Основные причины ошибок у учащихся младших классов в правописании безударных гласных.
план-конспект урока по русскому языку (1, 2, 3 класс) по теме

Пашкова Любовь Георгиевна

В статье анализируются причины возникновения ошибок у младших школьников при написании слов с безударной гласной в корне, приводятся примеры ощибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podpis.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая статья на тему: Основные причины ошибок у учащихся младших классов в правописании безударных гласных.

К числу наиболее распространенных ошибок, встречающихся в письменных работах учеников, относятся ошибки в правописании безударных гласных.

Обучение в школе убеждает нас в том, что основными причинами ошибочных написаний проверяемых гласных в корнях слов, являются. во-первых, неточность или неполнота у учащихся фонетических и морфологических знаний, с опорой на которые формируется данный орфографический навык; во-вторых, неумение правильно проверять безударные гласные в корне, что в свою очередь в значительной степени обусловлено тем, что учащиеся не соблюдают определенной последовательности действий при проверке написания слова; в-третьих, в процессе обучения существует четкая, обоснованная система упражнений.

В основе навыка правописания безударных гласных в корне слова лежат знания из области фонетики, графики.

1.Один из слогов в слове произносится с большей силой, является ударным.

2.Гласный звук под ударением не изменяется и обозначается соответствующей ему буквой( гриб); в безударном слоге соответствия между звуком и буквой может не быть( вода)

Усваивая, что в ударном слоге произношение и написание соответствует друг другу, учащиеся тем самым осознают, почему проверочным может быть только слово с ударным гласным звуком в корне. Зная, что в безударном слоге не всегда есть соответствие между произношением и написанием, учащиеся убеждаются в необходимости проверки безударных гласных при написании слова.

К знаниям в области морфологии, на которые опираются учащиеся при написании слов с проверяемыми безударными гласными в корне, относятся понятия о корне и об однокоренных словах. Усваивая в частности, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково, учащиеся осознают, почему проверочными могут быть однокоренные слова или формы одного и того же слова.

Исходя из этого, ошибки, допускаемые учащимися в корне слова можно классифицировать следующим образом.

1.Ошибки в корне слова в соответствии с произношением (миукал-мяукал)

Ученики, допускающие подобные ошибки, стоят на той ступени орфографического развития, когда они пишут по произношению, не усвоив морфологического характера орфографии.

2.Ошибки в корне слова вопреки произношению (мохнули)

Ученики знакомы с элементами морфологического написания, но они  уяснили только внешнюю сторону его, и именно то, что иногда звуки передаются не теми буквами, которые этим звукам соответствуют, а буквами, соответствующими другим звукам. Таким образом, пишут вопреки произношению. Не усвоены и традиционные написания некоторых слов.

3.Ошибки по аналогии (постух, серень)

Ученики в основном усвоили известное правило о правописании безударной гласной в корне слова и все же допускают единичные ошибки этого рода.

Проверяя написание нового для них слова, они сопоставили его либо со словом, корень которого не является родственным для него (постух-пост),либо с такой формой этого же слова, с которой сопоставлять нельзя(висит-вес)

Итак, для формирования навыка правописания гласных в корнях слов на основе теоретических знаний, необходимо, чтобы учащиеся быстро и безошибочно находили в слове ударный и безударный слоги, правильно соотносили звуковую и графическую формы слов, выделяли в слове корень, подбирали однокоренные слова, знали,что корни в однокоренных словах пишутся одинаково с произношением и умели на письме применять эти знания.

Операции, которые выполняет ученик при написании слова с проверяемыми безударными гласными в корне, определяется характером данной орфограммы и психологическими особенностями формирования орфографических навыков. Прежде, чем писать слово, ученику необходимо уяснить его смысл.

Поэтому, первая операция-выяснение смысла слова(в целом предложения)

Во-вторых, нужно найти в слове безударный гласный звук, требующий проверки.

В-третьих, выделить в слове корень.

Это необходимо для того, чтобы узнать в какой части слова находится безударный гласный, поскольку изучаемое правило проверки безударных гласных, в основном относится к корню.

В-четвертых, подобрать проверочное слово.

Для этого изменить форму слова или подобрать однокоренное.

В-пятых, написать в корне проверяемого слова ту гласную букву, которая пишется в проверяемом ударном слоге.

Для формирования умения и навыка большое значение имеет система упражнений. Словарный материал в упражнениях  должен усложняться с каждым следующим классом и пополняться новыми словами. Нельзя оперировать одним и тем же словарем на протяжение всего  обучения в начальных классах

Чтобы правило стало достоянием ученика, он должен сам путем активных наблюдений ,вывести это правило, а затем узнать точную формулировку из учебника.

                                                         

Литература.

В.П. Канакина «Работа над трудными словами в начальной школе»

М.Р. Львов «Правописание в начальных классах.»

Журналы «Начальная школа» Статьи авторов: В.П. Канакиной, П.Г. Пономаренко        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)

Урок русского языка. 2 класс. программа Гармония.Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)....

Русский язык 3 класс. Тема: Правописание безударной гласной в корне слова.

Цель:1.     Сформировать навык  проверки безударной гласной в корне  слова.2.     Закрепить знания  о составе  слова.3....

Урок русского языка и презентация 2 класс ФГОС"Правописание безударных гласных, проверяемых ударением"

Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением". Задания построены по возрастающей сложности. Материал подобран занимательный и интересный. Проводить урок м...

Русский язык 2 класс Тема: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

Цель: познакомить учащихся с соответствием звука и буквы в ударном слоге и их возможным несоответствием в безударном слоге; выяснить необходимость проверки особенностей проверочного слова; формировать...

Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".

Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема:" Правописание безударных гласных в корне" ( с применением ИКТ ).

- дальнейшее формирование  умения применять на практике правила правописания безударных гласных в корне;- закреплять умение  находить безударные гласные в корне, распознавать в словах  ...

Урок систематизации знаний по русскому языку для учащихся 2 класса Тема: Правописание безударных гласных в корне слова

Урок систематизации знаний по  русскому языку для учащихся 2 классаТема: Правописание безударных гласных в корне словаУчитель начальных классовКрыгина Елена НиколаевнаЦель: совершенствование учеб...