2 класс. Звуки и буквы. Диагностические задания.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме
Проверяются умения учащихся распознавать по существенным признакам следующие языковые явления: звуки речи гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, парные и непарные, а также умение обозначать мягкость и твердость согласных звуков на письме. Выясняются умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Данный материал был подготовлен на основе сборника Шукейло В.А. "Русский язык: 1-4 классы: сборник проверочных и контрольных работ ". Мною добавлены задания для второго варианта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_i_bukvy_diagnosticheskie_zadaniya.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И._________________________________________________ _____ сентября
1 вариант
- Прочитайте слова. Напишите их транскрипцию. Проверьте, правильно ли определено в словах количество звуков и букв.
Тень – [ _______________ ] – 3 звука, 4 буквы.
Коньки – [___________________] – 6 звуков, 6 букв.
2. Прочитайте слова. Подчеркните буквы гласных звуков одной чертой, буквы согласных – двумя.
Астра, гладиолус, тюльпан
3. Прочитайте слова. Подчеркните буквы мягких согласных звуков.
Рак, лось, тигр, медведь.
4. Прочитайте слова. Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость согласных звуков в этих словах.
Карась, река, роща, жизнь.
5. Подчеркните слова, в которых не нужно писать мягкий знак.
Пал…то, пес...ня, печ…ка, руч…ной, стал…ной.
6. Найдите слова с ошибками. Запишите их правильно.
Чясы, щюпальцы, чаща, жизнь.
____________________________________________________
7. Прочитайте эти слова. Сколько звуков в этих словах. (Напишите число звуков).
Ёлка ______, нёс________, подводник __________, ручьи _______, восемь________.
8. Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.
Едет, ведёт, холодный, цветок, маяк.
9. Подчеркните слова, в которых одинаковое количество звуков и букв.
Группа, аллея, стон, пальто, травка.
10. Прочитайте слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков в этих словах.
Пищать, кричу, удить, силач, жимолость.
11. Прочитайте слова. Отметьте слова, в которых все согласные звуки звонкие
Луг, морж, заяц, береза, зима.
Ф.И._________________________________________________ _____ сентября
2 вариант
- Прочитайте слова. Напишите их транскрипцию. Проверьте, правильно ли определено в словах количество звуков и букв.
Конь – [ _______________ ] – 4 звука, 4 буквы.
Пальто – [___________________] – 6 звуков, 6 букв.
2. Прочитайте слова. Подчеркните буквы гласных звуков одной чертой, буквы согласных – двумя.
Ирис, гвоздика, колокольчик.
3. Прочитайте слова. Подчеркните буквы мягких согласных звуков.
Жук, окунь, лиса, пескарь.
4. Прочитайте слова. Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость согласных звуков в этих словах.
Тополь, поле, туча, жизнь.
5. Подчеркните слова, в которых не нужно писать мягкий знак.
Печ…ка, пал…то, руч…ной, стал…ной, пес..ня.
6. Найдите слова с ошибками. Запишите их правильно.
Рощя, чюдеса, туча, ёжик.
____________________________________________________
7. Прочитайте эти слова. Сколько звуков в этих словах. (Напишите число звуков).
Ёжик ______, пёс________, волшебник _________, лисьи________, девять _______.
8. Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.
Поёт, лечит, горячий, стебель, юбка.
9. Подчеркните слова, в которых одинаковое количество звуков и букв.
Россия, класс, маяк, коньки, кошка.
10. Прочитайте слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков в этих словах.
Кричать, трещу, пилить, товарищ, живность.
11. Прочитайте слова. Отметьте слова, в которых все согласные звуки звонкие
Дуб, дождь, маяк, дорога, иней.
Звуки и буквы
Диагностические задания
- Цель: проверить умения учащихся анализировать слова, различать звуки и буквы, проводить элементарный фонетический разбор слова.
Прочитайте слова. Напишите их транскрипцию. Проверьте, правильно ли определено в словах количество звуков и букв.
Тень – [ _______________ ] – 3 звука, 4 буквы.
Коньки – [___________________] – 6 звуков, 6 букв.
Конь – [ _______________ ] – 4 звука, 4 буквы.
Пальто – [___________________] – 6 звуков, 6 букв.
Примечание. Правильное выполнение задания:
Тень – [т'эн' ] – 3 звука, 4 буквы.
Коньки – [кан'к'и] – 5 звуков, 6 букв.
Конь – [ кон'] – 3 звука, 4 буквы.
Пальто – [пал'то] – 6 звуков, 6 букв.
2. Цель: проверить умение распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам.
Прочитайте слова. Подчеркните буквы гласных звуков одной чертой, буквы согласных – двумя.
Астра, гладиолус, тюльпан
Ирис, гвоздика, колокольчик.
3. Цель: проверить умение учащихся различать твердые и мягкие согласные звуки (показатель сформированности фонематического слуха).
Прочитайте слова. Подчеркните буквы мягких согласных звуков.
Рак, лось, тигр, медведь.
Жук, окунь, лиса, пескарь.
Примечание. Правильное выполнение задания: Рак, лось, тигр, медведь.
Жук, окунь, лиса, пескарь.
4. Цель: Проверить понимание учащимися способов обозначения твердости и мягкости согласных звуков.
Прочитайте слова. Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость согласных звуков в этих словах.
Карась, река, роща, жизнь.
Тополь, поле, туча, жизнь.
Примечание. Правильное выполнение задания: Карась, река, роща, жизнь.
Тополь, поле, туча, жизнь.
5. Цель: проверить понимание учащимися орфографических правил обозначения мягкости согласных звуков мягким знаком, написания сочетаний чк, чн.
Подчеркните слова, в которых не нужно писать мягкий знак.
Пал…то, пес...ня, печ…ка, руч…ной, стал…ной.
Печ…ка, пал…то, руч…ной, стал…ной, пес..ня.
6. Цель: проверить знания учащихся о звуках [ж], [ш] как твердых согласных, не имеющих пары по мягкости и о звуках [ч], [щ] как мягких согласных, не имеющих пары по твердости, а также навык владения правилом написания сочетаний жи, ши, ща, щу.
Найдите слова с ошибками. Запишите их правильно.
Чясы, щюпальцы, чаща, жизнь.
____________________________________________________
Рощя, чюдеса, туча, ёжик.
____________________________________________________
7. Цель: проверить умение учащихся различать гласные звуки и соотносить их с буквами.
Прочитайте эти слова. Сколько звуков в этих словах? (Напишите число звуков).
Ёлка ______, нёс________, подводник __________, ручьи _______, восемь________.
Ёжик ______, пёс________, волшебник _________, лисьи________, девять _______.
Примечание. Звуковое значение букв в словах:
Ёлка [й'олка], нёс [н'ос], подводник [падводн'ик], ручьи [руч'й'и], восемь[вос'им'].
Ёжик [й'ожык], пёс[п'ос], волшебник [валшэбн'ик], лисьи [л'ис'й'и], девять [д'эв'ит'].
8. Цель: проверить умение учащихся выделять звуки в словах и соотносить их с буквами.
Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.
Едет, ведёт, холодный, цветок, маяк.
Поёт, лечит, горячий, стебель, юбка.
Примечание. Звуковое значение букв в словах:
Едет [й'эд'ит], ведёт [в'ид'от], холодный [халодный'], цветок [цв'иток], маяк [май'ак].
Поёт [пай'от], лечит [л'эч'ит], горячий [гар'ач'ий'], стебель [ст'эб'ил'], юбка [й'упка].
9. Цель: проверить умение выделять звуки в словах и соотносить их с буквами.
Подчеркните слова, в которых одинаковое количество звуков и букв.
Группа, аллея, стон, пальто, травка.
Россия, класс, маяк, коньки, кошка.
Примечание. Правильное выполнение задания:
Группа [група], аллея [ал'эй'а], стон [стон], пальто [пал'то], травка [трафка].
Россия [рас'ий'а], класс [клас], маяк [май'ак], коньки [кан'к'и], кошка [кошка].
10. Цель: Проверить умения учащихся различать звуки в словах, соотносить их с буквами, обозначать твердость и мягкость согласных звуков.
Прочитайте слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков в этих словах.
Пищать, кричу, удить, силач, жимолость.
Кричать, трещу, пилить, товарищ, живность.
Примечание.
Пищать, кричу, удить, силач, жимолость.
Кричать, трещу, пилить, товарищ, живность.
11. Цель: Проверить умение различать звонкие и глухие согласные звуки, понимать случаи несоответствия произношения написанию.
Прочитайте слова. Подчеркните слова, в которых все согласные звуки звонкие.
Луг, морж, заяц, береза, зима.
Дуб, дождь, маяк, дорога, иней.
Примечание. Правильный ответ:
Луг, морж, заяц, береза, зима.
Дуб, дождь, маяк, дорога, иней.
_________________________________________________________________
Источник
Шукейло В.А.
Русский язык: 1-4 классы: сборник проверочных и контрольных работ / В.А. Шукейло. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 36- с. (Начальная школа: результаты обучения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. "Звук и буква Д,д"
Урок литературного чтения 1 класс. Тема: «Звук и буква Д, д». Цель урока: Знакомство с буквой Д, звуком [д ]. УМК «Начальная школа 21 века» авт. Н. Ф. Виноградова. Класс в 2010 году является участник...
Урок обучение грамоте 1 класс "Звук Э. Буква Э." (Планета Знаний)
Урок обучения грамоте 1 класс. Тема: "Гласный звук Э, буква Э". Урок введения нового знания. Цель: ознакомление учащихся с гласным звуком Э и буквой Э....
Литературное чтение 1 класс «Звук [ щ’ ]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча-ща, чу-щу.»
Конспект урока с презентацией....
Конспект урока по чтению в 1 классе «Звук [и], буквы И,и»
Цели урока: познакомить учащихся с условными обозначениями звука [и] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках;учить акцентированному произношению гласных звуков, зафиксированных в ...
Тест к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 1 класс. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Данный тест поможет педагогам организовать работу на уроке, а первоклассникам оценить уровень знаний по теме....
Разработка урока по русскому языку 3 класс "Звуки и буквы. Гласные звуки"
Разработка урока по русскому языку 3 класс "Звуки и буквы. Гласные звуки"...
Методическая разработка урока по русскому языку в 1-ом классе «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв».
Методическая разработка урока по русскому языку в 1-ом классе «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв». Число: 27.04.2023 г.Класс: 1 «б»Учитель: Билялетдинова А.И.Тем...