речевое развитие младших школьников. Разработки уроков
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
В данном материале дана разработка урока речевого арзвития урока для 1 класса, что является важнейшим направоением процесса обучения русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_ml._shkolnikov.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия и слова прощания.
Задача: - познакомить детей со словами приветствия и словами прощания,
- научить правильно употреблять эти слова в речевой практике.
1. Речевая гимнастика.
Упражнение 1. Кто дольше? Вдохнули – на выдохе произносим звук {л}.
Упражнение 2.
Волнушки
На лесной опушке
Выросли волнушки,
Оглянулись и сказали:
- Здравствуйте!
А вы нас ждали?
- Прочитай стихотворение.
- Что такое волнушки? Почему их так называют?
- Прочитай вслух, не спеша. Прохлопайте ритм.
- Прочитайте, делая остановки в конце каждой стихотворной строчки.
- Прочитайте, выделяя голосом подчеркнутые слова.
- Прочитайте последнее предложение, повышая голос к концу.
- Прочитайте последнее предложение ( первые три строчки – соло, последние- хором).
2. Проверка домашнего задания.
3. Введение в тему занятия.
- Сегодня, ребята, мы вместе с Петей идем в гости. Нам нужно подготовиться. Приятно, когда в гости приходит воспитанный вежливый человек. Он умеет себя вести: поприветствовать хозяев дома, поддержать беседу. Такого человека хочется пригласить еще. Наш Петенька очень хочет стать вежливым. Давайте поможем ему сегодня вспомнить волшебные слова приветствия и слова прощания.
- Запишем тему урока. Волшебные слова.
4. Слова приветствия.
- Как вы понимаете значение слова « приветствовать»?
( Приветствовать-значит обращаться к кому-то при встрече.)
- Найдите в стихотворении « Волнушки» слово приветствия.
- Это самое главное слово, которое употребляют, приветствуя друг друга. Как оно образовалось?
( Здравствуйте – от слова « здоровье», то же, что « Будьте здоровы!»)
- Послушайте, как пишет об этом слове писатель Вл.Солоухин. Ответьте на вопросы, которые он задает.
Текст 1.
-Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали.
Хотя были совсем незнакомы.
Что особенного мы друг другу сказали?
Просто « здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
От чего же на капельку солнца прибавилось в мире?
От чего же на капельку счастья прибавилось в мире?
От чего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- Запишем в тетрадь слово « Здравствуйте!»
- Прочитайте текст 2. Найдите в нем слова приветствия.
Добрые слова.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем, идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу
« С добрым утром!» - я кричу.
« Добрый день!» - кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
« Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
( О.Дриз)
- Запишем их в тетрадь.
- Слова: « Здравствуйте!», « Добрый день!», « Доброе утро!», « Добрый вечер!» - употребляют, обращаясь к любому собеседнику: и к взрослому, и к сверстнику, и к близкому знакомому, и не очень.
- Прочитайте текст 3. Выпишите из него слова приветствия.
- Привет, Коля! Я спешу на занятия. Встретимся вечером.
- К кому обращаются с таким приветствием? ( К знакомому приятелю, другу.)
- Вместе с этими словами приветствия для того, чтобы подчеркнуть хорошее расположение к собеседнику, используют такие обороты: Рад Вас видеть! Я так Вам рад! А так же вопросы: Как Вы живете? Идут Ваши дела? Что нового? и т.д.
Выводы: Какие слова употребляют, приветствуя друг друга? С какими из них обращаются к любому собеседнику? Только к близкому знакомому? Какие еще обороты речи употребляют, желая подчеркнуть особенно хорошее расположение к собеседнику?
5. Слова прощания.
- Прочитайте текст 4.
Ребята вышли из школы вместе с учителем.
- До свидания, Виктор Иванович!
- Всего хорошего, мальчики.
Около дома они попрощались:
-Пока, Вова!
- До завтра, Алеша!
- Какие слова и выражения употребили мальчики при прощании?
- Какое из них употребляются чаще всего?
- Запиши его в тетрадь. Подберите синоним к слову « свидание» ( Встреча.) Как же еще можно сказать, прощаясь? ( До встречи).
- Прощаясь, можно уточнить время будущей встречи. Найдите такой оборот в тексте. ( До завтра.)
- Слово « До свидания!» употребляют в разговоре с любым собеседником, так же, как слово « Здравствуйте». Слова « До встречи», а особенно « До завтра!» употребляют в разговоре с близкими знакомыми.
- А еще какое слово используют, прощаясь с приятелем? ( Пока.)
- Чтобы сделать человеку приятное, можно пожелать ему что-либо на прощанье.
- Что пожелал мальчикам учитель?
- А что еще можно пожелать на прощанье? ( Будьте здоровы! Не забывайте! Всего доброго! Счастливо! Передавайте привет своим близким!)
Выводы: Какие слова и выражения употребляют при прощании? Что можно пожелать, прощаясь с хорошим знакомым?
6. Составление диалогов и разыгрывание их.
- Итак, ребята, мы с вами помогли Петеньке вспомнить волшебные слова, которые употребляются при встрече и прощании. Теперь мы отправляемся в гости.
- Когда идешь в гости, нужно покрасивее одеться. ( Петенька наряжается.)
- По дороге Петенька встретился со своим приятелем Петрушкой. Какой разговор между ними мог произойти? Давай составим диалог и разыграем эту сценку.
- Здравствуйте, Петрушка! Как я рад тебя видеть!
- Привет, Петенька! Я тоже очень рад нашей встрече!
- Как идут ваши дела?
- Отлично! А ты как поживаешь? Что ты такой нарядный?
- Хорошо. Я иду в гости.
- Ну до свидания! Будь здоров!
- Пока. Всего хорошего!
- А теперь Петенька подходит дому. Что он должен прежде всего сделать? ( Позвонить или постучать в дверь.) Его встречает хозяйка дома.
- Давайте составим диалог Петеньки с ней и разыграем его.
- Здравствуйте!
- Добрый день, Петенька! Я очень рад тебя видеть! Проходи пожалуйста, в дом!
- Спасибо.
- Пришла пора прощаться. Петенька благодарит хозяев хороший прием и прощаться с ними. Как?
- До свидания! Большое Вам спасибо! Всего Вам самого хорошего!
7. Подведение итогов урока.
С какими же словами мы сегодня познакомились? Почему их называют волшебными?
- Составить рассказ о том, как вы ходили в гости. Употребить в нем слова приветствия и слова прощания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка как важнейшее средство речевого развития младших школьников
Обобщение актуального педагогического опыта ...
Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка
В статье рассказывается об интеллектаульно-речевом развитии младших школьников....
Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения
Описание методической системы учителя. В основе работы - идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса, поиска творческих приемов речевого развития учащихся начальной школы, создания на уроке благо...
Речевое развитие младших школьников на уроках математики
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных класс...
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...
Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения.
В основе работы - идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса, поиска творческих приемов речевого развития учащихся начальной школы, создания на уроке благоприятной психологической атмосферы. Раб...