Наблюдение за однокоренными словами.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Цель:


- познакомить с однокоренными словами;

Задачи:

 

-научить определять корень слова;

-повторить ранее изученные орфограммы.

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

-развивать логическое мышление.


-воспитывать интерес к изучаемому предмету.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку

во 2 классе по программе «Школа 2100»
учитель начальных классов МОУ «СОШ № 15» г. Йошкар - Олы
Ельмеевой Елены Васильевны


Тема: Наблюдение за однокоренными словами.

Определение корня слова.

Цель:


- познакомить с однокоренными словами;

Задачи:

-научить определять корень слова;

-повторить ранее изученные орфограммы.

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

-развивать логическое мышление.

-воспитывать интерес к изучаемому предмету.


Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке -

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

-Открыли тетради.  Записываем число, классная работа.

Посмотрите, а у нас сегодня в гости пришёл сказочный персонаж.

- Кто он? (Незнайка)

- Из какого он произведения? (Приключения Незнайки и его друзей.)

- А кто автор этого произведения? (Н. Носов)

2. Актуализация знаний.

Посмотрите на Незнайку, он задумался. В руках у него картинки, но он не может понять, что общего у всех этих картинок. (хлеб, хомяк, холод, хороший - все начинаются с буквы "Ха")

- Дайте характеристику. (Буква «ха» - согласная, имеет звук [х ] –твердый и мягкий, глухой.)

- Давайте вспомним, как правильно писать букву «х».

- Запишите эту букву.(х, хх, ххх)

- Какой алгоритм мы использовали?

- Обведите букву "ха",  которая получилась лучше всего.

- Запишите слова, разделите их на слоги, поставьте ударение (хлеб, хо-мяк, хо-лод, хо-ро-ший)

- Найдите лишнее слово (хороший)  Почему?(прилагательное)

- Что вы знаете о прилагательном?

- Слова: хлеб, хомяк, холод к какой части речи они относятся?

- Что вы знаете о имени существительном?

- А с какой частью речи мы с вами познакомились ещё ? (глагол)

- Что вы знаете о глаголе ?


3. Повторение пройденного материала.

Задание

Давайте поможем Незнайке выполнить задание (на листочках): распределить слова в 3 столбика. (3 ученика у доски)

1 столбик - слова, обозначающие предмет;

2 столбик - слова, обозначающие признак предмета;

3 столбик – слова, обозначающие действие.

слова на листочках: обед, веселый, заморозить, веселье, веселиться, мороз, обеденный, морозный, обедать.

(Ученики сравнивают запись в тетради с записью на доске)

- Поставьте в словах ударение.(1 ряд- 1 столбик слов, 2 ряд- 2 столбик, 3 ряд- 3 столбик)

- Что вы заметили в написании этих слов? ( среди них есть однокоренные или родственные).

-Что такое однокоренные слова?

-  Допишите в каждый столбик ещё по одному однокоренному слову.

- Выделите корень.
4. Физкультминутка.

Незнайка так устал, давайте отдохнём и сделаем физкультминутку.

5. Объяснение нового материала.

Учитель: Давайте поможем Незнайке, вспомним, из каких частей состоят растения? (корень, стебель, плод, цветок)

Правильно! Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель, лес- из деревьев, речь – из предложений, а предложения – из слов. Слова имеют корень.

Я вам расскажу одну историю.

Много-много лет назад появилось на свете слово ход. Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?»

А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево»

Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть.

Вот какое дерево выросло
.

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. Какая?

-Что мы называем корнем?

Корень- это общая часть родственных слов.

Задание.

- «Посадить» корень слова «сад», вырастить деревце и получить как можно больше листьев (однокоренных слов.)


6. Постановка целей через проблемную ситуацию.

Проблема.

Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тетка – гусеница.

Задание. 

- Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?

-Дети,  Незнайка выписал слова:
гусь, гусыня, гусята, гусеница. А я думаю, что гусеница – это не родственное слово. А Незнайка говорит: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница - родственное слово»

А вы согласны с Незнайкой? Почему не согласны? ( Слово «гусеница имеет другое смысловое значение)

- Какие слова можно называть однокоренными?

Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем. 

- Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей

7. Самостоятельная работа 

учебник с.74, упражнение 120

8. Итог урока.

Итак. Продолжи предложения.

Я узнал...........

Я смогу...........

9. Домашнее задание.

Выпишите из произведения Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей"- три группы однокоренных слов.

13.Рефлексия.

Вы считаете, что урок прошёл для вас

плодотворно, с пользой. Вы научились и

можете помочь другим.

Вы считаете, что научились выделять корень

в словах, можете подобрать однокоренные слова,
но иногда вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что было трудно на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами;  -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные орфограммы. Развивающие: -развивать...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.Раздел: Преподавание в начальной школе.В данной статье представлен урок русского языка во 2...

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Целью данного урока является развитие у учащихся умений выделять корень слова, находить однокоренные слова и определять их лексическое значение....

Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов.

Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи урока: уточнить представление о признаках родственных  слов, формиро...