речевое развитие младших школьников. Разработки уроков
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

В данном материале дана разработка урока речевого арзвития урока для 1 класса, что является важнейшим направоением процесса обучения русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_ml._shkolnikov.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия и слова прощания.

Задача: - познакомить детей со словами приветствия и словами прощания,

              -  научить правильно употреблять эти слова в речевой практике.

1. Речевая гимнастика.

Упражнение 1. Кто дольше? Вдохнули – на выдохе произносим звук {л}.

Упражнение 2.

Волнушки

На лесной опушке

Выросли волнушки,

Оглянулись и сказали:

- Здравствуйте!

А вы нас ждали?

- Прочитай стихотворение.

- Что такое волнушки? Почему их так называют?

- Прочитай вслух, не спеша. Прохлопайте ритм.

- Прочитайте, делая остановки в конце каждой стихотворной строчки.

- Прочитайте, выделяя голосом подчеркнутые слова.

- Прочитайте последнее предложение, повышая голос к концу.

- Прочитайте последнее предложение ( первые три строчки – соло, последние- хором).

2. Проверка домашнего задания.

3. Введение в тему занятия.

- Сегодня, ребята, мы вместе с Петей идем в гости.  Нам нужно подготовиться. Приятно, когда в гости приходит воспитанный вежливый человек.  Он умеет себя вести: поприветствовать хозяев дома, поддержать беседу. Такого человека хочется пригласить еще. Наш Петенька очень хочет стать вежливым.  Давайте поможем ему сегодня вспомнить волшебные слова приветствия и слова прощания.

- Запишем тему урока. Волшебные слова.

4. Слова приветствия.

- Как вы понимаете значение слова « приветствовать»?

( Приветствовать-значит обращаться к кому-то при встрече.)

- Найдите в стихотворении « Волнушки» слово приветствия.

- Это самое главное слово, которое употребляют, приветствуя друг друга. Как оно образовалось?

( Здравствуйте – от слова « здоровье», то же, что « Будьте здоровы!»)

- Послушайте, как пишет об этом слове писатель Вл.Солоухин.  Ответьте на вопросы, которые он задает.

 Текст 1.

-Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали.

Хотя были совсем незнакомы.

Что особенного мы друг другу сказали?

Просто « здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

От чего же на капельку солнца прибавилось в мире?

От чего же на капельку счастья прибавилось в мире?

От чего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Запишем в тетрадь слово « Здравствуйте!»

- Прочитайте текст 2. Найдите в нем слова приветствия.

Добрые слова.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем, идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу

« С добрым утром!» - я кричу.

« Добрый день!» - кричу я вслед

Всем, идущим на обед.

« Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

( О.Дриз)

- Запишем их в тетрадь.

- Слова: « Здравствуйте!», « Добрый день!», « Доброе утро!», « Добрый вечер!» - употребляют, обращаясь к любому собеседнику: и к взрослому, и к сверстнику, и к близкому знакомому, и не очень.

- Прочитайте текст 3.  Выпишите из него слова приветствия.

- Привет, Коля! Я спешу на занятия. Встретимся вечером.

- К кому обращаются с таким приветствием? ( К знакомому приятелю, другу.)

- Вместе с этими словами приветствия для того, чтобы подчеркнуть хорошее расположение к собеседнику, используют такие обороты: Рад Вас видеть!   Я так Вам рад! А так же вопросы: Как Вы живете?  Идут Ваши дела? Что нового?  и т.д.

Выводы: Какие слова употребляют, приветствуя друг друга? С какими из них обращаются к любому собеседнику? Только к близкому знакомому? Какие еще обороты речи употребляют, желая подчеркнуть особенно хорошее расположение к собеседнику?

5. Слова прощания.

- Прочитайте текст 4. 

 Ребята вышли из школы вместе с учителем.

- До свидания, Виктор Иванович!

- Всего хорошего, мальчики.

Около дома они попрощались:

-Пока, Вова!

- До завтра, Алеша!

- Какие слова и выражения употребили мальчики при прощании?

- Какое из них употребляются чаще всего?

- Запиши его в тетрадь. Подберите синоним к слову « свидание» ( Встреча.)  Как же еще можно сказать, прощаясь? ( До встречи).

- Прощаясь, можно уточнить время будущей встречи.  Найдите такой оборот в тексте. ( До завтра.)

- Слово « До свидания!» употребляют в разговоре с любым собеседником, так же, как слово « Здравствуйте».  Слова « До встречи», а особенно « До завтра!» употребляют в разговоре с близкими знакомыми.

- А еще какое слово используют, прощаясь с приятелем? ( Пока.)

- Чтобы сделать человеку приятное, можно пожелать ему что-либо на прощанье.

- Что пожелал мальчикам учитель?

- А что еще можно пожелать на прощанье? ( Будьте здоровы! Не забывайте! Всего доброго!  Счастливо! Передавайте привет своим близким!)

 Выводы: Какие слова и выражения употребляют при прощании?  Что можно пожелать, прощаясь с хорошим знакомым?

6. Составление диалогов и разыгрывание их.

- Итак, ребята, мы  с вами помогли Петеньке вспомнить волшебные слова, которые употребляются при встрече и прощании.  Теперь мы отправляемся в гости.

- Когда идешь в гости, нужно покрасивее одеться. ( Петенька наряжается.)

- По дороге Петенька встретился со своим приятелем Петрушкой.  Какой разговор между ними мог произойти?  Давай составим диалог и разыграем эту сценку.

-  Здравствуйте, Петрушка! Как я рад тебя видеть!

- Привет, Петенька! Я тоже очень рад нашей встрече!

- Как идут ваши дела?

- Отлично! А ты как поживаешь?  Что ты такой нарядный?

- Хорошо. Я иду в гости.

- Ну до свидания! Будь здоров!

- Пока. Всего хорошего!

- А теперь Петенька подходит  дому.  Что он должен прежде всего сделать? ( Позвонить или постучать в дверь.) Его встречает хозяйка дома.

- Давайте составим диалог Петеньки с ней и разыграем его.

- Здравствуйте!

- Добрый день, Петенька! Я очень рад тебя видеть!  Проходи пожалуйста, в дом!

- Спасибо.

- Пришла пора прощаться. Петенька благодарит хозяев хороший прием и прощаться с ними.    Как?

- До свидания! Большое Вам спасибо!  Всего Вам самого хорошего!

7. Подведение итогов урока.

С какими же словами мы сегодня познакомились?  Почему их называют волшебными?

8. Домашнее задания:

- Составить рассказ о том, как вы ходили в гости. Употребить в нем слова приветствия и слова прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка

В статье рассказывается об интеллектаульно-речевом развитии младших школьников....

Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения

Описание методической системы учителя. В основе работы - идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса, поиска творческих приемов речевого развития учащихся начальной школы, создания на уроке благо...

Речевое развитие младших школьников на уроках математики

Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных класс...

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...

Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения.

В основе работы - идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса, поиска творческих приемов речевого развития учащихся начальной школы, создания на уроке благоприятной психологической атмосферы. Раб...