Урок развития речи на тему «Сочинение – описание кошки».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Осьмачко Г.В.

на уроке дети создают текст - описание с элементами повествования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сочинение-описание кошки.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи на тему «Сочинение – описание кошки».

(4класс УМК «Школа России».)

Цель урока: научить описывать животных, показать  

                       особенности сочинения – описания с элементами

                       повествования; учить употреблять имена прилагательные в

                       устной и письменной речи:

Планируемые результаты:

Предметные: работать с текстом, отбирать опорные (ключевые ) слова, позволяющие создать свой собственный текст;

Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем свою деятельность, анализировать составленные тексты .

Личностные: проявлять чуткое отношение ко всему живому,  любовь к животным, потребность заботиться о них.

                   

Оборудование:

  1. Плакат «Наши питомцы» с фотографиями кошек
  2. Выставка книг и статей о кошках
  3. План описания кошки
  4. Опорные слова

Ход урока:

I. Вступительное слово.

                        Отворилась тихо дверь –

                        И вошел усатый зверь,

                        Сел у печки жмурясь сладко,

                        И умылся серой лапкой.

- Ребята, мы продолжаем работу над описанием. Будем строить его на примере описания кошки.

- Большинство людей, живущих на нашей планете, очень любят кошек. Ведь кошки – верные, преданные и полезные спутники нашей жизни. Они украшают  нашу жизнь, а в горе часто и утешают нас. У многих пожилых людей, потерявших своих близких, кошки, часто, являются единственным живым существом, скрашивающими их печальную жизнь.

    Кошки сдержаны в проявлении своих чувств, но очень привязаны к своему хозяину, к дому. (Есть немало случаев, когда кошки возвращались назад домой через много километров).

- Полюбуйтесь на это красивое, изящное и ловкое животное. Шерстка гладкая, мягкая, движения грациозные. Это ласковое нежное животное и беззаветно храброе.

II. Беседа.

  1. Что вы знаете о кошках, их породах? (Предок крапчатая или песчаная, длинная шерсть – турецкая, персидская, бирманская, короткая шерсть  - европейская, русская голубая, сиамская, абиссинская)
  2. Как человек относится к кошке и почему? (Кошка – член семьи, любит, ухаживает, многое позволяет).
  3. Почему кошку считают хранительницей семейного очага? (Первой впускают в новый дом, в народных поверьях – бог и нечистая сила).
  4. Что дает человеку общение с кошкой? (Уютно, спокойно, в быту ловит мышей, крыс).
  5. Расскажите о своей кошке так, чтобы мы могли ее представить, вы наблюдали за кошкой, ее повадками, что интересного удалось подметить? (Обратить внимание на оформление доски).
  6. Как вы понимаете слова французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери «Ты должен быть в ответе за тех, кого приручил».

Вывод:  Кто для нас кошка?  (Кошка – верный, преданный и полезный друг

                человека)

III. Беседа – определение типа сочинения.

- Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение, сказка)

- Какой тип речи будет ведущим главным в вашем сочинении? (Описание)

- Почему? (Описываем животное)

- Только ли этот тип речи понадобится? (Нет, еще элементы повествования, расскажем о повадках, привычках, как ухаживаем)

- Почему художественное описание? (Нужно эмоционально изобразить словами предмет, передать свое отношение)

- Какую часть речи вы будете использовать для этого? (Прилагательное)

- Прослушайте отрывок, какие предложения по цели высказывания использованы?

«Неторопливая, важная походка, благородная осанка. Как вы думаете, о ком идет речь? Может о каком – то рыцаре? Нет! Это описание моего любимого кота.

- Какой текст должен у вас получиться? (Текст – художественное описание, с элементами повествования используя различные предложения по цели высказывания, имена прилагательные)

IV. Речевая подготовка.

- Наша речь должна быть богатой по содержанию и правильной по форме.

1. Избегать повторов. Прослушайте отрывок, назовите ошибку.

«У меня есть друг. Его зовут Рыжик. Рыжик маленький, но очень умный котеночек. У Рыжика рыженькая мордочка, нос розовый. Рыжик очень ласковый и нежный»

- Какими существительными можно было воспользоваться? (Кот, котик, котенок, кошка, кошечка, он, питомец, животное, существо, зверек, любимчик, любимица)

2. Тип речи.

«У меня есть Мурзик. Это озорной и ужасно ленивый кот. Я подобрал его для того, чтобы он ловил мышей. Но Мурзик оказался трусливым. Он так испугался мышей, что совсем не выходил из комнаты. Вот такой у меня кот»

(Это повествование, не эмоциональное, не показана любовь к животному. Чем больше правильно употребите в описании прилагательных, тем ярче, выразительнее получится рассказ)

3. Привести примеры кличек животных (Васька, Мурка, Пушок, Черныш, Кузя)

4. Действия кошки: мяукает, мурлычет, фыркает, крадется, бесшумно идет, ступает, мчится, крадется.

5. Словосочетания, помогающие передать свое отношение к описываемому предмету. (Ласковый взгляд, добрые глаза, милые повадки, верный друг, благородный характер, грациозная походка, изящная фигурка, нежное существо)

V. Структура сочинения, орфографическая подготовка.

Примерный план:

1. Кличка кошки, порода.

2. Внешний вид:

    а) голова, мордочка (глаза, уши, нос)

    б) туловище (размер, шерсть, движение)

    в) лапы, хвост

    г) повадки, привычки кошки

3. Мое отношение к кошке.

I. Вступление – Как начать сочинение?

С того, как животное поселилось в доме, его кличка, порода. Можно в самом начале использовать загадку или отрывок стихотворения.

II. Основная часть – описание внешнего вида, привычек, повадок, как вы ухаживаете за животным.

III. Концовка – выразить свое отношение к коту в семье.

VI. Запись сочинения.

VII. Итог урока. Чтение сочинений. Чему учились?

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по теме: "Сказка о грустном художнике" (сочинение по картине И.Левитана "Март")

Цели урока:обучить написанию связного текста (описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений);пополнить словарный запас учащихся, закрепить понятие об описании как типе ре...

Урок развития речи по теме: "Сочинение-описание русской берёзы".(3 класс)

Урок  развития речи по теме: "Сочинение-описание русской берёзы". Урок проводится в 3 классе после изучения творчества С. Есенина на уроках литературного чтения....

Урок развития речи. 4 класс. Сочинение - описание животного (кошка).

Урок развития речи, написание сочинения - описания животного (кошки). Материал расчитан на 2 урока (урок русского языка + урок литературного чтения)....

Урок развития речи на тему "Типы текстов. Текст-описание"

Конспект занятия по речевому развитию для 2 класса....

Конспект урока по развитию речи на тему «Сочинение-описание»

Конспект урока по развитию речи на тему «Сочинение-описание»...

Презентация к уроку развития речи по теме "Текст-описание"

Презентация поможет последовательно выстроить план работы по созданию текса-описания....