Рабочая программа
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx84.09 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, утверждённого Приказом МО и НРФ №373.  от 06.10.2009, примерной программы начального общего образования.

 Рабочая программа ориентирована на использование  учебно-методического комплекта «Школа2100»

Используемый учебник  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Русский язык, 4 класс.- Изд. 5-е, испр.- М.: Баласс, 2013.-300с., ил.

         

Цели обучения :

развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

Формирование элементарной лингвистической компетенции.

Задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге  (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3)формирование у детей чувства языка;
4)воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения: 
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»: 
4) приобретение и систематизация знаний о языке;

5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.

   В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе,- разделы «Предложение» и «Текст».

В 4 классе продолжается развитие  синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие «предложение с прямой речью» на примере простейшей конструкции «слова от автора  плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Постоянно обращается внимание детей на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

   На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушать и читать текст, формирование типа правильной читательской деятельности.

   Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык. Так, например, знание об  «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять  их на письме нужны для успешного общения, для того, чтобы быть понятым и понимать других людей.

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка  начальной школы является раздел «Слово».

         

 Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение русского языка в 4 классе отводится 102 часа. Рабочая программа предусматривает обучение русского языка в объеме 3 часа в неделю в течение 1 учебного года.

Программой предусмотрено проведение:

  1. контрольных диктантов: 8
  2. изложение: 3
  3. сочинение: 5

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета результатами

Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

являются следующие умения:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

            – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатом изучения курса  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

– делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

– делить слова на части для переноса;

– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

– писать под диктовку слова, предложения, текст из 80-90 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корне двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;

буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

– обращать внимание на особенности употребления слов;

– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

 Содержание учебного предмета

  1. Повторение. (10 ч)

2. Предложение. Текст. (28 ч)

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков

изучающего и ознакомительного чтения.

3. Слово. Части речи и члены предложения. Имя существительное. (34 ч)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имен существительных. Три склонения имен существительных. Наблюдение над ролью имен существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное. (17 ч)

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имен прилагательных в художественном тексте. Тематические группы имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол (13 ч)

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

1. Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся–-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о-–-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имен существительных и имен прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко - буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Учебно  – тематический  план

Наименование разделов и тем

к-во

диктанты

сочинение

изложение

1

Повторение

10ч

1

2

Предложение и текст

Простое предложение. Предложение с однородными членами.

Сложные предложения с союзами и, а, но

Предложения с прямой речью

28ч

2

1

1

1

2

3

Слово. Части речи и члены предложения

64ч

4

Имя существительное

Изменение имен существительных по падежам

Три склонения имен существительных

Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных

34ч

2

1

1

5

Имя прилагательное

Словоизменение имен прилагательных

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

17ч

1

1

6

Глагол

Словоизменение глаголов

Правописание глаголов

Разбор глагола по составу

13ч

1

1

итого

102

8

5

3

Календарно-тематическое  планирование

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Планируемые результаты

Виды деятельности ученика

Кол-во

Дата

план

факт

1

Повторение 10ч.

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык».  Поэты и писатели о русском языке. Вводный урок.

Предметные: Знать значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоци-ональной окраске.

Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

– различать произношение и написание слов;– находить способ проверки написания слова;– без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

– обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами

Метапредметные::

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения. Проводить фонетический разбор слов.

Группировать звуки по их характеристикам.

Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв.

Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания.

Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

1

02.09

2

Контрольное списывание №1

1

04.09

3

 Фонетика.

1

07.09

4

Повторение фонетики. Слог и ударение.

1

9.09

5

Что такое графика.

1

11.09

6

Фонетический разбор слова.

1

14.09

7

Повторение орфографии. 

1

16.09

8

Повторение состава слова.

1

18.09

9

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение».

1

21.09

10

Контрольный диктант №1 по теме: «Повторение».

1

23.09

11

 «Предложение. Текст». Простое предложение. Предложения с однородными членами 28ч.

 Работа над ошибками. Как отличить простое предложение от сложного.

Предметные: Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения.

Уметь: – узнавать в тексте словосочетания, простые предложения; – приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений;– определять предложения по цели высказывания и интонации

Личностные :

- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

Метапредметные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

- извлекать информацию, представленную в разных формах ;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте.

Характеризовать (на основе коллективного анализа)основные признаки текста: целостность связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность.

Использовать эти параметры при создании собственных текстов.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного  чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединенных союзной и бессоюзной связью(«Что я люблю»).

Проверять и редактировать текст сочинения.

Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму.

Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану.

1

25.09

12

Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и.

1

28.09

13

Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но.

1

30.09

14

Обучающее изложение «Что я люблю». 

1

2.10

15

Анализ изложений и работа над ошибками.

1

5.10

16

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

1

7.10

17

 Закрепление. Простое предложение. Предложения с однородными членами.

1

9.10

18

 Развитие пунктуационных умений. Простое предложение. Предложения с однородными членами»

Предметные: Знать изученные орфографические правила и уметь применять их на письме

Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте

Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания.

1

12.10

19

Контрольный диктант №2 по теме: «Простое предложение. Предложения с однородными членами»

1

14.10

20

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения в редактировании текста изложения и сочинения.

1

16.10

21

Сложные предложения с союзами и, а, но. Отличие простого предложения от сложного. Запятая  в сложном предложении с бессоюзной связью.

Предметные: Знать:

– правила расстановки знаков препинания в сложном предложении;

– признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения.

Уметь:

– использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами

и, а, но;

Метапредметные:

– составлять устный рассказ на грамматическую тему по плану

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;- высказывать и обосновывать свою точку зрения;- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы.

Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

1

19.10

22

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

1

21.10

23

 Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану.

1

23.10

24

 Запятая в сложном предложении.

1

26.10

25

Контрольный диктант №3 по теме «Сложные предложения»

1

28.10

26

Упражнения на повторение. Сложные предложения с союзами и, а, но.

1

30.10

27

Повторение и обобщение материала.  Использование сложных предложений в речи.

1

9.11

28

 Закрепление. Сложные предложения с союзами и, а, но»

Предметные: Уметь:

– применять теоретические знания о простом предложении

с однородными членами;

– «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

– выполнять синтаксический разбор простого предложения

Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану.

1

11.11

29

 Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома».

1

13.11

30

Предложения с прямой речью. Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.

Предметные: Знать, из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи

Уметь:

– применять теоретические знания о простом предложении

с однородными членами;

– «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

– выполнять синтаксический разбор простого предложения

Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»).

Письменно пересказывать текст(писать подробное изложение),включающий предложение с прямой речью(после предварительной подготовки).

Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план(в группах, парах).

Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения(сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.

1

16.11

31

 Знаки препинания в предложениях  с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.

1

18.11

32

Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.

1

20.11

33

Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью.

Предметные: Уметь письменно излагать собственный текст, использовать предложения с прямой речью

Уметь оформлять

цитаты на письме

Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

1

23.10

34

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

Предметные: Уметь применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы

Уметь применять знания при выполнении самостоятельной работы

Уметь самостоятельно записывать текст по памяти; осуществлять самопроверку

Метапредметные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно – следственные связи; - строить рассуждения.

1

25.11

35

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью.

1

27.11

36

Развитие пунктуационных умений. «Предложения с прямой речью»

1

2.12

37

Контрольный диктант №4 по теме: «Предложения с однородными членами. Сложные предложения»

1

04.12

38

 «Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

07.12

39

 «Имя существительное» 34 ч.

Что мы уже знаем об имени существительном. Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

Предметные: Знать:

– определение имени существительного, зна-чение и употребление;

– род имени существи-тельного: мужской, женский, средний;

– существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

– правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на

-мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).

Уметь:

– различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода;

– различать склонения имен существительных

Метапредметные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.

Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи.

Относить имя существительное к одному из трех склонений, определять падеж.

Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания.

1

09.12

40

 Роль имен существительных в предложении и в речи. 

1

11.12

41

Изменение имен существительных по падежам. Наблюдение за словоизменением имен существительных.

1

14.12

42

 Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их  в разные падежные формы.

1

16.12

43

 Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе.

1

18.12

44

Именительный и винительный падежи.

1

21.12

45

Родительный падеж.

1

23.12

46

 Дательный падеж.

1

25.12

47

 Творительный падеж.

1

11.01

48

Предложный падеж. 

1

13.01

49

 Упражнения на повторение.  «Имя существительное. Изменение имен существительных по падежам».

Предметные: Знать вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен существительных

Знать алгоритм морфологического разбора.

Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного

Уметь находить, отличать несклоняемые существительные, определять их особенности

Уметь употреблять в письменной речи несклоняемые существительные с разными предлогами, предложения с однородными членами

Личностные:

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных тек-стов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль.

Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включаться в учебный диалог.

Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании).

Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор).

1

15.01

50

 Три склонения имен существительных.  Работа над ошибками. Что такое склонение? Три склонения имен существительных.

1

18.01

51

  Развитие умения определять склонение имен существительных.

1

20.01

52

 Развитие умения определять склонение имен существительных.

1

22.01

53

Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного.

1

25.01

54

 Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления. 

1

27.01

55

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Предметные: Знать орфограмму

«ь после шипящих

на конце существительных ж.р. 3-го склонения».

Уметь правильно записывать существительные м. р. с шипящим на конце

Уметь определять признаки «опасных» мест в словах, записывать по памяти словарные слова, графически обозначать орфограмму

Уметь применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий

Метапредметные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;- адекватно использовать речевые средства для решения различных ком-муникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;- задавать вопросы.

Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи.

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать орфографически задачи с опорой на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определенной орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

1

29.01

56

Развитие умения писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания.

1

1.02

57

 Упражнения на повторение.  «Три склонения  имен существительных. Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных»

1

3.02

58

 Обобщение по теме «Имя существительное».

1

05.02

59

Контрольный диктант №5 по теме: «Три склонения  имен существительных. Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных»

1

08.02

60

 «Пишу правильно» (работа над ошибками).«Три склонения  имен существительных. Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных»

1

10.02

61

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных .Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Предметные: Знать общее правило написания безударных падежных окончаний имен существительных

Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта

Личностные :эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;- умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме обще-ния;- интерес к изучению языка;- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

1

12.02

62

 Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму.

1

15.02

63

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. 

1

17.02

64

Обучающее изложение «Первая газета» с творческим заданием.

Предметные: Уметь писать изложение повествовательного характера по плану

Уметь находить в изложении слова с изученной орфограммой, анализировать и графически объяснять выбор написания

Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных.

Уметь применять правило и действовать по алгоритму

Использовать при подготовке к изложению приемы продуктивного чтения, освоенные на уроках литератур-ного чтения

1

19.02

65

Анализ изложений и работа над ошибками.

1

22.02

66

 Развитие орфографических умений. «Имя существительное»

1

24.02

67

Обучающее сочинение-описание «Прогулка».

Предметные: Уметь употреблять в письменной речи несклоняемые существительные с разными предлогами, предложения с однородными членами

Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных.

Уметь применять правило и действовать по алгоритму

Уметь составлять устный рассказ «Что я знаю о словоизменении имен существительных» по плану

Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

1

26.02

68

Анализ сочинений, работа над ошибками. Развитие орфографических умений.

1

29.02

69

 Упражнения на повторение.  «Имя существительное»

1

2.03

70

Повторение изученного  об имени существительном.

1

04.03

71

 Контрольный диктант №6 по теме: «Имя существительное»

Предметные: Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных.

Уметь применять правило и действовать по алгоритму

Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных.

Уметь применять правило и действовать по алгоритму

Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта

Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта

Составлять в группе задания на обработку определенной орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее правило обо-значения на письме безударных гласных звуков.

1

07.03

72

 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текстов творческих работ.

1

09.03

73

«Имя прилагательное».17ч.

 Что мы уже знаем об имени прилагательном Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных   в речи.

Предметные: Знать:

– значение и употребление имен прилагательных в речи;

– изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными;

– склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин;

– правописание без-ударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц)

Наблюдать роль прилагательных(в том числе прилагательных -антонимов) в речи.

Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму.

Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль.

Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.

1

11.03

74

 Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных   в речи

1

14.03

75

 Роль прилагательных-антонимов   в речи.

1

16.03

76

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

18.03

77

Словоизменение имен прилагательных Изменение имен прилагательных  по падежам.

Метапредметные:- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,   концептуальную;- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;- извлекать информацию, представленную в разных формах;- перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);- осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждении

Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание).

Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил.+сущ.

1

30.03

78

Изменение имен прилагательных  по падежам.

1

1.04

79

Словосочетания существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании.

1

04.04

80

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Предметные: Знать правило, порядок морфологического разбора прилагательного

Уметь изменять прилагательные по родам, числам и падежам, выполнять морфологический разбор прилагательного

Метапредметные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока;- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;- работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и опре-делять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повест-вования и описания.

Наблюдать роль прилага-тельных (в том числе прилага-тельных-антонимов) в речи.

1

06.04

81

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.

1

08.04

82

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.

1

11.04

83

Обучающее изложение «Первое путешествие».

Предметные: Уметь использовать

в письменной речи слова с изученными орфограммами, предложения с однородными членами, сложные предложения

Знать правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Уметь применять правило на практике, графически обозначать орфограммы

Называть грамматические признаки имен прилагательных (морфологический разбор), опре-делять начальную форму.

Обнаруживать орфограмму-букву в без-ударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль.

Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.

1

13.04

84

Анализ изложений, работа над ошибками.

1

15.04

85

Развитие орфографических умений.

Предметные: Уметь актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал

Уметь актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал

Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.

1

18.04

86

Упражнения на повторение.  «Имя прилагательное».

1

20.04

87

 Повторение об имени прилагательном.

1

22.04

88

Контрольный диктант №7 по теме: «Имя прилагательное»

Предметные: Уметь применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта

Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст

1

25.04

89

 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ.«Имя прилагательное».

1

27.04

90

«Глагол.13ч.

 Что мы уже знаем о глаголе

 Роль глаголов  в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не.

Предметные: Знать:

– значение и употребление глагола в речи;

– неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

– изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

– изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

– правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.

Метапредметные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;- задавать вопросы.

Выделять неопределенную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Определять грамматические признаки глагола.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах.

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

1

29.04

91

Значение и грамматические признаки глагола.

1

2.05

92

Словоизменение глаголов .Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения. 

1

04.05

93

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. 

1

06.05

94

Правописание безударных личных окончаний глаголов .Как определить спряжение глагола, если окончание безударное..

1

09.05

95

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму.

Предметные: Уметь применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта

Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст

Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

1

11.05

96

Обучающее сочинение по картинкам.

1

13.05

97

Анализ сочинений, работа над ошибками. Разбор глагола как части речи.

Предметные: Знать:

– значение и употребление глагола в речи;

– неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

– изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

– изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

– правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.;

– правописание безударных личных окончаний глаголов

(1 и 2-го спряжения), не с глаголами

Метапредметные:- оформлять свои мысли в устной и пись-менной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Выделять неопределенную форму глагола и преобразовы-вать глагол в другой форме в начальную.

Определять грамматические признаки глагола.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах.

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Составлять задания в группе по изучен-ному материалу. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий.

1

16.05

98

Контрольный диктант №8 по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1

18.05

99

Работа над ошибками. Знакомство  с возвратной формой глагола. 

Правописание глаголов с -тся и –ться.

1

20.05

100

Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом.

1

21.05

101

Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. 

1

23.05

102

Итоговой урок

1

25.05

 Учебно – методическое, информационное и материально – техническое обеспечение программы

Учебник:

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник. 4 класс. — М.: Баласс, 2013.

2.  Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. В 2-х вариантах. - М.: Баласс, 2013.

3. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса. - М.: Баласс, 2013.

4. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 4 класса. - М.: Баласс, 2013.

5. Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку, 3 класс, - М.: Баласс, 2013.

   К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:- компьютер, мультимедийный проектор Интернет – ресурсы: www.school2100.ru

 Планируемые результаты изучения учебного предмета

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

различать звуки и буквы;

характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

выявлять слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

оценивать уместность использования слов в тексте;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

распознавать грамматические признаки слов;

 с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

различать простые и сложные предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...