Урок русского языка в 3 классе по теме: "Безударные гласные в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Кондакова Елена Альбертовна

Материал для урока русского языка в 3 классе по системе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Тема урока:  Безударные гласные  в   корне  слова.    

                                             3-й класс

Цели и задачи:

Развитие и совершенствование навыка правописания безударных гласных в корне  слов;

Развитие умения подбирать однокоренные слова для проверки правописания каждой безударной гласной;

Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, выделять её графически;

Уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и с учителем;

Учить детей уметь делать выводы, обобщения, аргументировать свои ответы.

Оборудование:   

           Мультимедиа  проектор, индивидуальные карточки, мелодия «Музыка дождя»,   

           слайды  для   работы.

                                                    Ход урока:

 1.  Минутка вхождения в урок.

Педагог показывает детям картину на тему «Деревья». (слайд) На фоне музыки педагог читает стихотворение Э. Мошковской:

Плакали ночью

Жёлтые клёны

Вспомнили клёны,

Как были зелены...

С жёлтой берёзы

Тоже капало.

Значит, берёза

Тоже плакала.

Приходилось ли вам видеть плачущие деревья? Отчего,по-вашему, они плакали? Бывает ли у вас такое настроение, когда хочется плакать? О чём вы плачете? Как быть, если кто-то плачет?

Утешить плачущего спешит тот, кто добр сердцем. Я так хочу, чтобы ваши глаза светились счастьем, чтобы из них не выкатилось ни одной слезинки.

А наше бережное отношение друг к другу, тёплые и нежные взгляды помогут нам в настроении провести этот день.

 2. Минутка чистописания. 

    Сегодня на минутке чистописания мы будем красиво и правильно писать  такие буквы, которые  у  вас написаны  на карточках  (у каждого на столе  дидактические карточки   с дифференцированным заданием). Дети работают над каллиграфической записью элементов и соединений.

Словарная работа. Постановка учебной задачи.

Учитель:

– Сегодня мы с вами поиграем в игру “Слоги заблудились”. Посмотрите, пожалуйста, на доску.

– Что вы здесь видите?

Дети:

– Мы видим группы слогов. Все слоги в каждом слове перепутались.

Учитель:

– Из данных слогов нужно составить слова.

На  экране (слайд):

Пус,ка,та; даш,ка,ран; ми,по,дор; го,род; яб,ко,ло; ва,то,рищ ; те, е, рас,ни;

го,о,род;  радь,тет; вер,се.

Дети называют составленные слова и записывают их в тетрадь: капуста, карандаш,

помидор, город, яблоко, товарищ, растение, огород,  тетрадь, север. (слайд):

– Ребята, поставьте ударение, скажите, чем похожи эти слова?

-Почему мы их сегодня записываем в словарик?

Дети:

 Потому что в корнях слов есть непроверяемые безударные гласные.

Учитель:

-Что это значит, ребята?

Дети:

- Это значит, что в правописании этих слов можно ошибиться.

Учитель:

-Как мы называем такие места в словах, в правописании которых мы можем ошибиться?

Дети:

- Такие места мы называем опасными.

Учитель:

-Что же мы можем/должны сделать, чтобы избежать таких ошибок?

 Дети:

 - Запомнить правописание этих  словарных слов,  т.к. проверочные  слова подобрать к ним  невозможно - их нет.

Учитель:

-Подчеркните безударные гласные. Значит сегодня мы будем работать по какой теме?...

4. Письмо по памяти. Актуализация знаний.

Учитель: Прочитайте стихотворение “про себя” на  экране ( слайд )    Прочитаем вслух хором. 

Прилетел мороз трескучий,
Он на реченьку дохнул,
Струйки светло-голубые
Льдинкой бледной затянул...

Назовите слова, в которых встречаются все изученные орфограммы, объясните написание.

– Прочитайте текст так, как вы будете его писать. (Орфографическое чтение)

А теперь закройте глазки и проговорите это четверостишие также.(Слайд закрыт).

– Самостоятельно запишите данный текст, проверьте записанное.

-Теперь, каждый из вас будет учителем. Поменяйтесь тетрадями, на полях карандашом напишите свою фамилию, начните проверку работы своего товарища, сверяя текст с записью на доске. Будьте внимательными и справедливыми учителями. Проверьте текст ещё раз по записи на экране.– Молодцы! Верните тетради друг другу, улыбнитесь друг другу, продолжаем работу.

5. Физминутка.        Дружный коллектив.

Дружат в нашем классе  

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся ( Кисти сложены в замок)

Маленькие пальчики.( Касание кончиками пальцев)

Раз,два,три,четыре.пять.(Поочередное касание пальчиков)

Мы закончили считать. (Встряхивание кистей рук)

 6.   Закрепление знаний.

Учитель:

-Что же  поведает  нам  наш молчаливый друг - учебник?

На стр. 76 давайте вместе разберём упр.101 на стр. 76.

 (Выполняется коллективно по заданиям учебника)

-Почему так важно уметь правильно ставить в словах ударение, различать ударные и безударные слоги?

Во время выполнения упражнения идёт вырабатывание и составление (появление  поочерёдно "шагами" на  слайдах)  алгоритма по определению и выделению в словах орфограммы "безударные гласные в корне слов"  

По окончании выполнения упражнения повторяется (устно) прочитывание всего алгоритма:

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Подчеркни безударные гласные в корне.

Подбери проверочные слова (сколько безударных гласных в корне, столько проверочных слов).

Напиши слово, вставь буквы.

Обозначь орфограмму.

7.Физминутка.

Потянулись! Потянулись!

А теперь мы все качнулись!

Потянулись все опять

И попрыгали раз пять.

Ручками похлопали,

Ножками потопали!

Покружились все на месте…

Сели тихо, дружно, вместе.

8. Наблюдение над словами с двумя безударными гласными в корне. Развитие умений.

Упр.102. Выполнение по алгоритму. Запись выполняется по образцу, под руководством учителя. Ученики работают на доске, проговаривают все шаги алгоритма.

Упр.103 - самостоятельная работа с взаимопроверкой работ друг у друга.(взаимопроверку дети осуществляют по записи на доске, открываемой учителем). ( Для  некоторых ребят предложены индивидуальные карточки)

-Если выполнили задание правильно, ставим "+", если неверно "-". Где были ошибки?

-С какими вы ещё орфограммами встретились?

 Учитель объявляет результаты проверенных заданий по индивидуальным карточкам, оценивает.

9. Включение в систему знаний и расширение речевого кругозора.

Устное ознакомление со значением старо-русского слова "КОЛО"( круг): кОльцо,

кОлЕсо, кОлОбок, кОлЕя( след от колеса), кОлбаса и даже окОло, Околица,ОколесИца.

 10. Итог  урока. Рефлексия.

Учитель:

-Вы, ребята, сегодня   очень хорошо поработали на уроке, были внимательными  и вдумчивыми. Что же нового для себя вы узнали сегодня на уроке? Что вас удивило?

Давайте прочитаем ещё одно правило - стихотворение  о безударных гласных и постараемся  накрепко запомнить эту орфограмму: ( на слайде)

                     "Чтоб развеять все сомнения

                      Гласный ставь под ударение!"  

 Учитель:

-Что же вы могли  выбрать себе по  силам  для домашнего задания? ( Дети выбирают задание на дидактических карточках.) А сейчас  на доске  покажите  ваше настроение на  нашем волшебном дереве ( прикрепление листочков разного цвета)

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

 За  знания  Вам!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс

Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...

Проверочный тест по русскому языку в 3 классе по теме: «Безударные проверяемые гласные в корне слова»

 Проверочный тест по русскому языку в 3 классе по теме: «Безударные проверяемые гласные в корне слова»  ...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Спасибо, коллега, за интересный материал!