Урок русского языка по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Вялых Елена Станиславовна

Технологическая карта урока по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

(система Л.В. Занкова)

Класс  -  4

Тема урока: Наречие  (на ознакомительном уровне)

Место урока в изучаемой теме  - 1

Цель (для учителя)

Организовать работу по открытию понятия «наречие» (на ознакомительном уровне), формировать умение отличать наречие от других частей речи.

Цель (для обучающихся) Познакомиться с новой частью речи «наречие».

Планируемый результат

Знать понятие «наречие».

Уметь отличать данную категорию от других.

Критерии оценки

Знать о наречии:

- на какие вопросы отвечает;

- морфологические признаки;

- синтаксическая роль в предложении.

Умение отличать наречие от других частей речи.

Задачи (для учителя)

Задачи (для обучающихся)

 

1.Повторить план характеристики части речи.

2. Организовать работу детей по открытию понятия «наречие»

3. Формировать умение отличать данную категорию от других.

4. Учить оценивать свою деятельность.

5. Развивать монологическую речь, коммуникативные умения.

6.Воспитывать интерес к изучению родного языка. 

1. Узнать, что такое «наречие».

2.Поупражняться в умении отличать наречие от других частей речи.

3.Самостоятельно применять полученные знания.

4.Оценить работу.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный

Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок.

С малой удачи начинается успех.

-Желаю удачи!

Фронт.

Учитель обращает внимание детей на подготовку к уроку. Настраивает на работу.

Ученики проверяют свою готовность к уроку, располагают учебные вещи на партах.

Познавательные УУД

 Общеучебные (контроль процесса)

Актуализация индивидуального затруднения

в пробном учебном действии.

Мотивация.

Вспомнить отличительные признаки частей речи.

Постановка проблемы.

«Облако слов» (существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, союз, предлог)

наблюдение

Фронт.

-Как отличить одну часть речи от другой?

-Разберите предложение по частям речи.

Россияне пристально следят за сочинской олимпиадой.

Контролирует правильность выполнения задания.

-Почему не можем определить какой частью речи является слово «пристально»?

-Что будем делать?

Отличить одну часть речи от другой можно:

-по вопросу;

-по значению;

-по грамматиче-ским признакам.

Определяют часть речи.

Выявляют причину затруднения.

Познавательные УУД

Логические (подведение под понятие)

Определение темы урока

Определить тему урока

Назовите тему урока.

Фронт.

Индив.

Слушает ответы,

контролирует и вносит коррективы в случае необходимости

Определяют тему урока (Наречие), проговаривают её вслух

Целеполагание и постановка задач (планирование деятельности по достижению цели)

Подведение детей к формулированию цели урока на основе темы. Определение путей ее достижения.

Цель : познакомиться с новой частью речи «наречием»

Задачи:

1. Узнать, что такое «наречие».

2.Поупражняться в умении отличать наречие от других частей речи.

3.Самостоятельно применять полученные знания.

4.Оценить работу.

Эвристическая беседа

Фронт.

Организует беседу с  обучающимися, в ходе  которой конкретизирует

известные и неизвестные понятия. Оказывает помощь в формулирова-нии  цели и задач урока.

Анализируют название темы урока. Формулируют цель и задачи урока.

Регулятивные УУД

Выделение и формулирование познавательной цели в совместной с учителем деятельности. Личностные УУД Смыслообразова

ние (учебная мотивация).

Открытие новых знаний (практическая деятельность обучающихся)

Организовать работу детей по открытию понятия «наречие»

Учить  выполнять действия по плану.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также.

-А почему? Вы догадались?

Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.

-По какому плану будем характеризовать наречие?

План характеристики части речи.

1.На какие вопросы отвечает?

2.Что обозначает?

3.Как изменяется?

4.Каким членом предложения является?

Задание 1:

1.Прочитайте предложения.

2.Задайте вопросы к выделенным словам.

3. Выпишите словосочетания вместе с вопросами.

-На какие вопросы отвечает?

-Какую часть речи поясняют?

- Какие наречия поясняют, где происходит действие? Такие наречия обозначают место действия.

-Какие наречия поясняют, когда происходит действие? Такие наречия обозначают время действия.

-Какие наречия поясняют, как, каким образом происходит действие? Такие наречия обозначают образ действия.

- Каким членом предложения является?

Задание 2:

Пронаблюдать изменяется ли форма наречий.

Оценим выполнение первой задачи. По какому критерию будем оценивать?

Эвристиче-ский,

практиче-ские

(упражне-ния).

Парная

Групп.

Фронт.

Предлагает работу в парах, группах.

Наблюдает за работой обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями.

Называют  пункты плана, по которому характеризуется часть речи

Работая в паре, обсуждают и записывают словосочетания с наречиями.

Определяют выступающего Записывают характеристики №1, №2, №3,№4  в Справочник.

В группах выполняют задание на карточке, записывают вывод о неизменяемости наречий.

Рассказывают в парах о наречии по плану, осуществляют взаимооценку. 

Коммуникативные УУД

Умение договариваться, находить общее решение с товарищем.

Познавательные УУД

Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

Умение продуктивно взаимодействовать в группе.

Регулятивные УУД

Использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

Осуществлять контроль.

Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Формировать умение  самостоятельно применять  и использовать полученные

знания.

Поупражняемся в умении отличать наречие от других частей речи.

По какому критерию будем оценивать? ( Умение отличать наречие от других частей речи)

Сделайте прогностическую самооценку.

Задание для самостоятельной работы: (1 уровень)

Списать. Устно поставить вопросы к наречиям, подчеркнуть наречия _._._._._

Солнце невысоко поднялось над горизонтом. Весело бродить с друзьями. Дождь вскоре прекратился. Вчера был хоккей. Мальчики бегали наперегонки.

 (2 уровень - повышенной сложности)

Учебник с. 124 упр.185(2)

Самостоя-тельная работа.

Фронт.Индив.

Предлагает слова разных частей речи.

Предлагает дифференцированное задание для самостоятель-ной работы, слушает

критерии оценивания,

прогнозирова-ние результата.

Читают слова, доказывают какой частью речи являются.

Знакомятся с заданием, предлагают

критерии оценивания,

прогностичес-кую самооценку.

Производят самопроверку.

Познавательные УУД

Использовать изученные характеристики наречия.

.

Осуществление контроля

Обеспечить условия для пооперацион-ного контроля хода выполнения задания

Выбороч-ный контроль

Индив.

Оказывает индивидуаль-ную помощь ученикам, которые не могут применить усвоенные знания в новых условиях.

Организует проверку по образцу.

Комментируют выполнение задания «про себя».

Сверяют результат с образцом.

Выполняют  рефлексивную

самооценку.

Сообщают результаты.

Регулятивные УУД Контроль в  форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Осуществление коррекции

Уточнить причины, по которым произошло отклонение от цели задания. Учить вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок

беседа

Фронт.

Обобщает обнаруженные ошибки. Организует работу по внесению соответствующих исправлений

Исправляют ошибки, вносят необходимые коррективы в действие.

Внесение  корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Рефлексивно-оценочный      

Формировать умение  оценивать себя.

-   Какую цель мы ставили в начале урока?

 -Достигли мы с вами поставленной цели урока? 

-Как вы можете оценить свою работу на уроке?

-Над чем надо ещё  поработать?

беседа

Фронт.

Слушает ответы детей.

Акцентирует

внимание на конечном результате урока и  его уровне усвоения

Анализируют свои действия. Рассказывают о результате своей работы на уроке.

Переформулируют недостатки в позитивные цели.

Регулятивные УУД

Учиться удерживать цель

Регулятивные УУД

Оценка

( осознание уровня и качества усвоения)

Итог урока

Подвести итог урока

1.Я знаю, что такое наречие.

2.Я умею отличать наречие от других частей речи.

3.В самостоятельной работе у меня все получилось.

 4.Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе  (если была).

 5.Я активно участвовал в открытии нового знания.

Беседа

Фронт.

Слушает ответы

Формулируют конечный результат  своей работы на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....