Урок русского языка в 1 классе "Что такое профессии?"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
«Что такое профессии?» Работа с информацией учебника на уроке русского языка. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения в первом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.25 КБ |
![]() | 601.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Класс 1 М
Учитель Носова Ю.Н.
Тема «Что такое профессии?» Работа с информацией учебника на уроке русского языка. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения в первом классе.
Цель: помочь первокласснику в овладении первичными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- Первоначальное представление о различных видах текстовой информации;
- Осознанное использование приобретенных читательских умений для поиска информации, её выделения и фиксирования;
- Умение систематизировать, сопоставлять и обобщать информацию из нескольких источников.
- Метапредметные:
- Создавать свои собственные небольшие сообщения по теме: «Моя будущая профессия»
- Использовать информацию текстов упражнений учебника для установления несложных причинно – следственных связей и зависимостей.
- Предметные:
- Выбирать, объяснять и доказывать определение в простых учебных и практических ситуациях;
- Образовывать и находить однокоренные слова типа «сущ.-сущ.», «сущ. – гл.», «гл. – сущ.»;
- Получить первоначальный опыт организации собственной учебной деятельности;
- Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- Осознанное чтение текстов учебника с целью приобретения читательского опыта, освоение и использование информации;
- Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные);
- Находить информацию, факты, заданные в тексте в явном и неявном виде;
- Интерпретировать и обобщать полученную информацию, формулировать простые выводы;
- Уметь понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на его жанр.
Формы организации деятельности учащихся:
- Общеклассная;
- Фронтальная;
- Работа в парах;
- Работа в группах;
- Индивидуальная.
Средства обучения:
- Учебник;
- Набор карточек «Играем в профессии»;
- Интерактивная доска;
- Карточки самооценки.
Этап урока, планируемые результаты. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
Планируемые результаты: -создание положительного настроя на урок, -установление доверительных отношений между учителем и учащимися; - опыт самостоятельного решения учебно-познавательной задачи: нахождение в прочитанном и услышанном тексте информации для ответа на поставленный вопрос. | -Все мы ходим в школу для того, чтобы потом, когда вырастем, выбрать самую интересную профессию. -Я хочу познакомить вас с одним мальчиком и прошу вас определить его возраст. -Давайте прочитаем, как об этом говорит он сам. Его рассказ вы найдете в учебнике на с. 60. | Воспринимают и принимают учебно-познавательную задачу, сформулированную учителем в форме проблемного вопроса Чтение – слушание Ставят себе вопрос Заранее подготовленный ученик из числа хорошо читающих детей читает текст рассказа наизусть, все первоклассники читают вместе с ним про себя, следя по тексту. |
Планируемые результаты: - воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи; - соотносить печатный и письменный шрифт, записывать письменными буквами текст, записанный печатными буквами; - списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом; - распознавать ошибкоопасные места в слове; - объяснять принцип деления слов на слоги; - проверять написанное путём сличения с образцом | -Как вы решили, сколько лет мальчику? Расскажите об этом друг другу и объясните своё мнение. -А теперь покажите, сколько лет герою рассказа. (я показываю 5) -Я думаю, что около пяти, потому что по наблюдениям взрослых, дети до 5 лет часто меняют свои мечты о будущих профессиях. Объяснить малышу, что такое профессия и как её правильно выбрать, – цель и темы этого урока. Учитель предлагает хором прочитать тему урока, которая записана на интерактивной доске печатными буквами. Затем проводится предварительный правописный и звуко-буквенный анализ каждого слова темы. По ходу коллективного анализа каждое слово предлагается ребята списывают , переводя печатные буквы в рукописные. По итогам списывания предлагается это же предложение, записанное письменными буквами для самостоятельной проверки. | Обсуждают вопрос в парах Показывают на пальцах Читают текст, ищут подсказку: «Взрослые говорят, нужно подумать, что я больше всего люблю делать» Коллективный анализ и запись каждого слова данного предложения после его анализа. - Сколько слов в этом предложении? Раз, два, три – на пальцах покажи! - Какое слово пишем с заглавной буквы и почему? Прочитаем его так, как оно написано, а теперь так, как мы его говорим и слышим. Что заметили? - Сколько слогов во втором предложении? Объясните друг другу, как мы определяем число слогов в записанном предложении (по числу букв гласных звуков). - Сколько ошибкоопасных букв видите вы в третьем слове? Какие? В чём их сложность? (работа в парах) - Какой знак стоит в конце этого предложения? На что он указывает? (Вопросительный знак показывает, что это предложение о чём-то спрашивает, содержит вопрос) |
3.Слово и его лексическое значение. Работа со словарём. Планируемые результаты: - выяснить, что знают первоклассники о профессиях и, в частности, о профессиях своих родителей; - уточнить способы получения информации; -ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. -выяснить, как образуются однокоренные слова – названия некоторых профессий; -уметь организовать учебное действие списывание с готового текста с последующей самопроверкой; -уметь выбирать нужную информацию и объяснять свой выбор, работая в парах. | 1) - Как и где можно найти ответ на вопрос, который мы записали темой нашего урока? - Вот у нас с вами и получился план дальнейшей работы по теме. 2) Учитель предлагает начать работу с обсуждения, т.е. обменяться своими ответами с соседом по парте. Заслушиваются две-три точки зрения по желанию самих ребят. 3) - Знаете ли вы, кем работают ваши родители? Учитель и все дети говорят отвечающим спасибо за их работу, после чего приступают к работе с учебником - Что такое профессии? Теперь постараемся отыскать ответ на этот вопрос в нашем учебнике Под руководством учителя дети находят упражнение 2 на с. 60. - Как будете работать? -Сколько действий вам надо выполнить? Покажите. -Начинайте работу. 4) Давайте проверим, как вы справились с работой. -Маша выписала такие предложения. Оцените её работу: она выбрала нужные предложения? Кто другие? -Молодцы, похвалите себя или своего соседа. -От каких слов образовались названия профессий дворник, пожарный, космонавт? -Подчеркните эти слова в предложениях, которые вы записали. - Эти слова, как настоящие родственники, близки, похожи по смыслу и имеют общую часть. Наука о языке называет такие слова родственными. -Молодцы. | Свободные высказывания детей: - высказать свою точку зрения; - спросить у других; - отыскать ответ в учебнике; - проверить полученные ответы в словаре. Дети, работая в парах, отвечают друг другу, как они понимают слово «профессия». Две-три пары по желанию рассказывают всему классу, как шло их обсуждение, к какому выводу они пришли. Желающие ребята выходят к доске и называют профессии своих родителей. Первым в этой цепочке говорит сам учитель: «Моя мама – врач, она лечит взрослых.» Дети приступают к выполнению упражнения № 2 учебника, с. 60, работают в парах. Рассуждают, выбирают, записывают. Дети читают на слайде работу Маши, оценивают её правильность и доказывают, почему они так считают. Отвечают на вопросы, подчёркивают родственные слова в предложениях, которые они выписали. |
Планируемые результаты: - обеспечить двигательную активность и тем самым снять некоторое напряжение; - расширить и уточнить представления о профессиях | -Для любой профессии нужны свои трудовые инструменты. Давайте поиграем: у каждого из вас на столе лежит карточка с изображением профессии или инструмента, предмета, который для неё необходим. Ваша задача – составить пару инструмент или предмет и профессия. Начали. После того, как все пары будут составлены, учитель предлагает двум-трём парам рассказать о профессиях, изображённых на их карточках. -Молодцы. Садитесь на свои места. | Рассматривают карточки, ходят по классу, ищут себе пару. Две-три пары по желанию представляют результат своей работы классу: называют профессию; говорят, для кого и где трудятся люди этой профессии; какими инструментами или материалами они пользуются при этом, как и для чего. |
Планируемые результаты: - уточнить назначение разных орфографического и толкового словаря; - вспомнить признаки иноязычных слов; - осознать смысл понятия «иноязычный, т. е. из иного, другого языка; - выделять, осмысливать главные слова в предложенных адаптированных словарных статьях | - Возвращаясь к теме нашего урока, к вопросу «Что такое профессия?» давайте проверим, все ли намеченные способы поиска ответа мы использовали. - У нас в классе есть 3 словаря: * орфографический словарь, * толковый словарь, *словарь иноязычных слов русского языка. - Где, по-вашему, можно найти ответ на вопрос? Почему? -Читаем выписку из словаря на слайде, выделяем главные слова и записываем их в тетрадь: - Полезный, специальный, оплачиваемый труд. | Дети, пользуясь планом-памяткой «Где и как искать ответ на поставленный вопрос», устанавливают, что теперь надо проверить полученные ответы по словарям. Дети высказывают и доказывают своё мнение Хором ребята прочитывают две словарные статьи, выделяя существенные признаки любой профессии: - труд, нужный и полезный для общества; - деятельность, которой надо учиться; - работа, за которую получают зарплату. |
| -А теперь представим, что мы работники детского издательства. Детский поэт Владимир Лившиц принес для детского журнала свои новые стихи. - Познакомьтесь с этими стихами, прочитайте их на с. 61 в упражнении 3. - Вам надо нарисовать картинки к этим стихам. -Сколько картинок вы нарисуете? Почему? - Разделимся на группы по числу картинок в стихотворении и приступим к совместному обсуждению прочитанного. -Чем похожи будут картинки? -Чем будут отличаться? - Отыщите и обсудите учебную задачу, которая дана автором учебника, под текстом стихотворения. -Какой вывод сделали? - Давайте все вместе узнаем ещё один секрет русского языка. Он дан в учебнике на с. 61-62 . | Изображают жестами и движениями разные профессии Дети вполголоса читают стихи самостоятельно. Дети отвечают на поставленные вопросы, работая в шести малых группах по числу персонажей стихотворения -На всех будут дети. -Действиями детей. Читают учебник, обсуждают ситуацию, делают вывод. Есть слова похожие по написанию и звучанию, но разные, неблизкие по смыслу. -Названия некоторых профессий можно объяснить родственными словами, но не все похожие по произношению слова близки по смыслу. |
6. Физминутка | -А теперь отдохнем и поиграем в игру «Театр жеста». Я называю вам профессию, а вы её изображаете. Не забудьте, что играют в эту игру без звуков. Начали: дирижёр, дровосек, садовод, водитель, повар, … -Молодцы. | |
-осознанное использование приобретенных читательских умений для поиска информации, её выделения и фиксирования; -умение систематизировать, сопоставлять и обобщать информацию из нескольких источников. | - -Что нового узнали сегодня на уроке?
Ответить на этот вопрос вам поможет игра «Договори словечко» : - Профессия – это труд, нужный …..(людям, обществу) - Чтобы получить профессию, надо …. ( учиться); - Профессия – это труд, за который получают …. (зарплату, деньги) | Свободные высказывания детей На слайде дети по группам (сначала девочки, потом мальчики; сначала дети первого ряда, потом второго и третьего) читают начало предложений, данные на слайде, и договаривают их до конца. |
| -А теперь возьмите листок и оцените свою работу на уроке: 1. Я узнал много нового.(да) + (нет) - 2. Я понял, как образуются некоторые названия профессий. (да/нет) 3. Мне было интересно работать в упражнениях №№ 1, 2, 3 (нужное подчеркнуть). 4. Мне было трудно в упражнениях №№ 1, 2, 3 (нужное подчеркнуть). | Дети заполняют лист самооценки, благодарят учителя за урок, убирают своё рабочее место, готовясь к следующему уроку. Со звонком выходят на перемену |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как и где найти ответ на вопрос, что такое профессия? высказать свою точку зрения; спросить у других; отыскать ответ в учебнике; проверить полученные ответы в словаре.
Дворник – человек, который поддерживает чистоту и порядок во дворе. Пожарный – человек, который тушит пожар. Космонавт – человек, который летает в космос и там работает.
Родственные слова д ворник – двор п ожарный – пожар к осмонавт - космос
Родственные слова б лизки, похожи по смыслу и меют общую часть
Как и где найти ответ на вопрос, что такое профессия? высказать свою точку зрения; спросить у других; отыскать ответ в учебнике; проверить полученные ответы в словаре.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности, требующий специальной подготовки , который является источником существования. (из Академического толкового словаря иноязычных слов Л.П.Крысина) Профессия Труд, нужный и полезный для общества Деятельность, которой надо специально учиться Работа, за которую получают зарплату
Вывод: Есть слова похожие по написанию и звучанию, но разные, неблизкие по смыслу . Названия некоторых профессий можно объяснить родственными словами, но не все похожие по произношению слова близки по смыслу .
Игра « Д оговори словечко»: Профессия – это труд, нужный … Чтобы получить профессию, надо … Профессия – это труд, за который получают …
Оцени себя: Я узнал много нового.(да) + (нет) – 2. Я понял, как образуются некоторые названия профессий. (да) + (нет) - 3. Мне было интересно работать в упражнениях №№ 1, 2, 3 (нужное подчеркнуть). 4. Мне было трудно в упражнениях №№ 1, 2, 3 (нужное подчеркнуть).
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе(к УМК В.П,Канакиной, В.Г. Горецкого) Тема: "Что такое корень слова?Что такое однокоренные слова?".
Дан подробный конспект урока....

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс....
Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"
Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....

Конспект урока русского языка Тема: "Что такое местоимение?", 2 класс . УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию местоимений и овладению умением составлять слова с помощью мест...

Урок русского языка. Урок - путешествие. Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? (Закрепление)
Урок построен в виде игры, путешествие на воздушном шаре....

Конспект урока русского языка. Тема: "Что такое обращение" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний об обращений, формирование умений находить в тексте обращения и выделять их пунктуационноПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое обращение, з...