Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (система Занкова)
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (система Занкова) учебник Поляковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_1kl_sistema_zankova.doc | 165 КБ |
ktp_russkiy_yazyk_1kl_sistema_zankova.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету русский язык, составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании».
- Основной образовательной программы НОО, в соответствии с планируемыми результатами и программой формирования УУД.
- Авторской программы Поляковой А.В., Песняевой Н.А., которая обеспечена учебником (А.В. Полякова. Русский язык: Учебник для 1 класса. – Москва: «Просвещение», 2011.);
Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
- познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
- воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа по русскому языку является продолжением программы по обучению грамоте и строится на общих концептуальных положениях, изложенных в начале программы.
Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией обучения. Соответственно дидактические принципы системы Л.В. Занкова включают:
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущую роль теоретических знаний в обучении;
- быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся;
- осознание школьниками процесса обучения;
- систематическую работу над развитием каждого ребенка, включая самого слабого.
Эти принципы обусловливают расширение в курсе объема инвариантного содержания предмета и особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучения учебного материала.
Содержание курса - совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, - представлено следующими разделами:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация2;
- развитие речи.
Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также усвоение норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит- первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.
Программа нацеливает на систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на языковое чутье, обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями.
Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий, организовывать сотрудничество).
При освоении программы у учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями, справочниками и другими дополнительными материалами.
Изучение курса обеспечивает формирование у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Курс обеспечивает реализацию основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
В содержании всех классов с разной полнотой рассматриваются следующие темы: признаки текста, признаки предложения, лексические и грамматические группы слов, звуки речи, соотнесение звукового и буквенного состава слов.
Стержневая тема курса русского языка - лексическая, грамматическая сочетаемость слов и средства, которые осуществляют эту связь: формы слов, порядок слов в предложении, служебные слова, местоимения, интонационные средства. Наиболее продуктивно это направление реализуется на уровне словосочетаний, предложений и текстов при постоянном сравнении смысла разных вариантов высказываний в устной и письменной речи, в разных речевых ситуациях: реальных, литературных и воображаемых. Правильность выбора слов и установление правильных связей между ними требует знания законов словообразования и словоизменения, правил выбора буквы, если звук находится в слабой позиции.
Таким образом, стержневая тема определяет тот круг связей между речью и языком и между разделами языка, без которых она не может быть раскрыта. В этот круг входит и обязательный образовательный стандарт, предусмотренный нормативными документами.
Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел - «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются линии работы по развитию связной устной и письменной речи, освоение правил поведения и вежливого общения. Второй раздел составляет собственно система языка.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет входит в образовательную область «Филология».
1 класс - 50 часов (5 часов в неделю, 10 учебных недель).
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
научится
- – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- – первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.
получит возможность
- – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные УУД:
научится
- – осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- – понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- – анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- – осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям);
- – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- – обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку
Получит возможность
- – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- – первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- – подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: слово – слова, обозначающие предметы, род слов, обозначающих предметы);
- – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
Коммуникативные УУД:
научится
- – принимать участие в работе парами и группами;
- – допускать существование различных точек зрения;
- – договариваться, приходить к общему решению;
- – использовать в общении правила вежливости.
получит возможность научиться
- – принимать другое мнение и позицию;
- – формулировать собственное мнение и позицию;
- – строить понятные для партнера высказывания;
- – задавать вопросы;
- – адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
Развитие речи
Обучающийся научится:
– первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
– составлять текст из набора предложений;
– выбирать заголовок текста из ряда данных.
Обучающийся получит возможность научиться:
– находить части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте;
– первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку;
– составлять текст по его началу, по его концу.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
– различать звуки речи;
– устанавливать число и последовательность звуков в слове;
– различать гласные и согласные звуки; гласные ударные–безударные; согласные парные
твердые–мягкие, звонкие–глухие;
– определять звонкие и глухие непарные согласные звуки;
– определять непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч, щ);
– находить в слове ударные и безударные гласные звуки;
– определять указатели мягкости–твердости согласных звуков;
– делить слова на слоги;
– различать звуки и буквы;
– различать буквы гласных как показатели твердости–мягкости согласных звуков;
– определять функцию ь и ъ, букв е, ё, ю, я;
– обозначать на письме звук [й'];
– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, елка;
– использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании).
Обучающийся получит возможность научиться:
– находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;
– произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского
литературного языка (круг слов определен словарем произношения в учебнике);
– первичным навыкам клавиатурного письма.
Лексика
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознавать слово как единство звучания и значения;
– на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся получит возможность научиться:
– находить в ряду слов родственные (однокоренные) слова;
– различать (с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы; однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Морфология
Обучающийся научится:
– находить слова, обозначающие предметы, признак предмета, действие предмета;
– опознавать имена одушевленные и неодушевленные, имена собственные;
– различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать лексическое и грамматическое значение слова;
- находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова и служебные слова
Синтаксис
Обучающийся научится:
– различать предложения и слова;
– определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонация конца;
– находить границы предложения;
– писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
– составлять предложения из слов, данных в начальной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
– различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации (эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные;
– сравнивать предложения по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов;
– сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении другими словами
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять правила правописания:
- раздельное написание слов;
- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением);
- отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
- знаки препинания (.?!) в конце предложения;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника;
- писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
– применять орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании;
– пользоваться орфографическим словарем в учебнике как средством самоконтроля.
6.Содержание учебного предмета
Предметная область – «Филология»
1 класс - 50 часов, (5 часов в неделю, 10 учебных недель).
I. Развитие речи
Устная речь (слушание, говорение)
Продолжение работы по всем направлениям, обозначенным в программе «Обучение грамоте».
Выбор средств устного общения в соответствии с целью, ситуацией устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. Инсценировки.
Использование в общении жизненного опыта детей, ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов и фильмов.
Письменная речь (чтение, письмо)
Сопоставление набора предложений и текста. Ознакомление с признаками текста: тема, смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Представление о частях текста на примере научно-популярного текста, записки, поздравительной открытки; красная строка; абзац. Восстановление деформированных текстов (нарушен порядок предложений или микротем, предложения простые, короткие).
Сравнение особенностей языка (по стилю) в письменных текстах с одинаковым предметом описания, например, описание животного в сказке, в статье энциклопедии
или словаря и пр.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Восстановление деформированных предложений.
II. Система языка
Фонетика и орфоэпия
Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Различение в слове звуков гласных-согласных. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Вывод о словообразующей функции ударения. Различение в слове мягких-твердых, звонких-глухих согласных звуков.Парные звуки: мягкие-твердые, глухие-звонкие. Обобщение случаев указания на мягкость согласных.
Различение непарных звонких согласных; непарных глухих согласных; шипящих согласных. Различение непарных твердых согласных [ж], [ш], [ц], непарных мягких согласных [й’], [ч’], [щ’]. Деление слов на слоги.
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Справочник произношения» в учебнике для 1 кл.).
Графика
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных
звуков. Вывод об отсутствии специальных букв для обозначения мягких и твердых согласных. Отсутствие звукового обозначения у букв ь и ъ. Их роль в слове. Функции
йотированных гласных (е, ё, ю, я). Наблюдение вариантов обозначения звука [й’].
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, елка. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании).
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Лексика
Номинативная (назывная) функция слов. Представление о слове как единстве звучания и значения. Практическое ознакомление с омонимами, синонимами, антонимами, многозначностью (без введения понятий).
Состав слова (морфемика)
Нахождение в ряду слов родственных (однокоренных) слов. Различение (с опорой
на рисунки) однокоренных слов и слов одной тематической группы; однокоренных
слов и слов с омонимичными корнями. Начальное (с опорой на рисунки) разведение
понятий: разные (родственные) слова, формы одного слова.
Морфология
Представление о лексическом и грамматическом значении слов. Грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова - слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; служебные слова (без дифференциации). Умение опознавать имена одушевленные и неодушевленные, имена собственные. Различение названий предметов, отвечающих на вопросы «кто?», «что?». Ознакомление с грамматическими признаками рода и числа у слов, обозначающих предметы. Нахождение слов, обозначающих предметы, которые заменяют слова-указатели (местоимения), например: Птичка села на ветку. Она искала корм.
Синтаксис
Различение предложения и слова (осознание их сходства и различий). Сравнение набора слов и предложения. Восстановление деформированного предложения. Сравнение слова с предложением из одного слова. Формулирование существенных признаков предложения: законченность мысли и интонация конца. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации (эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные. Сравнение предложений по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов. Сравнение предложений по смыслу при замене слова, при распространении другими словами. Диктовка предложений, запись их схемами. Составление схем предложений, их многозначность.
III. Орфография и пунктуация
Определение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Понятие орфограммы. Использование орфографического
словаря (см. в учебнике). Применение правил правописания:
- раздельное написание слов;
- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением);
- отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
- знаки препинания (.?!) в конце предложения.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Предметная область – «Филология»
1 класс - 50 часов, (5 часов в неделю, 10 учебных недель).
1 класс (50 часов)
Слово и предложение 3 ч
Звуки и буквы 2 ч
Слоги 1 ч
Гласные звуки 2 ч
Согласные звуки 1 ч
Перенос слов 2 ч
Ударение 2 ч
Большая буква 3 ч
Русская азбука, или алфавит 2 ч
Твердые и мягкие согласные звуки 4 ч
Шипящие согласные звуки 4 ч
Звонкие и глухие согласные звуки 2 ч
Парные согласные звуки в конце слова 3 ч
Части речи 3 ч
Предлоги 2 ч
Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные 2 ч
Текст 4 ч
Родственные слова. Корень слова 3 ч
Секреты речи 5 ч
Критерии оценки
В 1-х классах, обучающиеся по учебно-методическому комплексу системы Л.В. Занкова используется безотметочная (критериальная) система оценивания школьников.
Безотметочная система оценивания, являясь одним из условий успешности реализации системно-деятельностного подхода в школьной практике, направлена на развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Безотметочная система оценивания представляет собой систему работы учителя и обучающихся, в которой отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Контроль и оценка при таком подходе отражают, прежде всего, качественный процесс и результат обучения, который включает не только фиксированный уровень усвоения учеником знаний по предметом, но и динамику в уровне знания, умения и развития обучающихся.
Каждый педагог должен отчетливо себе представлять основные цели свой педагогической работы в рамках контрольно-оценочной деятельности:
- способствовать формированию у детей действий самоконтроля и самооценки;
- отслеживать процессуальную сторону учения;
- определять «точечно» проблемы учащихся с последующей дифференцированной коррекцией действий и знаний учащихся;
- определять динамику изменений, происходящих у учащихся в предметных знаниях, метапредметных умениях, в формировании механизмов учебной деятельности, качеств личности.
Основными принципами безотметочной системы оценивания являются:
- критериальность
Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработано совместно с обучающимися основе. Критерии должны быть однозначными, предельно четкими и измеряемыми.
- приоритет самооценки
Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Для формирования адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок обучающихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективности (оценка выполненной работы).
- гибкость и вариативность
Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативность инструментария оценки и многообразие средств его реализации, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.
- естественность процесса контроля и оценки
Контроль и оценка проводятся в естественных условиях для обучающихся, в различных видах деятельности, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной и внеурочной работой в обычных условиях.
В учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал: качественная и количественная (описательная).
Качественная составляющая обеспечивает содержательную сторону оценивания формируемых умений, понятий и способов действия, всестороннее видение способностей и возможностей обучающихся и т.д.
Количественная - позволяет выстраивать шкалу приращений как для отдельных обучающихся, так и для класса, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.
Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
- неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Контроль уровня обученности
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | |
Контрольное списывание | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Контрольные диктанты | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Словарный диктант | 2 | 3 | 5 | ||
Развитие речи | 5 | 5 | 4 | 3 | 17 |
Формы контроля
Формы реализации программы
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
Методы реализации программы:
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- наблюдение;
- информативный;
Способы и средства:
- технические средства;
- модели и таблицы;
- рисунки;
- дидактические материалы;
Технологии:
- информационно-коммуникативная;
- здоровьесберегающая;
- деятельностный подход.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса
Обучающиеся должны иметь представление:
- о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении;
- о грамматических группах слов: знаменательных (самостоятельных) словах, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, словах-указателях и служебных словах;
- о различии предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по интонации: восклицательное и невосклицательное;
- о признаках текста и его оформлении;
владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
- группировать языковой материал по заданным основаниям;
- подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук -гласный, согласный - согласный мягкий, твердый; звонкий, глухой и т.д.);
- использовать правила вежливости в зависимости от ситуации и собеседника: дома с родными, на уроке с учителем и одноклассниками, на перемене, на прогулке;
- адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;
- слушать и отвечать на заданный вопрос;
- ориентироваться в учебнике;
- списывать и писать под диктовку небольшой текст;
знать/понимать:
- признаки предложения (смысловая законченность, оформление: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нужный знак (. ?!));
- звуки и буквы русского алфавита, их основные различия;
- гласные и согласные звуки;
- согласные звуки мягкие и твердые парные и непарные, глухие и звонкие парные и непарные;
- алфавит;
уметь:
- отличать текст от предложения, предложение от слова;
- находить границы предложения;
- подбирать однокоренные слова из ряда данных слов;
- различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;
- определять место ударения в слове;
- делить слова на слоги;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;
- обозначать на письме звук [й’];
- применять правила: написание слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, кроме л, перенос слова по слогам, оформление предложения;
- списывать текст с доски и учебника, писать диктанты, проговариваемые орфографически и орфоэпически.
Использование ИКТ и проектной деятельности.
№ п/п | Тематический блок | Количество часов | Количество часов | |
Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | |||
1. | Предложение и текст | 5 | Презентация «Наша речь состоит из предложений», Диски обучающие «Кирилла и Мефодия» | 0 |
2. | Фонетика | 8 | Презентации «Звук и буква» «Гласные звуки», «Согласные звуки», Диски обучающие «Кирилла и Мефодия» | Учебный проект «Веселые звуки и буквы» |
3 | Грамматика | 18 | Презентации, Диски обучающие «Кирилла и Мефодия» | Учебный проект «Родственные слова» |
4. | Правописание | 19 | Презентации «Пиши Жи-ши», «Пиши Ча-Ша, ЧУ-ЩУ», Диски обучающие «Кирилла и Мефодия» | Учебный проект «Веселые ребусы» |
Итого | 50 | 25 (50%) | 3 (5%) |
8. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
для обучающихся:
- Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 1 кл. – Москва: «Просвещение», 2011г.
- Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
для учителя:
- Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 1 кл. – Москва: «Просвещение», 2011г.
- Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы.
- Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
2. Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- телевизор;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- компьютер;
- принтер лазерный;
- фотокамера цифровая;
- видеокамера цифровая со штативом.
3. Экранно - звуковые пособия:
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
- видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);
- слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
4. Оборудование класса:
- ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
Список образовательных интернет - ресурсов
для учителей начальных классов
Рассмотрен на заседании ПЦК от 30.08.2014 г., протокол № 1
Утвержден на заседании МС от 19.09.2014г. протокол №1
|
Русский язык |
Справочно-информационный портал «Русский язык» – ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru |
Предварительный просмотр:
Количество часов в год – 50 (количество часов в неделю – 5)
РУССКИЙ ЯЗЫК
Развернутое тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Дата | ||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | план | факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Предложение | Анализ контрольного диктанта. Слово и предложение | 1 | Урок-игра | Различие слова, словосочетания и предложения | Предложение. - Сравнение набора слов и предложения. - Сравнение слова с предложением из одного слова. - Формулирование существенных признаков предложения: законченность мысли и интонация конца. - Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные предложения. - Оформление предложений (первое слово пишется с большой буквы, в конце ставятся соответствующие знаки (. ? !)). Раздельное написание слов. - Наблюдение изменения смысла предложения при замене слова, при распространении другими словами. - Составление схем предложений под диктовку. Устная речь. - Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. - Особенности общения в школе, на улице. - Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение и т.п. - Речевые средства: мелодика речи, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, жесты, движения (терминологией пользуется учитель). Речевой этикет. - Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. - Использование в общении жизненного опыта детей, ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов и фильмов. Письменная речь. Текст. Сопоставление набора предложений и текста. - Смысловая связь предложений в тексте. Красная строка. Абзац. - Восстановление деформированных текстов (нарушен порядок предложений или микротем, предложения простые, короткие). - Наблюдение соответствия стиля письменной речи цели высказывания: описание животного в сказке, в энциклопедии или в словаре и проч. | Личностные: - сохранять мотивацию к учебе, - ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, - проявлять интерес к новому учебному материалу, - развивать способность к самооценке. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу, - учитывать выделенные учителем ориентиры действия, - планировать свои действия, - осуществлять итоговый и пошаговый контроль, - адекватно воспринимать оценку учителя, - различать способ и результат действия, - оценивать свои действия на уровне ретрооценки, вносить коррективы в действия, - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Познавательные: - осуществлять поиск нужной информации, - использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, - ориентироваться на разные способы решения задач, - владеть основами смыслового чтения текста, - анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), - проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, - строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку). Коммуникативные: - допускать существование различных точек зрения, - учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, - задавать вопросы по существу, - контролировать действия партнера, - использовать речь для регуляции своего действия, - владеть монологической и диалогической формой речи. | Определи кол-во предложений, подбери предложение к схеме (простое нераспространенное предложение) | Слова однозначные и многозначные | ||
2 | РР. Сочинение по картине «Одуванчики». Как получается предложение | 1 | Комбинированный | Связь слов в предложении | |||||||
3 | Анализ сочинений.Главные члены предложения. | 1 | Комбинированный | Главные и второстепенные члены предложения | |||||||
4-5 | Звуки и буквы | Звуки и буквы | 2 | Комбинированный | Различие звука и буквы | Звуки - буквы. - Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. - Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. - Звуки гласные, согласные, слог, согласные звуки мягкие, твердые, звонкие, глухие. - Вывод об отсутствии специальных букв для обозначения мягких и твердых согласных. - Парные звуки: мягкие/твердые, глухие/звонкие. - Обобщение случаев указания на мягкость согласных. - Отсутствие звукового обозначения у букв ь и ъ. Их роль в слове. - Ударение в слове. Словообразующая функция ударения. - Ударные и безударные гласные. - Функции йотированных гласных. - Наблюдение вариантов обозначения звука [й'] буквами. - Непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч, щ). - Написание и после ж и ш; а, у после ч и щ. - Отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, кроме л. - Перенос слов. - Определение сильных и слабых позиций гласных и согласных звуков, опасных мест при написании слов. - Понятие орфограммы. | Личностные: - сохранять мотивацию к учебе, - ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, - проявлять интерес к новому учебному материалу, - развивать способность к самооценке. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, - планировать свои действия, - осуществлять итоговый и пошаговый контроль, - адекватно воспринимать оценку учителя, - различать способ и результат действия, - оценивать свои действия на уровне ретрооценки, вносить коррективы в действия, - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Познавательные: - осуществлять поиск нужной информации, - использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, - ориентироваться на разные способы решения задач, - владеть основами смыслового чтения текста, - анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез целое из частей), проводить сравнение, сериацию, классификацию по азным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, - строить рассуждения об объекте, - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку). Коммуникативные: - допускать существование различных точек зрения, - учитывать разные мнения, стремиться к координации, - формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, - задавать вопросы по существу, - контролировать действия партнера, - использовать речь для регуляции своего действия, - владеть монологической и диалогической формой речи. | - Раздели слово на слоги; - подбери слово к модели; построй модель к слову. | |||
6 | Гласные и согласные звуки. | 1 | Урок контроля | ||||||||
7 | Слоги | 1 | Комбинированный | Деление слов на слоги | |||||||
8 | Гласные и согласные звуки. | 1 | Урок-игра | Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие | |||||||
9 | Гласные звуки | 1 | Комбинированный | Слогообразующая функция гласных звуков | |||||||
10 | Согласные звуки | 1 | Комбинированный | Признаки согласных звуков | |||||||
11 | Перенос слов | 1 | Комбинированный | Слово и его значение. Правила переноса слов | |||||||
12 | Перенос слов | 1 | Комбинированный | Слово и его значение. Правила переноса слов | Раздели слова на слоги и для переноса (Яша, Юлия, маяк) Подбери слово к модели | ||||||
13 | РР. Сочинение «Весна пришла» | 1 | Урок развития речи | Слово и его значение. | |||||||
14 | Ударение | Анализ сочинения.Ударение | 1 | Комбинированный | Гласные ударные | ||||||
15 | .Ударение | 1 | Комбинированный | Гласные ударные | |||||||
16 | Большая буква | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Словарный диктант. | 1 | Комбинированный | Употребление прописной буквы в именах собственных | Слово. - Номинативная (назывная) функция слов. - Представление о лексическом и грамматическом значении слов. - Грамматические группы слов: Знаменательные (самостоятельные) слова - слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; служебные слова (без дифференциации). - Имена существительные (без употребления термина) одушевленные и неодушевленные. - Корень слова, родственные (однокоренные слова). - Лексические группы слов: наблюдение многозначных слов, слов-синонимов, антонимов. Имена собственные. - Употребление заглавной буквы в именах собственных. Алфавит. - Названия и порядок букв русского алфавита. | Личностные: - сохранять мотивацию к учебе, - ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, - проявлять интерес к новому учебному материалу, - развивать способность к самооценке. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу, - учитывать выделенные учителем ориентиры действия, - планировать свои действия, - осуществлять итоговый и пошаговый контроль, - адекватно воспринимать оценку учителя, - различать способ и результат действия, - оценивать свои действия на уровне ретрооценки, вносить коррективы в действия, - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Познавательные: - осуществлять поиск нужной информации, - использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, - ориентироваться на разные способы решения задач, - владеть основами смыслового чтения текста, - анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, - строить рассуждения об объекте, - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку). Коммуникативные: - допускать существование различных точек зрения, - учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, - задавать вопросы по существу, - контролировать действия партнера, - использовать речь для регуляции своего действия, - владеть монологической и диалогической формой речи. | Составь предложения со словами Шарик- шарик. | |||
17–18 | Большая буква в кличках животных, названии географических объектов | 2 | Урок-экскурсия | Имена собственные и нарицательные | |||||||
19–20 | Алфавит | Русская азбука или алфавит | 2 | Комбинированный | Русский алфавит. Порядок и название букв | Найди ошибку в последовательности и названии буквы( Ш Щ) | |||||
21–23 | Правописание согласных звуков | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 3 | Комбинированный | Различие согласных мягких и твёрдых | Звуки - буквы. - Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. - Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. - Звуки гласные, согласные, слог, согласные звуки мягкие, твердые, звонкие, глухие. - Вывод об отсутствии специальных букв для обозначения мягких и твердых согласных. - Парные звуки: мягкие/твердые, глухие/звонкие. - Обобщение случаев указания на мягкость согласных. - Отсутствие звукового обозначения у букв ь и ъ. Их роль в слове. - Ударение в слове. Словообразующая функция ударения. - Ударные и безударные гласные. - Функции йотированных гласных. - Наблюдение вариантов обозначения звука [й'] буквами. - Непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч, щ). - Написание и после ж и ш; а, у после ч и щ. - Отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, кроме л. - Перенос слов. - Определение сильных и слабых позиций гласных и согласных звуков, опасных мест при написании слов. - Понятие орфограммы. | Личностные: - сохранять мотивацию к учебе, - ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, - проявлять интерес к новому учебному материалу, - развивать способность к самооценке. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, - планировать свои действия, - осуществлять итоговый и пошаговый контроль, - адекватно воспринимать оценку учителя, - различать способ и результат действия, - оценивать свои действия на уровне ретрооценки, вносить коррективы в действия, - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Познавательные: - осуществлять поиск нужной информации, - использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, - ориентироваться на разные способы решения задач, - владеть основами смыслового чтения текста, - анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез целое из частей), проводить сравнение, сериацию, классификацию по азным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, - строить рассуждения об объекте, - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку). Коммуникативные: - допускать существование различных точек зрения, - учитывать разные мнения, стремиться к координации, - формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, - задавать вопросы по существу, - контролировать действия партнера, - использовать речь для регуляции своего действия, - владеть монологической и диалогической формой речи. | Подчеркни в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. | |||
24 | Шипящие согласные звуки. Буквосочетание жи-ши. | 1 | Урок-путешествие | Различие согласных мягких и твёрдых Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши | |||||||
25 | РР. Изложение рассказа «Красавец конь!» (Упр. 95). | 1 | Комбинированный | Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши | Вставь пропущенные буквы. | ||||||
26 | Анализ изложенияБуквосочетания чу–щу, ча–ща | 1 | Комбинированный | Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу | |||||||
27 | Буквосочетания чк, чн, щн | 1 | Комбинированный | Правописание сочетаний | Найди ошибку: ручька, полька, скучьно, семья, мощьно. | ||||||
28–29 | Глухие и звонкие согласные звуки | 2 | Комбинированный | Различие согласных звонких и глухих | Записать парные согласные; Вставь пропущенные буквы и проверь. | ||||||
30–31 | Парные согласные в конце слова | 2 | Комбинированный | Правописание парных согласных и глухих согласных | |||||||
32 | Грамматика | Части речи. Общее понятие. Словарный диктант. | 1 | Урок-игра | Деление слов на группы, общие и отличительные признаки | Понимание устной речи. - Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. - Особенности общения в школе, на улице и дома. - Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и проч. - Речевые средства: мелодика речи, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель). - Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. - Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. - Использование в общении жизненного опыта детей, а также ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов и диафильмов. - Использование орфоэпических норм речи. Чистота произношения. - Составление предложений из слов, данных в начальной форме. - Восстановление деформированных предложений. - Практическое ознакомление с синонимами, антонимами, многозначностью (без введения понятий). В работу вводятся словари. | Личностные: - ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, - проявлять интерес к новому учебному материалу, - ориентироваться в нравственном содержании поступков, - развивать этические чувства (стыда, вины, совести), - проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу, - действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, - адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения, - выполнять учебные действия в материале, в устной и письменной речи, в уме. Познавательные: - осуществлять поиск нужной информации в учебнике, - пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебниках, - высказываться в устной и письменной форме, - анализировать объекты, выделять главное, находить в тексте ответ на поставленный вопрос, - осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям, - обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку), подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии. Коммуникативные: - допускать существование различных точек зрения, - принимать другое мнение и позицию, - формулировать собственное мнение и позицию, - договариваться, приходить к общему решению, - строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы, - использовать речь для регуляции своего действия. | Распредели слова по группам. К каждой группе приведи свой пример. | |||
33 | Имя существительное | 1 | Комбинированный | Имя существительное, значение и употребление | |||||||
34 | Имя прилагательное | 1 | Комбинированный | Имя прилагательное, значение и употребление | Синонимы и антонимы | ||||||
35 | РР. Изложение рассказа «Лесная школа». Глагол | 1 | Комбинированный | Глагол, значение и употребление | |||||||
36 | Анализ изложенияСловосочетание | 1 | Комбинированный | Различие слова и словосочетания | Выбери словосочетание: под деревом; пушистая кошка, большой маленький, пришла весна… | ||||||
37 | Предлог. | 1 | Комбинированный | Роль предлогов в речи, их различия | Чашка, стоит, стол (составь предложение, используя предлоги) Над.. по.. он.. мир..- убери лишние слова. | ||||||
38 | Предлог. Словарный диктант. | 1 | Комбинированный | Роль предлогов в речи, их различия | Чашка, стоит, стол (составь предложение, используя предлоги) Над.. по.. он.. мир..- убери лишние слова. | ||||||
39 | Предложение | 1 | Комбинированный | Разновидности предложений по цели высказывания | Составь схему предложений, которые произносит учитель | ||||||
40 | Контрольное списывание. Восклицательные предложения | 1 | Комбинированный | Знаки препинания в конце предложения | |||||||
41 | Контрольный диктант. | 1 | Проверка и контроль ЗУН | Оформление предложений. Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши | Контрольная работа | ||||||
42 | Анализ контрольной работы. Слова вежливого общения | 1 | Комбинированный | Составление и оформление предложений. Культура общения | Назови слова- приветствия, объясни их значения. | ||||||
43–45 | Текст | 3 | Комбинированный, урок-игра | Составление и оформление предложений. Использование словарей русского языка | Слово. - Номинативная (назывная) функция слов. - Представление о лексическом и грамматическом значении слов. - Грамматические группы слов: Знаменательные (самостоятельные) слова - слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; служебные слова (без дифференциации). - Имена существительные (без употребления термина) одушевленные и неодушевленные. - Корень слова, родственные (однокоренные слова). - Лексические группы слов: наблюдение многозначных слов, слов-синонимов, антонимов. Имена собственные. - Употребление заглавной буквы в именах собственных. Алфавит. - Названия и порядок букв русского алфавита. | Личностные: - сохранять мотивацию к учебе, - ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, - проявлять интерес к новому учебному материалу, - развивать способность к самооценке. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу, - учитывать выделенные учителем ориентиры действия, - планировать свои действия, - осуществлять итоговый и пошаговый контроль, - адекватно воспринимать оценку учителя, - различать способ и результат действия, - оценивать свои действия на уровне ретрооценки, вносить коррективы в действия, - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Познавательные: - осуществлять поиск нужной информации, - использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, - ориентироваться на разные способы решения задач, - владеть основами смыслового чтения текста, - анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, - строить рассуждения об объекте, - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку). Коммуникативные: - допускать существование различных точек зрения, - учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях | Объясни значение слов, используя словари | Признаки текста | |||
46–48 | Грамматика | Родственные слова. Корень слова | 3 | Комбинированный | Словообразование. Слова, близкие и противоположные по смыслу | Соедини противоположные по значению слова. Подчеркни слова родственники (корова- теленок- бык, бобр- бобриха- бобренок, вода- водитель- водяной) | Однокоренные слова, формы одного и тоже слова | ||||
50 | Секреты речи | 1 | Урок-викторина | Связь слов в предложении | Открой секрет русского языка( урок- праздник) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 2 класс система Занкова
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л.В. Занкова. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык» 2 класс, автор А....
рабочая программа по русскому языку 3 класс система Занкова, учебник Поляковой по ФГОС
рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена с требования ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс система Занкова
В рабочей программе следующие разделы: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы. Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО. Рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Система Занкова
Рабочая программа составлена на основе программы начального общего образования / Сост.Н. В. Нечаева, С.В. Бухалова /, программа по русскому языку Нечаевой Н.В. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издатель...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс, система Занкова, учителя Аксюк Г.М.
Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции д...
Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, система Занкова, 2014-2015 уч.год
Предлагаю Рабочую программу по русскому языку, 3 класс, система Занкова...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс система Занкова
По учебнику А. В. ПоляковойПояснительная записка, КТП, КИМы...