Прием лингвистического исследования в 4 классе
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Описание применения поисковых методов обучения при изучении темы "Однородные члены предложения" в 4 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Прием лингвистического исследования при изучении темы
«Однородные члены предложения»
Особая роль в формировании познавательных УУД отводится приему лингвистического исследования, что создает условия для развития у детей умения сформулировать проблему и самостоятельно найти способы решения.
Обучение происходит через разрешение проблемных ситуаций и выполнение творческих задач. Это способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, выявляет скрытые языковые способности младшего школьника. Дети учатся видеть и осознавать языковую проблему, подбирать возможные способы ее решения, останавливаться на оптимальном варианте. Для них процесс учения превращается в цепь «открытий», дающих радость познания. Пробуждается и поддерживается интерес к русскому языку.
Прием лингвистического исследования при изучении понятия «предложение» может применяться уже с 1 класса (например, когда дети решают на уроке, как на письме оформлять предложение, как обозначить его начало и конец, когда знакомятся со знаками препинания и их функцией в языке). Учитель помогает детям ставить познавательную цель, подбирает языковой материал для наблюдения и исследования, организует этот процесс, оказывает при необходимости помощь в ходе решения обозначенной задачи и в оформлении результатов исследования, помогает сформулировать выводы и обобщения.
Прием лингвистического исследования может сочетаться с методом конструирования . Используются модели, схемы, условные знаки, строятся и перестраиваются синтаксические конструкции, ведется наблюдение за изменением не только структурной формы предложения, но и его семантики.
Прием лингвистического исследования может сочетаться со сравнительно-историческим методом (параллельное изучение в начальной школе неродного языка, например, английского, дает материал для сравнения различных видов предложений, их структуры, способов выражения и оформления на письме чужой речи).
Далее рассмотрим, как может использоваться прием лингвистического исследования при изучении в 4 классе темы «Однородные члены предложения»
- Проблемная ситуация создается при анализе детьми предложений, если
- слово, к которому относятся однородные члены, оторвано от них:
Мы видели дом у голубой реки, солнце над полем, стаи улетающих птиц.
Сестре и брату к учебному году дядя Егор подарил новые альбомы.
- однородные члены выражены разными частями речи:
Я иду по лесу тихо, с остановками.
- при однородных членах есть повторяющиеся слова, на которые падает логическое ударение
Пассажиры сами опускали деньги в кассу и сами отрывали билеты.
- Учебник (УМК «Гармония», М.С.Соловейчик) знакомит учеников с союзами при однородных членах И, А, НО. В качестве углубленного изучения данной темы можно рассмотреть одиночный или повторяющийся союз ИЛИ, предложив методику перестройки предложения:
На обед мама готовит суп, котлеты и пирог.
-Замените союз И на ИЛИ. Что получится? Изменился ли смысл предложения? Какое значение внес союз ИЛИ? (В первом случае мама приготовит 3 блюда, а после изменения только два блюда. Союз ИЛИ вносит значение выбора- или одно, или другое.)
-Посмотрите, ставится ли запятая при одиночном союзе ИЛИ? Составьте схему, чтобы лучше это запомнить.
_Попробуйте в этом предложении при каждом однородном члене поставить союз ИЛИ. Что произойдет? (На обед мама приготовит или суп, или котлеты, или пирог. – какое-то одно блюдо. Смысл изменился.) Запомните, как ставятся запятые при повторяющемся союзе ИЛИ, составьте схему.
- Упражнение на составление предложений из «рассыпанных» слов важны, так как неправильное построение предложения нарушает его смысл, его коммуникативную функцию.
Воде, лодки, по, яхты, и, плывут.
(По воде плывут лодки и яхты. По воде плывут яхты и лодки.)
-У кого правильно? (Возможны оба варианта).
-Почему в предложении нет запятой?(Одиночный союз И)
- Можно убрать союз?(Можно, смысл не изменится)
-Всегда ли не важен порядок следования однородных членов в предложении? Обратите внимание на предложение:
Солнце взошло и заглянуло в окна домов.
-Найдите однородные члены. Попробуйте поменять их местами.( Солнце заглянуло в окна домов и взошло.)
-Нравится вам предложение? (Нет, оно неправильное, нарушился смысл, нарушилась логическая последовательность событий)
-Придумайте сами предложение, где можно поменять однородные члены местами, и где этого сделать без ущерба смыслу нельзя. (На небе светили звезды и луна.- Можно. Луна выплыла из-за тучи и посеребрила воду. –Нельзя)
-Сделайте вывод, можно ли менять местами однородные члены в предложении. (В одних случаях можно, в других нельзя).
4. Упражнения на моделирование предложений с однородными членами творческого характера:
-Придумайте предложение к схеме:
(Озорные, шумные, весёлые дети рисуют.)
-Можно ли переместить «веер» однородных членов в этой схеме?
( Детский опыт подсказывает, что определения не могут зависеть от сказуемого)
-Что тогда в схеме надо изменить, чтобы она была верной? Какие однородные члены могут зависеть от сказуемого?
(Дополнения и обстоятельства.)
-Как тогда будет выглядеть схема предложения? Придумайте к ней свои варианты предложений.
(Дети рисуют лес, дом, тропинку. – предложение с однородными дополнениями.
Дети рисуют старательно, аккуратно, прилежно.- предложение с однородными обстоятельствами.)
-А если мы изменим второе ваше предложение так: Дети аккуратно, прилежно, старательно рисуют. Изменится ли смысл? Изменится ли строение предложения, его схема?
(Нет, схема не изменится, однородные обстоятельства по-прежнему относятся к подлежащему «дети». Смысл тоже не меняется, но разное построение предложения необходимо в разных речевых ситуациях)
-Что поменяется, если предложение будет звучать так: Аккуратные, старательные, прилежные дети рисуют.?
(Изменится и схема – однородные обстоятельства сменились определениями, относящимися к подлежащему дети. Изменится и смысл: эти дети прилежные, аккуратные и старательные всегда, а не только, когда рисуют.)
-Но давайте вернемся к тому, что вы сказали, что определения никогда не относятся к сказуемым. Это не совсем точно. В нашем языке много интересных тайн. Разберите по членам предложение и посмотрите как они связаны: Книги – верные, надежные друзья.
(Сказуемое выражено именем существительным. Друзья (какие?) верные, друзья (какие?)надежные. Однородные определения относятся к сказуемому «друзья».)
-А к каким сказуемым действительно никогда не относятся определения?
(Определения не относятся к сказуемым, выраженным глаголами. Могут определения относится к сказуемым, выраженным именами существительными.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический турнир 3 класс
Лингвистический турнир по русскому языку составлен для 3 класса....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический турнир" 4 класс.
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический турнир" предназначен для учеников 4 класса. В ходе мероприятия ученики выполняют различные задания в игровой форме....
Карта лингвистического развития 1 класс
Крта для портфолио ученика. Помогает формировать самооценки ребенка, отслеживать учителю динамику, а также родителям видеть результаты детей....
конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" НА ТЕМУ "ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра-исследование)."(1 КЛАСС)
конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" НА ТЕМУ "ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра...
Конспект урока по математике "Вычислительный прием 30-7", 2 класс
Конспект урока по математике "Вычислительный прием 30-7"....
Конспект урока русского языка (урок лингвистическое исследование)
Конспект урока русского языка (урок лингвистическое исследование) , УМК «Гармония», 4 класс...
Карта лингвистического развития (1 класс)
Карта для портфолио ученика. Помогает формировать самооценку ребенка, отслеживать учителю динамику, а также родителям видеть результаты детей....