Внеклассное мероприятие по русскому языку "Казань- столица Татарстана"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся начальных классов. Цель мероприятия познакомить учащихся с историей и культурой, национальными традициями республики Татарстан. Рассказать о столице республики Татарстана - г. Казани, ее достопримечательностях, важных исторических событиях, национальном колорите, о том какая Казань сегодня - спортивная, инновационная, развитая во всех направлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Казань- столица Татарстана" | 55.5 КБ |
kazan_-_stolitsa_tatarstana.part1_.rar | 3 МБ |
kazan_-_stolitsa_tatarstana.part2_.rar | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Казань – столица Татарстана»
Цели:
- провести исследовательскую работу;
- обобщить знания учащихся по теме “Казань – столица Татарстана”;
- развивать у учащихся диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, бережное отношение к государственной символике.
Оборудование: компьютер, мультимедиа (слайды с изображениями Казани и ее исторических памятников; государственные символы Татарстана; культурные центры города Казани).
Ход урока.
- Нет единого мнения о происхождении названия города Казань.
- Одни связывают его с современным значением: место расположения города напоминает котловину, котел.
- Другие выводят его из углубившейся в землю реки Казган.
- Крепость первоначально занимала северо-восточную часть нынешнего кремлевского холма.
- В XV в Казань становится столицей княжества, а в XVI в. – Казанского ханства.
- Город состоял из двух частей: северную половину занимала крепость с ханским дворцом.
- Почти все постройки были деревянными.
- В подавляющем большинстве это предки местных булгар, других аборигенных народов, а также татары, выходцы из Орды, составляющие верхушку аристократического слоя.
- В октябре 1552 г. Иван Е Е Щ А Г Р О З Н Ы Й Ю Ж Р Н приступом взял Казань.
Предположите, какое слово здесь спрятано? Каким членом предложения это слово становится? Запишите грамматическую основу.
«Приступом взял» - запишите синонимы (штурмом взял, мгновенно, молниеносно).
Некогда царица Ю Д А П Е Л И З А В Е Т А Р О Л Г приехала в Казань и остановилась в купеческом доме.
Предположите, какое слово здесь спрятано? Каким членом предложения это слово становится?
Рассказ-легенда о Коте Казанском.
Некогда Царица Елизавета приехала в Казань и остановилась в купеческом доме, поскольку не были построены императорские квартиры. И увидела Елизавета, что по дому ходят толстые рыжие коты.
-Что за порода такая? – поинтересовалась императрица.
- Это порода особая. Казанские коты – не превзойденные мышеловы и крысоловы – ответили ей.
Тогда царица приказала собрать тридцать казанских котов. Увезла их с собой в Петербург, и приняли котов Казанских на государственную службу, назначив особое довольствие.
Сейчас мы побываем в роли исследователей и проведем исследование.
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно распределить на три группы:
- фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
- экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
- теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
Мы выбираем теоретическую тему исследования.
Запиши тему своего исследования: Казанский Кот (на экране памятник Казанского Кота на ул. Баумана).
Запиши цель своего исследования:
- выяснить, почему императрица увезла Казанских котов в Петербург.
- предположить, почему поставили памятник Казанскому Коту.
Итак, старт твоей исследовательской работе дан. Вперед! К поставленным целям и задачам!
Гипотеза исследования - это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом.
Обычно гипотеза начинается словами:
- предположим, что императрица увезла с собой котов, т.к. они ей очень понравились, они были ласковые и добрые.
- допустим, чтобы развести их в Петербурге, значит, котов-мышеловов там не было.
- возможно для того, чтобы ловить мышей и крыс в императорском дворце.
- что, если их взяли на государственную службу в какой-то музей.
Известно, что коты - хорошие мышеловы. В Петербурге находится один из главных музеев - Зимний дворец (сегодня – Эрмитаж), а в подвалах музея водилось большое количество мышей и крыс. Они портили бесценные картины и книги.
Рассмотрим последнюю гипотезу. Ее будем считать самую важную на наш взгляд.
Значит, императрица Елизавета взяла казанских котов для борьбы с крысами и мышами в подвалах Зимнего дворца (Эрмитажа).
Стали они ловить крыс и мышей в подвалах Эрмитажа, потому что мышеловки мышеловками, но лучше котов Казанских с делом государственной важности – с охраной шедевров Эрмитажа – до сих пор никто не справлялся.
В память этого события в 17-19 вв. собирательный образ Казанского Кота, получившего имя Алабрыз, был частым персонажем лубков (комиксов), а в 21 веке стал объектом памятников.
Что я знаю об объекте своего исследования:
- котов взяли на государственную службу.
- в подвалах Эрмитажа было много мышей и крыс.
- лучше котов Казанских с делом государственной важности - охраной шедевров Эрмитажа до сих пор никто не справлялся.
Используя легенду Казанского Кота могу сделать выводы и умозаключения.
- В память этого события в 21 веке Казанский Кот, получивший имя Алабрыз, стал объектом памятников.
Так Б Т Р С Ю Ю М Б И К Е Д Ж Ф погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя.
Предположите, какое слово здесь спрятано? Каким членом предложения это слово становится?
Подберите синонимы к слову - ненавистного.
Рассказ-легенда о царевне Сююмбике. Стих.
- Укажите ошибочное суждение.
А) В слове местных буква Т обозначает непроизносимый звук.
Б) В слове крепость букв больше, чем звуков.
В) В слове жилищами все согласные звуки мягкие.
Г) В слове состоял звуков больше, чем букв.
3. Дети читают стихи о Казани, а ученики записывают знаки препинания, которые должны стоять в конце каждого предложения.
***
Цвети, родной мой, Татарстан,
Как на полях хлеба!
Сияй, жемчужина, Казань,
Как на небе звезда!
Народов разных дружба здесь
Нашла себе приют,
И Белый Барс с Сююмбике
Покой наш берегут.
Цвети, любимый Татарстан!
Храни тебя Аллах!
Живи еще сто тысяч лет
На волжских берегах!
***
Отражается солнце игривое
В серебристую волжскую ткань;
Посмотрите, какая красивая,
Наша вечная гордость – Казань!
Вновь, с улыбкой своей обаятельной,
Гостья к сердцу стремится прижать.
Тот, кто был в этих добрых объятиях,
Будет вечно наш край вспоминать.
Здесь просторы, как реки – бездонные.
Не сравнить ни с одною из стран,
Мир любви и вселенской гармонии
Под названием Татарстан.
Автор стихотворения Алексей Анисимов
***
О Казань, ты грусть и бодрость!
Святозарная Казань!
Здесь деянья отцов наших, здесь священные места,
Здесь науки, здесь искусства, просвещения очаг.
Г.Тукай
***
Повелел своей дочери хан:
«К той реке снеси ты казан,
Не простой тот казан, золотой,
Ты держи его верной рукой!…»
И красавица к речке сбежала,
Крепко-накрепко пальчики сжала,
Но слишком тяжел был котел,
Миг – из рук и под воду ушел.
***
О, Казань, лучезарная наша столица!
Посчастливилось здесь мне расти и учиться,
И склоняю я голову в чувстве святом,
Перед каждым твоим дорогим уголком.
4. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный? Выскажите свое мнение.
А) аборигенных
Б) предки
В) жилищами
Г) верхушку
5. В каком слове мягкий знак является разделительным?
А) большинство
Б) крепость
В) Казань
Г) семья
6. В каком слове есть звук [р’]?
А) верхушку
Б) первоначально
Г) кремлевского
Д) северную
7. Игра «Не ошибусь».
Легенда крылатого дракона Зиланта.
Угадайте, какое слово не было произнесено.
- Место расположения города напоминает «не ошибусь».
- На старинном гербе Казани изображение мифического сказочного «не ошибусь».
- Императрица Екатерина Великая утвердила герб, в основу которого была положена легенда о «не ошибусь» и царь-змее, жившем на той горе.
8. Используя различную справочную литературу, подберите несколько пословиц, поговорок о родине и родном крае. Потренируйтесь произносить их беззвучно, но с четкой артикуляцией.
9. Игра «Кто скажет последний».
Игра развивает понятие о предложении и распространяет его.
Казань – столица.
Казань столица Казанского княжества в XV в.
Казань столица Казанского княжества в XV в., а в XVI в. Казанского ханства.
Казань столица Казанского княжества в XV в., а в XVI в. Казанского ханства, все постройки были деревянными.
Казань столица Казанского княжества в XV в., а в XVI в. Казанского ханства, все постройки были деревянными, населяли местные булгары.
Казань столица Казанского княжества в XV в., а в XVI в. Казанского ханства, все постройки были деревянными, населяли местные булгары, а также татары, выходцы из Орды.
Казань - древний город.
Казань - древний, современный город.
Казань - древний, современный, красивый город.
Казань - древний, современный, красивый, промышленный город.
Казань - древний, современный, красивый, промышленный, культурный город.
Казань - древний, современный, красивый, промышленный, культурный, студенческий город.
Казань - древний, современный, красивый, промышленный, культурный, студенческий, спортивный город.
10. Задание на дом.
Г. Форд считал: «Знание может быть только у того, у кого есть вопросы». Что нового хотелось бы вам узнать о Казани после прочтения текста? Задайте интересующие Вас вопросы соседу по парте и получите подобное задание от них. При поиске ответа используйте различные источники (книги, интернет и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс
Методическая разработка представляет собой сценарий внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"
Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....
внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"
Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся 2 класса, проводится в фо...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мы сохраним тебя, русская речь..."
Данное мероприятие проводится с целью формировать коммуникативные умения, научить рассуждать, показать красоту и богатство русского языка, научить владеть речью....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"
Данная методическая разработка-познавательная игра для учащихся 4 класса по русскому языку...
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"
-расширить знания учащихся по русскому языку-формировать культуру речи-способствовать повышению грамотности учащихся...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс. "Знатоки русского языка"
Цель: повышение уровня языкового развития учащихся.Задачи:-способствовать прочному и сознательному усвоению знаний по русскому языку;- развивать коммуникативные умения учащихся;- воспитыва...