Внеклассное мероприятие по русскому языку "Казань- столица Татарстана"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся начальных классов. Цель мероприятия познакомить учащихся с историей и культурой, национальными традициями республики Татарстан. Рассказать о столице республики Татарстана - г. Казани, ее достопримечательностях, важных исторических событиях, национальном колорите, о том какая Казань сегодня - спортивная, инновационная, развитая во всех направлениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Казань – столица Татарстана»

Цели:

  • провести исследовательскую работу;
  • обобщить знания учащихся по теме “Казань – столица Татарстана”;
  • развивать у учащихся диалогическую и монологическую речь;
  • воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, бережное отношение к государственной символике.

Оборудование: компьютер, мультимедиа (слайды с изображениями Казани и ее исторических памятников; государственные символы Татарстана; культурные центры города Казани).

Ход урока.

  1. Нет единого мнения о происхождении названия города Казань.
  2. Одни связывают его с современным значением: место расположения города напоминает котловину, котел.
  3.  Другие выводят его из углубившейся в землю реки Казган.
  4. Крепость первоначально занимала северо-восточную часть нынешнего кремлевского холма.
  5.  В XV в Казань становится столицей княжества, а в XVI в. – Казанского ханства.
  6. Город состоял из двух частей: северную половину занимала крепость с ханским дворцом.
  7. Почти  все постройки были деревянными.
  8. В подавляющем большинстве  это предки местных булгар, других аборигенных народов, а также татары, выходцы из Орды, составляющие верхушку аристократического слоя.  

  1. В октябре 1552 г. Иван   Е Е Щ А Г Р О З Н Ы Й Ю Ж Р Н  приступом взял Казань.

Предположите,  какое слово здесь спрятано? Каким членом предложения это слово становится? Запишите грамматическую основу.

«Приступом взял» - запишите синонимы (штурмом взял, мгновенно, молниеносно).

Некогда царица  Ю Д А П Е Л И З А В Е Т А Р О Л Г приехала в Казань и остановилась в купеческом доме.

Предположите,  какое слово здесь спрятано? Каким членом предложения это слово становится?

Рассказ-легенда о Коте Казанском.

Некогда Царица Елизавета  приехала в Казань и остановилась в купеческом доме, поскольку не были построены императорские квартиры. И увидела Елизавета, что по дому ходят толстые рыжие коты.

-Что за порода такая? – поинтересовалась императрица.

- Это порода особая. Казанские коты – не превзойденные мышеловы и крысоловы – ответили ей.

Тогда царица приказала собрать тридцать казанских котов. Увезла их с собой в Петербург, и приняли котов Казанских на государственную службу, назначив особое довольствие.

Сейчас мы побываем в роли исследователей и проведем исследование.

Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

  • фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
  • экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
  • теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.

Мы выбираем теоретическую тему исследования.

Запиши тему своего исследования: Казанский Кот (на экране памятник Казанского Кота на ул. Баумана).

Запиши цель своего  исследования:

- выяснить, почему  императрица увезла Казанских котов в Петербург.

- предположить, почему поставили памятник Казанскому Коту.

Итак, старт твоей исследовательской работе дан. Вперед! К поставленным целям и задачам!

Гипотеза исследования  - это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом.

 Обычно гипотеза начинается словами:

  • предположим, что императрица увезла с собой котов, т.к. они ей очень понравились, они были ласковые и добрые.
  • допустим, чтобы развести их в Петербурге, значит, котов-мышеловов там  не было.
  • возможно для того, чтобы ловить мышей и крыс в императорском дворце.
  • что, если их взяли на государственную службу в какой-то музей.

Известно, что коты - хорошие мышеловы. В Петербурге находится один из главных музеев  - Зимний дворец (сегодня – Эрмитаж), а в подвалах музея водилось большое количество мышей и крыс. Они портили бесценные картины и книги.

Рассмотрим последнюю гипотезу. Ее будем считать самую важную на наш взгляд.

Значит, императрица  Елизавета взяла казанских котов для борьбы с крысами и мышами в подвалах Зимнего дворца (Эрмитажа).

Стали они ловить крыс и мышей в подвалах Эрмитажа, потому что мышеловки мышеловками, но лучше котов Казанских с делом государственной важности – с охраной шедевров Эрмитажа – до сих пор никто не справлялся.

В память этого события в 17-19 вв. собирательный образ Казанского Кота, получившего имя Алабрыз, был частым персонажем лубков (комиксов),  а в 21 веке стал объектом памятников.

Что я знаю об объекте своего исследования:

  • котов взяли на государственную службу.
  • в подвалах Эрмитажа было много мышей и крыс.
  • лучше котов Казанских  с делом государственной важности  - охраной шедевров Эрмитажа до сих пор никто не справлялся.

Используя легенду Казанского Кота могу сделать выводы и умозаключения.

  • В память этого события  в 21 веке Казанский Кот, получивший имя Алабрыз, стал объектом памятников.

Так  Б Т Р С Ю Ю М Б И К Е Д Ж Ф погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя.  

Предположите,  какое слово здесь спрятано? Каким членом предложения это слово становится?

Подберите синонимы к слову  - ненавистного.

Рассказ-легенда о царевне Сююмбике. Стих.

  1. Укажите ошибочное суждение.

А) В слове  местных  буква Т обозначает непроизносимый звук.

Б) В слове крепость букв больше, чем звуков.

В) В слове жилищами все согласные звуки мягкие.

Г) В слове состоял звуков больше, чем букв.

3. Дети читают стихи о Казани, а ученики записывают знаки препинания, которые должны стоять в конце каждого предложения.

***
Цвети, родной мой, Татарстан,
Как на полях хлеба!
Сияй, жемчужина, Казань,
Как на небе звезда!
Народов разных дружба здесь
Нашла себе приют,
И Белый Барс с Сююмбике
Покой наш берегут.
Цвети, любимый Татарстан!
Храни тебя Аллах!
Живи еще сто тысяч лет
На волжских берегах!

***

Отражается солнце игривое

В серебристую волжскую ткань;

Посмотрите, какая красивая,

Наша вечная  гордость – Казань!

Вновь, с улыбкой своей обаятельной,

Гостья к сердцу стремится прижать.

Тот, кто был в этих добрых объятиях,

Будет вечно наш край вспоминать.

Здесь просторы, как реки – бездонные.

Не сравнить ни с одною из стран,

Мир любви и вселенской гармонии

Под названием Татарстан.

Автор стихотворения Алексей Анисимов

***

О Казань, ты грусть и бодрость!

Святозарная Казань!

Здесь деянья отцов наших, здесь священные места,

Здесь науки, здесь искусства, просвещения очаг.

Г.Тукай        

                       ***

Повелел своей дочери хан:

«К той реке снеси ты казан,

Не простой тот казан, золотой,

Ты держи его верной рукой!…»

И красавица к речке сбежала,

Крепко-накрепко пальчики сжала,

Но слишком тяжел был котел,

Миг – из рук и под воду ушел.

***

О, Казань, лучезарная наша столица!

Посчастливилось здесь мне расти и учиться,

И склоняю я голову в чувстве святом,

Перед каждым  твоим дорогим уголком.

4. В каком слове выделенная буква обозначает  твердый согласный? Выскажите свое мнение.

А) аборигенных

Б) предки

В) жилищами

Г) верхушку

5. В каком слове мягкий знак является разделительным?

А) большинство

Б) крепость

В) Казань

Г) семья

6.  В каком слове есть звук [р’]?

А) верхушку

Б) первоначально

Г) кремлевского

Д) северную

7. Игра «Не ошибусь».

Легенда крылатого дракона Зиланта.

Угадайте, какое слово не было произнесено.

  1. Место расположения города напоминает «не ошибусь».
  2. На старинном гербе Казани изображение мифического сказочного «не ошибусь».
  3. Императрица Екатерина Великая утвердила герб, в основу которого была положена легенда о «не ошибусь» и царь-змее, жившем на той горе.

8. Используя различную справочную литературу, подберите несколько пословиц, поговорок о родине и родном крае. Потренируйтесь произносить их беззвучно, но с четкой артикуляцией.

9. Игра «Кто скажет последний».

Игра развивает понятие о предложении и распространяет его.

Казань – столица.

Казань столица Казанского княжества в XV в.

Казань столица Казанского княжества в XV в., а в XVI в. Казанского ханства.

Казань столица Казанского княжества в XV в., а в XVI в. Казанского ханства, все постройки были деревянными.

Казань столица Казанского княжества в XV в., а в XVI в. Казанского ханства, все постройки были деревянными, населяли местные булгары.

Казань столица Казанского княжества в XV в., а в XVI в. Казанского ханства, все постройки были деревянными, населяли местные булгары, а также татары, выходцы из Орды.

Казань  - древний город.

Казань  - древний, современный город.

Казань  - древний, современный, красивый  город.

Казань  - древний, современный, красивый, промышленный  город.

Казань  - древний, современный, красивый, промышленный, культурный  город.

Казань  - древний, современный, красивый, промышленный, культурный, студенческий  город.

Казань  - древний, современный, красивый, промышленный, культурный, студенческий, спортивный  город.

10. Задание на дом.

Г. Форд считал: «Знание может быть только у того, у кого есть вопросы». Что нового хотелось бы вам узнать о Казани после прочтения текста? Задайте интересующие Вас вопросы соседу по парте  и получите подобное задание от них. При поиске ответа используйте различные источники (книги, интернет и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс

Методическая разработка представляет собой сценарий  внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"

Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....

внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"

Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся  2 класса, проводится в фо...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мы сохраним тебя, русская речь..."

Данное мероприятие проводится с целью формировать коммуникативные умения, научить рассуждать, показать красоту и богатство русского языка, научить владеть речью....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Данная методическая разработка-познавательная игра для учащихся 4 класса по русскому языку...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"

-расширить знания учащихся по русскому языку-формировать культуру речи-способствовать повышению грамотности учащихся...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс. "Знатоки русского языка"

Цель: повышение уровня языкового развития учащихся.Задачи:-способствовать прочному и сознательному усвоению знаний по русскому языку;- развивать коммуникативные умения учащихся;- воспитыва...