Урок русского языка в 1 классе "Что такое профессии?"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
«Что такое профессии?» Работа с информацией учебника на уроке русского языка. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения в первом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 26.25 КБ |
презентация к уроку "Что такое профессии?" | 601.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Класс 1 М
Учитель Носова Ю.Н.
Тема «Что такое профессии?» Работа с информацией учебника на уроке русского языка. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения в первом классе.
Цель: помочь первокласснику в овладении первичными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- Первоначальное представление о различных видах текстовой информации;
- Осознанное использование приобретенных читательских умений для поиска информации, её выделения и фиксирования;
- Умение систематизировать, сопоставлять и обобщать информацию из нескольких источников.
- Метапредметные:
- Создавать свои собственные небольшие сообщения по теме: «Моя будущая профессия»
- Использовать информацию текстов упражнений учебника для установления несложных причинно – следственных связей и зависимостей.
- Предметные:
- Выбирать, объяснять и доказывать определение в простых учебных и практических ситуациях;
- Образовывать и находить однокоренные слова типа «сущ.-сущ.», «сущ. – гл.», «гл. – сущ.»;
- Получить первоначальный опыт организации собственной учебной деятельности;
- Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- Осознанное чтение текстов учебника с целью приобретения читательского опыта, освоение и использование информации;
- Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные);
- Находить информацию, факты, заданные в тексте в явном и неявном виде;
- Интерпретировать и обобщать полученную информацию, формулировать простые выводы;
- Уметь понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на его жанр.
Формы организации деятельности учащихся:
- Общеклассная;
- Фронтальная;
- Работа в парах;
- Работа в группах;
- Индивидуальная.
Средства обучения:
- Учебник;
- Набор карточек «Играем в профессии»;
- Интерактивная доска;
- Карточки самооценки.
Этап урока, планируемые результаты. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
Планируемые результаты: -создание положительного настроя на урок, -установление доверительных отношений между учителем и учащимися; - опыт самостоятельного решения учебно-познавательной задачи: нахождение в прочитанном и услышанном тексте информации для ответа на поставленный вопрос. | -Все мы ходим в школу для того, чтобы потом, когда вырастем, выбрать самую интересную профессию. -Я хочу познакомить вас с одним мальчиком и прошу вас определить его возраст. -Давайте прочитаем, как об этом говорит он сам. Его рассказ вы найдете в учебнике на с. 60. | Воспринимают и принимают учебно-познавательную задачу, сформулированную учителем в форме проблемного вопроса Чтение – слушание Ставят себе вопрос Заранее подготовленный ученик из числа хорошо читающих детей читает текст рассказа наизусть, все первоклассники читают вместе с ним про себя, следя по тексту. |
Планируемые результаты: - воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи; - соотносить печатный и письменный шрифт, записывать письменными буквами текст, записанный печатными буквами; - списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом; - распознавать ошибкоопасные места в слове; - объяснять принцип деления слов на слоги; - проверять написанное путём сличения с образцом | -Как вы решили, сколько лет мальчику? Расскажите об этом друг другу и объясните своё мнение. -А теперь покажите, сколько лет герою рассказа. (я показываю 5) -Я думаю, что около пяти, потому что по наблюдениям взрослых, дети до 5 лет часто меняют свои мечты о будущих профессиях. Объяснить малышу, что такое профессия и как её правильно выбрать, – цель и темы этого урока. Учитель предлагает хором прочитать тему урока, которая записана на интерактивной доске печатными буквами. Затем проводится предварительный правописный и звуко-буквенный анализ каждого слова темы. По ходу коллективного анализа каждое слово предлагается ребята списывают , переводя печатные буквы в рукописные. По итогам списывания предлагается это же предложение, записанное письменными буквами для самостоятельной проверки. | Обсуждают вопрос в парах Показывают на пальцах Читают текст, ищут подсказку: «Взрослые говорят, нужно подумать, что я больше всего люблю делать» Коллективный анализ и запись каждого слова данного предложения после его анализа. - Сколько слов в этом предложении? Раз, два, три – на пальцах покажи! - Какое слово пишем с заглавной буквы и почему? Прочитаем его так, как оно написано, а теперь так, как мы его говорим и слышим. Что заметили? - Сколько слогов во втором предложении? Объясните друг другу, как мы определяем число слогов в записанном предложении (по числу букв гласных звуков). - Сколько ошибкоопасных букв видите вы в третьем слове? Какие? В чём их сложность? (работа в парах) - Какой знак стоит в конце этого предложения? На что он указывает? (Вопросительный знак показывает, что это предложение о чём-то спрашивает, содержит вопрос) |
3.Слово и его лексическое значение. Работа со словарём. Планируемые результаты: - выяснить, что знают первоклассники о профессиях и, в частности, о профессиях своих родителей; - уточнить способы получения информации; -ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. -выяснить, как образуются однокоренные слова – названия некоторых профессий; -уметь организовать учебное действие списывание с готового текста с последующей самопроверкой; -уметь выбирать нужную информацию и объяснять свой выбор, работая в парах. | 1) - Как и где можно найти ответ на вопрос, который мы записали темой нашего урока? - Вот у нас с вами и получился план дальнейшей работы по теме. 2) Учитель предлагает начать работу с обсуждения, т.е. обменяться своими ответами с соседом по парте. Заслушиваются две-три точки зрения по желанию самих ребят. 3) - Знаете ли вы, кем работают ваши родители? Учитель и все дети говорят отвечающим спасибо за их работу, после чего приступают к работе с учебником - Что такое профессии? Теперь постараемся отыскать ответ на этот вопрос в нашем учебнике Под руководством учителя дети находят упражнение 2 на с. 60. - Как будете работать? -Сколько действий вам надо выполнить? Покажите. -Начинайте работу. 4) Давайте проверим, как вы справились с работой. -Маша выписала такие предложения. Оцените её работу: она выбрала нужные предложения? Кто другие? -Молодцы, похвалите себя или своего соседа. -От каких слов образовались названия профессий дворник, пожарный, космонавт? -Подчеркните эти слова в предложениях, которые вы записали. - Эти слова, как настоящие родственники, близки, похожи по смыслу и имеют общую часть. Наука о языке называет такие слова родственными. -Молодцы. | Свободные высказывания детей: - высказать свою точку зрения; - спросить у других; - отыскать ответ в учебнике; - проверить полученные ответы в словаре. Дети, работая в парах, отвечают друг другу, как они понимают слово «профессия». Две-три пары по желанию рассказывают всему классу, как шло их обсуждение, к какому выводу они пришли. Желающие ребята выходят к доске и называют профессии своих родителей. Первым в этой цепочке говорит сам учитель: «Моя мама – врач, она лечит взрослых.» Дети приступают к выполнению упражнения № 2 учебника, с. 60, работают в парах. Рассуждают, выбирают, записывают. Дети читают на слайде работу Маши, оценивают её правильность и доказывают, почему они так считают. Отвечают на вопросы, подчёркивают родственные слова в предложениях, которые они выписали. |
Планируемые результаты: - обеспечить двигательную активность и тем самым снять некоторое напряжение; - расширить и уточнить представления о профессиях | -Для любой профессии нужны свои трудовые инструменты. Давайте поиграем: у каждого из вас на столе лежит карточка с изображением профессии или инструмента, предмета, который для неё необходим. Ваша задача – составить пару инструмент или предмет и профессия. Начали. После того, как все пары будут составлены, учитель предлагает двум-трём парам рассказать о профессиях, изображённых на их карточках. -Молодцы. Садитесь на свои места. | Рассматривают карточки, ходят по классу, ищут себе пару. Две-три пары по желанию представляют результат своей работы классу: называют профессию; говорят, для кого и где трудятся люди этой профессии; какими инструментами или материалами они пользуются при этом, как и для чего. |
Планируемые результаты: - уточнить назначение разных орфографического и толкового словаря; - вспомнить признаки иноязычных слов; - осознать смысл понятия «иноязычный, т. е. из иного, другого языка; - выделять, осмысливать главные слова в предложенных адаптированных словарных статьях | - Возвращаясь к теме нашего урока, к вопросу «Что такое профессия?» давайте проверим, все ли намеченные способы поиска ответа мы использовали. - У нас в классе есть 3 словаря: * орфографический словарь, * толковый словарь, *словарь иноязычных слов русского языка. - Где, по-вашему, можно найти ответ на вопрос? Почему? -Читаем выписку из словаря на слайде, выделяем главные слова и записываем их в тетрадь: - Полезный, специальный, оплачиваемый труд. | Дети, пользуясь планом-памяткой «Где и как искать ответ на поставленный вопрос», устанавливают, что теперь надо проверить полученные ответы по словарям. Дети высказывают и доказывают своё мнение Хором ребята прочитывают две словарные статьи, выделяя существенные признаки любой профессии: - труд, нужный и полезный для общества; - деятельность, которой надо учиться; - работа, за которую получают зарплату. |
| -А теперь представим, что мы работники детского издательства. Детский поэт Владимир Лившиц принес для детского журнала свои новые стихи. - Познакомьтесь с этими стихами, прочитайте их на с. 61 в упражнении 3. - Вам надо нарисовать картинки к этим стихам. -Сколько картинок вы нарисуете? Почему? - Разделимся на группы по числу картинок в стихотворении и приступим к совместному обсуждению прочитанного. -Чем похожи будут картинки? -Чем будут отличаться? - Отыщите и обсудите учебную задачу, которая дана автором учебника, под текстом стихотворения. -Какой вывод сделали? - Давайте все вместе узнаем ещё один секрет русского языка. Он дан в учебнике на с. 61-62 . | Изображают жестами и движениями разные профессии Дети вполголоса читают стихи самостоятельно. Дети отвечают на поставленные вопросы, работая в шести малых группах по числу персонажей стихотворения -На всех будут дети. -Действиями детей. Читают учебник, обсуждают ситуацию, делают вывод. Есть слова похожие по написанию и звучанию, но разные, неблизкие по смыслу. -Названия некоторых профессий можно объяснить родственными словами, но не все похожие по произношению слова близки по смыслу. |
6. Физминутка | -А теперь отдохнем и поиграем в игру «Театр жеста». Я называю вам профессию, а вы её изображаете. Не забудьте, что играют в эту игру без звуков. Начали: дирижёр, дровосек, садовод, водитель, повар, … -Молодцы. | |
-осознанное использование приобретенных читательских умений для поиска информации, её выделения и фиксирования; -умение систематизировать, сопоставлять и обобщать информацию из нескольких источников. | - -Что нового узнали сегодня на уроке?
Ответить на этот вопрос вам поможет игра «Договори словечко» : - Профессия – это труд, нужный …..(людям, обществу) - Чтобы получить профессию, надо …. ( учиться); - Профессия – это труд, за который получают …. (зарплату, деньги) | Свободные высказывания детей На слайде дети по группам (сначала девочки, потом мальчики; сначала дети первого ряда, потом второго и третьего) читают начало предложений, данные на слайде, и договаривают их до конца. |
| -А теперь возьмите листок и оцените свою работу на уроке: 1. Я узнал много нового.(да) + (нет) - 2. Я понял, как образуются некоторые названия профессий. (да/нет) 3. Мне было интересно работать в упражнениях №№ 1, 2, 3 (нужное подчеркнуть). 4. Мне было трудно в упражнениях №№ 1, 2, 3 (нужное подчеркнуть). | Дети заполняют лист самооценки, благодарят учителя за урок, убирают своё рабочее место, готовясь к следующему уроку. Со звонком выходят на перемену |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как и где найти ответ на вопрос, что такое профессия? высказать свою точку зрения; спросить у других; отыскать ответ в учебнике; проверить полученные ответы в словаре.
Дворник – человек, который поддерживает чистоту и порядок во дворе. Пожарный – человек, который тушит пожар. Космонавт – человек, который летает в космос и там работает.
Родственные слова д ворник – двор п ожарный – пожар к осмонавт - космос
Родственные слова б лизки, похожи по смыслу и меют общую часть
Как и где найти ответ на вопрос, что такое профессия? высказать свою точку зрения; спросить у других; отыскать ответ в учебнике; проверить полученные ответы в словаре.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности, требующий специальной подготовки , который является источником существования. (из Академического толкового словаря иноязычных слов Л.П.Крысина) Профессия Труд, нужный и полезный для общества Деятельность, которой надо специально учиться Работа, за которую получают зарплату
Вывод: Есть слова похожие по написанию и звучанию, но разные, неблизкие по смыслу . Названия некоторых профессий можно объяснить родственными словами, но не все похожие по произношению слова близки по смыслу .
Игра « Д оговори словечко»: Профессия – это труд, нужный … Чтобы получить профессию, надо … Профессия – это труд, за который получают …
Оцени себя: Я узнал много нового.(да) + (нет) – 2. Я понял, как образуются некоторые названия профессий. (да) + (нет) - 3. Мне было интересно работать в упражнениях №№ 1, 2, 3 (нужное подчеркнуть). 4. Мне было трудно в упражнениях №№ 1, 2, 3 (нужное подчеркнуть).
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе(к УМК В.П,Канакиной, В.Г. Горецкого) Тема: "Что такое корень слова?Что такое однокоренные слова?".
Дан подробный конспект урока....
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс....
Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....
Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"
Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....
Конспект урока русского языка Тема: "Что такое местоимение?", 2 класс . УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию местоимений и овладению умением составлять слова с помощью мест...
Урок русского языка. Урок - путешествие. Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? (Закрепление)
Урок построен в виде игры, путешествие на воздушном шаре....