Ход урока. 1. Организационный момент. (Л) Мы пришли сюда учиться… Обращение к гостям в начале урока: Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали. Не судите очень строго, Ведь учились мы немного. Слайд №1
2. Актуализация знаний детей.(П) «Предложения – колечки». Хоровое чтение изученных букв.
3. Целеполагание и мотивация. (Р,П) - Мы продолжаем путешествие в город Алфавитинск. Сегодня познакомимся с новыми звуками и буквами. А с какими, вы узнаете, если отгадаете загадку. Появилась девочка в чашечке цветка И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала И маленькую ласточку от холода спасла. (Г.- Х. Андерсен «Дюймовочка») Слайд №2
4. «Открытие» новых знаний детьми. (П) Выделение звука [д, ] из слова Дюймовочка. Характеристика звука [д ,] -Сформулируйте тему и цели урока. Слайд №3 -Прочитайте девиз урока. Слайд №4 Дружба – в делах помощница. (Л) -Объясните смысл пословицы. Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Друг познается в беде. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.) Игра «Кто больше запомнит слов со звуками [д ], [д, ] (П) Деревенские дети дружно делали дом. Деревянный. Дощечка да дощечка. Дырочка – дверь. Дострогали, допилили, докрасили. Добротный дом. Домик для дворняжки.
5. Фонематическая разминка. (Р) Игра «Узнай звук» -Услышав звук [д ], поднимите синюю карточку; звук [д, ] - зелёную. Дом, девочка, дочка, Дюймовочка, Дима, дружба, дерево, дятел, дупло, доброта. -Назовите слова, в которых встречаются звуки [д], [д, ]. (П) Знакомство с буквами «Д, д».
6. Первичное закрепление. Работа с букварём (стр. 62) • Работа со столбиками слов. (П) Слайд №5 Чтение цепочкой. -Найдите в словах общую часть. (Знакомство с понятием «родственные слова» ). -Назовите слова, которые отвечают на вопрос «какой?». (Дубовый, дворовый) -Подберите к ним слова, отвечающие на вопросы что? кто? (Р) (Дубовый лес, лист, стол. Дворовый пес, клуб) • Работа с текстом. Чтение и пересказ текста. Слайды №6, №7, №8 -Почему эти предложения можно назвать текстом? (У текста есть название, имеет две части. Предложения связаны между собой по смыслу.) Выборочное чтение. -Прочитайте слова, в которых встречается буква д. -Поставьте вопросы к тексту.
7 . Дети утром рано встали Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.) Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. (Приседания.) На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним, ребята Наклоняйся, раз-два-три, И в лукошко набери! (Наклоны.) Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.) Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.) Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.) Утомил всех долгий путь — Дети сели отдохнуть. (Дети садятся за парты.)
8. Закрепление нового материала. -Расскажите, как вы помогаете птицам. (К) • Чтение стихотворений наизусть. Слайды №9, №10, №11, №12 Синица - мастерица все лето веселится. Охотница, певица, в саду она - царица. Увы, не может птица зимою прокормиться. Едва взойдет зарница, синица в дом стучится. Малыш наш удивится: - "Она здесь не жилица. Зачем в окно стучится, заглядывает в лица?" - "Синичек вереница летит сюда кормиться! Насыплем мы для птицы семян, зерна крупицы!" Помогу птичкам. В воздухе кружится Беленький снежок. Он укрыл деревья Поле и лужок. Птичкам стало хуже, Корма не достать. Мы поможем пташкам Перезимовать Вывесим кормушки С хлебом и зерном. Прилетайте, пташки , В гости вас зовём! • Чтение текста «Свой угол» учителем. Д. Тихомиров
Идет мужик за возом по морозу и думает: «Хорошо теперь дома, в теплой хате». Рыскает зверь по лесу, зябнет на морозе и думает: «Хорошо бы теперь лежать в теплом логове». Летела птица по поднебесью. Била птицу вьюга-метель. Думает птица «Хорошо бы теперь сидеть в теплом гнезде», И человеку, и зверю, и птице тепло и привольно в своем родном углу.
-В каком предложении выражена главная мысль текста? (И человеку, и зверю, и птице тепло и привольно в своем родном углу) • Работа в тетради (стр.30) -Как называется дом у этих животных? (Берлога, дупло, нора) -Соедините соответствующие слова и картинки. (Р) -Прочитайте двустишие. -Можно ли назвать это двустишие скороговоркой? (П) (Да, потому что один звук повторяется несколько раз) -Давайте произнесём скороговорку сначала медленно, тихо, затем быстрее, громче. -Подчеркните в тексте буквы д, б. Самопроверка. Слайд №13 -Найдите слово, в котором есть звук [д,]. (Дятел) -Составьте схему этого слова. Разделите на слоги. Поставьте ударение. (Р)
9. Повторение пройденного. Работа на карточках. 1.Распредели буквы по группам разными способами Д, Г, Б, Ф – заглавные буквы в, п, к, т – строчные буквы Д, Г, Б, в - звонкие согласные Ф, п, к, т – глухие согласные 2.Игра «Третий лишний». (а, э, ы -лишняя ы и, о, у – лишняя и т, д, к – лишняя к) Игра «Составь слова». (К) (кол, лом, мол, лак, мак, лад, кило, мода, клад) 10. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Л) -Что нового узнали на уроке? -Какое задание вам понравилось больше всего? Почему? Слайд №14 Обращение к гостям в конце урока: Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям!
Список использованной литературы: 1. Т.М.Андрианова «Букварь» – Москва, АСТ, Астрель, 2011. 2. Т.М.Андрианова «Рабочая тетрадь к «Букварю»; 3. Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»; |