УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
учебно-методический материал по русскому языку на тему

УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_po_teme_bezudarnye_glasnye.doc148.77 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Гайдовская Татьяна Петровна,

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

МБОУ "СШ№8" г. Нижневартовска

Развитию орфографической зорко сти будут способствовать упражнения, направленные на нахождение ударной и безударной гласной в различных частях слова, на сопо ставление произношения и написа ния ударной и безударной корне вой гласной и, наконец, выделение слов, в которых правописание без ударной гласной регулируется изу чаемым правилом (среди однокоренных слов, среди слов на ранее изученные правила, в предложени ях, связных текстах).

1.  Выпиши  слова  с   безударной   глас ной в корне,: мостик, домовой, в стране, побелка, белить, ледок, синева, синенький, сосна.

2.   Запиши    однокоренные    слова в таком    порядке:   с   ударением    на гласной  приставки, корня, суффик са, окончания:

чистенький, чистота, чистый, очи щает, чистит;

город, городской, пригород, заго родный, городок;

ледник, лёд, ледяной, леденеть, об леденеть,  подлёдный   (лов); стрелы, стрельба, выстрелить, пере стрелка, стрельбище.

Цель этих упражнений — научить школьников проводить морфологи ческий анализ слова в специальных орфографических целях.

3.  Спиши,  в однокоренных    словах поставь ударение, среди однокорен ных слов подчеркни те, в которых произношение    гласной в корне не совпадает с ее написанием.

Гость гостил,

Мост мостил

Без топора,

Без клиньев. (Мороз.)

Мороз морозит,

Лёд леденит,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?  (Зимой.)

Выпиши те однокоренные слова, в которых правописание безударной гласной в корне надо проверить.

4.   Выпиши    парами    однокоренные слова: сначала с ударной гласной в корне, потом с безударной гласной в корне, сравни  написание гласной в корнях этих слов.

Для Родины своей ни сил, ни жиз-

ни   не   жалей.    Родная    сторона — мать, чужая — мачеха. Кончил    дело — гуляй   смело.    Ко нец — всему делу венец. Труд человека кормит, а лень пор тит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.

5.  Спиши, подчеркни однокорениые слова, под    безударной    гласной в корне поставь точку.

Если смеются, Смеются дети, Смешным становится ъсё на свете'.    (Д.  Лукич.) Если бы дети На целой планете Все засмеяться сразу смогли, Вот Ъы земля задрожала_от смеха.

Я бы в лётчики пошёл, Пусть меня научат. Облетаю тучку, Тучку-летучку, Белой чайкой паря, Полетел   за  моря.    

6.  Выпиши однокоренные слова па рами, подчеркни те, в которых пра вописание     гласных     проверяется изученным  правилом:    

прикрепить, дворовый,    изменить,    гости,  креп кий,     тяжёлый,    взгляд,    дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал,   оценка,   обласкать,   выгля нуть,    погостить,    ласка,    защита, удивление, список, тяжесть.

7.  Выпиши слова с безударной глас ной в корне, припиши к ним однокоренные, расставь   ударение,   под черкни безударную гласную в кор не.

В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь встав лено. (Прорубь.)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осе нью.)

Что на что похоже?

Стоит берёзка зелена,

Как вешний день, шумит она.

А вот сосна.

Её кора

Красна, как летняя пора,

 А это ива, ива, ива,

Как ночь осенняя плаксива.

Для устных диктантов хорошо использовать пословицы, объединяя их в тематические груп пы, например: .

Пословицы о Родине: «Своя земля и в горсти мила», «Всякая птица свое гнездо любит», «В чу жом месте что в лесу», «На чужой стороне и весна не красна». Пословицы о правде и добре: «Правда светлее солнца», «В ком правды нет, в том и добра ма ло», «Про доброе дело говори сме ло».

Пословицы о дружбе: «Лег ко друзей найти, да трудно сохра нить», «Новых друзей наживай, а старых не теряй». «Не копай друго му яму, сам упадешь».

Пословицы об уме и уче нье: «Учить — ум точить», «Повто-ренье — мать ученья», «Разум силу победит», «По платью' встречают, по уму провожают», «Видит око далеко, а ум еще дальше».

О труде, смекалке, мастер стве: «Без труда нет плода», «Без труда не выловишь и рыбку из пру да», «Терпенье и труд все перетрут», «К большому терпенью придет и уменье», «В камень стрелять — только стрелы терять».

Виды упраж нений:

сопоставление слов с ударными и безударными гласными в корнях;

выбор проверочного слова из двух однокоренных;

выбор проверочного из нескольких однокоренных слов или форм;

подбор проверочных слов, обозна чающих предмет, признак предмета, действие предмета, а также форм этих слов;

различение проверочного однокоренного и проверочного, представля ющего изменение формы этого же слова;

подбор нескольких проверочных слов, например:

1. Запиши слова в два столбика: в первый — слова, в которых без ударную гласную в корне надо проверить, во второй — те, с по мощью которых эту гласную можно проверить:

коса, косилка, косить, косы, косьба; повар, варка, варенье, заварка, ва рил, навар;

корм, кормушка, кормил, кормовая (свёкла),  кормит,  накормил; звери,    зверинец,    звериный,    звер ский, зверь;

пишет, письмо, переписка, записал, записная (книжка).

2.  Из двух слов выбери провероч ное слово, запиши его, вставь про пущенную гласную в корнях одно-коренных слов:

стёклышко, застеклили — ст.кло; следом, следы — насл.дил; стойка, стоять — пост.ять; топить, растопка — раст.пили; посоли, соль — с.лёный;

подарок подарили — д.рить; посадка, садовник — зас.дить; пасти, пастбище'—п.стух; скрип,  скрипучий — заскр.пел; просьба, проситель — пр.сить.

3.  Выбери и запиши в левый стол бик все те слова, которые будут яв ляться   проверочными,   в   проверяе мом слове вставь пропущенные бук вы:

подвязка, вязать, связка—подв.зать; наливное  (яблоко),    подливка,  ли вень, залив — подл.вать; светлячок, светлый, свет, светает — св.тильник;

дальний, далёкий, даль, удаление — д.леко;

знать, признание,    сознаваться,  со знание — узн.вать; заявить, объявить,    явка, заявка — объ.вление.

4.  Прочитай,    найди    слова  с без ударной  гласной  в  корне,  подбери и запиши к ним    проверочные; при готовься писать текст по памяти.

Что же это за девица —

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка.)

5.  Спиши,   вставляя    пропущенные безударные    гласные,    приписывай из скобок проверочные    слова. Вы полняй по образцу:

Проверочное                        Изменение

слово одно-                           этого же

коренное                               слова

соринка       сор                       ---

шаги          ---                        шаг

(Образец записывается на доске, заголовки ученики в тетради не пишут.)

с.ринка (сор, сорить);

ш.ги (шаг, шагать);

зв.зда (звёздный, звёзды);

п.скливый (писк, пищит);

сл.ды (слежка, след, следить);

г.ра (горы, гористый);

т.нистый  (тенистые,  тень);

др.жит (дрожь, дрожат);

м.сты  (мост, мостил);

д.рил (подарок, дарили);

р.са (росы, росистый);

п.левой (полевая, полюшко);

к.рмить (кормит, кормовой);

п.строта (пёстрый, пестреет);

к.сили (косит, коса);

н.чной (ночные, ночевать, ночь);

тр.щали (трескучий, треск, трещит);

п.сал (пишет, письмо, письменный);

в.зал   (вяжет,  завязка,  перевязал);

см.трел    (смотр,    рассмотрел, смо трят);

х.дили (поход, подходный, ходят).

Часть упражнения, начиная со сло ва трещали, можно использовать как в период изучения темы, так и при ознакомлении учащихся с час тями речи, особенно с глаголом, ког да дети будут знать временные формы.

6.  Подбери     однокоренные    слова, которые обозначают предмет, приз нак предмета,    действие   предмета, подчеркни   среди них проверочные, вставь  пропущенные  буквы:  

 с.лон-ка —...,

х.лодильник—...,    

зв.нок — ...,  

защ.та —...,    

л.нтяй —...,  

пос.д-ка —...,

 з.мовка —...,

н.чёвка —....

7.  Подбери  несколько  проверочных слов  к словам:

 

... — п.тёрка,  

 ...— вр.дить,

... — подм.тал,  

 ...—м.нять,

... — сн.гурочка,

... — поч.нить,

 ... — обв.зал,  

 ... — нар.дить,  

 ... — отк.р-мить.

Самостоя тельные и творческие работы.

1. Спиши,     вставляя   пропущенные буквы,  записывай проверочное слово перед словом с безударной глас ной в корне.

НА РОДИНЕ КОСМОНАВТА ГЕРМАНА ТИ ТОВА.

С.ло Полковниково. Б.резы по к.лено в цв.тах. Высокие .блака, высо кое с.нее небо. З.пах мёда. Сотня бр.венчатых домиков гл.дится в чис тое .зеро. Дом Титовых в пл.ну у т.полей. (По В. Пескову.)

В САДУ ВЕСНОЙ.

Во дв.ре рыхлая л.дяная горка.Тр.пинки в с.ду поч.рнели. Настала п.ра б.лить в с.ду д.ревья. Надо защ.тить их от горячего солнца и н.чного мороза.

2.  Спиши,   вставляя    пропущенные буквы, записывай проверочное слово после проверяемого.

ПЕРВЫЕ ПРЫЖКИ.

   Р.дился к.злёнок в д.лине горной р.ки. Мать к.рмила его мол.ком и учила бегать по г.рам. Прыгнет с обрыва, ост.новится и з.вёт сына. М.лыш др.жит от страха, но прыгает. Мать хвалит его, лижет ему шёрстку. (По В. Пескову.)

   Мы н.чевали у л.сника. Он уг.стил нас гр.бами и пров.дил к с.новалу. Прямо над соломой л.пилось гн.здо. Пять прожорливых пт.нцов пр.сили еды. Ласточка долго кружилась, б.ялась с.диться. Потом она осм.лела. Птица н.силась над нами и поч ти царапалась крыльями по л.цу.

3.  Спиши,  устно  подбирай    прове рочные слова,    вставляй пропущен ные буквы.

КАМЕНЬ-ВОДА.

По.вились первые льдинки на ули цах, значит, бл.зка з.ма с её мо розами. На р.ке все ост.новилось, зам.рло. Но лёд делает и доброе дело. Это он защ.тил рыб в р.ке, прикрыл их прочной ст.ной от мороза. Если бы не лёд, всё ж.вое погибло от хол.да

Упражнения, на правленные на композиционную и стилистическую обработку текста и т.п.

1.  Спиши, рядом приписывай слово сочетание по образцу, в каждой па ре однокоренных    слов    подчеркни то, которое является   проверочным.

Образец:    волчья  стая — стая волков.

лисья нора — .,.,

звериные следы —...,

 городские    улицы —....    

детские лица —...,

лесной житель — ...,  

морской берег —...,

садовые растения —…

2.  Запиши ответы на  вопросы, ис пользуя слова в скобках,   вставляй пропущенные буквы.

Что нашёл охотник в горах? (Орли ное гнездо.) Кто сидел в гнезде? (Г.ладный орлёнок.) Куда понёс его охотник? (Д.мой.) Что сделала ор лица? (Догн.ла охотника и закру жилась над ним.) Как вёл себя ор лёнок? (Бился и кр.чал.) Что сде лал охотник? (Пож.лел пт.нца и от пустил его на волю.)

3.  Составь предложения    из    слов, записанных в  скобках, отвечая  на вопросы.

Где жужжат тяжёлые мохнатые шмели (тяжёлые мохнатые шмели в садах, жужжат, цветущих)? Кто деловито перелетает с цветка на цветок (с цветка на цветок, деловито, пчёлы, перелетают)?

Подчеркни в составленных предло жениях слова с безударной гласной в корне.

4.  Спиши, вставляя слова с пропу щенной буквой, дописывай предло жения.

Осенью д.ревья д.рят з.лёной ёлоч ке подарки. Осина под.рила... . Клён р.няет .... .  Ива засыпает ёлочку... .

Слова для справок: оранжевые звёздочки, красные фонарики, тон кими золотыми рыбками.

5.   Распространи    предложения, ис пользуя вопросы.

Первый снег.

(когда?)   пошёл   (какой?)   снег. (какие?)     снежинки закружились (где?). Снег повалил   (как?).    Деревья и кусты покрылись    (чем?).

6.   Прочитай, запиши    текст, встав ляя    пропущенные    буквы в такой последовательности:   Как  белка   го товилась к зиме летом? Что сдела ла она осенью? Как белка проведет зиму?

З.мой белка св.рнётся клубочком в св.ем тёплом гнёздышке. Не стр.шны ей никакие лютые м.розы. Осенью перем.нила она св.ё ры женькое, п.льто на шу.ку. Наготови ла хл.потунья запасов на всю дол гую зиму, ут.плила свой домик. Ещё летом белочка нач.ла сушить гр.бы. Поднимет гриб, воткнёт его на суч.я ели.

7.  Прочитай   отдельные   части  тек ста, расположи их в нужной после довательности   и   запиши    рассказ «Пчёлка    на    разведке»,    вставляя пропущенные буквы.

Выл.тела из улья и пол.тела к яблоньке. Цв.ты яблони были ещё спрятаны в почки. Пригрело раннее   в.сеннее   солнце. Проснулась пчёлка. Проч.стила она свои гла.ки м.хнатыми ла.ками. Наелась, нап.лась пчёлка и пол.те ла д.мой.

Увидела пчёлка под кустом фиалку. Её чашечка была п.лна ела.кого со ка.

8. Прочитай текст (прочитать текст может учитель).

Знаешь ли ты о замечательных опы тах. Замораживали различных жи вотных. Мышь на секунду заморо зили, и она потом ожила. Лягушку на год. Рыбу тоже надолго. Постепенно оттаяв, они снова начинали жить, двигаться, есть...

Спиши, вставляя пропущенные бук вы, допиши рассказ, пользуясь по лученными сведениями.

КАРАСЬ.

Льдом наб.вали л.дник. Взял я ку сок льда, см.трю: в с.р.дине куска рыба. Маленький карась гла.ками смотрит, чешуёй сверкает. См.трел я, д.вился, пальцы чуть не отм.рб-зил. Пол.жил на блюдо лёд. Потом я забыл про карася и вспомнил на другой день....

9. Прочитай, озаглавь рассказ и припиши к нему начало. Спиши ос тальную часть текста, вставляя про пущенные буквы.

...На р.бят с лаем кинулась с.бака. Дети закр.чали и под.жали к пар ку. Один Боря остался ст..ять на ме сте.

  Собака ост.повилась и опустила хвост. Боря бросил ей кусок хлеба и сп.койно пошёл в школу. С.бака тихо побр.ла за ним.

10. Спиши, вставляя пропущенные безударные гласные в корне слова.

Митя нак.тался на саночках с л.дяной г.ры и на к.ньках по замерз шей реке, приб.жал д.мой и гов.рит отцу: «Уж как в.село з.мой! Я бы х.тел, чтобы всё з.ма была».

Вспомни, из какого рассказа взят отрывок? Какое время года больше всего любишь ты? Напиши, чем оно тебе нравится.

11. Прочитай начало рассказа.

БЕЛЬЧОНОК.

В л.су по веткам прыгал бельчонок. Он заметил на п.ляне гриб. Только бельчонок спрыгнул на землю, как из травы выск.чила лиса...

Продолжи рассказ, отвечая на во просы:

Как лиса выслеживала добычу?

Как бельчонок спасался от ли сы?

Запиши рассказ целиком, вставляя пропущенные буквы, под черкни в записанном тексте все сло ва с безударной гласной, проверяе мой ударением.

12. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Заменяй, где нужно, слово лисёнок, чтобы оно не повторялось в каждом предложении.

ЛИСЁНОК.

Ранней в.сной дед принёс лисёнка. Он под.рил его внучатам. Лисёнок с.дел в ящике и см.трел на д.тей ис пуганными блестящими гла.ками. Лисёнку дали мяса и мол.ка. Лисё нок не ел. Веч.ром дед вынес ли сёнка в сарай, а утром лисёнка в ящике не ок.залось. Ночью прих.дила мать и ув.ла лисёнка домой.

 Слова для справок: он, малыш, лес тной гость, детёныш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и чтения. Тема: С.Есенин «Берёза». Упражнение в проверке безударных гласных.

На примере стихотворения С.Есенина "Берёза" проводятся упражнения в правописании безударных гласных в корне слова и способах их проверки, в умении подбирать проверочные слова....

Урок русского языка во втором классе по теме: « Упражнение в написании безударной гласной в корне» УМК "Школа 2100"

Тип урока: по основной дидактической  цели: урок закрепления изученного материалапо основному способу проведения: сочетание различных форм занятий;по основным этапам учебного процесса: приме...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова"

Предмет: Русский язык "Школа России"Класс 2Тема: "Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова"ФГОС...

Упражнения по теме "Безударные гласные в корне слова"

Упражнения  по теме "Безударные гласные в корне слова"...

Комплекс упражнений по теме "безударные гласные" проект с использованием интерактивной технологии МИМИО

Комплекс упражнений разработан учителем-логопедом . Цель: закрепление навыков словоизменения и словообразования в устной речи, учащихся 2-3 классов, на материале "безударные гласные" Полная ...