Проверка написания слов с парными согласными на конце слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Житникова Наталья Викторовна

Развивать у учащихся умения распознавать и проверять написание слов с парными согласными на конце, разбирать предложение по членам; повторить правила обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и мягким знаком; развивать речь учащихся; формировать умение самостоятельно работать; воспитывать любовь к животным, природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekkt_2.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Т

Тема урока. Проверка написания слов с парными согласными на конце слова

Цели урока. Развивать у учащихся умения распознавать и проверять написание слов с парными согласными на конце, разбирать предложение по членам; повторить правила обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и мягким знаком; развивать речь учащихся; формировать умение самостоятельно работать; воспитывать любовь к животным, природе.

Оборудование. Картинный словарь по теме «Животные», карточки со словарными словами, индивидуальные карточки парных согласных букв, учебник «Русский язык», аудиозапись П. И, Чайковского «Времена года», картины зимней природы, листочки с тестом.

^ Ход урока.

I. Организационный момент.

II. повторение.

 - Сегодня на уроке мы будем продолжать работать над парными согласными на конце слова. Но сначала повторим предыдущий материал. Посмотрите на доску, там записаны буквы. Вам нужно поднять карточку с той буквой, которая должна стоять вместо знака вопроса.

^ На доске.

б/п, ?/ф, г/к, д/т, ж/?, ?/с

 - Как называются эти согласные? (Парные согласные).

 - Какие правила о парных согласных вы знаете? (В русском языке шесть пар звонких и глухих согласных. Звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом).

 - Какие слова нужно проверять? (Слова с парным согласным звуком на конце слова).

 - Какие слова являются проверочными? (Слова, в которых после согласного стоит гласный, являются проверочными).

 - Откройте тетради. На минутке чистописания запишем буквы, которые были пропущены.

^ Учитель записывает на доске.

Дети переписывают эту строчку в тетрадь.

III. Словарная работа.

Учитель показывает картинки с изображение зайца, коровы, лисицы, медведя, собаки.

^ Дети записывают слова, обозначающие этих животных, в тетрадях.

Учитель вывешивает карточки со словарными словами. Далее следует самостоятельная проверка.

 - Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки, кто допустил одну, две, три ошибки.

 - Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. (Медведь).

 - Почему в нем букв больше? (Мягкий знак звука не обозначает).

 - А для чего он в слове? (Для смягчения предшествующего согласного).

 - Какими еще буквами обозначается мягкость согласных звуков на письме? (Гласными буквами и, е, ё, ю, я).

 - Приведите примеры слов с мягкими согласными звуками.

^ IV. Игра «Спустись по лестнице».

На доске.

ле… с во… з го…д

сне… г гри… б гру…з

моро…з заво… д горо…д

 - В словах пропущены согласные буквы, которые нужно проверять. Догадайтесь, какие это буквы.

С каждого ряда учитель вызывает «представителя», который дописывает слова. Затем следует коллективная проверка на доске.

^ V. Работа с деформированным предложением.

 - Что на доске: слова или предложение? (Это слова).

На доске.

на, вывалилась, большая, берег, медведица

Почему это не предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль, а здесь только слова).

 - Составьте предложение из данных слов и запишите его.

^ Один ученик пишет на доске, остальные – в тетрадях.

На берег вывалилась большая медведица.

 - Проверьте предложение на доске. Нет ли в нем ошибок?

 - Каким словом можно заменить слово вывалилась? (Словом вышла).

 - А почему в предложении использовано именно слово вывалилась? (Потому что оно лучше передает, как двигается медведица. Это говорит о том, что она появилась неожиданно.)

 - Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое.

 - Как по-другому называются подлежащее и сказуемое? (Главные члены предложения, грамматическая основа.)

 - Почему главные? (Без них не может быть предложения.

^ VI. Работа по теме.

 -Какое время года сейчас? (Зима).

Учитель читает стихотворение.

 У дедушки года, у старого деда,

 Есть внучки четыре прекрасные девы.

 Садись поудобнее, слушай, дружок,

 Про первую внучку расскажем стишок.

^ Читают заранее подготовленные дети.

 1.Как старшая внучка красива собою!

 Зовется Зимою, Зимой ледяною!

 Лицо белоснежно и волосы белые,

 Всю сахарной, снежной Зима землю делает.

 2.Как только пора для зимы заступает,

 Свои сундучки она вновь открывает.

 Есть пять ледяных у нее сундуков:

 В одном спит метель – это мать ветерков,

 В другом сундуке затаилась пороша

 И множество градин – стеклянных горошин.

 3.А в третьем спит вьюга, в четвертом – снежинки

 И иней в последнем – в хрустальной корзинке.

 И эти богатства Зима всем раздарит.

 Украсит леса, с Новым годом поздравит.

 Оденет деревья в хрустальный наряд,

 Который сверкает и радует взгляд!

 - Зима… Шепотом произнесите это слово. Какие чувства у вас возникли? (Холодно, грустно, радостно, весело – скоро праздник Новый год.)

 - Закройте, пожалуйста, глаза. Тот, до кого я дотронусь, открывает глаза и называет любое снежное слово. (Снег, лед, холод, санки, метель, Дед Мороз…)

^ Вывешиваются на доску картины зимней природы.

 - Отгадайте загадки, а отгадки напишите вместе с проверочными словами.

 Какое правило нужно знать?

1.Он щипается, кусается,

 Прогнать домой пытается.

 Но все равно я не уйду,

 Промчусь по снегу и по льду. (Мороз.)

2.Что за толстое стекло

 Речку всю заволокло? (Лед.)

3.Обернулась в лед вода

 Наступили… (Холода – холод.)

4.Зима так любит деток,

 Что к ним с собой ведет

 И Рождество, и Святки,

 Веселый Новый… (Год.)

5.Снег кружится, снег кружится

 В морозном солнце над землей.

 Уж он не тает, а ложится

 Пышною каймой. (Сугроб.)

6.Что за Дедушка Мороз

 Щиплет щеки, щиплет… (Нос.)

7.Летит – молчит, лежит – молчит,

 Когда умрет, тогда заревет. (Снег.)

^ На доске запись.

Мороз – морозы, лед – ледок, холод – холода, год – годы, сугроб – сугробы, нос – носы, снег – снега.

VII. Музыкальная минутка.

 - В декабре 1875 года великий композитор Петр Ильич Чайковский написал 12 фортепианных пьес, связанных с месяцами года. Свой альбом он назвал «Времена года». Послушайте пьесу «Святки» (декабрь). Святки – это старинный праздник накануне Нового года.

^ Дети слушают пьесу.

 - Какие картины вы представляли себе, когда слушали музыку? (Это мелодия вальса, под которую танцует маленькая девочка около новогодней елки. Этот вальс медленный, зимний и немного грустный).

VIII.Работа с учебником.

 - Откройте учебник на стр. 99.

Коллективное выполнение упр. 170.

 - Найдите упражнение 171. Прочитайте про себя задание, упражнение. Есть ли непонятные слова?

 - Спишите упражнение, вставляя пропущены буквы.

Дети выполняют упражнение самостоятельно.

Проверка: вызванный ученик читает словосочетания. Говорит, в каком слове вставил пропущенную букву и почему, к слову подбирает проверочное слово.

^ IX. Итог урока.

 -В конце урока проведем тестирование, которое я вам подготовила.

Учитель раздает листочки с тестом по вариантам.

1 вариант.

1. Обведи парные согласные.

б, р, с, х, д

2.Обведи слова с сомнительной согласной.

Дом, сад, шарф, раки.

3.Найди и обведи проверочное слово к слову дуб.

Дубок, дубки.

4.Поставь, где нужно, букву т

Тор…, са…, кана…, пара… .

5.Подчеркни «лишнее» слово.

Лук, пилот, жар, лед.

2 вариант.

1.Обведи парные согласные.

в, н, к, ц, ж

2.Обведи слова с сомнительной согласной.

Сыр, лес, дуб, маки.

3.Найди и обведи проверочное слово к слову зуб.

Зубок, зубки.

4. Поставь, где нужно, букву с.

Ле…, ма…ь, но…, моро… .

5.Подчеркни «лишнее» слово.

Поход, жираф, сон, мед.

 - Я проверю ваши работы и выясню, кто самый внимательный и лучше всех усвоил тему «Парные звонкие и глухие согласные».

 - Давайте еще раз вспомним правила по этой теме.

Учитель дает оценку работе всех детей и отличает наиболее активных.

X. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку во 2 классе по технологии А.М.Кушнира на тему:«Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова».

Открытый урок по русскому языку во 2 класе на тему: «Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова», разработан по природосообразной Технологии образного креативного чтения и письма ...

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

«Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 12»         Урок русского языка во 2 классе по теме«Правописание...