рабочие программы
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ______________ (Анофрикова В.А.) Протокол №1 от « » августа 2015г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ» _______________(Степанова Г.Н.) « » августа 2015г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «Ерышовская СОШ» ________________(Березкина Л.А.) Приказ № _____от |
Рабочая программа кружка
«Волшебница Речь»
1-4 классы
Анофриковой В.А.
2015-2016 учебный год
2.Пояснительная записка
Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе: - Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
- примерной программы начального общего образования по русскому языку (базовый уровень);
- программы «Русский язык для I-IV классов» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, из расчета 5 часов в неделю – 170 часов в учебный год;
Цели и задачи курса
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Цели обучения русскому языку в основной школе:
– развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
– формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык», а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
– развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
– осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
– формирование у детей чувства языка;
– воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
– сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
3. Общая характеристика курса «Русский язык 4 класс»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 4 классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения.
Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие «предложения с прямой речью» на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности. Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Следующим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырех точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 4 классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3 классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса (сонный). В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода (луч, ночь); безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов I и II спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5 классе основной школы.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык.
Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
В 4 классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т. п.).
Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребенка формируется чувство языка, чувство слова; создается база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают за сочетаемостью слов, за словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Следующий аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 3 и 4 классах части речи становятся главным предметом изучения, так как для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи. При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, так как знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т. д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией1.
4.МЕСТО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объем учебного времени составляет 544 часа (4 часа в неделю, 136 часов в год) или 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).
5. Содержание курса «Русский язык 4 класс»
Название темы | Кол-во часов | Изучаемые вопросы в теме | Практикум |
Тема 1. «Повторение изученного» | 18 | Повторение Поэты и писатели о русском языке Повторение фонетики и графики Повторение фонетики. Слог и ударение Фонетический разбор слова Повторение состава слова Повторение изученного о частях речи Что мы знаем о пунктуации. | Контрольное списывание. Входной контрольный диктант Р\р Обучающее изложение «Золотой рубль». Диктант №1 «Проверка знаний за прошлый учебный год» |
Тема 2. «Предложение» «Текст». | 37 | Предложение. Текст Простое предложение. Предложения с однородными членами Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи Части речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Состав слова. Распознавание значимых частей слова предложения с прямой речью | Р\р Обучающее изложение «Что я люблю». Проверочная работа №1. Диктант №2 «Простое предложение. Предложение с однородными членами.» Р\р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома». Проверочная работа № 2 Диктант №3 «Предложение» Р\р Обучающее сочинение «Что сказала бы мама» Диктант №4 «Предложения с прямой речью.» |
Тема 3. «Имя существительное». | 42 | Имя существительное (37 часов) Что мы знаем об имени существительном Что мы знаем об имени существительном Изменение имен существительных по падежам Три склонения имен существительных Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | Р\р Сочинение - миниатюра «Вид из окна» Проверочная работа № 3 Р\р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь» Контрольный диктант за 1 полугодиеПроверочная работа № 4 Диктант №5 «Правописание мягкого знака в именах существительных» Р\р Обучающее изложение «Первая газета» Р\р Обучающее сочинение «Прогулка» Проверочная работа № 5 Контрольный диктант №6 «Правописание падежных окончаний имен существительных» |
Тема 4. «Имя прилагательное» | 21 | Имя прилагательное Что мы знаем об имени прилагательном Словоизменение имен прилагательных Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательны | Р\р Свободный диктант Р\р Обучающее изложение «Первое путешествие» Р\р Обучающее сочинение «Моя любимая игрушка» Проверочная работа № 6 Диктант №7 «Прилагательное как часть речи» |
Тема 5. «Глагол» | 42 | Глагол Что мы знаем о глаголе Неопределенная форма глагола. Суффиксы -ся, -сь Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам Определение спряжения глагола по неопределенной форме Общие сведения о наречии, лексическое значение, основные грамматические признаки. Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. разбор глагола по составу | Контрольный диктант за 3 четверть Р\р Сочинение по серии картинок Контрольный диктант № 8 по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов". Контрольное списывание Р\р Обучающее изложение «Первые школы» Р\р Обучающее сочинение «Мы в библиотеке» Р\р Обучающее сочинение «День моей мамы» Проверочная работа № 7 Контрольный диктант № 9 по теме: «Глагол» |
Тема 6. «Повторение изученного» | 10 | Повторение Разновидности предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания в конце предложения Разные способы проверки написания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря | Итоговая контрольная работа Итоговый контрольный диктант Р\р Контрольное изложение «Странный дуэт» Р\р Обучающее сочинение «О чем рассказывает слово» |
В календарно-тематическом планировании введены следующие обозначения:
- личностные УУД – (Л);
- регулятивные УУД – (Р);
- познавательные УУД – (П);
- коммуникативные УУД – (К).
6. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Тема урока | Планируемые результаты УУД | Материально - техническое обеспечение | Дата проведения | Количество час | ||||||
Предметные | Метапредметные и личностные | ||||||||||
Повторение – 18 ч | |||||||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. Поэты и писатели о русском языке. | Знать: задачи и значение уроков русского языка, основных поэтов и писателей о русском языке. Уметь: ориентироваться в новом учебнике. | Л: интерес к чтению, интерес к изучению языка; Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения. | 1 | |||||||
2 | Контрольное списывание. | Знать: изученные правила. Уметь: правильно, без ошибок и пропусков списывать текст, обозначать орфограммы в словах и между словами. | Л: определение степени успешности совей работы; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. | ПК Таблицы, дидактический материал, бланки с проверочной работой, загадки, стихи, рисунки, карточки, раздаточный материал, перфокарты, схемы – опоры, репродуктивные картины, | 1 | ||||||
3 | Повторение фонетики и графики. | Знать: понятия «фонетика» и «графика» как разделы языкознания; особенности ударения в русском языке; понятия «омофоны», «омографы»; свободное и подвижное ударение, понятия «каллиграфия», «монография». Уметь: составлять схемы-опоры, ставить ударение в словах правильно, определять в словах орфограммы-гласные, орфограммы-согласные, пользоваться правилами проверки орфограмм. | Р: определять степень успешности своей работы; П: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | 1 | |||||||
4 | Повторение фонетики. Слог и ударение. | 1 | |||||||||
5 | Что такое графика. | 1 | |||||||||
6 | Фонетический разбор слова. | Знать: понятия «транскрипция», «пиктография» (письмо рисунками). Уметь: выполнять фонетический разбор слов. | П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Р: составлять план решения учебной проблемы. | 1 | |||||||
7 | Повторение орфографии. | Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять на практике эти правила. | Л: мотивация; стремиться к совершенствованию собственной речи; П: осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью. К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | 1 | |||||||
8 9 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. | 2 | |||||||||
10 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. | 1 | |||||||||
11 | Повторение состава слова. | Знать: словообразование как раздел языкознания, слова с двумя приставками, сложные слова. Уметь: проводить разбор по составу слов разных частей речи, изменять слова для определения окончаний. | Л: мотивация; П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Р: составлять план решения учебной проблемы. | 1 | |||||||
12 | Повторение изученного о частях речи. Словарный диктант. | Знать: о морфологии как раздел языкознания, самостоятельные и служебные части речи. Уметь: отличать в тексте слова разных частей речи, приводить свои примеры. | П: извлекать информацию, представленную в разных формах; Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи. | 1 | |||||||
13 | Входной контрольный диктант. | Проверка знаний учащихся | Р: определять степень успешности своей работы; работать по плану, корректировать свою деятельность. | 1 | |||||||
14 | Повторение изученного по синтаксису. Работа над ошибками. | Знать: о синтаксисе как радел языкознания, история лексического значения слова «предложение». Уметь: составлять текст из группы разрозненных слов или текст из ответов на вопросы. | П: осуществлять анализ и синтез; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность . | 1 | |||||||
15 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение». | Знать: о пунктуации как раздел языкознания, правило о предложении, тексте, словосочетании. Уметь: применять эти правила. | Л: мотивация; Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока; П: вычитывать все виды текстовой информации; осуществлять анализ и синтез. | 1 | |||||||
16 | Р\р Обучающее изложение «Золотой рубль». | Проверка орфографических и речевых знаний учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять на практике эти правила. | Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи. К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; П: устанавливать причинно-следственные связи. | 1 | |||||||
17 | Контрольный диктант № 1 по теме: "Повторение изученного в 3-м классе". | 1 | |||||||||
18 | «Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте). | 1 | |||||||||
Предложение. Текст. – 37 ч | |||||||||||
19 | Как отличить простое предложение от сложного. | Знать: алгоритм работы. Уметь: отличать простое предложение от сложного используя алгоритм. | Р: работать по плану, корректировать свою деятельность; К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; П: устанавливать причинно-следственные связи; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи. | 1 | |||||||
20 | Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и. | Знать: виды связи однородных членов предложения. Уметь: отличать простое предложение от сложного, простое предложение с однородными членами от сложного предложения, оформлять на письме предложения с однородными членами предложения. | Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью; П: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации. Л: интерес к ведению диалога, потребность в общении; стремиться к совершенствованию собственной речи. | 1 | |||||||
21 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. | 1 | |||||||||
22 23 | Развитие умений ставить запятую в предложениях с однородными членами. Словарный диктант. | 2 | |||||||||
24 | Р\р Обучающее изложение «Что я люблю». | Проверка орфографических и речевых знаний учащихся. | Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи. К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; П: устанавливать причинно-следственные связи. | 1 | |||||||
25 | Р\р Обучающее сочинение «Что я люблю». | 1 | |||||||||
26 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения. | 1 | |||||||||
27 | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | |||||||||
28 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №1 | Проверка знаний учащихся. Знать: правила о знаках препинания в предложениях с однородными членами предложения, основные правила орфографии русского языка. Уметь: оформлять на письме предложения с однородными членами предложения, применять на практике эти правила. | К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Л: определение степени успешности совей работы; стремиться к совершенствованию собственной речи. Р: работать по плану, корректировать свою деятельность, определять степень успешности своей работы; П: осуществлять анализ и синтез; | 1 | |||||||
29 | Развитие пунктуационных умений. | 1 | |||||||||
30 | Контрольный диктант №2 по теме: «Простое предложение. Предложения с однородными членами». | 1 | |||||||||
31 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||||||
32 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. | Знать: алгоритм работы. Уметь: отличать простое предложение от сложного используя алгоритм; ставить запятую в сложном предложении с бессоюзной связью и с союзами и, а, но. | П: устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи; мотивация; Р: составлять план решения учебной проблемы; работа по плану, сверяя свои действия с целью. |
| 1 | ||||||
33 34 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | 2 | |||||||||
35 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и ,а, но. | 1 | |||||||||
36 | Р\р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант. | Знать: стили текстов. Уметь: составлять научный рассказ на грамматическую тему по плану. | П: устанавливать причинно-следственные связи; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи; Р: определять степень успешности своей работы. | 1 | |||||||
37 | Работа над ошибками. Постановка запятой в сложном предложении. Словарный диктант. | Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам; ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но. | 1 | ||||||||
38 | Упражнения на расстановку запятой в сложном предложении с союзами и, а, но. | 1 | |||||||||
39 | Р\р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома». | Уметь: в письменной форме излагать свои мысли по заданной теме. | П: пользоваться словарями, справочниками; Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации ; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. | 1 | |||||||
40 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2. | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам; ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но. | Р: определять степень успешности своей работы; работать по плану, корректировать свою деятельность. | 1 | |||||||
41 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 | |||||||||
42 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе. | 1 | |||||||||
43 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. | Знать: понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании. Уметь: ставить знаки препинания в предложении с прямой речью. Уметь: выполнять письменную творческую работу (с языковым заданием) на основе рекомендаций по подготовке к сочинению. | Л: мотивация; определение степени успешности совей работы; интерес к ведению диалога, потребность в общении; стремиться к совершенствованию собственной речи; к созданию собственных текстов; П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез; Р: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. | 1 | |||||||
44 | Знаки препинания в предложении с прямой речью (после слов автора). | 2 | |||||||||
45 | Знаки препинания в предложении с прямой речью (перед словами автора). | 2 | |||||||||
46 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | |||||||||
47 | Р\р Обучающее сочинение «Что сказала мама» (использование в тексте предложений с прямой речью) | 1 | |||||||||
48 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. | 1 | |||||||||
49 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью. | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | 1 | ||||||||
50 | Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух». | 1 | |||||||||
51 | Развитие пунктуационных умений. Словарный диктант. | 1 | |||||||||
52 | Контрольный диктант № 4 по теме: "Предложения с прямой речью". | 1 | |||||||||
53 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||||||
Имя существительное. – 42 ч | |||||||||||
54 55 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. | Знать: грамматические признаки имени существительного, однозначные и многозначные имена существительные, прямое и переносное значение слов. Уметь: выполнять морфологический разбор имен существительных, составлять научный текст тему «Имена существительные». | Л: мотивация; интерес к письму, к созданию собственных текстов; П: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Р: определять степень успешности своей работы. | 2 | |||||||
56 | Роль имен существительных в речи. Р\р Сочинение-миниатюра «Вид из окна» | 1 | |||||||||
57 | Роль имен существительных в речи и предложении. Многозначные слова, синонимы, антонимы. | 1 | |||||||||
58 | Наблюдение за словоизменением имен существительных | Знать: понятие «падеж», падежные вопросы Уметь: изменять имена существительные по падежам, в ед. и во мн. числе ставить существительные в разные падежные формы, определять падеж. | Р: работать по плану, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы; К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; Л: осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; П: извлекать информацию, представленную в разных формах ;осуществлять анализ и синтез. | 1 | |||||||
59 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы | 1 | |||||||||
60 61 | Изменение имен существительных по падежам в ед. и во мн. числе | 2 | |||||||||
62 63 | Именительный и винительный падежи. Словарный диктант. | Знать: вопросы, предлоги и вспомогательные слова падежей. Уметь: определять падеж имен сущ. по вопросам, предлогам, вспомогательным совам, синтаксической роли в предложении.
| Р: работать по плану, корректировать свою деятельность; составлять план решения учебной проблемы; вырабатывать критерии оценки своей работы и работы других; К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; П: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез; Л: интерес к изучению языка. | 2 | |||||||
64 | Родительный падеж | 1 | |||||||||
65 | Дательный падеж | 1 | |||||||||
66 | Творительный падеж | 1 | |||||||||
67 | Предложный падеж | 1 | |||||||||
68 | Обобщение знаний о падежах. Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам». | 1 | |||||||||
69 | Упражнение на повторение. Проверочная работа №3. | 1 | |||||||||
70 | Три склонения имен существительных. | Знать: склонение имен существительных, несклоняемые имена существительные, порядок морфологического разбора имени существительного, несклоняемые имена существительные, отсутствие окончаний таких имен существительных. Уметь: определять склонения имен существительных, выполнять морфологического разбора имени существительного, правильно употреблять их в устной и письменной речи. | П: извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Р: определять степень успешности своей работы; составлять план решения учебной проблемы; Л: интерес к изучению языка, интерес к письму, к созданию собственных текстов. | 1 | |||||||
71 | Развитие умения определять склонение имён существительных. | 1 | |||||||||
72 73 | Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. | 2 | |||||||||
74 | Несклоняемые имена существительные и особенности их употребления. Словарный диктант. | 1 | |||||||||
75 | Р\р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» | Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме. | 1 | ||||||||
76 | Контрольный диктант за 1 полугодие. | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | 1 | ||||||||
77 | Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами. Работа над ошибками. | 1 | |||||||||
78 | Мягкий знак после шипящих на конце имен существительного женского рода. | Знать: орфографическое правило. Уметь: использовать правило на практике. | П: осуществлять анализ и синтез; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью; К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи. | 1 | |||||||
79 80 | Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце имён существительных». | 2 | |||||||||
81 | Упражнение в графическом обозначении выбора написания Ь после шипящих. | 1 | |||||||||
82 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4 | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | Л: определение степени успешности совей работы; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. | 1 | |||||||
83 | Контрольный диктант № 5 по теме: "Правописание мягкого знака в имёнах существительных". | 1 | |||||||||
84 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||||||
85 | Урок – исследование. Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. | Знать: правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. Уметь: применять правила на практике, графически обозначать выбор написания. | Р: работать по плану, корректировать свои действия; самостоятельно формулировать тему и цели урока; П: строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез; К: уметь корректировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Л: осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; интерес к письму, к созданию собственных текстов. | 1 | |||||||
86 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму. | 1 | |||||||||
87 88 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графическое объяснение выбора написания слов с изученной орфограммой. | 2 | |||||||||
89 | Р\р Обучающее изложение «Первая газета». | Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме. Знать: правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. Уметь: находить и корректировать свои ошибки. | 1 | ||||||||
90 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка». | 1 | |||||||||
91 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Редактирование текстов творческих работ. | 1 | |||||||||
92 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №5 | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | Л: определение степени успешности совей работы; интерес к изучению языка; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свои действия; П: строить рассуждения; | 1 | |||||||
93 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Словарный диктант. | 1 | |||||||||
94 | Контрольный диктант №6 по теме: «Правописание падежных окончаний имен существительных» | 1 | |||||||||
95 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||||||
Имя прилагательное. – 21 ч | |||||||||||
96 | Роль имен прилагательных в речи. Повествование и описание – два типа речи. | Знать: типы текстов, их признаки, понятие «антонимы», грамматические признаки имен прилагательных; порядок морфологического разбора имени прилагательного. Уметь: определять признаки двух типов текстов, объяснять роль имен прилагательных в текстах-описаниях, уточнять роль имен прилагательных-антонимов в речи, выполнять разбор имен прилагательных по алгоритму. | Л: мотивация; Р: составлять план решения учебной проблемы; К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; П: строить рассуждения. | 1 | |||||||
97 | Роль прилагательных – антонимов в речи. | 1 | |||||||||
98 | Морфологический разбор имен прилагательных. | 1 | |||||||||
99 | Изменение имен прилагательных по падежам. | Знать: как изменяются имена прилагательные. Уметь: изменять имена прилагательные по падежам | П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи; определение степени успешности совей работы; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. | 1 | |||||||
100 101 | Упражнение в изменении имён прилагательных по падежам. | 2 | |||||||||
102 | Главное и зависимое слово в словосочетании. | Знать: понятие «словосочетание», именное словосочетание. Уметь: определять главное и зависимое слова в словосочетаниях. | 1 | ||||||||
103 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | Знать: правила правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Уметь: по вопросу определять безударное окончание имен прилагательных; составлять предложения и текст с использованием данных словосочетаний, выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме, находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте.
| Л: мотивация; определять степень успешности своей работы, интерес к письму, к созданию собственных текстов; П: осуществлять анализ и синтез; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Р: вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, работать по плану, корректировать свою деятельность; | 2 | |||||||
104 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | 1 | |||||||||
105 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Р/р Свободный диктант. | 1 | |||||||||
106 | Упражнение в умении писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Словарный диктант. | 1 | |||||||||
107 108 | Р\р Обучающее изложение «Первое путешествие». | 2 | |||||||||
109 | Редактирование творческих работ. Развитие орфографических умений. | 1 | |||||||||
110 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка». | 1 | |||||||||
111 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | 1 | |||||||||
112 | Проверочная работа № 6 по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных». | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | Л: определение степени успешности совей работы; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. | 1 | |||||||
113 | Развитие орфографических умений, подготовка к диктанту. | 1 | |||||||||
114 | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное» | 1 | |||||||||
115 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||||||
Глагол. – 42 ч | |||||||||||
116 | Роль глаголов в предложении, речи. Правописание глаголов с частицей НЕ. | Знать: роль глаголов в нашей речи; постоянные и непостоянные признаки глаголов, понятия «неопределенная форма глагола», «инфинитив». Уметь: правильно писать глаголы с частицей НЕ, определять время, число и род глаголов. составлять научный текст о глаголе, выполнять морфологический разбор глаголов. | Л: мотивация; П: устанавливать причинно-следственные связи; извлекать информацию, представленную разными видами текста; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. | 1 | |||||||
117 118 | Значение и грамматические признаки глаголов. | 2 | |||||||||
119 120 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. Словарный диктант. | 2 | |||||||||
121 | Контрольный диктант за 3четверть. | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | Л: определять степень успешности своей работы; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. | 1 | |||||||
122 | Развитие орфографических умений. Работа над ошибками. | 1 | |||||||||
123 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1и 2 спряжения. | Знать: понятие «спряжение глаголов», глаголы-исключения, алгоритм определения спряжения глаголов. Уметь: определять спряжение глаголов, используя алгоритм действий, записывать слова с безударными окончаниями в глаголах. | Р: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность; самостоятельно формулировать тему и цели урока; К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; П: строить рассуждения, осуществлять анализ и синтез; извлекать информацию, представленную в разных формах; устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Л: интерес к изучению языка. | 1 | |||||||
124 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. | 1 | |||||||||
125 | Упражнение в определении спряжений глагола. | 1 | |||||||||
126 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное. | 1 | |||||||||
127 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. | 1 | |||||||||
128 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола. | 1 | |||||||||
129 130 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | 2 | |||||||||
131 | Упражнение в написании глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | |||||||||
132 | Разбор глагола как части речи. | Знать: постоянные и непостоянные признаки глаголов. Уметь: выполнять морфологический разбор глагола, соблюдая алгоритм. | П: устанавливать причинно-следственные связи; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность; Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; определять степень успешности своей работы. | 1 | |||||||
133 | Р\р Сочинение по серии картин (картинки весны) | Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме. | 1 | ||||||||
134 | Контрольный диктант № 8 по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов". | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | 1 | ||||||||
135 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||||||
136 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться. | Знать: понятие «постфикс». Уметь: использовать в устной и письменной речи глаголы с изученными орфограммами. | П: осуществлять анализ и синтез; извлекать информацию, представленную разными видами текста; устанавливать причинно-следственные связи; К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Л: определение степени успешности совей работы; стремиться к совершенствованию собственной речи; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. | 1 | |||||||
137 | Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом. | Знать: правила правописания глаголов с безударными личными окончаниями. Уметь: определять спряжения глагола, используя алгоритм действий, правильно записывать окончание. | 1 | ||||||||
138 139 | Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Словарный диктант. | 2 | |||||||||
140 | Контрольное списывание. | ||||||||||
141 142 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями (закрепление знаний). | 2 | |||||||||
143 144 | Р/р Написание изложения «Первые школы». | 2 | |||||||||
145 | Развитие орфографических умений. Редактирование творческих работ. | 1 | |||||||||
146 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. | Знать: алгоритм разбора глагола по составу Уметь: выполнять разбор глаголов по составу; писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов; использовать в устной и письменной речи глаголов с изученными орфограммами, самостоятельно составлять план сочинения, находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте. | Л: мотивация; определять степень успешности своей работы; интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи; П: строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Р: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность; | 1 | |||||||
147 148 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов. | 2 | |||||||||
149 | Р\р Сочинение «Мы в библиотеке» с творческим заданием. | 1 | |||||||||
150 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении. | 1 | |||||||||
151 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. | 1 | |||||||||
152 | Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы». | 1 | |||||||||
153 | Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. Контрольный словарный диктант. | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | 1 | ||||||||
154 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №7 по теме: «Глагол» | 1 | |||||||||
155 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». | 1 | |||||||||
156 | Контрольный диктант № 9 по теме: «Глагол» | 1 | |||||||||
157 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||||||
Повторение – 12 ч | |||||||||||
158 | Повторение по теме: «Слово». | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | П: устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; определение степени успешности совей работы; интерес к ведению диалога, потребность в общении. | 1 | |||||||
159 | Повторение по теме: «Предложение. Текст». | 1 | |||||||||
160 161 | Повторение по теме: «Части речи». | 2 | |||||||||
162 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |||||||||
163 | Повторение изученного в 4-м классе. Работа над ошибками. | 1 | |||||||||
164 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | |||||||||
165 166 | Повторение изученного в 4-м классе. Работа над ошибками. | 2 | |||||||||
167 | Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт». | 1 | |||||||||
168 | Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово». | 1 | |||||||||
169 | Комплексное повторение изученного материала. | 1 | |||||||||
170 | Урок-игра «Части речи и члены предложения». | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную темы3.
8.ЛИТЕРАТУРА.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:
1. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Пронина, О. В. Русский язык. 4 класс. - М.: Баласс, 2009.
2. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В.. Методическое пособие для учителя,- М.:Баласс, 2009.
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1. Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 4 класс. - М.: Баласс, 2008.
2. Яковлева, М. А. Тетрадь по чистописанию. 4 класс. - М.: Баласс, 2008.
3. Бунеева. Е В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс: варианты 1,2. —М.: Баласс, 2008.
4. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Фролова, Л. А. Орфографическая тетрадь. Слова с непроверяемыми написаниями. 4 класс. - М.: Баласс, 2007.
5. Методические рекомендации с электронным приложением.
6. Бунееева, Е. В. Русский язык. 4 класс [Текст]: методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунееева, М. А. Яковлева. - М.: Баласс, 2006.
7. Образовательная система «Школа 2100» [Текст]: сборник программ. - М.: Баласс, 2006.
8.Дмитриева О. И., Казакова О. В. Поурочные разработки по русскому языку. 4класс.- М.: ВАКО, 2006.
9. Голубь В. Т. Уроки обучения русскому языку в 4 классе.-М.:УЧИТЕЛЬ,2008.
10. Рамзаева, Т. Г. Уроки русского языка в 4 классе [Текст] / Т. Г. Рамзаева. - М.: Просвещение, 2008.
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Пронина, О. В. Русский язык. 4 класс. - М.: Баласс, 2008.
2. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Фролова, Л. А. Орфографическая тетрадь. Слова с непроверяемыми написаниями. 4 класс. - М.: Баласс, 2008.
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1. Р. Н, Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык (первые уроки). - М.: Баласс,2008.
2. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст] / В. В. Волина. - М.: АСТ-Пресс, 2006.
3. Жиренко, О. Е. Учим русский с увлечением [Текст] / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: «5 за знания», 2009.
4. Калугин, М. А. Развивающие игры для младших школьников [Текст] / М. А. Калугин. -Ярославль: Академия развития, 2009.
5. Степанов, В. Русские пословицы и поговорки от А доЯ [Текст] / В. Степанов. - М.: АСТ-Пресс, 2008.
6. Узорова, О. В. 500 контрольных диктантов по русскому языку [Текст] / О. В. Узорова. - М.: Аквариум, 2008.
7. Узорова, О. В. Загадки для развития речи, внимания, понятия и абстрактного мышления [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. — М.: АСТ, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...