать по алгоритму Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта | Составлять в группе задания на обработку определенной орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обо-значения на письме безударных гласных звуков. | 1 | 07.03 | |
72 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текстов творческих работ. | 1 | 09.03 | |||
73 | «Имя прилагательное».17ч. Что мы уже знаем об имени прилагательном Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи. | Предметные: Знать: – значение и употребление имен прилагательных в речи; – изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными; – склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин; – правописание без-ударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц) | Наблюдать роль прилагательных(в том числе прилагательных -антонимов) в речи. Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. | 1 | 11.03 | |
74 | Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи | 1 | 14.03 | |||
75 | Роль прилагательных-антонимов в речи. | 1 | 16.03 | |||
76 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | 18.03 | |||
77 | Словоизменение имен прилагательных Изменение имен прилагательных по падежам. | Метапредметные:- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;- извлекать информацию, представленную в разных формах;- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);- осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно – следственные связи; - строить рассуждении | Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил.+сущ. | 1 | 30.03 | |
78 | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 | 1.04 | |||
79 | Словосочетания существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании. | 1 | 04.04 | |||
80 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. | Предметные: Знать правило, порядок морфологического разбора прилагательного Уметь изменять прилагательные по родам, числам и падежам, выполнять морфологический разбор прилагательного Метапредметные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока;- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;- работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и опре-делять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повест-вования и описания. Наблюдать роль прилага-тельных (в том числе прилага-тельных-антонимов) в речи. | 1 | 06.04 | |
81 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | 1 | 08.04 | |||
82 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | 1 | 11.04 | |||
83 | Обучающее изложение «Первое путешествие». | Предметные: Уметь использовать в письменной речи слова с изученными орфограммами, предложения с однородными членами, сложные предложения Знать правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Уметь применять правило на практике, графически обозначать орфограммы | Называть грамматические признаки имен прилагательных (морфологический разбор), опре-делять начальную форму. Обнаруживать орфограмму-букву в без-ударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. | 1 | 13.04 | |
84 | Анализ изложений, работа над ошибками. | 1 | 15.04 | |||
85 | Развитие орфографических умений. | Предметные: Уметь актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал Уметь актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал | Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. | 1 | 18.04 | |
86 | Упражнения на повторение. «Имя прилагательное». | 1 | 20.04 | |||
87 | Повторение об имени прилагательном. | 1 | 22.04 | |||
88 | Контрольный диктант №7 по теме: «Имя прилагательное» | Предметные: Уметь применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст | 1 | 25.04 | ||
89 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ.«Имя прилагательное». | 1 | 27.04 | |||
90 | «Глагол.13ч. Что мы уже знаем о глаголе Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не. | Предметные: Знать: – значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); – изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; – правописание глаголов во 2-м лице ед. ч. Метапредметные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;- высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;- задавать вопросы. | Выделять неопределенную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. | 1 | 29.04 | |
91 | Значение и грамматические признаки глагола. | 1 | 2.05 | |||
92 | Словоизменение глаголов .Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения. | 1 | 04.05 | |||
93 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. | 1 | 06.05 | |||
94 | Правописание безударных личных окончаний глаголов .Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.. | 1 | 09.05 | |||
95 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. | Предметные: Уметь применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст | Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. | 1 | 11.05 | |
96 | Обучающее сочинение по картинкам. | 1 | 13.05 | |||
97 | Анализ сочинений, работа над ошибками. Разбор глагола как части речи. | Предметные: Знать: – значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); – изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; – правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; – правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения), не с глаголами Метапредметные:- оформлять свои мысли в устной и пись-менной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. | Выделять неопределенную форму глагола и преобразовы-вать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изучен-ному материалу. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий. | 1 | 16.05 | |
98 | Контрольный диктант №8 по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | 1 | 18.05 | |||
99 | Работа над ошибками. Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и –ться. | 1 | 20.05 | |||
100 | Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом. | 1 | 21.05 | |||
101 | Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | 1 | 23.05 | |||
102 | Итоговой урок | 1 | 25.05 |
Учебно – методическое, информационное и материально – техническое обеспечение программы
Учебник:
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник. 4 класс. — М.: Баласс, 2013.
2. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. В 2-х вариантах. - М.: Баласс, 2013.
3. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса. - М.: Баласс, 2013.
4. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 4 класса. - М.: Баласс, 2013.
5. Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку, 3 класс, - М.: Баласс, 2013.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:- компьютер, мультимедийный проектор Интернет – ресурсы: www.school2100.ru
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...