№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Содержание | Предметные результаты | УУД | Используемые технологии, методы |
Слово (6 часов) |
1 | 01.09 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником. Что мы знаем о слове? | Вводный | Знакомство учащихся с новым учебником; повторение и закрепление полученных ранее знаний о тексте и предложении как единице речи. | Знание того, что предложение является единицей речи, выражающей законченную мысль. Умение выделять в устной речи и оформлять на письме предложение. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Уметь совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. |
|
2 | 02.09 | Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова. Состав слова.) | Комбинированный | Повторение знаний о слове и его значении. Формирование умений работать с толковым словарем. Знакомство с понятиями: многозначные и однозначные слова. Развитие интереса к изучению русского языка. | Повторение знаний о слове и его значении. Формирование умений работать с толковым словарем. Знакомство с понятиями: многозначные и однозначные слова. Развитие интереса к изучению русского языка. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. |
|
3 | 03.09 | Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова. Состав слова.) | Комбинированный | Повторение знаний о слове и его значении. Формирование умений работать с толковым словарем. Знакомство с понятиями: многозначные и однозначные слова. Развитие интереса к изучению русского языка. | Повторение знаний о слове и его значении. Формирование умений работать с толковым словарем. Знакомство с понятиями: многозначные и однозначные слова. Развитие интереса к изучению русского языка. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. |
|
4 | 04.09 | Как устроен наш язык? | Урок применения знаний и умений | Закрепление знаний о многозначности и однозначности слов. Знакомство с переносным и прямым значением слова. Обогащение словарного запаса учащихся, обучение правильному использованию слов в речи. | Знание того, что слово может иметь несколько значений, употребляться в прямом и переносном значениях. Умение наблюдать за лексическим значением слова. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
|
|
5 | 08.09 | «Опасные» места в словах русского языка. Обобщение. | Урок обобщения и систематизации знаний | Совершенствование умений ставить ударение в словах, находить безударную гласную в корне. | Умение ставить ударение в словах, находить безударную гласную в корне; писать под диктовку слова с непроверяемыми гласными в корне, изученные ранее. | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Принимать роль в учебном сотрудничестве. |
|
6 | 09.09 | «Опасные» места в словах русского языка. Обобщение. | Урок обобщения и систематизации знаний | Совершенствование умений ставить ударение в словах, находить безударную гласную в корне. | Умение ставить ударение в словах, находить безударную гласную в корне; писать под диктовку слова с непроверяемыми гласными в корне, изученные ранее. | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Принимать роль в учебном сотрудничестве. |
|
Предложение (7 часов) |
7 | 10.09 | Чем отличается предложение от группы слов. Признаки предложения. | Комбинированный | Обобщение знаний о предложении. Формирование умения составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их. Развитие умения точно употреблять слова в речи. | Умение составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их; отличать предложение от группы слов; составлять предложения из группы слов. | Уметь выполнять универсальные логические действия: анализ, обобщение, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. |
|
8 | 11.09 | Схематическое изображение слова, предложения. Составление предложений по схемам. | Комбинированный | Совершенствование умения составлять схемы предложений, соотносить схемы с предложениями. Формирование умения правильно оформлять предложение в письменной речи. Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса. | Знание отличительных признаков предложений. Умение составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их; отличать предложение от группы слов; составлять предложения из группы слов. | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Принимать роль в учебном сотрудничестве.
|
|
9 | 15.09 | Признаки предложения. Оформление предложений на письме. | Урок применения знаний и умений | Обобщение знаний о предложении, правилах оформления предложений на письме. Совершенствование умения делить текст на предложения. Формирование умения выбирать подходящие к предложению схемы из предложенных учителем вариантов. | Умение составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их; отличать предложение от группы слов; составлять предложения из группы слов; выделять предложения из текста, воспринятого на слух. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий. |
|
10 | 16.09 | Списывание предложений и оформление их на письме.
| Комбинированный | Совершенствование умений отличать слова, словосочетания, предложения. Знакомство учащихся с предложениями, состоящими из одного или нескольких слов. Совершенствование умений правильно списывать текст (не разделенный на предложения), писать начало предложения с большой буквы, ставить знаки препинания в конце предложения. | Знание отличий предложений от группы слов и словосочетаний. Умение правильно списывать текст (не разделенный на предложения), писать начало предложения с большой буквы, ставить знаки препинания в конце предложения; проверять выполненную работу по эталону-образцу. | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Принимать роль в учебном сотрудничестве. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий. |
|
11 | 17.09 | Стартовый диктант по теме «Повторение за 1 класс». | Урок контроля знаний | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. Повторение знаний о том, что такое «опасное» место в слове. Развитие орфографической зоркости. | Умение правильно записывать текст, писать начало предложения с большой буквы, ставить знаки препинания в конце предложения. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Уметь совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Оценивать собственную успешность выполнения заданий. |
|
12 | 18.09 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | Урок проверки и коррекции знаний | Совершенствование умения объяснять правильное написание в случае ошибки. Развитие умения и навыков правильной расстановки знаков препинания в конце предложений. | Умение находить, классифицировать и исправлять свои ошибки, объясняя выбор правильного написания. | Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). |
|
13 | 22.09 | Знаки препинания в конце предложений. Чтение предложений с различной интонацией. Что мы знаем о предложении? (Обобщение.) | Комбинированный | Развитие умения и навыков правильной расстановки знаков препинания в конце предложений. Формирование умения читать предложения с различной интонацией. | Умение использовать в речи термины «повествовательное», «вопросительное», «побудительное» предложения; чувствовать, понимать и самостоятельно выбирать интонацию произношения. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий. |
|
Текст (9 часов) |
14 | 23.09 | Признаки текста. | Урок ознакомления с новым материалом | Обобщение знаний учащихся о тексте. Формирование умений составлять текст по сложной сюжетной картинке. Совершенствование умений определять основную мысль текста, делить текст на части, составлять краткий план текста. | Знание отличительных признаков предложения, словосочетания, текста. Умение отличать текст от группы предложений; составлять текст по сюжетной картинке. | Уметь совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. |
|
15 | 24.09 | Роль заглавия в тексте.
| Урок ознакомления с новым материалом | Обобщение знаний учащихся о смысле заголовка текста. Совершенствование умений подбирать заглавие к тексту, делить текст на смысловые части, составлять план текста; умений предполагать содержание текста по его заглавию, иллюстрациям к тексту. | Умение предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; подбирать заглавие к тексту, делить текст на смысловые части, составлять план текста, отвечать на вопросы по ходу чтения и на вопросы после чтения. | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Принимать роль в учебном сотрудничестве. |
|
16 | 25.09 | Связь заглавия с главной мыслью текста. Основные признаки текста. Словарный диктант. | Комбинированный
| Совершенствование умений подбирать заглавие к тексту, делить текст на смысловые части, составлять план текста. | Умение предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; озаглавливать текст. | Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. |
|
17 | 29.09 | Восстановление деформированного текста. | Урок развития речи | Знакомство учащихся с рассказом. Развитие умений анализировать, обобщать, систематизировать информацию. Формирование умения восстанавливать последовательность событий, описанных в тексте. | Умение устанавливать последовательность предложений в тексте, письменно оформлять текст. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи. |
|
18 | 30.09 | Озаглавливание текстов. | Урок применения знаний и умений | Развитие умений анализировать, обобщать, систематизировать информацию. Формирование умения восстанавливать последовательность событий, описанных в тексте.
| Умение классифицировать ошибки, вносить коррективы, редактировать текст. | Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. |
|
19 | 01.10 | Конструирование текстов, предложений. | Комбинированный | Развитие связной монологической речи. Совершенствование умений подбирать заглавие к тексту, делить текст на смысловые части, составлять план текста, редактировать текст.
| Умение определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста. Умение осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение. | Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. |
|
20 | 02.10 | Признаки текста, его отличие от набора предложений. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщение знаний учащихся о тексте. Формирование умений составлять текст по сложной сюжетной картинке. Совершенствование умений определять основную мысль текста, делить текст на части, составлять план текста.
| Знание структуры текстов, отличие текста от группы предложений. Умение подбирать заглавие в соответствии с главной мыслью текста. | Уметь совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). |
|
21 | 13.10 | Обучающее изложение текста по вопросам. | Урок развития речи. | Формирование умения устанавливать связь между предложениями в тексте, передавать содержание текста по вопросам. Совершенствование умения применять изученные нормы письменной речи. Развитие умения составлять план текста. | Умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте; письменно отвечать на вопросы по тексту, передавая его содержание. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию. |
|
22 | 14.10 | Работа над ошибками. Закрепление и повторение изученного материала. | Урок закрепления | Развитие умения ставить вопросы к словам. Развитие умения «распространять» простые предложения с помощью слов-признаков.
| Умение редактировать текст, классифицировать и исправлять ошибки.
| Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. |
|
Слова, которые отвечают на вопросы что? или кто? (4 часа) |
|
|
|
|
|
|
23 | 15.10 | Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
| Урок ознакомления с новым материалом | Формирование умения соотносить вопросы кто? и что? и слово – название предмета. Совершенствование умения ставить вопросы к словам. Развитие умения группировать слова по признаку «одушевленные-неодушевленные».
| Знание того, что слова, которые отвечают на вопрос кто?, обозначают одушевленные предметы, а отвечающие на вопрос что? – неодушевленные. Умение ставить вопросы к словам-предметам.
| Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). |
|
24 | 16.10 | Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы. | Урок ознакомления с новым материалом | Развитие связной монологической речи. Развитие умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что?
| Знание того, как различают названия одушевленных и неодушевленных предметов. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи. |
|
25 | 20.10 | Объединение слов в тематические группы. Конструирование сочетаний слов и предложений. | Комбинированный | Обогащение активного словаря учащихся. Развитие умений находить орфограммы в словах, объяснять их написание. | Умение создавать тематические группы слов, определять их название; писать изученные слова с непроверяемыми безударными гласными в слове, конструировать словосочетания и предложения.
| Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов. |
|
26 | 21.10 | Развитие умения ставить вопросы Кто? Что? | Комбинированный | Формирование умения распознавать слова, обозначающие предметы, ставить к ним вопросы. Развитие орфографической зоркости, умения видеть «опасные» места в словах. | Знание того, что такое диалог, почему одинаковые слова пишутся с большой и маленькой буквы. Умение оформлять диалог на письме; распознавать слова, обозначающие предметы, ставить к ним вопросы. | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
|
|
Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (7 часов) |
27 | 22.10 | Наблюдение над словами-признаками. Вопросы к словам-признакам.
| Урок ознакомления с новым материалом | Знакомство учащихся со смысловым значением слов, отвечающих на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, и их ролью в речи. Формирование умения подбирать синонимы и омонимы к словам - признакам. | Знание того, что такое «части речи», на какие вопросы отвечают слова-признаки. Умение ставить вопросы к словам - признакам. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий. |
|
28 | 23.10 | Как связаны между собой слова - названия и слова- признаки.
| Урок ознакомления с новым материалом | Обогащение словарного запаса учащихся. Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки. Развитие умения «распространять» простые предложения с помощью слов-признаков. | Знание способа обозначения главного и зависимого слов в словосочетаниях. Умение подбирать к словам-предметам слова-признаки. | Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. |
|
29 | 27.10 | Связь слов-предметов и слов-признаков. | Урок ознакомления с новым материалом | Формирование умений составлять словосочетания из заданных слов. Обогащение словарного запаса учащихся.
| Умение графически показывать связь слов; подбирать слова-признаки к словам-предметам. | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
|
|
30 | 28.10 | Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие?
| Комбинированный | Развитие умения «распространять» простые предложения с помощью слов-признаков. Совершенствование умения находить в предложении сочетания слов-предметов и слов-признаков. Формирование умения выделять из предложения словосочетания с одним и тем же главным словом. | Умение находить в предложении сочетания слов-предметов и слов-признаков; подбирать слова-предметы к словам-признакам; «раскрашивать» текст словами-признаками. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). |
|
31 | 29.10 | Обобщение по теме «Слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что?, Какой? Какая? Какое? Какие?».
| Урок обобщения и систематизации знаний | Развитие умения ставить вопросы к словам, «распространять» простые предложения с помощью слов-признаков. Совершенствование умения находить в предложении сочетания слов-предметов и слов-признаков. Формирование умения выделять из предложения словосочетания с одним и тем же главным словом. Закрепление навыков правильного оформления предложений на письме.
| Умение подбирать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, какой? какая? какое? какие?; задавать вопросы к словам в словосочетании.
| Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий. |
|
32 | 30.10 | Диктант по теме «Слова, отвечающие на вопросы: кто?, что?, какой?, какая?, какое?» | Урок контроля знаний. | Совершенствование умения объяснять выбор написания слов с изученными орфограммами. Развитие умения ставить вопросы к словам. Проверка усвоения материала по теме. | Умение находить орфограммы; применять правила правописания на практике, задавать вопросы к словам в словосочетании.
| Определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществ-ления. |
|
33 | 03.11 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | Урок проверки и коррекции знаний. | Закрепление навыков правильного оформления предложений на письме. | Умение находить, анализировать и исправлять ошибки; подбирать примеры для изученных орфографических правил.
| Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. |
|
Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? (5 часов) |
34 | 05.11 | Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Вопросы к словам, обозначающим действие предмета.
| Урок ознакомления с новым материалом | Развитие умения группировать слова в зависимости от того, какой частью речи они являются. Формирование умения ставить вопросы к глаголам, употребляемым в единственном и множественном числе. Развитие умения подбирать синонимы и омонимы к словам, обозначающим действия. | Знание того, что такое части речи. Умение ставить вопросы к словам-действиям; группировать слова в зависимости от того, какой частью речи они являются; применять на практике изученные орфографические правила; подбирать к словам-предметам слова-действия. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. |
|
35 | 06.11 | Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Вопросы к словам, обозначающим действие предмета.
| Урок ознакомления с новым материалом | Развитие умения группировать слова в зависимости от того, какой частью речи они являются. Формирование умения ставить вопросы к глаголам, употребляемым в единственном и множественном числе. Развитие умения подбирать синонимы и омонимы к словам, обозначающим действия. | Знание того, что такое части речи. Умение ставить вопросы к словам-действиям; группировать слова в зависимости от того, какой частью речи они являются; применять на практике изученные орфографические правила; подбирать к словам-предметам слова-действия. | Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. |
|
36 | 10.11 | Вопросы к словам, обозначающим действие предмета. | Урок ознакомления с новым материалом | Совершенствование умения объяснять выбор написания слов с изученными орфограммами. Формирование умения ставить вопросы к глаголам. | Умение находить орфограммы в указанных учителем словах; применять правила правописания на практике. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий. |
|
37 | 11.11 | Слова, отвечающие на вопросы Что делает? Что сделал? | Комбинированный | Формирование умения выделять из предложения словосочетания с одним и тем же главным словом. Формирование умения ставить вопросы к глаголам.
| Умение задавать вопросы к словам, находить в тексте слова-действия, группировать слова в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают. | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы их выполнения. |
|
38 | 12.11 | Грамматическая основа предложения. Словарный диктант. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Закрепление знаний о предложении. Практическое знакомство с распространенными и нераспространенными предложениями. Формирование умений находить в предложении грамматическую основу, умения отличать основу предложения от словосочетаний. Развитие умения устанавливать связь между словами в предложении. | Умение находить слова, отвечающие на вопросы что сделал?, что делал?, что делает?; подбирать слова-действия к словам-предметам; находить грамматическую основу.
| Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Предлагать разные способы выполнения заданий. |
|
Связь слов в предложении (7 часов) |
39 | 13.11 | Как связаны слова в предложении. Вопросы от слова к слову в предложении.
| Урок ознакомления с новым материалом | Обобщение знаний о предложении, связи слов в предложении. Развитие умения выделять в предложении грамматическую основу, словосочетания. Развитие умения устанавливать связь между словами в предложении. | Умение устанавливать связь между словами в предложениях; ставить вопросы к словам; группировать слова в зависимости от того, какой частью речи они являются; выделять из предложений пары слов с помощью вопросов. | Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. |
|
40 | 24.11 | Обучающее изложение текста по вопросам. | Урок развития речи. | Формирование умения устанавливать связь между предложениями в тексте, передавать содержание текста по вопросам. Совершенствование умения применять изученные нормы письменной речи. Развитие умения составлять план текста. | Умение устанавливать связь предложений в тексте, употреблять синонимы; письменно отвечать на вопросы по тексту, передавая его содержание. | Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию; свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей. |
|
41 | 25.11 | Работа над ошибками. Действующее лицо или предмет в предложении. | Комбинированный | Развитие умения составлять предложения из слов, выделять грамматическую основу, устанавливать связь слов в словосочетаниях. Совершенствование навыка написания слов с непроверяемой безударной гласной в корне. | Умение редактировать текст, классифицировать и исправлять ошибки; правильно писать под диктовку изученные словарные слова. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи.
|
|
42 | 26.11 | Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.
| Урок обобщения и систематизации знаний. | Совершенствование умения соотносить схему предложения с самим предложением. Развитие умения устанавливать связь слов в предложении. Развитие умений составлять предложения по вопросам, изменяя слова так, как это требует смысл предложения.
| Умение составлять предложения с опорой на вопросы, показывать графически связь слов в предложении; составлять предложения по схемам; находить грамматическую основу предложения. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. |
|
43 | 27.11 | Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.
| Урок обобщения и систематизации знаний. | Совершенствование умения соотносить схему предложения с самим предложением. Развитие умения устанавливать связь слов в предложении. Развитие умений составлять предложения по вопросам, изменяя слова так, как это требует смысл предложения.
| Умение составлять предложения с опорой на вопросы, показывать графически связь слов в предложении; составлять предложения по схемам; находить грамматическую основу предложения. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. |
|
44 | 01.12 | Проверочная работа по теме «Слова, отвечающие на вопросы: Что сделал? Что делал? Что делает?». | Урок контроля знаний. | Проверка умений устанавливать связь слов в предложении, находить грамматическую основу предложения, правильно оформлять предложения на письме, распространять простые предложения.
| Умение составлять предложения по схемам и записывать их, подбирать глаголы к существительному, ставить вопросы от слова к слову. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. |
|
45 | 02.12 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | Урок проверки и коррекции знаний. | Отработка умений устанавливать связь слов в предложении, находить грамматическую основу предложения, правильно оформлять предложения на письме, распространять простые предложения.
| Умение находить, анализировать и исправлять ошибки, объясняя свой выбор алгоритма действий. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Оценивать собственную успешность выполнения заданий. |
|
Слова, к которым нельзя задать вопрос (8 часов) |
46 | 03.12 | Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи. | Урок ознакомления с новым материалом | Формирование представлений учащихся о роли междометий в речи. Совершенствование умения правильно употреблять междометия, отличать их от предлогов. Совершенствование умений ставить вопросы к словам. | Знать, что есть слова, которые выражают чувства, но не называют их; роль междометий в речи. Умение употреблять междометия в зависимости от эмоциональной окраски высказывания. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. |
|
47 | 04.12 | Сравнение слов- названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые выражают чувства. | Урок ознакомления с новым материалом | Формирование умений различать слова в разговорной речи в зависимости от того, какой частью речи они являются. Обогащение словарного запаса учащихся.
| Умение выделять группы слов, к которым нельзя поставить вопрос; употреблять в речи понятие «предлог». | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи. |
|
48 | 08.12 | Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами. | Комбинированный | Уточнение представлений учащихся о роли предлогов в речи. Развитие умения правильно употреблять предлоги, раздельно писать их с другими словами в предложении.
| Знание правила написания предлогов с другими словами. Умение подбирать подходящие по смыслу предлоги. | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий. |
|
49 | 09.12 | Составление рассказа по серии картинок и по вопросам (обучающее сочинение). | Урок развития речи. | Формирование умения устанавливать связь между предложениями в тексте, передавать содержание текста по вопросам. Совершенствование умения применять изученные нормы письменной речи. Развитие умения составлять план текста. | Умение передавать содержание картины, выделять части текста красной строкой, письменно отвечать на вопросы по тексту, передавая его содержание. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
|
|
50 | 10.12 | Работа над ошибками. Упражнение в написании предлогов с другими словами. | Комбинированный | Развитие умения объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка. Развитие умения подбирать примеры для изученных орфографических правил. | Умение находить, анализировать и исправлять ошибки. Уметь подбирать подходящие по смыслу предлоги. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий. |
|
51 | 11.12 | Роль предлогов в предложении.
| Урок применения знаний и умений. | Развитие умения писать предлоги раздельно с другими словами. Уточнение представления о роли предлогов в речи. Развитие умения выделять предлоги в устной и письменной речи. Развитие грамотной, связной монологической речи. Развитие умения подбирать примеры для изученных орфографических правил. | Знание роли предлогов в предложении; того, что: если изменить предлог, то и окончание у слов изменится, при одних и тех же предлогах у существительных разных родов разные окончания; правила написания предлогов с другими словами. Умение подбирать подходящие по смыслу предлоги. | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий. |
|
52 | 15.12 | Диктант по теме «Слова, к которым нельзя задать вопрос». | Урок контроля знаний. | Развитие умения писать предлоги раздельно с другими словами. Проверка умений устанавливать связь слов в предложении, находить грамматическую основу предложения, правильно оформлять предложения на письме, распространять простые предложения | Знание правила о предлогах и их правописании. Умение употреблять слова с нужными предлогами, находить орфограммы в словах; применять правила правописания на практике. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. |
|
53 | 16.12 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | Комбинированный | Развитие умения объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка. Развитие умения подбирать примеры для изученных орфографических правил. | Умение находить, анализировать и исправлять ошибки; подбирать примеры для изученных орфографических правил. | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Принимать роль в учебном сотрудничестве. |
|
Части слова. Корень (4 часа) |
54 | 17.12 | Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. | Урок ознакомления с новым материалом | Актуализация знаний учащихся о признаках однокоренных слов; развитие умения сравнивать слова. Совершенствование умения подбирать однокоренные слова, убирать «лишнее» слово из группы однокоренных слов.
| Умение определять корень, подбирать однокоренные слова; графически точно показывать корень в однокоренных словах. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий. |
|
55 | 18.12 | Группа однокоренных слов. Определение и развитие корня в группе однокоренных слов. | Комбинированный | Развитие умения сравнивать, анализировать состав слова. Формирование умения подбирать однокоренные слова. Совершенствование умения выделять корень слова.
| Умение подбирать однокоренные слова; определять корень в словах, производить разбор слова по составу. | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Оценивать собственную успешность выполнения заданий. |
|
56 | 22.12 | Упражнения в распознавании однокоренных слов. | Комбинированный | Совершенствование умения подбирать однокоренные слова, убирать «лишнее» слово из группы однокоренных слов. | Знание двух признаков однокоренных слов. Умение распознавать однокоренные слова. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). |
|
57 | 23.12 | Контрольное списывание. | Урок контроля знаний. | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. Развитие орфографической зоркости. | Умение без ошибок списывать текст, находить «опасные места» в слове, находить корень в слове, подбирать однокоренные слова.
| Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). |
|
Части слова. Суффикс (4 часа) |
58 | 24.12 | Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса. Словарный диктант. | Урок ознакомления с новым материалом | Развитие умения выделять суффикс в словах, графически верно его обозначать. Развитие умения соотносить слово и схему слова. Развитие умения подбирать слова, в которых встречается один и тот же суффикс.
| Знание определения суффикса, его графического обозначения, значения суффиксов -чик-, -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-. Умение находить суффикс в группе однокоренных слов. | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий. |
|
59 | 25.12 | Нахождение суффикса в слове. | Комбинированный | Уточнение представлений учащихся о значении суффикса в словообразовании. Развитие умения выделять суффикс в словах, графически верно его обозначать. | Знание определения суффикса, его графического обозначения; значения суффиксов -чик-, -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-. Умение находить суффикс в группе однокоренных слов.
| Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
|
60 | 29.12 | Нахождение суффикса в слове. | Комбинированный | Развитие умения соотносить слово и схему слова; подбирать слова, в которых встречается один и тот же суффикс. | Знание определения суффикса, его графического обозначения. Умение находить суффикс в группе однокоренных слов. | Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. |
|
61 | 06.01 | Разбор слов по составу. | Комбинированный | Развитие умения подбирать примеры для изученных орфографических правил; подбирать однокоренные слова, находить корень слова. | Знание алгоритма разбора слов по составу. Умение находить и исправлять ошибки; правильно, каллиграфически списывать текст. | Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. |
|
Части слова. Приставка (7 часов) |
62 | 08.01 | Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки.
| Урок ознакомления с новым материалом | Уточнение представлений учащихся о значении приставки в словообразовании. Развитие умения выделять приставку в словах, графически верно её обозначать; соотносить слово и схему слова. | Знание отличий приставок от предлогов; значения приставок в словообразовании; правила написания приставок. Умение находить значимые части слова; анализировать состав слова; отличать приставки от предлогов. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий. |
|
63 | 12.01 | Роль приставок в словообразовании. | Урок ознакомления с новым материалом | Развитие умения соотносить слово и схему слова; подбирать слова, в которых встречается одна и та же приставка; выделять приставку в словах, графически верно её обозначать. | Знание отличий приставок от предлогов; значения приставок в словообразовании. Умение анализировать состав слова; отличать приставки от предлогов. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). |
|
64 | 13.01 | Образование слова с помощью приставок. | Комбинированный | Развитие умения соотносить слово и схему слова; подбирать слова, в которых встречается одна и та же приставка. | Умение находить предлоги и приставки в словах, определять правильность написаний слов с предлогами и приставками в языковом материале учебника. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). |
|
65 | 14.01 | Развитие умения различать приставки и предлоги. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Развитие умения подбирать слова, в которых встречается одна и та же приставка; графически верно выделять приставку в словах. | Знание отличий приставок от предлогов; значения приставок в словообразовании. Умение анализировать состав слова; отличать приставки от предлогов. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи. |
|
66 | 15.01 | Разбор слов по составу. | Комбинированный | Развитие умения подбирать примеры для изученных орфографических правил; подбирать однокоренные слова с разными приставками. | Знание алгоритма разбора слов по составу. Умение анализировать состав слова. | Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. |
|
67 | 19.01 | Диктант по теме «Части слова». | Урок контроля знаний. | Развитие умения применять на практике полученные знания. Развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова. | Умение находить значимые части слова; анализировать состав слова; отличать приставки от предлогов; находить, анализировать и исправлять ошибки; подбирать примеры для изученных орфографических правил. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Оценивать правильность выполненного задания на основе различных образцов и критериев. |
|
68 | 20.01 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | Урок проверки и коррекции знаний. | Развитие умения объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка. Развитие умения подбирать примеры для изученных орфографических правил. Совершенствование умения разбирать слова по составу. | Умение находить значимые части слова; анализировать состав слова; отличать приставки от предлогов. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
|
|
Алфавит. Написание большой буквы в словах (10 часов) |
69 | 21.01 | Закрепление знания порядка букв русского алфавита. | Урок ознакомления с новым материалом | Обобщение знаний учащихся об алфавите и его роли в жизни людей. Развитие умения пользоваться алфавитом. Развитие орфографической зоркости, умения применять полученные знания на практике. | Знание названий, порядка букв русского алфавита. Умение соблюдать изученные нормы орфографии; записывать слова в алфавитном порядке.
| Оценивать собственную успешность выполнения заданий. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий. |
|
70 | 22.01 | Нарицательные существительные. Имена собственные. Заглавная буква.
| Урок применения знаний и умений. | Формирование умения отличать имена собственные от нарицательных существительных. Отработка написания имен собственных с большой буквы. Обобщение знаний учащихся об алфавите и его роли в жизни людей. | Умение писать большую букву в именах собственных; записывать слова в алфавитном порядке, находить орфограммы в указанных учителем словах; применять правила правописания на практике. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи. |
|
71 | 26.01 | Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Словарный диктант. | Урок применения знаний и умений. | Формирование умения отличать имена собственные от нарицательных существительных. Отработка написания имен собственных с большой буквы. | Умение находить орфограммы в указанных учителем словах; применять правила правописания на практике. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы. |
|
72 | 27.01 | Заглавная буква в географических названиях. Запись этих слов в алфавитном порядке. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Формирование умения отличать имена собственные от нарицательных существительных. Отработка написания имен собственных с большой буквы. | Умение находить орфограммы в указанных учителем словах; применять правила правописания на практике. | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий. |
|
73 | 28.01 | Почему одно и то же слово может быть написано и с большой, и с маленькой буквы. | Урок ознакомления с новым материалом | Формирование умения отличать имена собственные от нарицательных существительных. Отработка написания имен собственных с большой буквы. | Умение писать большую букву в именах собственных; записывать слова в алфавитном порядке | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). |
|
74 | 29.01 | Развитие речи. Сочинение по рисунку. | Урок развития речи. | Развитие связной монологической речи. Совершенствование умения составлять и записывать текст по рисунку. Развитие орфографической зоркости, умения применять полученные знания на практике. | Умение составлять и записывать текст по рисунку; применять полученные знания на практике; правильно оформлять текст, предложения на письме, соблюдать абзацы при оформлении самостоятельно составленного текста. | Уметь выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. |
|
75 | 02.02 | Работа над ошибками. Упражнения в правописании имен собственных. | Урок проверки и коррекции знаний. | Развитие связной монологической речи. Совершенствование умения составлять и записывать текст по рисунку. Развитие орфографической зоркости, умения применять полученные знания на практике. | Умение редактировать, правильно оформлять собственный текст и предложения на письме, соблюдать абзацы при оформлении самостоятельно составленного текста. | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий. |
|
76 | 03.02 | Упражнение в правописании имен собственных. | Урок применения знаний и умений. | Формирование умения отличать имена собственные от нарицательных существительных. Отработка написания имен собственных с большой буквы. | Умение писать большую букву в именах собственных; записывать слова в алфавитном порядке. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). |
|
77 | 04.02 | Диктант по теме «Алфавит. Написание имён собственных и нарицательных». | Урок контроля знаний. | Развитие умения применять на практике полученные знания. Развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова. | Умение правильно применять правила правописания имён собственных и нарицательных. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Оценивать правильность выполненного задания на основе различных образцов и критериев. |
|
78 | 05.02 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | Урок проверки и коррекции знаний. | Развитие умения объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка. Развитие умения подбирать примеры для изученных орфографических правил. | Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение опасных мест по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки). | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
|
|
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу (7 часов) |
79 | 09.02 | Что такое орфограмма. Орфографическое правило. | Урок ознакомления с новым материалом | Уточнение представлений учащихся о понятиях: орфограмма, орфографическое правило. Развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова. | Умение соблюдать изученные нормы орфографии; выделять орфограммы в словах, подбирать проверочные слова, объяснять выбор написания слов. | Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Оценивать собственную успешность выполнения заданий. |
|
80 | 10.02 | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ. Графическое обозначение орфограмм. | Урок применения знаний и умений. | Уточнение представлений учащихся о звуках ж, ш, ц как твердых. Развитие умения правильно писать слова с сочетаниями ЖИ, ШИ.
| Умение соблюдать изученные нормы орфографии; выделять «опасные места» в словах, изученные орфограммы.
| Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий. |
|
81 | 11.02 | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ЧА-ЩА. Развитие орфографических умений. | Комбинированный | Уточнение представлений учащихся о звуках [ч] и [щ] как мягких. Развитие умения правильно писать слова с сочетаниями ча-ща. Совершенствование умения выполнять фонетический разбор слова. | Умение видеть и писать слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ, выполнять фонетический разбор слов, разбор слова по составу. | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Предлагать разные способы выполнения заданий. |
|
82 | 12.02 | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ЧА-ЩА. Развитие орфографических умений. | Комбинированный | Уточнение представлений учащихся о звуках [ч] и [щ] как мягких. Совершенствование умения выполнять фонетический разбор слова. | Умение видеть и писать слова с сочетаниями ЧА-ЩА. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
|
83 | 24.02 | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ЧУ-ЩУ. Развитие орфографических умений. Словарный диктант. | Комбинированный | Уточнение представлений учащихся о звуках [ч] и [щ] как мягких. Развитие умения правильно писать слова с сочетаниями чу-щу. Совершенствование умения выполнять фонетический разбор слова. | Умение видеть и писать слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ, находить орфограммы в указанных учителем словах; применять правила правописания на практике. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий. |
|
84 | 25.02 | Упражнение в написании слов с буквами И, У, А после шипящих. | Урок применения знаний и умений. | Отработка навыка правильного написания слов с сочетаниями чу-щу, ча-ща, жи-ши. Совершенствование умения выполнять фонетический разбор слова. | Умение видеть и писать слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ, выполнять фонетический разбор слов, разбор слова по составу. | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Предлагать разные способы выполнения заданий. |
|
85 | 26.02 | Проверочный диктант по теме «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ». | Урок контроля знаний. | Совершенствование умения писать тест под диктовку с соблюдением изученных орфографических норм русского языка, слышать в речи и правильно писать предложения. Проверка усвоения учащимися изученного материала.
| Умение записывать под диктовку учителя текст (40 слов) с соблюдением всех изученных орфографических правил, находить грамматическую основу предложения, разбирать слово по составу, выполнять фонетический разбор слова. | Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. |
|
Правописание букв Ъ и Ь знаков (14 часов) |
86 | 01.03 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | Урок ознакомления с новым материалом | Развитие умения различать мягкие и твердые согласные звуки и правильно произносить их в словах, обозначать на письме мягкость и твердость согласных. Совершенствование умения выполнять фонетический разбор слов с мягкими согласными. Развитие орфографической зоркости. | Знание способа обозначения мягкости согласных на письме с помощью букв Е, Ё, И, Ю, Я, Ь. Умение различать произношение и написание слов с буквой Ь, находить орфограммы в указанных учителем словах; применять правила правописания на практике. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий. |
|
87 | 02.03 | Буква Ь на конце и в середине слова. Упражнение в переносе слов с Ь в середине. | Урок ознакомления с новым материалом | Систематизация знаний учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме. Совершенствование умений обозначать мягкость согласных на письме. Развитие умения делить для переноса слова с мягким знаком. | Умение обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком, делить для переноса слова с мягким знаком в середине, находить орфограммы в указанных учителем словах; применять правила правописания на практике. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
|
|
88 | 03.03 | Правописание Ь для обозначения мягкости согласных в середине и на конце слова. | Урок ознакомления с новым материалом | Совершенствование умений обозначать мягкость согласных на письме. Развитие умения делить для переноса слова с мягким знаком. | Умение объяснять написание Ь в словах; графически обозначать орфограмму в слове; проводить звуко-буквенный разбор слов с Ь. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. |
|
89 | 04.03 | Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН. | Урок ознакомления с новым материалом | Уточнение представлений учащихся о звуках [ч] и [щ] как мягких. Совершенствование навыка написания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН. Совершенствование умения приводить примеры слов на изучаемую орфограмму. | Умение писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН; графически обозначать орфограмму в слове; проводить звуко-буквенный разбор слов с этими сочетаниями. | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы их выполнения. |
|
90 | 09.03 | Звук Й и его обозначение на письме. | Урок ознакомления с новым материалом | Уточнение представлений учащихся о мягком звуке [й’]. Развитие умений делить для переноса слова с Й в середине слова. Развитие орфографической зоркости. | Знание способов обозначения мягкости согласных звуков на письме; делить слова для переноса, выполнять фонетический разбор слова. | Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
|
|
91 | 10.03 | Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь. | Урок ознакомления с новым материалом | Формирование представлений об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком. Развивать умение употреблять в словах мягкий разделительный знак. | Знание правила написания разделительного Ь. Умение писать слова с разделительным Ь; делить слова для переноса, выполнять фонетический разбор слова. | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий. |
|
92 | 11.03 | Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь. | Урок ознакомления с новым материалом | Формирование представлений об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком. Развивать умение употреблять в словах мягкий разделительный знак. | Знание правила написания разделительного Ь. Умение писать слова с разделительным Ь; делить слова для переноса, выполнять фонетический разбор слова. | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий. |
|
93 | 15.03 | Правописание слов с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме. | Комбинированный | Закрепление знаний учащихся о способах обозначения мягкости согласных на письме. Совершенствование умения писать слова с Ь и разделительным Ь, делить такие слова для переноса. | Умение писать слова с разделительным Ь; делить слова для переноса, выполнять фонетический разбор слова.
| Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
|
|
94 | 16.03 | Правописание слов с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме. | Комбинированный | Закрепление знаний учащихся о способах обозначения мягкости согласных на письме. Совершенствование умения писать слова с Ь и разделительным Ь, делить такие слова для переноса. | Умение писать слова с разделительным Ь; делить слова для переноса, выполнять фонетический разбор слова.
| Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
|
|
95 | 17.03 | Правописание слов с разделительным Ъ.
| Урок обобщения и систематизации знаний. | Формирование умения писать слова с разделительным Ъ, делить такие слова для переноса. Развитие навыка применения полученных знаний на практике. | Умение писать слова с разделительным Ъ; делить слова для переноса, выполнять фонетический разбор слова. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий. |
|
96 | 18.03 | Правописание слов с разделительным Ъ.
| Урок обобщения и систематизации знаний. | Формирование умения писать слова с разделительным Ъ, делить такие слова для переноса. Развитие навыка применения полученных знаний на практике. | Умение писать слова с разделительным Ъ; делить слова для переноса, выполнять фонетический разбор слова. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий. |
|
97 | 22.03 | Правописание слов с разделительным Ъ.
| Урок обобщения и систематизации знаний. | Формирование умения писать слова с разделительным Ъ, делить такие слова для переноса. Развитие навыка применения полученных знаний на практике. | Умение писать слова с разделительным Ъ; делить слова для переноса, выполнять фонетический разбор слова. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий. |
|
98 | 23.03 | Диктант по теме «Правописание букв Ь и Ъ». | Урок контроля знаний. | Проверка сформированности навыка правописания слов с изученными орфограммами. | Умение писать слова с разделительным Ь иЪ. | Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). |
|
99 | 24.03 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок проверки и коррекции знаний. | Развитие умения объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка. Развитие умения подбирать примеры для изученных орфографических правил. | Умение находить, анализировать и исправлять ошибки; подбирать примеры для изученных орфографических правил. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения. |
|
Безударные гласные в корне слова (11 часов) |
100 | 25.03 | Развитие умений делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение. | Урок ознакомления с новым материалом | Совершенствование умения делить слова на слоги, ставить ударение в словах. Развитие умения находить в словах корень, определять безударную гласную в корне. Формирование умения работать с орфографическим словарем. | Умение различать произношение и написание слов; определять ударную и безударную гласную в корне; подбирать однокоренные слова.
| Умение различать произношение и написание слов; определять ударную и безударную гласную в корне; подбирать однокоренные слова.
|
|
101 | 29.03 | Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными. Словарный диктант. | Урок ознакомления с новым материалом | Формирование у учащихся понимания того, что безударные гласные проверяются ударением. Совершенствование умения работать со словарями. Развитие орфографической зоркости, умения наблюдать за расхождением в написании и произношении слов с безударными гласными в корне. | Знание того, что в ударном и безударном слогах звуки обозначаются одной и той же буквой; что безударные гласные проверяются ударением. Умение находить способ проверки написания слов, распознавать ед. и мн. число. | Умение выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Оценивать собственную успешность выполнения заданий. |
|
102 | 30.03 | Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.
| Комбинированный | Развитие умения распознавать слова, которые нужно проверять, и проверочные слова. Формирование умения обосновывать написание гласной буквы в безударном слоге; умения делить сплошной текст на предложения. | Знание того, что безударные гласные проверяются ударением. Умение находить способ проверки написания слов; самостоятельно объяснять написание гласных, проверяемых ударением; комментировать свой ответ. | Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать способы их выполнения. |
|
103 | 31.03 | Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов. Графическое обозначение орфограммы. | Урок применения знаний и умений. | Развитие умения распознавать слова, которые нужно проверять, и проверочные слова. Формирование умения обосновывать написание гласной буквы в безударном слоге. Совершенствование умения графически обозначать орфограмму «Безударная гласная в корне слова».
| Знание графического обозначения орфограмм. Умение находить способ проверки написания слов; самостоятельно объяснять написание гласных, проверяемых ударением; комментировать свой ответ. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Оценивать собственную успешность выполнения заданий.
|
|
104 | 01.04 | Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова (обучение применению правила). | Урок обобщения и систематизации знаний. | Развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова. Развитие орфографической зоркости, умения наблюдать за расхождением в написании и произношении слов с безударными гласными в корне.
| Знание правила написания безударной гласной в корне слова. Умение действовать согласно правилу, самостоятельно объяснять написание гласных, проверяемых ударением; комментировать свой ответ. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы.
|
|
105 | 12.04 | Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова (обучение применению правила). | Урок обобщения и систематизации знаний. | Развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова. Развитие орфографической зоркости, умения наблюдать за расхождением в написании и произношении слов с безударными гласными в корне.
| Знание правила написания безударной гласной в корне слова. Умение действовать согласно правилу, самостоятельно объяснять написание гласных, проверяемых ударением; комментировать свой ответ. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы.
|
|
106 | 13.04 | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.
| Комбинированный | Развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова. Развитие умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.
| Умение правильно писать слова, которые нельзя проверить; работать со словарем, графически обозначать орфограмму «Безударная гласная в корне слова». | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения. |
|
107 | 14.04 | Контрольное списывание по теме «Безударные гласные в корне». | Урок контроля знаний. | Развитие орфографической зоркости, умения наблюдать за расхождением в написании и произношении слов с безударными гласными в корне.
| Знание правил написания безударной гласной в корне слова. Умение находить способ проверки написания слов; самостоятельно объяснять написание гласных, проверяемых ударением. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий. |
|
108 | 15.04 | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.
| Комбинированный | Развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова. Развитие умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.
| Умение правильно писать слова, которые нельзя проверить; работать со словарем, графически обозначать орфограмму «Безударная гласная в корне слова». | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения. |
|
109 | 19.04 | Диктант по теме «Безударные гласные в корне». | Урок контроля знаний. | Проверка умения детей слышать безударную гласную в слове, проверять ее. Совершенствование умения графически оформлять орфограмму. Развитие наблюдательности, орфографической зоркости. Обогащение словарного запаса учащихся.
| Умение правильно писать слова, которые нельзя проверить; графически обозначать орфограмму «Безударная гласная в корне слова», правильно оформлять предложения в письменной речи. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Оценивать собственную успешность выполнения заданий. |
|
110 | 20.04 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | Урок проверки и коррекции знаний. | Развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова. Развитие умения объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка. Развитие умения подбирать примеры для изученных орфографических правил.
| Умение подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова. | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Принимать роль в учебном сотрудничестве. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. |
|
Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова (12 часов) |
111 | 21.04 | Оглушение звонких согласных на конце слова. | Урок ознакомления с новым материалом | Повторение знаний о парных согласных. Наблюдение за оглушением звонких согласных на конце и в середине слова. | Умение назвать парные согласные, находить в слове звонкие согласные, произношение которых различается с написанием. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). |
|
112 | 22.04 | Знакомство с орфограммой «Звонкие и глухие согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограммы.
| Урок ознакомления с новым материалом | Формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные, производить звуковой анализ слова. Развитие умения анализировать звуковой состав слов. | Умение различать произношение и написание слов с парными согласными; использовать звуковой анализ слов для различения звонких и глухих согласных звуков в словах, для соотнесения звука и буквы, которая обозначает этот звук в слове. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий. |
|
113 | 26.04 | Правописание слов с изученной орфограммой. Словарный диктант. | Урок ознакомления с новым материалом | Развитие орфографической зоркости, умения наблюдать за расхождением в написании и произношении слов с парными согласными в середине и на конце слова. Развитие умения писать слова с парными согласными в середине и на конце слова. | Знание «опасных мест» при написании парных согласных на конце слова. Умение находить способ проверки написания слов с парными согласными на конце.
| Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
|
|
114 | 27.04 | Правописание слов с изученной орфограммой. | Урок ознакомления с новым материалом | Развитие орфографической зоркости, умения наблюдать за расхождением в написании и произношении слов с парными согласными в середине и на конце слова. Развитие умения писать слова с парными согласными в середине и на конце слова. | Знание «опасных мест» при написании парных согласных на конце слова. Умение находить способ проверки написания слов с парными согласными на конце.
| Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
|
|
115 | 28.04 | Свободный диктант. Упражнение в написании парной согласной на конце слова. | Урок развития речи. | Совершенствование умения применять полученные знания на практике. Развитие умения распознавать слова, которые нужно проверять, подбирать проверочное, сравнивать согласные буквы в проверочном и проверяемом слове.
| Умение писать слова с изученной орфограммой, самостоятельно находить согласные буквы на конце слов, которые нужно проверять; знать и уметь находить словарные слова. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи. |
|
116 | 29.04 | Упражнение в написании парной согласной на конце слова. | Урок применения знаний и умений. | Развитие умения распознавать слова, которые нужно проверять, подбирать проверочное слово, сравнивать согласные буквы в проверочном и проверяемом слове. Развитие умения писать слова с парными согласными в середине и на конце слова.
| Знание того, что произношение и обозначение на письме непарных согласных в конце слов не расходятся; перед гласными парные согласные пишутся так же, как произносятся. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). |
|
117 | 03.05 | Изложение на основе зрительного восприятия текста. | Урок развития речи. | Формирование умения устанавливать связь между предложениями в тексте, передавать содержание текста по вопросам. Совершенствование умения применять изученные нормы письменной речи. Развитие умения составлять план текста. | Умение письменно отвечать на вопросы по тексту, передавая его содержание. | Передавать содержание текста в сжатом виде. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез. Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
|
118 | 04.05 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | Урок проверки и коррекции знаний. | Развитие умения объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка. Развитие умения подбирать примеры для изученных орфографических правил.
| Умение находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи. |
|
119 | 05.05 | Обобщение по разделу «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова». | Урок обобщения и систематизации знаний. | Развитие умения распознавать слова, которые нужно проверять, подбирать проверочное, сравнивать согласные буквы в проверочном и проверяемом слове. Развитие умения писать слова с парными согласными в середине и на конце слова.
| Умение писать слова с изученной орфограммой, самостоятельно находить, согласные буквы на конце слов, которые нужно проверять; знать и уметь находить словарные слова. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). |
|
120 | 06.05 | Проверочная работа по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова». | Урок контроля знаний. | Совершенствование умения писать под диктовку учителя с соблюдением орфографических норм, знакомых учащимся. | Умение соблюдать изученные нормы орфографии; находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила. | Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. |
|
121 | 10.05 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | Урок проверки и коррекции знаний. | Совершенствование умения писать под диктовку учителя с соблюдением орфографических норм, знакомых учащимся. | Умение соблюдать изученные нормы орфографии; находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.
| Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
|
122 | 11.05 | Контрольный тест. | Урок контроля знаний. | Развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова; подбирать примеры для изученных орфографических правил. Совершенствование умения применять изученные нормы письменной речи. | Знание изученных орфограмм. Умение находить грамматическую основу предложения, разбирать слово по составу, выполнять фонетический разбор слова; писать слова с изученными орфограммами. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). |
|
Повторение (10 часов) |
123 | 12.05 | Повторение по теме «Текст». | Урок повторения | Обобщение знаний учащихся о тексте. Формирование умений составлять текст по сложной сюжетной картинке. Совершенствование умений определять основную мысль текста, делить текст на части, составлять краткий план текста. | Знание отличительных признаков предложения, словосочетания, текста. Умение отличать текст от группы предложений; составлять текст по сюжетной картинке. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Оценивать собственную успешность выполнения заданий.
|
|
124 | 13.05 | Повторение по теме «Предложение». | Урок повторения | Обобщение знаний о предложении, связи слов в предложении. Развитие умения выделять в предложении грамматическую основу, словосочетания. Развитие умения устанавливать связь между словами в предложении. | Умение устанавливать связь между словами в предложениях; уметь ставить вопросы к словам; группировать слова в зависимости от того, какой частью речи они являются; выделять из предложений пары слов с помощью вопросов. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Участвовать в обсуждении учебных заданий. |
|
125 | 17.05 | Повторение по теме «Состав слова. Однокоренные слова». Словарный диктант. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Совершенствовать умения определять состав слова, подбирать однокоренные слова, соотносить слово со схемой. | Умение определять состав слова, подбирать однокоренные слова, соотносить слово со схемой. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы. |
|
126 | 18.05 | Повторение и классификация изученных орфограмм. | Урок повторения | Развитие умения объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка; подбирать примеры для изученных орфографических правил. | Умение писать слова с изученной орфограммой, самостоятельно находить на конце слов согласные буквы, которые нужно проверять; знать и уметь находить словарные слова. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. |
|
127 | 19.05 | Административный итоговый диктант. | Урок контроля знаний. | Проверка усвоения учащимися изученного материала. | Умение писать под диктовку текст из 50-55 слов с соблюдением всех орфографических норм, изученных за 2 года обучения. | Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. |
|
128 | 20.05 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Заключительный урок. | Комбинированный | Развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова; объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка; подбирать примеры для изученных орфографических правил. | Умение находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
|
|
129 | 24.05 | Повторение и классификация изученных орфограмм. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова. | Умение писать слова с изученной орфограммой, самостоятельно находить на конце слов согласные буквы, которые нужно проверять; знать и уметь находить словарные слова. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы. |
|
130 | 25.05 | Резервные уроки. | Комбинированный |
|
|
|
|
131 | 26.05 | Резервные уроки. | Комбинированный |
|
|
|
|
132 | 27.05 | Резервные уроки. | Комбинированный |
|
|
|
|
133 |
|
|
|
|
|
|
|
134 |
|
|
|
|
|
|
|
135 |
|
|
|
|
|
|
|
136 |
|
|
|
|
|
|
|