"Склонение имен прилагательных во множественном числе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

На уроке применены элементы сингапурского опыта организации учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_imen_prilagatelnyh_vo_mn.chisle.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Хаммадова Альфия Абдулловна

учитель начальных классов

МБОУ «Карповская начальная общеобразовательная школа»

филиал МБОУ «Кулаевская средняя общеобразовательная школа»

Пестречинского муниципального района  Республики Татарстан

                     Конспект урока  русского языка. 4 класс

Тема «Склонение имен прилагательных во множественном числе»

Цели:

Образовательные – научить склонять имена прилагательные во множественном числе.

Развивающие - развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.    

Воспитывающие  - воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Ресурсы урока: учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 4 класс, часть2; рабочая тетрадь; ПК; мультимедийный проектор; презентация к уроку; карточки с заданиями.

                                                        Ход урока

I Мотивация к учебной деятельности , определение темы урока.

а)Встали дружно.

Повернулись

И друг другу улыбнулись.

-Ребята, как вы думаете, для чего мы изучаем русский язык? (Чтобы правильно говорить и писать)

-Чтобы научиться этому, на уроке надо быть какими? (внимательными, старательными,активными,аккуратными...)

-Слова какой части речи использовали в ответах? (имена прилагательные)

-В каком числе? (во множественном)

-Кто догадался, что будем изучать? (имена прилагательные во множественном числе)

-Тема урока “Склонение имен прилагательных во множественном числе”(Слайд 1)

б)Минутка чистописания

-Откройте тетрадь.Запишите число. Классная работа.

На доске запись

Старательный ученик не получает плохих отметок.

-Прочитайте хором. Красиво спишите это предложение.

I I Актуализация знаний, постановка цели урока.

а)     ТАЙМД ПЭА ШЭА [4,с.108]

- Что вы знаете об имени прилагательном? Расскажите об этом «партнёру по лицу». Начинают №1, №2( ученики обсуждают вопрос в течении 20секунд, затем несколько учащихся проговаривают то, что услышали от своего партнёра) б) -Прочитайте еще раз предложение, найдите имя прилагательное. (старательный, плохих)

-Выделите окончание и напишите падеж прилагательных.  ( Ученики выделяют окончание и говорят, что  во множественном числе не склоняли, поэтому затрудняются определить падеж слова плохих)

-Кто скажет, какая цель урока? (Цель  урока -  научиться склонять имена прилагательные во множественном числе) (Слайд 2)

-Для чего это надо знать? (Чтобы правильно говорить и писать  окончания имен прилагательных во множественном числе)

III Объяснение нового материала.

а) -Откройте учебник по закладке.[1, c.38]

-Прочитайте заголовок. Что вы видите? (Это таблица склонения имен прилагательных во множественном числе)

-Назовите вопросы и окончания имён прилагательных в каждом падеже.(называют  вопрос, окончание)

-Можно ли узнать падеж имени прилагательного по окончанию? (Не всегда, потому что у прилагательных в родительном, винительном и предложном падежах одинаковые окончания)

-Изменяются ли имена прилагательные множественного числа по родам?(не изменяются)

 -Почему у слов одного падежа разные окончания? (разная основа)

-Чем отличается склонение в винительном падеже? ( Окончания разные)

-Почему разные? Какие существительные склоняли? (Реки, кони. Река - неодушевленное, конь - одушевленное  имя существительное)

-Как узнать падеж имени прилагательного во множественном числе?

-Давайте вспомним, как определяли падеж прилагательного в единственном числе.  Составим алгоритм

1. Найди имя существительное.

2. Определи, с каким словом оно связано по смыслу.

3.Поставь от него падежный вопрос.

4.По падежному вопросу определи падеж имени существительного.

5.Падеж имени прилагательного будет таким же. (Слайд 3)

-По алгоритму попробуйте определить падеж прилагательного плохих.

-Кто определил падеж? (1 ученик рассказывает, как узнал падеж)

-Запишем падеж над словом. (Р.п.)

б) ТАЙМД ПЭА ШЭА

-Что вы узнали о склонении имени прилагательного во множественном числе? Расскажите об этом  «партнеру по плечу». ( Ученики обсуждают вопрос в течении 20 секунд, затем несколько учащихся проговаривают то, что услышали от своего партнёра) Сделаем вывод:

1.Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам.

2.Падеж можно узнать по падежу имени существительного.

3.На правописание падежных окончаний влияет тип основы.

4.В винительном падеже влияет, с какими существительными сочетаются – с одушевленными или неодушевленными. (Слайд 4)

IV Физкультминутка [2, с.85]

 V Закрепление изученного.

а) - Прочитайте, как  выполнить упр.81. Что нам надо сделать? (Надо просклонять имена существительные  вместе с именами прилагательными)

-Ученики, которые сидят за столами №1, №2, вы просклоняйте голубые весенние цветы; кто сидит за столами №3, №4, вы просклоняйте весёлые неуклюжие медвежата.

СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ [4,с.108] (Ученики выполняют письменную работу и передают друг другу по кругу для проверки) Проверка по слайду. (Слайд 5)

ТЕЙК ОФ – ТАЧ ДАУН [4,с.108]

-Встаньте  те, у кого нет ошибок. Молодцы! Садитесь.

-Встаньте  те, у кого 1 ошибка.  Хорошо! Садитесь.

-Встаньте  те, у кого 2 ошибки. Будьте внимательнее!

б) - Переходим к упр.82 .Прочитайте задание про себя. Что надо сделать? (Отгадать загадку)

-Прочитайте стихотворение вслух (1 ученик читает)

-Кто догадался, что это? (салют)

-Кто знает лексическое значение этого слова? (Дети  говорят, что означает это слово)

-Вот как написано в толковом словаре: (Слайд 6)

Салют – это приветствие выстрелами, ракетами, фейерверк в честь праздника, торжественной даты. [3, c.54]

-Запишите слово салют, поставьте ударение, выделите орфограмму.

-Как проверить безударную гласную? (Проверить нельзя. Надо запомнить. Это словарное слово.)

-Придумайте красивое название для загадки. (Дети предлагают  разные названия)

-Подберите  синонимы к выделенным словам. (подбирают синонимы)

-Найдите имя прилагательное во множественном числе, запишите вместе с существительным, выделите окончание, укажите падеж.(пунцовые, золотые цветы)

-Проверим.(1 ученик рассказывает, как определял падеж)

в) Прочитайте, как выполнить упр.83. (Надо составить  4 предложения из слов, выделить окончание, написать падеж)

-Работаем в команде, используя ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН [4,с.107]  

Стол №1- вы составляете предложение из первой группы слов, №2 – из второй и т.д. (Дети обдумывают, записывают, по очереди обсуждают в команде свое предложение) Отвечает №4 от каждого стола.

г) - А теперь самостоятельная работа  по карточкам. Я предлагаю 2вида задания. Они разные по сложности. Выбирайте сами, какое задание выполнять.

-Все справились? Сейчас я раздам вам карточки с правильными ответами. Проверьте свою работу, поставьте карандашом отметку. (Ребята проверяют, исправляют ошибки, оценивают работу)

ТЕЙК ОФ – ТАЧ ДАУН [4,с.108]

-Встаньте те, у кого нет ошибок. Вам ставлю «5».Молодцы! Садитесь.

-Встаньте те, у кого 1-2 ошибки. Вам ставлю «4».Хорошо! Садитесь.

-Остальным ставлю «3» , будьте внимательнее.

VI Рефлексия.

а) - Ребята, давайте вспомним, какая была цель урока?

-Как склоняются имена прилагательные во множественном числе?

-Как  определить падеж?

-Для чего это надо знать?

-Какие были трудности?

б) - Составим синквейн к нашему уроку.  Ключевое слово   урок.

Урок

интересный, нужный

воспитывает, учит, развивает

Урок даёт новые знания.

Открытие

в) - Ребята, все вы хорошо поработали. Похвалим себя! ТИМ ЧИР [4,с.108]  

                                             Мы - ученики!

                                    Мы - молодцы! (Слайд 7)

г) - Запишите домашнее задание - упр. 84. Прочитайте про себя, как выполнить упражнение. Если всё понятно, можно выйти на перемену.

Список  литературы

1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 4 класс, ч.2: учебник, Москва, Просвещение, 2014г.,160с.

2. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток» ,Москва, ВАКО, 2013г, 209с.

3.Неусыпова Н.М. «Толковый словарик по русскому языку», Москва, Просвещение, 1989 г., 80с.

4.Мухаметшина Л.Ф.«Преобразование обучения для ХХI века»: методичка по сингапурскому опыту организации учебной деятельности,Казань, 2014г,112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Различие именительного и винительного падежей.

Цель урока: формирование умения склонять и употреблять прилагательные во множественном числе, научить правильному написанию окончаний  прилагательных во множественном числе, развивать интеллектуа...

Склонение имен прилагательных во множественном числе

Цели: Формирование умений  склонять имена прилагательные в форме  множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных  множественного числа....

Урок в 4 классе "Склонение имен прилагательных в множественном числе"

Цель: Формирование умений  склонять и правильно писать окончания имён  прилагательных  во множественном числе.Задачи: ü  Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработк...

Конспект урока: "Склонение имен прилагательных во множественном числе."

Цель: создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе»....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Склонение имен прилагательных во множественном числе"

Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые...

« Склонение имен прилагательных во множественном числе».

Открытый урок по русскому языку. Тип урока объяснение нового материала....