Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание приставок в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, программа "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx | 37.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: «Правописание приставок в глаголах»
Цель урока: создать условия для отработки навыка правописания приставок в глаголах, умений различать приставки и предлоги.
Задачи урока:
- формировать понятия о написании приставок в глаголах; отрабатывать написания слов с приставками и предлогами;
- развивать орфографическую зоркость, речь, обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному языку, нравственно-этические чувства.
Оборудование
Библиотечный фонд:
- Иванов С.В., Евдокимова А.О, Кузнецова М.И, Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2014.;
- С.В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова. Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова.-М.: Вентана-Граф, 2014.
- Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка для учащихся. – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1989.
Печатные пособия:
- карточки с заданиями для групповой работы;
- карточки с заданиями для индивидуальной работы;
- рисунки лесенки для рефлексии;
- рисунок корзины.
Технические средства: компьютер; мультимедийный проектор, экспозиционный экран.
Экранно-звуковые пособия: мультимедийная презентация.
Информационные источники:
- Бондаренко Е. А. , Корнилаев С. В. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Русский язык. 1-4кл. : Пособие для учителей общеобразовательных школ/ Бондаренко Е. А., Корнилаев С. В. и др. - М.: Бизнес Меридиан, 2011.
- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке:пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ С. И. Заир-Бек, И. в. Муштавинская. – 2-е изд., дораб.-М.: просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы:
- miranimashek.com
- https://www.google.ru
- https://ru.wikipedia.org
Сценарий урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие. -Добрый день, друзья! Я рада видеть вас и хочу начать работу с вами. Повернитесь лицом друг к другу, прикоснитесь своей ладошкой к ладошке соседа и скажите добрые слова. | Приветствие. -Я желаю тебе сегодня добра, ты мне желаешь сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу. | Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя, товарища. Регулятивные: проявление волевой саморегуляции. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
Подготовка к работе на основном этапе.
Постановка учебной задачи | -Запишите дату сегодняшнего занятия, классная работа. Назовите орфограммы. -Объясните смысл предложений: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты мне желаешь сегодня добра». Слайд 2 -Начнём наш урок с фонетико-орфографической разминки. Поработаем со словами в этих предложениях. На следующей строке вы будете записывать строчные буквы. 1). Запишите букву твёрдого парного, звонкого непарного согласного в слове «желаю» - «л». Напишите столько букв «л», сколько их в этих предложениях. 2). Запишите букву безударного гласного в корне в слове «добра» - «о». 3). Запишите букву ударного гласного в слове «желаю» - «а». 4). Запишите букву согласного звука в слове «сегодня», написание которой нужно запомнить - «г». Запишите столько букв, сколько их в этих двух предложениях. Проверьте, что у вас получилось: л, л, о, а, г, г. Подчеркните лучшую букву. -Как вы считаете, почему именно эти буквы мы написали? Слайд 3 -Предположите, о чём пойдёт речь на уроке. Чтобы сформулировать тему урока, проверим работу ребят, выполнявших задание по карточкам у доски. -Проверьте, верно ли написаны слова и обозначены приставки. Что общего в этих словах? Найдите «лишние» слова в записях ребят. Почему они «лишние»? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. -Тема сегодняшнего урока «Правописание приставок в глаголах». Слайд 4 Какова цель нашего урока? Чему будем учиться на уроке? -Вспомните, что вам известно о приставках. Запишите. -Обменяйтесь информацией со своим соседом. -Назовите известные сведения о приставках, не повторяя сказанного. На доске учитель записывает в «корзину понятий» сведения о приставках, которые называют дети. После заполнения «корзины понятий» учитель демонстрирует Слайд №5 | Записывают в тетради дату, классная работа, называют орфограммы. Объясняют смысл. Записывают строчные буквы. Сравнивают свои записи с образцом на слайде. При помощи сигнальных карточек показывают, допустили ли ошибки, или записи были верными. -Если переставить буквы, получится слово «глагол». Высказывают предположения. Проверяют индивидуальную работу. Карточка № 1. Замени транскрипцию буквенной записью. Обозначь приставки. П [а] глядывает, з [а]снули, д[а]петь, пр[а]кладывают, ра[с]трепали, п[а]дписали. Карточка № 2 Замени транскрипцию буквенной записью. Обозначь приставки. П[а]думать, [аб]ставила, д[а]летать, н[а]зывали, др[и]мать, ра[з]бежались, [а]трежет. Правильность/неправильность выполнения заданий показывают с помощью сигнальных карточек. - Глаголы с приставками. -Во втором столбике слово «дремать», потому что в нём нет приставки. Во втором таких слов нет.
Формулируют тему урока. Называют цели урока. Записывают всё, что знают о приставках. Работают в парах, обмениваются информацией друг с другом. Называют известные факты о приставках. Корзина понятий: приставка-часть слова; приставка стоит перед корнем; служит для образования новых слов; написание приставок зависит от произношения – приставки на -з-, -с-; написание приставок не зависит от произношения- приставки с гласными «а», «о»; приставка с- ; приставку надо отличать от предлога. | Личностные: формирование познавательной потребности, нравственных качеств личности. Познавательные: Умение воспринимать и преобразовывать полученную информацию. Регулятивные: Умение выполнять учебные действия в письменной форме, контролировать себя в процессе. Коммуникативные: умение правильно строить свои высказывания и слушать мнения товарищей. Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме. Познавательные: умение наблюдать, выделять общие признаки, выделять необходимую информацию. умение принимать и сохранять учебную задачу, давать оценку действиям одноклассников. Коммуникативные: умение строить понятные для собеседника высказывания, уметь слушать других.
|
Усвоение новых знаний и способов действий | -Какие приставки в словах, с которыми работали ребята, вам встретились? -Всегда ли приставки по-, за- , на-, про-, от- и другие являются приставками? - Заполняя «корзину понятий», вы сказали, что приставку надо отличать от предлога. Для чего это нужно? -Как вы считаете, перед какой частью речи никогда не стоят предлоги? Исследуем слова и попробуем сделать важный вывод. Прочитайте задание в учебнике на странице 89. -Как отличить приставку от предлога? - Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работу друг друга. Демонстрирует слайд 6 -Какими частями речи являются слова второго столбика? Есть ли среди них глаголы? -Есть ли среди слов первого столбика глаголы? -Можем ли мы теперь ответить на вопрос, поставленный до выполнения упражнения? Как ответите на вопрос: «Перед какой частью речи никогда не стоят предлоги?» Обратимся к рубрике «Обрати внимание» на странице 89 и прочитаем вывод. Слайд 7
| Отвечают на вопросы учителя. -Эти приставки не всегда бывают приставками. По, за, на, про, от являются предлогами. Высказывают предположения. Читают задание в учебнике. - Прочитай. Определи, что в каждом случае стоит в скобках – предлог или приставка. В первый столбик выпиши слова с приставками, во второй – слова с предлогами. Отвечают на вопросы учителя. -Приставка пишется слитно, а с предлог со словом отдельно. Между предлогом и словом можно поставить другое слово. Работают самостоятельно по вариантам. Распределяют слова по столбикам в соответствии с поставленной задачей. Осуществляют взаимный контроль. Правильность написания слов сверяют с написанием слов на слайде. -Слова второго столбика являются именами существительными, местоимениями. Глаголов нет. -Среди слов первого столбика есть глаголы. -Можем. -Предлоги никогда не стоят перед глаголами. Читают вывод в учебнике: «Глаголы не употребляются с предлогами». | Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме, формирование познавательной потребности. Регулятивные: прогнозирование, умение действовать по плану (предлагаемому заданием), давать оценку действиям товарища. Познавательные: умение анализировать, доказывать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы. Коммуникативные: умение слушать других, высказывать свои мысли. |
Физминутка | -Если я назову слово, в котором есть приставка, вы захлопаете в ладоши. Если назову слово, в котором предлог со словом, прыгаете. Слова для физминутки: под стулом, до магазина, заехать, прибежать, во дворе, отложить, написать, под окном, со стола, выиграть, погрузить, за стеной, рассмешить, пришёл, на расстоянии. На слайде № 8 представлены анимированные картинки | Слушают и выполняют задания и движения. | Личностные: ориентирование на здоровый образ жизни. |
Закрепление новых знаний и способов действий | -При выполнении следующего задания вы будете доказывать и рассуждать. Работа по учебнику с. 90, упр. 2. -Объясните, как вы напишите.
- Проверьте правильность написания предложения. Демонстрирует слайд 9. -Как понимаете значение слова «баржа»? А что означает слово «мель»? Демонстрирует слайд 10 -Как понимаете смысл второго предложения? - Докажите, как напишите слова. Демонстрирует слайд 11 -Какое противоречие заметили при выполнении упражнения? От чего это зависит? -Всегда ли приставки пишутся одинаково? Какие это приставки? -Вспомните алгоритм написания слов с этими приставками. Демонстрирует слайд 12 | Читают задание в учебнике. -Прочитай внимательно. Спиши, раскрывая скобки. Решили лисы кролика (за)печь, А кролик из духовки прыг (за)печь. Объясняют, доказывают правильность написания. Рассуждают: «за (какую?) печь – пишем раздельно, за – предлог. Во втором случае запечь пишется слитно, является глаголом. Контролируют собственные действия при отработке написания приставок и предлогов. Фиксируют приставки. После объяснения записывают, правильность написания сверяют с написание на слайде № 9 Индивидуальная работа ученика. Находит в Интернете значение слов «баржа» и «мель». Читают второе предложение. -Сугробы снега вьюги (на) мели, И грузовик, как баржа (на) мели… Высказывают предположения. Ученик читает значения слов, найденные в Интернете на сайте Википедия. -Баржа - плоскодонное судно, оснащённое или не оснащённое двигателем, которое используется для перевозки грузов по воде. Мель - мелкое место, нанос на дне реки, озера, моря, препятствующий прохождению судов. Высказывают мнения. Объясняют, доказывают правильность написания. Рассуждают: в первом случае на – приставка, пишется слитно, слово является глаголом. Во втором «на (какой?) мели – пишем раздельно, на – предлог. После объяснения записывают, правильность написания сверяют с написанием на слайде № 11. -Слова слышатся одинаково, а пишутся по-разному. -Зависит от того, приставка в слове или предлог со словом употребляется. Нет. Существуют приставки, написание которых зависит от произношения. Это приставки, оканчивающиеся на з- или с-. Называют алгоритм правописания приставок на з- и с-. | Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме. Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция. Познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя знания, полученные на уроке, делать выводы. Коммуникативные: умение строить рассуждения, грамотно формулировать высказывание. |
Включение в систему знаний и повторения | Организует работу в группах. Демонстрирует слайды 13,14. - Какой вывод можно сделать о написании приставок в глаголах? Объясняет правила работы с верными и неверными утверждениями. Демонстрирует слайд 15. | Работают в группах. Выполняют дифференцированные задания. Оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваются о порядке работы в группах. После обсуждения самостоятельно работают в тетради. Устанавливают наличие орфограммы. Карточка № 1 Вставь букву «з» или «с». Обозначь приставки. и.пугаться, ра.писать, и.править, ра.сказать, бе.дельничать, ра.бегаться, ра.дать. Карточка № 2 Данные устойчивые сочетания слов (фразеологические обороты) замени близким по значению глаголом. Обозначь приставки в глаголах. Запишите по образцу. Образец: не верить своим ушам - удивляться зарубить на носу - сложить голову - бить баклуши - прикусить язык – наступать на пятки - Осуществляют самоконтроль после выполнения задания. Делают вывод. Работают самостоятельно. Верные и неверные утверждения. Поставь «+», если утверждение верное; «-», если утверждение неверное. 1). Приставка оканчивается на з, если корень начинается с глухого согласного. 2). Предлоги не пишутся перед глаголами. 3). Между предлогом и словом нельзя поставить другое слово. 4). Написание приставок, в которых есть гласные «а», «о» пишутся одинаково. 5). Перед гласным и звонким согласным в приставке пишется буква «з». Осуществляют самоконтроль, сверяя свои ответы на слайде. | Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к учебному материалу Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция. Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение строить рассуждения, понятные для собеседника, управление поведением партнёра. |
Рефлексия | Подводит итоги урока. -Над какой темой вы сегодня работали? Что нового узнали? Что повторили? Достигли ли вы поставленных на уроке целей? Кого бы вы хотели сегодня особо отметить?
-Оцените свою работу на уроке, пользуясь лесенкой успеха. Каждая ступенька соответствует оценке 1-5. Нарисуйте себя на той ступеньке лесенки, на которой, считаете, вы находитесь. Урок окончен. Спасибо за работу на уроке. Слайд 16 | Дают словесную оценку. Осуществляют самооценку. | Личностные: Смыслообразование (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом) Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению. Познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание, слушать других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 4 класс. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Конспект урока с презентацией....
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов"
Представляю презентацию к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов." Урок обобщения.Работа на уроке строится следующим образом. Дети определяю...
Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.
Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»; лексическое понятие; обогатить речь учащих...
Урок русского языка 4 класс Тема «Понятие о спряжении глагола."
Этот урок построен на основе ФГОС....
Урок русского языка. 3 класс.УМК "Школа России" Тема:"Глагол как часть речи"
Урок для 4 четверти 3 класса.Используются групповые фронтальные формы работы, презентации....
Урок русского языка. 3 класс.УМК "Школа России" Тема:"Глагол как часть речи"
Урок для 4 четверти 3 класса.Используются групповые фронтальные формы работы, презентации....
Урок русского языка 2 класс. Тема: "Закрепление изученного о глаголе"
Данный урок русского языка является уроком обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол».Методическая цель: использование технологии сотрудничества для формирования универсальных учебных действий...