Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание приставок в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шефлер Елена Анатольевна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, программа "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Урок русского языка в 4 классе

Тема урока:   «Правописание приставок в глаголах»

Цель  урока: создать условия для  отработки навыка правописания приставок в  глаголах, умений различать приставки и предлоги.  

Задачи  урока: 

  • формировать понятия о написании приставок в глаголах; отрабатывать написания слов с приставками и предлогами;
  • развивать орфографическую зоркость, речь, обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному языку, нравственно-этические чувства.

Оборудование

Библиотечный фонд:

  • Иванов С.В., Евдокимова А.О, Кузнецова М.И,  Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.  Ч. 1 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2014.;
  • С.В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова.  Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова.-М.: Вентана-Граф, 2014.
  • Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка для учащихся. – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1989.

Печатные пособия:

  • карточки с заданиями для групповой работы;
  • карточки с заданиями для индивидуальной работы;
  • рисунки лесенки для рефлексии;
  • рисунок корзины.

     Технические средства:  компьютер; мультимедийный проектор, экспозиционный экран.

     Экранно-звуковые пособия: мультимедийная презентация.  

Информационные источники:

  • Бондаренко Е. А. , Корнилаев С. В.  Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Русский язык. 1-4кл. : Пособие для учителей общеобразовательных школ/ Бондаренко Е. А., Корнилаев С. В.  и др. - М.: Бизнес Меридиан, 2011.
  • Заир-Бек С. И.  Развитие критического мышления на уроке:пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ С. И. Заир-Бек, И. в. Муштавинская. – 2-е изд., дораб.-М.: просвещение, 2011.

Интернет-ресурсы:  

  • miranimashek.com
  • https://www.google.ru
  • https://ru.wikipedia.org

   

     Сценарий урока

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность  

обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие.

-Добрый день, друзья! Я рада видеть вас и хочу начать работу с вами. Повернитесь лицом друг к другу, прикоснитесь своей ладошкой к ладошке соседа и скажите добрые слова.

Приветствие.

-Я желаю тебе сегодня добра, ты мне желаешь сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу.

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя, товарища.

Регулятивные:  

проявление волевой саморегуляции.

Коммуникативные:

планирование  сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Подготовка к работе на основном этапе.

 

Постановка учебной задачи

-Запишите дату сегодняшнего занятия, классная работа.

Назовите орфограммы.  

 -Объясните смысл предложений: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты мне желаешь сегодня добра».

Слайд 2

-Начнём наш урок с фонетико-орфографической разминки.   Поработаем со словами в этих предложениях. На следующей строке вы будете записывать строчные буквы.

1). Запишите букву твёрдого парного, звонкого непарного согласного в слове «желаю» - «л». Напишите столько букв «л», сколько их в этих предложениях.

2). Запишите букву безударного гласного в корне в слове «добра» - «о».

3). Запишите букву ударного гласного в слове «желаю» - «а».

4). Запишите букву  согласного звука в слове «сегодня», написание которой нужно запомнить  - «г». Запишите столько букв, сколько их в этих двух предложениях.

Проверьте, что у вас получилось: л, л, о, а, г, г.  Подчеркните лучшую букву.

-Как вы считаете, почему именно эти буквы мы написали?

 Слайд 3

-Предположите, о чём пойдёт речь на уроке.

Чтобы сформулировать тему урока, проверим работу ребят, выполнявших задание по карточкам у доски.

-Проверьте, верно ли написаны слова и обозначены приставки. 

Что общего в этих словах?

Найдите «лишние» слова в записях ребят. Почему они «лишние»?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Тема сегодняшнего урока «Правописание приставок в глаголах».

Слайд 4

Какова цель нашего урока? Чему будем учиться на уроке?

-Вспомните, что вам известно о приставках. Запишите.

-Обменяйтесь информацией со своим соседом.

-Назовите известные сведения о приставках, не повторяя сказанного.

На доске учитель  записывает в  «корзину понятий» сведения о приставках, которые называют дети.

После заполнения «корзины понятий» учитель демонстрирует Слайд №5

Записывают в тетради дату, классная работа, называют орфограммы.

Объясняют смысл.

Записывают строчные буквы.

Сравнивают свои записи с образцом на слайде.

При помощи сигнальных карточек  показывают, допустили ли ошибки,  или записи были верными.

-Если переставить буквы, получится слово «глагол».

Высказывают предположения.

Проверяют индивидуальную работу.

Карточка № 1.

Замени транскрипцию буквенной записью. Обозначь приставки.  

П [а] глядывает, з [а]снули,  

д[а]петь, пр[а]кладывают,  ра[с]трепали, п[а]дписали.

Карточка № 2

Замени транскрипцию буквенной записью. Обозначь приставки.  

П[а]думать, [аб]ставила, д[а]летать, н[а]зывали, др[и]мать, ра[з]бежались, [а]трежет.

Правильность/неправильность выполнения заданий показывают с помощью сигнальных карточек.

- Глаголы с приставками.

-Во втором столбике слово «дремать»,  потому что в нём  нет приставки. Во втором таких слов нет.

 

Формулируют тему урока.  

Называют цели урока.

Записывают всё, что знают о приставках.

Работают в парах, обмениваются информацией друг с другом.

Называют известные факты о приставках.

Корзина понятий: приставка-часть слова; приставка стоит перед корнем; служит для образования новых слов; написание приставок зависит от произношения – приставки на -з-, -с-;  написание приставок не зависит от произношения- приставки с гласными «а», «о»; приставка с- ; приставку надо отличать от предлога.

 Личностные:

формирование познавательной потребности, нравственных качеств личности.

Познавательные:

Умение воспринимать и преобразовывать полученную информацию.  

Регулятивные:

Умение выполнять учебные действия в письменной форме, контролировать себя в процессе.

Коммуникативные:

умение правильно строить свои высказывания и слушать мнения товарищей.

Личностные:

проявление интереса к поставленной проблеме.

Познавательные:

умение наблюдать, выделять общие признаки, выделять необходимую информацию.
Регулятивные:

умение принимать и сохранять учебную задачу, давать оценку действиям одноклассников.

Коммуникативные:

умение строить понятные для собеседника высказывания, уметь слушать других.

 

Усвоение новых знаний и способов действий

-Какие приставки в словах, с которыми работали ребята, вам встретились?

-Всегда ли приставки   по-, за- , на-, про-, от- и другие являются приставками? 

- Заполняя «корзину понятий», вы сказали, что приставку надо отличать от предлога. Для чего это нужно?

-Как вы считаете, перед какой частью речи никогда не стоят предлоги?

Исследуем слова и попробуем сделать важный вывод.

Прочитайте задание  в  учебнике на странице 89.

-Как отличить приставку от предлога?

- Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работу друг друга.

 Демонстрирует слайд 6

-Какими частями речи являются слова второго столбика? Есть ли среди них глаголы?

-Есть ли среди слов первого столбика глаголы?

-Можем ли мы теперь ответить на вопрос, поставленный до выполнения упражнения? Как ответите на вопрос:

«Перед какой частью речи никогда не стоят предлоги?»

Обратимся к рубрике «Обрати внимание» на странице 89 и прочитаем вывод.

Слайд  7

 

Отвечают на вопросы учителя.

-Эти приставки не всегда  бывают приставками. По, за, на, про, от  являются предлогами.

Высказывают предположения.

Читают задание в учебнике.

- Прочитай. Определи, что в каждом случае стоит в скобках – предлог или приставка. В первый столбик выпиши слова с приставками, во второй – слова с предлогами.

Отвечают на вопросы учителя.

-Приставка пишется   слитно, а с предлог со словом отдельно. Между предлогом и словом можно поставить другое слово.  

Работают самостоятельно по вариантам. Распределяют слова по столбикам в соответствии с поставленной задачей.

Осуществляют взаимный контроль.

Правильность написания слов сверяют с написанием слов на  слайде.

-Слова второго столбика являются именами  существительными, местоимениями.  Глаголов нет.

-Среди слов первого столбика есть глаголы.

-Можем.

-Предлоги никогда не стоят перед глаголами.

Читают вывод в учебнике: «Глаголы не употребляются с предлогами».

Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме, формирование познавательной потребности.

Регулятивные: прогнозирование, умение действовать по плану (предлагаемому заданием), давать оценку действиям товарища.

Познавательные: 

 умение анализировать,

доказывать,

аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

Коммуникативные:

умение слушать других, высказывать свои мысли.  

Физминутка

-Если я назову слово, в котором есть приставка, вы захлопаете  в ладоши. Если назову слово, в котором  предлог со словом,  прыгаете.

Слова для физминутки: под стулом, до магазина, заехать, прибежать, во дворе, отложить, написать, под окном, со стола, выиграть, погрузить, за стеной, рассмешить, пришёл, на расстоянии.

На слайде № 8 представлены анимированные картинки

Слушают и выполняют задания и движения.

Личностные:

ориентирование на здоровый образ жизни.

Закрепление новых знаний и способов действий

-При выполнении следующего задания вы будете доказывать и рассуждать.

Работа по учебнику с. 90, упр. 2. 

-Объясните, как вы напишите.

 

- Проверьте правильность написания предложения.

Демонстрирует слайд 9.

-Как понимаете значение слова «баржа»? А что означает слово «мель»?

Демонстрирует слайд 10

-Как понимаете смысл второго предложения?

- Докажите, как напишите слова.

Демонстрирует слайд 11

-Какое противоречие заметили при выполнении упражнения?

От чего это зависит?

-Всегда ли приставки пишутся одинаково?

Какие это приставки?

-Вспомните алгоритм написания слов с этими приставками.

Демонстрирует слайд 12

Читают задание в учебнике.

-Прочитай внимательно. Спиши, раскрывая скобки.

Решили лисы кролика (за)печь,

А кролик из духовки прыг (за)печь.

Объясняют, доказывают правильность написания. Рассуждают: «за (какую?) печь – пишем раздельно, за – предлог.

Во втором случае запечь пишется слитно, является  глаголом.

Контролируют собственные действия при отработке написания приставок и предлогов. Фиксируют приставки.

После объяснения записывают, правильность написания сверяют с написание на слайде № 9

Индивидуальная работа ученика. Находит  в Интернете значение слов «баржа» и «мель».

Читают второе предложение.

-Сугробы снега вьюги (на) мели,

И грузовик, как баржа (на) мели…

Высказывают предположения.                                

Ученик читает значения слов, найденные в Интернете на сайте Википедия.

-Баржа - плоскодонное судно, оснащённое или не оснащённое двигателем, которое используется для перевозки грузов по воде.

Мель - мелкое место, нанос на дне реки, озера, моря, препятствующий прохождению судов.

Высказывают мнения.

Объясняют, доказывают правильность написания. Рассуждают: в первом случае на – приставка, пишется слитно, слово является глаголом. Во втором «на (какой?) мели – пишем раздельно, на – предлог.

После объяснения записывают, правильность написания сверяют с написанием на слайде № 11.

-Слова слышатся одинаково, а пишутся по-разному.

-Зависит от того, приставка в слове или предлог со словом употребляется.

Нет. Существуют приставки, написание которых   зависит от произношения.

Это приставки, оканчивающиеся на з-  или с-.  

Называют алгоритм правописания приставок на з- и с-.

Личностные:

проявление интереса к поставленной проблеме.  

Регулятивные:

умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция.

Познавательные:

умение находить ответы на вопросы, используя знания, полученные на уроке, делать выводы.      

Коммуникативные:

умение строить рассуждения,  

грамотно формулировать высказывание.

Включение в систему знаний и повторения

Организует работу в группах.

Демонстрирует слайды 13,14.

- Какой вывод можно сделать  о написании приставок в глаголах?

Объясняет правила работы с верными и неверными утверждениями.

Демонстрирует слайд 15.

Работают в группах. Выполняют дифференцированные задания. Оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваются о порядке работы в группах. После обсуждения самостоятельно работают в тетради.

Устанавливают наличие орфограммы.

Карточка № 1

Вставь букву «з» или «с». Обозначь приставки.  

и.пугаться, ра.писать, и.править, ра.сказать, бе.дельничать, ра.бегаться,  ра.дать.

Карточка № 2

Данные устойчивые сочетания слов (фразеологические обороты) замени близким по значению глаголом.  Обозначь приставки в глаголах. Запишите по образцу.

Образец:  не верить своим ушам - удивляться

зарубить на носу -

сложить голову -

бить баклуши -        

прикусить язык –

наступать на пятки -

Осуществляют самоконтроль  после выполнения задания.

 Делают вывод.

Работают самостоятельно.

Верные и неверные утверждения.

Поставь «+», если утверждение верное; «-», если утверждение неверное.

1). Приставка оканчивается на з, если корень начинается

с глухого согласного.

2). Предлоги не пишутся перед глаголами.

3). Между предлогом и словом нельзя поставить другое слово.

4). Написание  приставок, в которых есть гласные «а», «о» пишутся одинаково.

5). Перед гласным и звонким согласным в приставке пишется буква «з».

Осуществляют самоконтроль, сверяя свои ответы на слайде.  

Личностные:

проявление учебно-познавательного интереса к учебному материалу

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция.

Познавательные:

умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение строить рассуждения, понятные для собеседника, управление поведением партнёра.

Рефлексия

Подводит итоги урока.

-Над какой темой вы сегодня работали? Что нового узнали? Что повторили? Достигли ли вы поставленных на уроке целей? Кого бы вы хотели сегодня особо отметить?

 

-Оцените свою работу на уроке, пользуясь лесенкой успеха. Каждая ступенька соответствует оценке 1-5. Нарисуйте себя на той ступеньке лесенки, на которой, считаете, вы находитесь.

Урок окончен. Спасибо за работу на уроке.

Слайд 16

Дают словесную оценку.

Осуществляют самооценку.

Личностные: 

Смыслообразование (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

Регулятивные:

выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению.

Познавательные:

умение структурировать знания, оценка процесса и результата деятельности.  

 Коммуникативные: 

умение строить речевое высказывание, слушать других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов"

Представляю презентацию к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов."  Урок обобщения.Работа на уроке строится следующим образом. Дети определяю...

Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.

Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое понятие;    обогатить речь учащих...

Урок русского языка. 3 класс.УМК "Школа России" Тема:"Глагол как часть речи"

Урок для 4 четверти 3 класса.Используются групповые фронтальные формы работы, презентации....

Урок русского языка. 3 класс.УМК "Школа России" Тема:"Глагол как часть речи"

Урок для 4 четверти 3 класса.Используются групповые фронтальные формы работы, презентации....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Закрепление изученного о глаголе"

Данный урок русского языка является уроком обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол».Методическая цель: использование технологии сотрудничества для формирования универсальных учебных действий...