Речевое развитие младших школьников на уроках математики
статья на тему
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям самостоятельно приобретать знания. Умение строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения невозможно без развития грамотной математической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_mladshih_shkolnikov_na_urokah_matematiki.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие младших школьников на уроках математики
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Следовательно, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям самостоятельно приобретать знания[1]. Умение строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения невозможно без развития грамотной математической речи.
В 2012-2013 учебном году начальные классы нашей школы вступили в эксперимент «Математическое развитие младших школьников». В ходе работы я решила остановиться на теме «Речевое развитие младших школьников на уроках математики». Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что в современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определенного количества знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке информации. Одно из решающих условий этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека общества. Поскольку средством обучения и источником необходимой информации, прежде всего, является речь, то основной перечень общеучебных умений непосредственно соотноситься с формированием у учащихся навыков речи.
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют хороший словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Наибольшие трудности у детей вызывают задания, требующие непосредственного участия речи при их выполнении. Наблюдаются трудности программирования речевого высказывания и недостаточность его грамматического оформления. Всё это снижает познавательную активность, тормозит процесс приобретения математических знаний.
Логическая, чёткая, документальная, образная речь учащихся является одной из главных задач обучения. Чем активнее обучаемые совершенствуют свою речь, пополняют свой словарный запас, тем выше их уровень познавательных возможностей и культуры.
Учебный процесс подразумевает развитие речи на всех уроках, в том числе и на уроках математики. Но математический язык кардинально отличается от естественного языка. При изучении математики особую важность играет умение логически мыслить и правильно рассуждать. Таким образом, речевая деятельность учителя должна носить информационно познавательный, коммуникативный, стимулирующий характер, постоянно и целенаправленно способствовать речевому развитию младшего школьника.
Специально к уроку можно не подбирать дополнительные упражнения, а использовать содержание учебника.
Задания изменяю таким образом, чтобы цель задания была сохранена, но его вид или формулировка направлены на максимальное участие речи детей при выполнении данного задания.
Все подобранные и предлагаемые задания дифференцирую по следующим темам:
- Работа с числовыми выражениями.
- Работа с условием задачи.
- Работа с геометрическим материалом.
Работа с числовыми выражениями.
Работу с числовыми выражениями, веду по двум направлениям:
Первое направление:
Чтение числовых выражений разными способами. При этом использую разные формы работы:
- чтение числовых выражений учащимися выбранным ими способом
- чтение числовых выражений учащимися способом, который предлагает учитель.
- чтение числовых выражений учащимися способом, который предлагает одноклассник.
- чтение числовых выражений учащимися всеми перечисленными способами.
Второе направление:
Соотнесение словесной записи числовых выражений и знаковой.
Предлагаемые задания имеют разную степень сложности:
- Одной знаковой записи будет соответствовать 1 словесная запись.
- Одной знаковой записи будут соответствовать 2-3 словесные записи.
- Знаковой записи не будет соответствовать словесная запись.
- Исправление ошибок в словесной записи числовых выражений.
- Самостоятельная запись словесной формулировки числовых выражений.
Работе с числовыми выражениями уделяю особое внимание, т.к. чтение числовых выражений разными способами способствует более интенсивному развитию звуковой стороны речи и обогащению словарного запаса учащихся; формированию правильного произношения и употребления математических терминов (их понимание и умение объяснить значение этих терминов); формированию умения составлять связное высказывание, а также усвоению правильного написания математических терминов при работе по соотнесению словесной записи числовых выражений и знаковой.
Вот некоторые примеры основных видов заданий, которые были использованы в процессе обучения.
1. Прочитайте выражения разными способами, используя образец на доске с ключевыми словами.
19 – 13;
Минус;
Из…вычесть…;
Найти…чисел 19 и 13;
13 … из 19.
2. Соотнесение словесной записи числовых выражений и знаковой и нахождение их значения.
Учащиеся должны найти значение только тех числовых выражений, которые будут указаны учителем и которые соответствуют знаковым записям. Обращаю внимание учащихся на то, что не все записи будут использованы.
После изучения компонентов сложения и вычитания ввожу ещё два способа чтения: с названиями компонентов.
3.Прочитайте числовые выражения, используя ключевые слова.
- разность чисел … и …
- уменьшаемое … вычитаемое …
- сумма чисел … и …
- первое слагаемое…второе слагаемое…
Учащиеся выбирают сами способ чтения.
4. Вычислите сумму и разность.
8 и 6
Выполнение задания требует знаний о сумме и разности чисел. Для дополнения данного задания предлагаю прочитать полученные числовые выражения разными способами (в данном задании не более 2 способов).
После изучения темы: «Решение задач на нахождение числа меньше и больше данного на несколько единиц» в работу с числовыми выражениями добавляю ещё один способ чтения числовых выражений. А именно:
5+4 - число пять увеличить на четыре,
6-2- число шесть уменьшить на два
5. Прочитайте числовые выражения разными способами, используя образец с ключевыми словами.
6. Прочитайте словесные формулировки числовых выражений. Запишите их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения.
К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два.
Работа по этому заданию начинается с чтения предложений. Потом дети записывают их с помощью цифр и знаков действий и решают. Так как эти выражения содержат два действия, то может у учащихся возникнуть трудности в их знаковой записи. Поэтому необходимо подробно разобрать на примере одного выражения.
К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два.
Сначала словесная формулировка читается полностью. Потом данное предложение разделяется на части:
К четырём прибавить два,
а затем из суммы вычесть два.
Затем последовательно переводим в знаковую запись каждую из частей.
7. Найди ошибки, допущенные в словесных формулировках.
9. Верно ли, что …
Прочитайте данные предложения (высказывания). Запишите (высказывания) с помощью цифр и знаков действий. После того как составлены выражения, выполняется задание по определению правильности записанных выражений.
Работа с условием задачи.
На уроках использую следующие формы работы с условием задачи, такие как:
- Составление вопроса или вопросов к условию задачи.
- Составление текста задачи по рисунку.
- Восстановление задачи из так называемого «деформированного» текста
Полагаю, что такие формы работы с условием задачи нужно использовать как можно чаще. Такие упражнения могут быть полезны для развития связной речи. Рассмотрим несколько примеров работы с условием задачи.
Составление дополнительных вопросов к условию задачи.
Данное задание предполагает разбор и выбор решения задачи в зависимости от поставленного вопроса.
Если условие задачи позволяет поставить несколько вопросов, то обязательно проводится сравнение способов решения задачи. Так как вопросы могут быть составлены, не в том порядке, в каком решается задача, то необходимо отметить последовательность действий.
Работа с геометрическим материалом.
В 1 классе геометрический материал достаточно разнообразен, а последующие годы обучения представлен достаточно широко. Все задания направлены на обогащение словарного запаса ученика. Работа с геометрическими фигурами вначале проводится на уровне ознакомления и узнавания и постепенно усложняется.
- рассмотреть орнамент; выяснить, из каких геометрических фигур он состоит; попросить учащихся сосчитать, сколько одинаковых фигур находится в орнаменте. После этого предлагается раскрасить орнамент.
- написать названия предложенных фигур.
- сопоставить чертёж и название. Необходимо вспомнить, почему фигуры так называются (или назвать отличительные признаки данных фигур). После этого можно записать названия фигур в тетрадь письменными (печатными) буквами.
- нахождение общего.
- чтение геометрических чертежей (введение буквенной символики помогает не только различать фигуры и их элементы, но и является одним из средств формирования устной речи)
Скороговорки и считалки
Скороговорки и считалки являются эффективным средством формирования и развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки и считалки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей, изучению математических терминов.
Эффективно работают считалки при знакомстве с числами первого десятка. После разучивания скороговорки предлагаю вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу, назвать соседей числа.
Интересна работа со считалками на занятиях по математике при подготовке детей к школе. Считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения, ведущего или распределения ролей в игре.
Предлагаю использовать считалки с целью закрепления умения вести счет в прямом направлении и называть числа в обратном порядке, временных представлений и т.д.
Счет с помехой
Детям очень нравится эта игра. Ведущий называет числа от 1 до 20, а дети записывают их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д.
Для формирования и развития математических понятий, математической речи учащимся необходимо предлагать упражнения на самостоятельное составление подобных заданий.
Все перечисленные примеры упражнений и игр способствуют формированию и развитию математических понятий, развитию речи, повышению эффективности коррекционно-развивающего воздействия на младшего школьника в процессе обучения математике. Развитие речи будет происходить эффективно при определённой последовательной педагогической работе, в основе которой лежит логика усвоения речевого материала, его неоднократное восприятие, многократное воспроизведение, самостоятельное использование усвоенного материала в речевых ситуациях на всех уроках.
Проблема развития математической речи очень актуально на данном этапе с переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Стандарт второго поколения в математической подготовке младших школьников не предполагает революции. Он поддерживает традиции начального обучения математике, но расставляет иные акценты и определяет иные приоритеты. Определяющим в целеполагании, отборе и структурировании содержания, условиях его реализации является значимость начального курса математики для продолжения образования вообще и математического в частности, а также возможность использования знаний и умений при решении любых практических и познавательных задач.
Очень важно, чтобы современные формы и методы обучения математике способствовали формированию умения следовать инструкции, правилу, алгоритму; учили рассуждать, правильно использовать математическую терминологию, строить высказывание, проверять его истинность, формулировать вывод [2].
Список литературы:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования[1], [2].
- Преснова О.В., Браудо Т.Е.Использование современных технологий в профессиональной подготовке специалистов высшей школы. Проблемы подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии в России и Болгарии на рубеже веков Софийский университет Московский городской педагогический университет им.Святого Климента Охридского София- Москва, 2001. С.193-210.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – T.I. – М., 1989.
- Рыбаковский Л.Л. Миграционный потенциал русского населения в странах нового зарубежья. М.: СОЦИС. - 1997. - № 11.
- Специальная педагогика /Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
- Шаталова Е.В., Тарасова А.П. Развитие математической речи младших школьников в процессе изучения математики Междунар. науч.-прак. интернет-конференция (Фроловские чтения).- Белгород, 2006. - Режим доступа: http://www.bsu.edu.ru/Nauka/Frolov-Reading/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка
В статье рассказывается об интеллектаульно-речевом развитии младших школьников....
Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения
Описание методической системы учителя. В основе работы - идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса, поиска творческих приемов речевого развития учащихся начальной школы, создания на уроке благо...
речевое развитие младших школьников. Разработки уроков
В данном материале дана разработка урока речевого арзвития урока для 1 класса, что является важнейшим направоением процесса обучения русскому языку....
Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения.
В основе работы - идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса, поиска творческих приемов речевого развития учащихся начальной школы, создания на уроке благоприятной психологической атмосферы. Раб...