Урок русского языка в 1 классе "Что такое профессии?"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Носова Юлия Николаевна

«Что такое профессии?» Работа с информацией учебника на уроке русского языка. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения в первом классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Класс 1 М

Учитель Носова Ю.Н.

Тема «Что такое профессии?» Работа с информацией учебника на уроке русского языка. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения в первом классе.

Цель: помочь первокласснику в овладении первичными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:
  • Первоначальное представление о различных видах текстовой информации;
  • Осознанное использование приобретенных читательских умений для поиска информации, её выделения и фиксирования;
  • Умение систематизировать, сопоставлять и обобщать информацию из нескольких источников.
  1. Метапредметные:
  • Создавать свои собственные небольшие сообщения по теме: «Моя будущая профессия»
  • Использовать информацию текстов упражнений учебника для установления несложных причинно – следственных связей и зависимостей.
  1. Предметные:
  • Выбирать, объяснять и доказывать определение в простых учебных и практических ситуациях;
  • Образовывать и находить однокоренные слова типа «сущ.-сущ.», «сущ. – гл.», «гл. – сущ.»;
  • Получить первоначальный опыт организации собственной учебной деятельности;
  • Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • Осознанное чтение текстов учебника с целью приобретения читательского опыта, освоение и использование информации;
  • Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные);
  • Находить информацию, факты, заданные в тексте в явном и неявном виде;
  • Интерпретировать и обобщать полученную информацию, формулировать простые выводы;
  • Уметь понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на его жанр.

Формы организации деятельности учащихся:

  • Общеклассная;
  • Фронтальная;
  • Работа в парах;
  • Работа в группах;
  • Индивидуальная.

Средства обучения:

  • Учебник;
  • Набор карточек «Играем в профессии»;
  • Интерактивная доска;
  • Карточки самооценки.

Этап урока, планируемые результаты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

  1. Организационный момент.

Планируемые результаты:

-создание положительного настроя на урок,

-установление доверительных отношений между учителем и учащимися;

- опыт самостоятельного решения учебно-познавательной задачи: нахождение в прочитанном и услышанном тексте информации для ответа на поставленный вопрос.

-Все мы ходим в школу для того, чтобы потом, когда вырастем, выбрать самую интересную профессию.

-Я хочу познакомить вас с одним мальчиком и прошу вас  определить его возраст.

-Давайте прочитаем, как об этом говорит он сам. Его рассказ вы найдете  в учебнике на с. 60.

Воспринимают и принимают учебно-познавательную задачу, сформулированную учителем в форме проблемного вопроса

Чтение – слушание

Ставят себе вопрос

Заранее подготовленный ученик из числа хорошо читающих детей читает текст рассказа наизусть, все первоклассники читают вместе с ним про себя, следя по тексту.

  1. Мотивация, определение цели урока.

Планируемые результаты:

- воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

- соотносить печатный и письменный шрифт, записывать письменными буквами текст, записанный печатными буквами;

- списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом;

- распознавать ошибкоопасные места в слове;

- объяснять принцип деления слов на слоги;

- проверять написанное путём сличения с образцом

-Как вы решили, сколько лет мальчику? Расскажите об этом друг другу и объясните своё мнение.

-А теперь покажите, сколько лет герою рассказа. (я показываю 5)

-Я думаю, что около пяти, потому что по наблюдениям взрослых, дети до 5 лет часто меняют свои мечты о будущих профессиях.

 Объяснить малышу, что такое профессия и как её правильно  выбрать, –  цель и темы этого  урока.

Учитель предлагает хором прочитать тему урока, которая записана на интерактивной доске  печатными буквами.  Затем проводится предварительный правописный и звуко-буквенный анализ каждого слова темы. По ходу коллективного анализа  каждое слово предлагается ребята списывают , переводя печатные буквы в рукописные.

По итогам списывания предлагается это же предложение, записанное письменными буквами для самостоятельной проверки.

Обсуждают вопрос в парах

Показывают  на пальцах

Читают текст, ищут подсказку: «Взрослые говорят, нужно подумать, что я больше всего люблю делать»

Коллективный анализ и  запись каждого слова данного   предложения после его анализа.

- Сколько слов в этом предложении? Раз, два, три – на пальцах покажи!

- Какое слово пишем с заглавной буквы и почему? Прочитаем  его так, как оно написано, а теперь так,  как мы его говорим и слышим. Что заметили?

- Сколько слогов во втором предложении?  Объясните друг другу, как мы  определяем число слогов в записанном предложении (по числу букв гласных звуков).

- Сколько ошибкоопасных  букв видите вы в  третьем слове? Какие? В чём их сложность? (работа в парах)

- Какой знак стоит в конце этого предложения? На что он указывает? (Вопросительный знак показывает, что это предложение о чём-то спрашивает, содержит вопрос)

 3.Слово и его лексическое значение. Работа со словарём.

Планируемые результаты:

- выяснить, что знают первоклассники о профессиях и,  в частности, о профессиях своих родителей;

- уточнить способы получения информации;

-ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

-выяснить, как образуются однокоренные слова – названия некоторых профессий;

-уметь организовать учебное действие списывание с готового текста с последующей самопроверкой;

-уметь выбирать нужную информацию и объяснять свой выбор, работая в парах.

1) - Как и где можно найти ответ на вопрос, который мы записали темой нашего урока?

- Вот у нас с вами и получился план дальнейшей работы по теме.  

2) Учитель предлагает начать работу с обсуждения, т.е. обменяться своими ответами с соседом по парте. Заслушиваются две-три точки зрения по желанию самих ребят.

3) - Знаете ли вы, кем работают ваши родители?

Учитель и все дети говорят отвечающим спасибо за их работу, после чего приступают к работе с учебником

-  Что такое профессии? Теперь постараемся отыскать ответ на этот вопрос в нашем учебнике

Под руководством учителя дети находят  упражнение 2 на с. 60.

- Как будете работать?

-Сколько действий вам надо выполнить? Покажите.

-Начинайте работу.

4) Давайте проверим, как вы справились с работой.

-Маша выписала  такие предложения. Оцените её работу: она выбрала нужные предложения? Кто другие?

-Молодцы, похвалите себя или своего соседа.

-От каких слов образовались названия профессий дворник, пожарный, космонавт?

-Подчеркните эти слова в предложениях, которые вы записали.

- Эти слова, как настоящие родственники, близки, похожи по смыслу и имеют общую часть. Наука о языке называет такие слова родственными.

-Молодцы.

Свободные высказывания детей:

- высказать свою точку зрения;

- спросить у других;

- отыскать ответ в учебнике;

- проверить  полученные ответы в словаре.

Дети, работая в парах, отвечают друг другу, как они понимают слово «профессия».

Две-три пары по желанию рассказывают всему классу, как шло их обсуждение, к какому выводу они пришли.

Желающие ребята выходят к доске и называют  профессии своих родителей. Первым в этой цепочке говорит сам учитель: «Моя мама – врач, она лечит взрослых.»

Дети приступают  к выполнению упражнения № 2 учебника, с. 60, работают в парах.

Рассуждают, выбирают, записывают.

Дети читают на слайде работу Маши, оценивают её правильность и доказывают, почему они так считают.

Отвечают на вопросы, подчёркивают родственные слова в предложениях, которые они выписали.

  1. Физминутка.

Планируемые результаты:

- обеспечить двигательную активность и тем самым снять некоторое напряжение;

- расширить и уточнить представления о профессиях

-Для любой профессии нужны свои трудовые инструменты. Давайте поиграем: у каждого из вас на столе лежит карточка с изображением профессии или инструмента, предмета, который для неё необходим. Ваша задача – составить пару инструмент или предмет и профессия. Начали.

После того, как все пары будут составлены, учитель предлагает двум-трём парам рассказать о профессиях, изображённых на их карточках.

-Молодцы. Садитесь на свои места.

Рассматривают карточки, ходят по классу, ищут себе пару.

Две-три пары по желанию представляют результат своей работы классу: называют профессию; говорят, для кого и где трудятся люди этой профессии; какими инструментами или материалами они пользуются при этом, как и для чего.

  1. Актуализация читательских, речевых и правописных знаний, умений и навыков.

Планируемые результаты:

- уточнить назначение разных  орфографического и толкового словаря;

- вспомнить признаки иноязычных слов;

- осознать смысл понятия «иноязычный, т. е. из иного, другого языка;

- выделять, осмысливать главные слова в предложенных адаптированных словарных статьях

- Возвращаясь к теме нашего урока, к вопросу «Что такое профессия?» давайте проверим, все ли намеченные способы поиска ответа мы использовали.

- У нас в классе есть  3 словаря:

*  орфографический словарь,

* толковый словарь,

*словарь иноязычных  слов русского языка.

- Где, по-вашему, можно  найти ответ на вопрос? Почему?

-Читаем выписку из словаря на слайде, выделяем главные слова и записываем их в тетрадь:

- Полезный, специальный, оплачиваемый труд.

Дети, пользуясь планом-памяткой «Где и как искать ответ на поставленный вопрос», устанавливают, что теперь надо проверить полученные ответы по словарям.

Дети высказывают и доказывают своё мнение

Хором ребята прочитывают две словарные статьи, выделяя существенные признаки любой профессии:

 - труд, нужный и полезный для общества;

 - деятельность, которой надо учиться;

 - работа, за которую получают зарплату.

  1. Творческая работа

-А теперь представим, что мы работники детского издательства. Детский поэт Владимир Лившиц принес для детского журнала  свои новые стихи.

- Познакомьтесь с этими стихами, прочитайте их  на с. 61 в упражнении 3.

- Вам надо нарисовать картинки к этим стихам.

-Сколько картинок вы нарисуете? Почему?

- Разделимся на группы по числу картинок в стихотворении и приступим к совместному обсуждению прочитанного.

-Чем похожи будут картинки?

-Чем будут отличаться?

- Отыщите и обсудите  учебную задачу, которая дана  автором учебника, под текстом стихотворения.

-Какой вывод сделали?

- Давайте все вместе узнаем ещё один секрет русского языка. Он дан в учебнике на с. 61-62 .

Изображают жестами и движениями разные профессии

Дети вполголоса читают стихи самостоятельно.

Дети отвечают на поставленные вопросы, работая в шести малых группах по числу персонажей стихотворения

-На всех будут дети.

-Действиями детей.

Читают учебник, обсуждают ситуацию, делают вывод.

Есть слова похожие по написанию и звучанию, но разные, неблизкие по смыслу.

-Названия некоторых профессий можно объяснить родственными словами, но не все похожие по произношению слова близки по смыслу.

6. Физминутка

-А теперь отдохнем и поиграем в игру «Театр жеста». Я называю вам профессию, а вы её изображаете. Не забудьте, что играют в эту игру без звуков. Начали: дирижёр, дровосек, садовод, водитель, повар, …

-Молодцы.

  1. Итог урока.

-осознанное использование приобретенных читательских умений для поиска информации, её выделения и фиксирования;

-умение систематизировать, сопоставлять и обобщать информацию из нескольких источников.

- -Что нового узнали сегодня на уроке?

 

Ответить на этот вопрос вам поможет игра «Договори словечко» :

- Профессия – это труд, нужный …..(людям, обществу)

- Чтобы получить профессию, надо …. ( учиться);

- Профессия – это труд, за который получают …. (зарплату, деньги)

Свободные высказывания детей

На слайде дети по группам (сначала девочки, потом мальчики; сначала дети первого ряда, потом второго и третьего) читают начало предложений, данные на слайде, и договаривают их до конца.

  1. Рефлексия.

-А теперь возьмите листок и оцените свою работу на уроке:

1. Я узнал много нового.(да) + (нет) -

2. Я понял, как образуются некоторые названия профессий. (да/нет)

3. Мне было интересно работать в упражнениях №№ 1, 2, 3 (нужное подчеркнуть).

4. Мне было трудно в упражнениях №№ 1, 2, 3 (нужное подчеркнуть).

Дети заполняют лист самооценки, благодарят учителя за урок, убирают своё рабочее место, готовясь к следующему уроку.

Со звонком выходят на перемену


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое профессии?

Слайд 2

Как и где найти ответ на вопрос, что такое профессия? высказать свою точку зрения; спросить у других; отыскать ответ в учебнике; проверить полученные ответы в словаре.

Слайд 3

Дворник – человек, который поддерживает чистоту и порядок во дворе. Пожарный – человек, который тушит пожар. Космонавт – человек, который летает в космос и там работает.

Слайд 4

Родственные слова д ворник – двор п ожарный – пожар к осмонавт - космос

Слайд 5

Родственные слова б лизки, похожи по смыслу и меют общую часть

Слайд 6

Как и где найти ответ на вопрос, что такое профессия? высказать свою точку зрения; спросить у других; отыскать ответ в учебнике; проверить полученные ответы в словаре.

Слайд 7

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности, требующий специальной подготовки , который является источником существования. (из Академического толкового словаря иноязычных слов Л.П.Крысина) Профессия Труд, нужный и полезный для общества Деятельность, которой надо специально учиться Работа, за которую получают зарплату

Слайд 8

Вывод: Есть слова похожие по написанию и звучанию, но разные, неблизкие по смыслу . Названия некоторых профессий можно объяснить родственными словами, но не все похожие по произношению слова близки по смыслу .

Слайд 9

Игра « Д оговори словечко»: Профессия – это труд, нужный … Чтобы получить профессию, надо … Профессия – это труд, за который получают …

Слайд 10

Оцени себя: Я узнал много нового.(да) + (нет) – 2. Я понял, как образуются некоторые названия профессий. (да) + (нет) - 3. Мне было интересно работать в упражнениях №№ 1, 2, 3 (нужное подчеркнуть). 4. Мне было трудно в упражнениях №№ 1, 2, 3 (нужное подчеркнуть).

Слайд 11

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.

Урок русского языка  « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс....

Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"

Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....

Конспект урока русского языка Тема: "Что такое местоимение?", 2 класс . УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию местоимений и овладению умением составлять слова с помощью мест...

Конспект урока русского языка. Тема: "Что такое обращение" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об обращений, формирование умений находить в тексте обращения и выделять их пунктуационноПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое обращение, з...