Этап урока | Деятельность учителя | Формы работы | Деятельность ученика | Время |
1. Орг. момент | - Ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Урок у нас сегодня необычный, давайте его назовём праздничным. - Возьмите в руки солнышко. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе в правую ладонь, прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро, хорошее настроение. - Поместите это все в свое сердце. - Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?!
| Фронтальная
| Выполняют пожелания учителя
|
2
|
2. Минутка чистописания
| На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя поделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!
- Урок начнём с чистописания. В этой букве нет углов И она бы укатилась, Если масса разных слов Без нее бы обходилась! - О какой букве идёт речь? Буква о будет сегодня хозяйкой на нашей минутке чистописания. - Мы будем записывать заглавную и строчную буквы О,о в определённой последовательности. Я буду произносить утверждения, если они верные – записываете заглавную букву, если неверные – строчную. ( коллективная работа) - Слово футбол является существительным мужского рода (О) - Слово спортсмены употреблено во множественном числе (О)
- Последней буквой в слове медаль является твёрдый знак (о) - В слове кросс на конце слова пишется две буквы СС (О) - Слово бокс является односложным ( О) - Существительное «с мячом» употреблено в Именительном падеже (о) О О о О О о - Проверьте последовательность букв.
|
Коллективная работа |
Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителя, записывают
| 2
|
3. Актуализация знаний | - Последней буквой в слове медаль является твёрдый знак (о) - В слове кросс на конце слова пишется две буквы СС (О) - Слово бокс является односложным ( О) - Существительное «с мячом» употреблено в Именительном падеже (о) О О о О О о - Проверьте последовательность букв.
- Какой общей темой мы можем объединить слова, озвученные на чистописании? (спорт) - Ребята, а вы любите заниматься спортом? - Занятия спортом очень важны в жизни человека. Они поддерживают здоровье, предохраняют от заболеваний, для взрослых людей замедляют процесс старения. Спорт – это жизнь. Это легкость движенья. Спорт вызывает у всех уваженье. Спорт продвигает всех вверх и вперед. Бодрость, здоровье он всем придает.
Все, кто активен и кто не ленится, Могут со спортом легко подружиться - Я вам предлагаю составить слова из рассыпанных слогов.
|
| Записывают в тетрадь цепочку букв
| 4 |
| Все, кто активен и кто не ленится, Могут со спортом легко подружиться. - Я вам предлагаю составить слова из рассыпанных слогов.
- Запишите получившиеся слова ( дзюдо, хоккей, биатлон, олимпийский) ( я на доске) - Назовите «лишнее слово» - По какому принципу вы определили? - Докажите, что слова дзюдо, хоккей, биатлон являются именами существительными. - Дайте определение « Что такое имя существительное? - Определите род имён существительных (сверху надписать ).
|
Работа с интерактивной доской
Фронтальная беседа
Фронтальная работа
Инд.работа С.работа
Сам.р. |
Путём перетягивания составляют слова «хоккей, дзюдо, биатлон, олимпийский»
Записывают слова
Отвечают на вопросы учителя Определяют род сущ.
Отвечают правило Определяют род существительных |
|
4.Постановка проблемного вопроса. | -А теперь давайте обратимся к слову, которое вы назвали «лишним» : слово олимпийский - Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова? - Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи). - Какой частью речи является слово олимпийский? - Докажите, что это слово является именем прилагательным. - А могут ли изменяться по родам имена прилагательные? - У нас возникла проблема, которую мы должны будем решить на уроке. - Сегодня мы и попытаемся ответить на этот вопрос. ( плакат на доске)
- Сформулируйте самостоятельно тему нашего урока. ( Изменение имён прилагательных по родам)
| Постановка проблемного вопроса |
Формулируют тему и цель урока | 2
|
5. Решение учебной задачи | - Сформулируйте цель нашего урока.(Научиться определять род имён прилагательных)
- Какой частью речи является слово олимпийский? (Имя прилагательное). 1. Работа с интерактивной доской. факел, пламя, деревня, огонь, знамя, победа ( перетаскивают слова в 3 столбика) факел деревня пламя огонь победа знамя
- Используем уже знакомое нам слово « олимпийский».
|
Выявляет знания по теме |
Отвечают правило
Работают с интерактивной доской | 5 мин |
| - Задайте вопросы от существительного к прилагательному и составьте устно словосочетание, т.е. пару «существительное +прилагательное» Факел (какой?) олимпийский Огонь (какой?) олимпийский - Существительное факел, огонь какого рода? (м.р.) - Что вы думаете о роде прилагательного «олимпийский»? (тоже м.р.)
Деревня (какая?) олимпийская Победа (какая?) олимпийская - Существительные деревня, победа употреблены в каком роде? (ж.р.) - Сделайте вывод о роде имён прилагательных ( тоже ж.р.)
Пламя (какое?) олимпийское Знамя (какое?) олимпийское - Назовите род существительных пламя, знамя. (ср.р.) - Сделайте вывод о роде прилагательных ( ср.р.) - Это первое правило определения рода имени прилагательного.
| Объясняет новый материал
Запись появляется на интерактивной доске Выделяет окончания прилагательных по ходу объяснения
| Составляют словосочетания
Делают вывод о роде имён прилагательных |
|
| Вывод: Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно употребляется. - Возьмите памятку розового цвета, лежащую у вас на столе. Давайте прочитаем алгоритм определения рода имени прилагательного.
| Знакомит с выводом
Знакомит с алгоритмом | Читают вслух по пунктам вывод
Знакомятся с алгоритмом | 2 мин
|
| - Существует ещё 2 других способа определения рода имён прилагательных – по вопросам и окончаниям. - Возьмите жёлтую памятку , давайте познакомимся с ней.
( Эти же памятки показаны на интерактивной доске) - Признаки рода у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р.. Вывод: имена прилагательные изменяются по родам. ФИЗМИНУТКА - Встаньте. Я буду называть словосочетания «сущ. + прил.». - Если прилагательное мужского рода, вы присядете; - если прилагательное женского рода, вы похлопаете в ладоши; - если прилагательное среднего рода, вы поднимаете руки вверх.
| Знакомит с памяткой
Проводит физминутку | Знакомятся с памяткой | 2 мин
2 мин
|
6) Первичное закрепление | Дружный, нежное пюре, весёлая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, алая заря, далёкий край, верная подруга, великое дело.
- 1)Как вы думаете, почему у нас на уроке присутствуют «олимпийские слова»? - Совсем недавно, с 7 февраля по 23 февраля прошли XXII зимние Олимпийские игры в городе Сочи, Краснодарского края, на берегу Чёрного моря. Неизменным атрибутом олимпийских игр является флаг Олимпийских игр. На флаге Олимпийских игр изображены соединенные между собой разноцветные кольца. Что они символизируют? (Пять частей света, участвующих в Олимпийских играх) Синий — Европа; черный — Африка; красный — Америка; желтый — Азия; зеленый — материки Австралия и Новая Зеландия.
|
Рассказ учителя |
| 1 мин |
| - Олимпийских пять колец – Символ дружбы, мира свет! 1- ученик читает двустишье (в руках голубое кольцо, по ходу прикрепляю кольца на белом ватмане ) Голубой – морской прибой, Свод небесный над тобой. 2-й ученик: Желтый – солнышка привет И луны полночный свет! 3-й ученик: Черный – цвет морских глубин, Южной ночи господин! 4-й ученик: А зеленый – цвет листвы, Шепот пальм и шум травы. 5-й ученик: Красный – утренний рассвет, Полевых цветов букет.
| Записывает на доске прилагательные голубой, жёлтый, чёрный, зелёный, красный | Читают стихи (5 человек)
Прикрепляют кольца | 4 мин |
| Учитель: Давайте же кольца соединим, И если мы вместе, То мы победим! - К чему призывает стихотворение? ( люди всех континентов должны дружить) - Определите род прилагательных, выделите окончания. - Мы сделали вывод, что имена прилагательные изменяются по родам. - Измените прилагательные и запишите их в ж.р.. Это работа самостоятельная. - Назовите и выделите окончания. - Прилагательные среднего рода запишем на доске. 2) - К атрибутской символике также относятся талисманы. - Вы знаете талисманы прошедшей XXII зимней олимпиады? - По результатам голосования было принято решение, что победителями конкурса стали Белый мишка, Зайка и Леопард.
|
Знакомит с талисманами |
Самостоятельная запись имён прилагательных ж.р. Работа у доски с прилагательными ср.р. |
1 мин.
2мин.
1 мин
|
| Работа по парам ( фамилии подписать заранее) - Возьмите карточки голубого цвета. Работаем в парах . - Вставить окончания, определить род имён прилагательных. (Содержание карточек 1 ряда) Бел… Мишка Полюс - луч… друг детей. Мишка имеет добр… характер. Он любит кататься, верн.. помощник бобслеистов. (Содержание карточек 2 ряда) Леопард Барсик – сильн… вынослив… зверь, который живёт в горах Кавказа. Леопард – отличн… альпинист. В свободн… время он учит детей кататься на сноуборде. (Содержание карточек 3ряда) Бел.. зайка Стрелка – прирожден… фигуристка. Активн… зайка успевает всё: заниматься спортом, учиться на «отлично» и помогать маме. - Какой же текст у нас получился? - Вызываю три человека к доске с карточками, зачитывают текст. (карточки собрать, во время тестирования проверить)
|
3 человека читают текс |
Работа в парах | 4мин
|
| 3) Игра « Узнай род имени прилагательного» карточки развешаны по классу, встают, составляют схему на доске магнитами.
- Данная схема поможет вам при работе над графическим диктантом. 4)Графический диктант ( в тетрадях рисуют фигуры самостоятельно, 2 человека с обратной стороны доски) Треугольник – м.р. Квадрат – ж.р. Круг – ср.р. Выносливый спортсмен, олимпийская удача, фигурное катание, умелое плавание, великий спорт, дружная команда, удачное выступление, короткая программа.
4) Работа по группам ( по рядам) Ловкий, спортсмен, тёплое, море, яркая, победа Лучший, вратарь, фигурное, катание, высокая, горка Яркий, факел, лыжное, двоеборье, долгожданная, победа
| Предлагает составить схему 2 мин
2 мин | Составляют схему
Работают самостоятельно |
|
| 5) Тест ( самостоятельная работа)
Имя прилагательное 1. Имена прилагательные - это а ) слова, которые обозначают предметы; б) слова, которые обозначают признаки предметов; в) слова, которые обозначают действия предметов.
2. Имена прилагательные а) бывают мужского, женского и среднего рода; б) изменяются по родам.
3. Род имени прилагательного зависит а) от рода имен существительных; б) от глагола.
4. Подчеркните прилагательное м.рода а) голубой; б) добрая; в) красивое.
5. Подчеркните прилагательное ср.рода а) могучий; б) яркое; в) смелая.
|
|
|
|
| ( На слайде показываю правильные ответы) Самопроверка, самооценивание 1 – б 2 - б 3 – а 4 – а 5 – б 6 – а ( задание про запас) 6) Синквейн, ключевое слово - спорт ( запасное задание, групповая работа)) 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме; пословица, поговорка. 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
|
|
|
|
|
( на слайд вынесены пословицы о спорте) В здоровом теле здоровый дух Крепок телом – богат и делом Кто спортом занимается, тот силы набирается Воздух, солнце и вода наши лучшие друзья Отдашь спорту время - взамен получишь здоровье Кто любит спорт, тот здоров и бодр. Спорт Бодрый, здоровый Бежать, прыгать, нестись Кто спортом занимается, тот силы набирается Здоровье
|
|
|
|
7. Открытие нового знания
8. РефлексияИтог урока. Оценки.
| - Как вы считаете, мы «открыли новые знания»? - Сможем ли мы теперь ответить на проблемный вопрос, поставленный вначале урока? - Я вам предоставляю право ответа.
- Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания? (на доске) Я УЗНАЛ НОВОЕ… МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ… - Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам). Урок я хочу закончить пожеланием: Я желаю вам быть Мудрыми Аккуратными Творческими Работоспособными Естественными иногда Шаловливыми Культурными Активными в жизни.
| Подводит итог урока |
| 2 мин |
| иногда Шаловливыми Культурными Активными в жизни. - Оценки….. - Урок окончен. Спасибо за работу. Мне было приятно с вами работать. Чтобы наш урок запомнился, я хочу подарить вам медали за отличную работу и хорошее настроение. |
|
|
|