Правописание предлогов и приставок. 2 класс.
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Гриценко Светлана Ивановна

Материал содержит конспект с приложением и презентацию урока по теме "Правописание предлогов и приставок" для 2 класса по системе Л. Занкова по учебнику "Русский язык" Н.В. Нечаевой, С.Г. Яковлевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc83 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.01 МБ
Package icon prilozhenie.zip30.76 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 3»

Класс: 2

Раздел программы: Как образуются предложения

Тема урока: Правописание предлогов и приставок

Тип урока: закрепление

Оборудование: учебник "Русский язык" Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с тестовыми заданиями (по уровням сложности), карточки для работы в группах, карточки для работы в парах)

Список литературы:

  1. Асмолов, А. Г. Стандарты второго поколения. Формирование универсальных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - М. : Просвещение, 2011.
  2. Курганов, С. Ю. Русский язык для начальной школы в таблицах и схемах : правила и орфограммы, определения и примеры, разбор слов и предложений / С. Ю. Курганов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 64 с. - («Здравствуй, школа!»).
  3. О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина методическая книга «Учим русский язык с увлечением» М.:5 за знания,2005г
  4. Занимательная грамматика.- М., Омега, 1995.

Интернет-ресурсы:

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : http://school- collection.edu.ru

Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : www.festival.l september.ru

Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа : www.uroki.ru

Учебно-Методический портал. - Режим доступа : http://www.uchmet.ru

Социальная сеть работников образования «Наша сеть»  - http://nsportal.ru/

Цели:

Образовательные

  • продолжить формировать умение: осознанно употреблять предлоги в устной речи, различать предлог и приставку, решать орфографические задачи, связанные с написанием предлогов и приставок;
  • повторить изученные орфограммы.

Развивающие

  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
  • развивать мыслительные операции анализа, синтеза, классификации;
  • развитие речи.

Воспитательные

  • воспитание положительной мотивации к учению;
  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание товарищества.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
  • интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

Регулятивные универсальные учебные действия

  • учить принимать и сохранять учебную задачу
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
  • осуществлять контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя развивать умения оценивать правильность выполненного задания
  • выполнять необходимую коррекцию действий.

Познавательные УУД:

  • умение добывать нужную информацию
  • развивать умение использовать знаково-символические и средства
  • учить выполнять логические операции анализа, синтеза, классификации, обобщения
  • производить осознанное высказывание-рассуждение в устной форме
  • уметь выделять существенную информацию, устанавливать причинно — следственные связи.

Коммуникативные УУД:

  • умение учитывать мнение разных людей
  • стремиться к сотрудничеству
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
  • учиться контролировать действия партнёра.

Ход урока

1.Организационный момент

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Итак, начнем наш урок. 

2. Минутка чистописания.

- Вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса
Значит,

К нам пришла ...         (Весна)

– Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради.

(Запись буквы В в)

– А сейчас посмотрите на слова веснушка, весенний, предвесенний.

- Что вы можете о них сказать? (однокоренные)

- Какое задание можно предложить с этими словами? (разобрать по составу, сделать звукобуквенный разбор, составить предложения и т. Д.)

- Предлагаю разобрать по составу.

- Как вы думаете, какое слово может быть лишним? Почему?

(предвесенний – приставка)

3. Постановка темы урока

«Зоркий глаз»

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Зоркий глаз». Если вы будете очень внимательны, то сможете прочитать тему урока.

югкуцфывприставкихзщйцукиячспредлогиюбьтим

- Тема: «Приставки и предлоги»

- Поставьте цель.

  • вспомнить, что же такое приставка.
  • вспомнить, что же такое предлог.
  • вспомнить правописание предлогов и приставок.

- Как вы знаете эту тему на начало урока, хорошо или плохо? Оцените свои знания.

Вопросы по теме урока

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомневаюсь

Не знаю

Знаю

Сомневаюсь

Не знаю

Что такое приставки?

Что такое предлоги?

Как отличить приставку от предлога?

- Ребята, что вы помните о приставках и предлогах?

– Что такое приставка?

(Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов)

- А что такое предлог?

(Часть речи, которая служит для связи слов в предложении).

-Что вы помните о правописании предлогов и приставок?

(Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово)

- Может ли употребляться предлог перед глаголом?

Предлог

Приставка

  1. Это часть речи.
  2. Служит для связи слов.
  3. Пишется раздельно со словом.
  4. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.
  5. Никогда не стоит перед глаголами
  1. Это часть слова.
  2. Служит для образования слова.
  3. Пишется слитно.
  4. Между приставкой и словом вопрос вставить нельзя.
  5. Употребляется со словами, отвечающими на разные вопросы.

4. Формирование знаний и умений по теме.

Коллективная работа

- А теперь давайте поработаем по теме урока. Я вам буду диктовать словосочетания, в которых есть слово с приставкой, а вы должны будете заменить его на словосочетание с предлогом. Например: нагрудный значок- значок на груди

Настенный календарь – календарь на стене

Подземный переход – переход под землёй

Загородная поездка – поездка за город

Подводные камни – камни под водой

Физкультминутка

С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- – зарядку повторять.
С ЗА- – зарядку завершать.

Работа в паре

Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» 

- Запишите слова. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

  • (за)горой
  • (по)бежать
  • (под)снегом
  • (с)катиться
  • (на)катке
  • (за)морозить

Проверка на слайде. Оценивание своей работы.

Работа в группе

- Сейчас мы поработаем в группах.  Проверка (каждая группа по 1 предложению, остальные проверяют)

Решили лисы кролика (за)печь,  

А кролик из духовки прыг (за) печь.  

Зависело б (от)мыла,  

Веснушки я б (от)мыла.

Сугробы снега вьюги (на)мели

И грузовик, как баржа, (на)мели.

Я правило бубня (под)нос

в альбоме рисовал (под)нос.

(Поднос - Доска или металлический лист для подачи еды на стол, для переноски посуды

Поднос - это блюдо, на котором что-то подносят или переносят. )

- Как вы оцениваете работу в группе?

Словарная работа

Мель - мелкое место, нанос на дне реки, озера, моря, препятствующий прохождению судов. Пароход сел на мель.

Бубнить под нос - тихонько, еле слышно, потихоньку, вполголоса, шепотом, негромко, себе под нос, тихо, чуть слышно, едва слышно, на полутонах. Что- то бормотать непонятно.

Самостоятельная работа 

Выполнение упражнения 284 (Списать, раскрывая скобки)

(Проверка на слайде)

У девочки улетел шарик.

Мальчики покатились по дороге на роликах.

Коля откусил от куска торта.

Дети свернули в  перелесок.

(Перелесок - небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков, или редкий лес, соединяющий лесные массивы) по Ожегову.

- Взаимопроверка. Оценивание работ.

Оценивание работы (тестирование)

- Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил материал, я предлагаю вам выполнить тест. Перед вами три теста. Выберите для себя тест, с которым, как вам кажется, вы сможете справиться. Будьте внимательны.

(Формат карточки одинаковый, но они трёх видов по уровню трудности. Жёлтая карточка лёгкая, синяя – средней трудности,  красная – сложная)

Красная карточка

1. Что такое приставка?

А) половина слова

Б) часть слова перед корнем

В) часть слова после корня

2. Как пишутся предлоги и приставки в русском языке?

А) приставки пишутся раздельно, а предлоги – слитно

Б) и приставки, и предлоги пишутся слитно  

В) предлоги пишутся раздельно, а приставки – слитно  

3. Найди ошибку

А) подплыл

Б) подногами

В) зашумели

Г) за столом

4. Найди неверное высказывание:

А) Предлог – это служебная часть речи

Б) Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово

В) Все приставки и предлоги отвечают на вопрос КТО?

Г) Приставка служит для образования новых слов

5. Сколько приставок в словах текста?

(На)лесную тропку (из)кустов (вы)скочил рябенький цыплёнок. Он (по)стоял, (по)вертел головкой и бросился (в)кусты.

А) 3

Б) 4

В) 2

6. Сколько предлогов в тексте?

(На)лесную тропку (из)кустов (вы)скочил рябенький цыплёнок. Он (по)стоял, (по)вертел головкой и бросился (в)кусты.

А) 2

Б) 3

В) 4

Синяя карточка

 1. Приставка – это…

А.  часть речи

Б.  одинаковый корень.

В.  часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

2. В какой из строчек все слова имеют приставку по - ?

А. Подумать, побежать, поиграть.

Б. Потерпеть, поверх, полк.

В. Покатить, подержать, покой.

3. Укажите слово, которое нужно писать слитно

А.(по)плывём

Б.(без)остановки  

В.(по)платью

4. Выберите верное утверждение

А. Предлоги служат для образования новых слов.

Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

5. Укажи слово с предлогом

А. (по)лесу

Б. (по)бежал

В. (За)думал

Жёлтая карточка

1. Предлог- самостоятельная часть речи, пишется с другими словами…

    а) раздельно;

    б) слитно.

2. Приставка – часть слова, пишется со словом…

а) раздельно;

    б) слитно.

3. Перед  глаголами никогда  не пишется…

    а) приставка;

    б) предлог.

4. Укажи слово с приставкой.

а) (по)думать

б) (по) земле

в) (по) дороге

5. Укажи слово с предлогом.

а) (за)прыгнул

б) (за)думал

в) (за)столом

6. Выбери правильное написание

а) ехал подороге

б) ехал по дороге

Итог урока

Рефлексия собственной деятельности

А теперь подведём итог нашего урока.

- О чём же шла речь на уроке?

- Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал (а) …..

  • Я похвалил (а) бы себя ….
  • Я похвалил (а) бы своих одноклассников за ….
  • Особенно мне понравилось…
  • Мне было трудно ….
  • Я понял (а), что ….
  • Теперь я умею ….

- А теперь оцените себя на конец урока, как вы усвоили тему урока? (работа в карточке оценивания)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Жёлтая карточка

1. Предлог- самостоятельная часть речи, пишется с другими словами…

    а) раздельно;

    б) слитно.

2. Приставка – часть слова, пишется со словом…

а) раздельно;

    б) слитно.

3. Перед  глаголами никогда  не пишется…

    а) приставка;

    б) предлог.

4. Укажи слово с приставкой.

а) (по)думать

б) (по) земле

в) (по) дороге

5. Укажи слово с предлогом.

а) (за)прыгнул

б) (за)думал

в) (за)столом

6. Выбери правильное написание

а) ехал подороге

б) ехал по дороге


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание предлогов и приставок" - урок русского языка во 2 классе

Данная методическая разработка урока русского языка поможет учителям начальных классов интересно представить детям тему "Правописание предлогов и приставок". Дети очень быстро научатся различать предл...

Правописание предлогов и приставок 3 класс.УМК "Начальная школа 21в"

Развитие умения различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Правописание предлогов и приставок"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Правописание предлогов и приставок" по учебнику А.В. Поляковой, по системе Л.В. Занкова...

Русский язык "Анализ правописания предлогов и приставок" 2 класс

Данный урок разработан на основе прекрасного поэтического произведения Георгия Тверитина "Песнь о Козы Корпеше и Баян Сулу", которое мы с большим удовольствием изучали на уроках внеклассного чтения. У...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе на тему: "Правописание предлогов и приставок"

Данное занятие способствует активизации  познавательной деятельности учащихся, так как в  занимательной и доступной форме помогает развивать  умение различать предлоги и приставки,...

Урок "Правописание предлогов и приставок" 3 класс

Разработка урока поможет подвести итог по теме "Приставки и предлоги" в 3 классе.Урок постреен на основе внедрения  ФГОС в начальной школе....

Правописание предлогов и приставок. 3 класс

Цели:   Развивать орфографическую зоркость. Повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов и их различия при написании слов;формировать навык грамотного письма слов и пред...