Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения
статья по теме
Описание методической системы учителя. В основе работы - идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса, поиска творческих приемов речевого развития учащихся начальной школы, создания на уроке благоприятной психологической атмосферы. Работа строится на принципах научности, наглядности, учета возрастных и психологических особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая система
Речевое развитие младших школьников
на уроках литературного чтения.
В основе работы - идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса, поиска творческих приемов речевого развития учащихся начальной школы, создания на уроке благоприятной психологической атмосферы. Работа строится на принципах научности, наглядности, учета возрастных и психологических особенностей детей (опора на их ведущие каналы восприятия информации), педагогики сотрудничества.
Теоретическое обоснование: концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева по психологии речи.
Целью данной работы явилось создание условий для успешного речевого развития учащихся начальной школы на уроках литературного чтения путём решения следующих задач:
- определение наиболее эффективных путей речевого развития детей на уроках литературного чтения;
- разработка системы развивающих упражнений для расширения словарного запаса учащихся с учетом их типов восприятия, а также для формирования способности перевода информации из одной системы восприятия, обработки и хранения информации в другую;
- устранение пробелов в развитии грамматического строя речи;
- обогащение словарного запаса, развитие интереса к слову, к речи;
Актуальность. Научные исследования и опыт педагогов показывают, что неумение выразить свою мысль, бедный словарный запас, негибкость в использовании синонимов и антонимов могут существенно затормозить развитие школьников.
В настоящее время актуальность развития речевых способностей не вызывает сомнений и приобретает особое значение. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребёнка возникают трудности, особенно в овладении русским языком связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразы, не умеют грамматически правильно оформить предложение, у них бедный словарный запас. Следовательно, надо начинать уделять внимание развитию речи как можно раньше.
Технологии: коммуникативно-деятельностного подхода, приемы развивающего обучения, информационные технологии в образовании.
Методы обучения: Интерактивные, наглядные, практические, самостоятельной работы, творческой работы. Для реализации цели мной разработана система упражнений игрового характера, направленных на развитие различных каналов восприятия информации и способности перевода информации из одной системы обработки информации в другую, а также система вопросов и заданий для диагностики ведущего типа восприятия и уровня речевого развития. С целью координации работы всех систем восприятия после изучения каждой темы учащимися самостоятельно выполняются различные проекты с использованием новых слов (рисунки, аппликации, сочинения и др.).
Особенности содержания. Речевые нарушения и ограниченность словарного запаса - одна из причин низкой успеваемости учащихся. Речь человека тесно связана с его вниманием и памятью, образным мышлением, восприятием. В зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств различают зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие информации. Как правило, младший школьник опирается на одну из трех, ведущую систему восприятия, что и порождает многие трудности при освоении школьной программы. Если у ребенка развиты зрительная, слуховая и кинестетическая системы восприятия и возможен перевод из одной системы в другую, то такой ребенок обладает высокой способностью к обучению.
Важно, чтобы работа над словом велась в нескольких направлениях:
- Орфоэпия (правила литературного произношения).
Слово должно прозвучать! Можно произнести его с ребёнком хором, проговорить по слогам (особенно те слова, в произношении которых ученик может допустить ошибки). Многократное повторение обеспечивает хорошее усвоение произносимых норм.
- Лексико-семантическая сторона речи (словарный состав языка (стиль произведений), смысл языковой единицы).
Работу над лексическим значением слова лучше начать с самостоятельного объяснения ребёнком смысла, с опорой на предложения, догадки, ассоциации. Для понимания значения слова важную роль играет контекст. На него также необходимо обращать внимание. Далее надо осуществить подбор синонимов, антонимов, отметить однозначность, многозначность слова. И как завершающий этап в этом направлении – обращение к толковому словарю.
Очень важно заставить слово работать: составить с ним словосочетания и предложения; объяснить разницу между парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (например: «экономный» - «экономичный»)
- Этимология (происхождение того или иного слова или выражения).
Это направление помогает объяснить и запомнить слово и его написание. Особенность его в том, что здесь формируется интерес к слову, языку, к его истории.
- Творческое направление.
Ознакомление со словом должно продолжиться творческими заданиями: художественными, выборочными или подробными пересказами, сочинениями с обязательным включением изучаемых слов (например: сочинение на тему «Слово о словах»).
В своей работе я использую игры и задания, позволяющие устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребёнка, развить интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения. Параллельно с развитием речи у ребёнка тренируется память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать.
- Работа над произношением.
Чрезвычайно важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчётливое выговаривание звуков. У младших школьников нередко встречаются дефекты речи, обычно плохое выговаривание отдельных звуков речи – р/л, с/ш и некоторых других. Поэтому методика развития речи тесно связана с логопедией – практикой исправления недочётов произношения.
- Дыхательная гимнастика
Для развития навыка чтения я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок. Эта работа вносит в урок оживление, делает его более интересным и эмоциональным. Речевая гимнастика, которая проводится в начале урока, включает в себя 2-3 упражнения на тренировку дыхания, голоса, дикции. Правильно дышать – это значит:
- незаметно для окружающих делать вдох (плечи при этом неподвижны);
- вовремя запасаться воздухом;
- постепенно плавно выдыхать, расходуя воздух равномерно.
Например: Упражнение 1. Сели прямо, спинки выпрямили, головку подняли, улыбнулись. Правую руку положили на верхнюю часть живота, почувствовали нижнюю часть рёбер. Вдохнули. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Плавно, неспеша выдохнули. Повторяем 3-4 раза.
Упражнение 2. Задуй 1, 3, 5, много свечей на торте.
- Артикуляция.
Артикуляция – в переводе с латинского «членораздельно выговаривать». Работа органов речи, направленная на производство звуков.
- Упражнения со слогами.
Например.
- Работа с таблицей составления слогов: - Составь слог в клетке пересечения согласной и гласной букв.
- Чтение по таблице – треугольнику, где смотрят на букву в центре треугольника и читают слоги: мы, мо, мы, му, ми.
- «Чистоговорки»
Ра-ра-ра- начинается игра.
Ры-ры-ры – у нас в руках шары.
Ру-ру-ру – ….
- Досочиняйте стихи сами.
В моей копилке много таких упражнений для работы со слогами.
4) Упражнения со словами.
Например. Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел - мель, мыл – мил, мал – мял, мышка – мошка, мишка - миска и многие другие.
II. Обогащение и активизация словарного запаса.
Мною составлены и систематизированы задания, на обогащение словарного запаса школьников, т.к. богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Это упражнения на объяснение образных сравнений, подбор антонимов, синонимов, образования степени сравнения и т.д. при выполнении этих упражнений применяю приемы развивающего обучения.
III. Средства речевой выразительности.
Систематизирована и постоянно пополняется копилка четверостиший, песенок, загадок, скороговорок, которые сначала анализируем, а затем готовим для выразительного чтения. Средства речевой выразительности – интонация, логическое ударение, различные паузы.
Развивать речь младшего школьника мы должны на каждом уроке, и, особенно, на уроках литературного чтения. Все представленные в методической системе методы и приёмы речевого развития помогают ученику не только при работе со словом и при работе с текстом, но и способствует улучшению техники чтения. Для анализа эффективности данной работы проводилась диагностика чёткости выговаривания звуков, использования средств речевой выразительности, оценка выполнения требований к технике чтения. Результаты подтвердили целесообразность и эффективность применения данной системы.
Класс | Чёткость выговаривания звуков | Использование средств речевой выразительности | Выполнение норм техники чтения |
1 | 60% | 10% | - |
2 | 80% | 40% | 40% |
3 | 100% | 80% | 60% |
4 | 100% | 100% | 80% |
Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....
Развитие речевых умений у младшего школьника на уроках литературного чтения
Настоящее исследование посвящено проблеме формирования речевых умений у младших школьников на основе анализа художественного текста на уроках литературного чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/14/picture-405119-1542213931.jpg)
Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения
Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/14/picture-1336724-1636880326.jpg)
Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения.
В основе работы - идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса, поиска творческих приемов речевого развития учащихся начальной школы, создания на уроке благоприятной психологической атмосферы. Раб...
Конспекты уроков с применением интерактивных технологий развития креативности младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие творчества и креативности личности ребенка, по утверждению Н.Г. Герасимовой, интенсивно происходит в младшем школьном возрасте, так как на данном возрастном этапе закладываются основы творчес...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/06/picture-1317397-1615047723.jpg)
Духовно- нравственное развитие младшего школьника на уроках литературного чтения посредством выполнения учебных заданий
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию учеников начальных классов на уроках литературного чтения почредством разработанной и апробирванной системы заданий к литературным текс...