Разработка урока-аукциона в 4 классе по теме: "Части речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Гореликова Елена Петровна

Тема урока: Повторение по теме: Части речи (урок-аукцион)

Цель: дать детям ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, полученных на уроках русского языка, развивать их  речь, способствовать активизации мыслительной деятельности и  становлению личностно значимых смыслов учения для каждого ребенка.

 

Этапы урока

Содержание

Ученику удача – учителю радость

Способы  организации деятельности

Планируемый результат

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasti_rechi.urok-auktsion.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение по теме: Части речи (урок-аукцион)

Цель: дать детям ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, полученных на уроках русского языка, развивать их  речь, способствовать активизации мыслительной деятельности и  становлению личностно значимых смыслов учения для каждого ребенка. 

Этапы урока

Содержание

Ученику удача – учителю радость

Способы  организации деятельности

Планируемый результат





1 этап

Мотивационно-целевой

Задача: 

Заинтересовать ребят новой формой урока, подвести к  систематизации знаний и применений их в нестандартной ситуации

2  этап

Поисково-операционный

Задача: активизировать мыслительную деятельность детей, учить взаимодействию в команде, игре по правилам

Ведущая

- На нашем уроке присутствуют гости, поприветствуйте их

-Садитесь.

-Сегодня последний день занятий, и поэтому вас ждёт сюрприз - необычный урок. Я хочу угостить наших гостей и вас вкусными конфетами. Ребята, пока  возьмите себе по одной. Посмотрите на цвет  выбранного вами фантика и займите место за столом с  соответствующим цветом. У нас получилось 3 команды по 8 человек

 -И так, начинаем «аукцион знаний по русскому языку». На продажу будут выставлены поистине бесценные «вещи» - выигрыш в номинации по теме, купить который сможет любая из команд-участниц, в обмен на знания по русскому языку. Очень хочется, чтобы вам помогали в работе внимание, сообразительность и дружная работа в команде. Ведь, ученику удача – учителю радость

- Предлагаю гостям стать командой жюри и вести подсчет баллов. Протоколы на ваших партах помогут вам это сделать. За каждый правильный ответ выставляйте командам  баллы. Если в ответе представлено что-то интересное, то количество баллов может увеличиваться. Предусмотрены штрафные очки за некорректное поведение, неправильные ответы или нарушение правил аукциона

- Я буду ведущей аукциона и прежде, чем прозвучит гонг, каждая команда должна внести залог, доказать свою «состоятельность» - способность участвовать в аукционе. Выполните задание, и та команда начнёт выступать первой, которая быстрее справится с ним

залог-задание (3-2-1 балл)

- Используя все буквы, составь название своей команды, красиво запиши и вывеси на доску: 

ОТКИЗНА, РЕГМИОТА, УКМИНИ

ЗНАТОКИ, ГРАМОТЕИ, УМНИКИ (таблички на доску и парты)

- И так, команды получили названия, давайте поприветствуем их аплодисментами (по порядку выступления команды встают)

 - Внести первую «вещь» на продажу (табличка «Имя существительное»). Торг ведут  команды по очереди. Команды могут дополнить битву чем-то значимым после диалога

- Начальная цена – 10 баллов (на табло цифра) Начинаем диалог по очереди. Высказываем не более одной мысли, не повторяем ответы соперников. Как только ответы иссякнут, будет дан троекратный гонг. Подсчитываются очки за ответы +  дополнительные. «Вещь» будет продана команде, получившей больше всего очков

-  Торги начались!!! (гонг) « Имя существительное»!!! Диалог начинает команда…

-Это часть самостоятельная речи

- Обозначает предмет

-Отвечает на вопросы Кто? Что?

- В предложении может как главным, так и второстепенным членом предложения

-Изменяется по числам, падежам

-Имеет постоянный признак – род

-Имеет три склонения

-Часто командует именами прилагательными и т.д.

- Есть существенные дополнения по теме?

-Жюри, пожалуйста, посчитайте количество баллов

- Продолжаем, за каждый верный ответ 1 балл

1)Назовите имена существительные только единственного числа:

(родня, кровь, здоровье, тишина, человечество, смех, слава, добро, молоко, капуста, рожь, лай, синева, лень, терпение и т.д.)

Назовите имена существительные только множественного числа: ( брюки, весы, качели, дети, дрова, часы, деньги, родители…)

2)  Найди существительные  в первом куплете  известной вам  песенки «Улыбка» и определи их склонение и падеж.

Внимание, пойте  вместе с нами (звучит песня, дети поют, записывают, работают), (отрывок из мультика)

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснётся,

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернётся

И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака…

-Ваши ответы по одному слову-существительному.…  Начинает команда…

3)-Работаем молча. Один пишет плюс, если слово переносится и минус, если нет. Команда может показывать  жестами подсказку 

Слово ты переноси, плюс  поставить поспеши,

а  не можешь, так и знай, минус ставь и не зевай

Ванна, грамм, грипп, касса;       кросс, сумма, тонна, масса

(+ -  - + - + + +) Проверим.

- Капитаны отдайте свои ответы жюри.

-Какую орфограмму повторили? (перенос слов с удвоенной согласной)

4) -Под картинками напишите имена героев. Кто может быть лишним, скажите: Чиполлино, Чебурашка, Винни-Пух

Чиполлино, т.к. не склоняется; Чебурашка, т.к.  нет орфограммы  написания удвоенной согласной в корне слова; Винни - Пух, т.к. начинается не с «Ч»

- Жюри, пожалуйста, посчитайте количество баллов, а пока

- Этот лот под названием« Имя существительное» продан команде…гонг Табличку на стол победителя.

Угадайте,  какая вторая «вещь» будет выставлена на продажу

Определяю я предметы, они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь. Меня вам надо знать, беречь.

 - Продолжаем торги. «Имя прилагательное» (гонг)  Диалог начинает  команда, у которой меньше всего очков…

1) Назовите подходящие по смыслу прилагательные к именам существительным, которые вам назовут члены жюри (по одному каждой команде, например: друзья, весна, школа)

2) Докажите, что имена прилагательные украшают нашу речь. Для этого сами выберите секретное задание

А) Добавь красоту в текст 

Пришла весна. Солнце согревает всё вокруг лучиками. Слышна капель. Бегут ручейки. Радуются весне ребята. Они запускают кораблики в лужицах.  Поют птицы.  В гнездах появляются птенцы. По небу плывут  облака. Оживает лес .Проснулся от  спячки  медведь, ёж, барсучонок. Душа поёт и радуется.

Б) Уничтожь красоту текста 

Погода после мокрого снега уже дня три стояла тихая, тёплая и ясная. На улицах не видно было клочка снега, грязное тесто заменилось мокрой, блестящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже на солнце стаивали последние капели, в палисаднике на деревьях надувались почки, на дворе была сухая дорожка, и около крыльца  зеленела мшистая травка. Был тот особенный период весны, который сильнее всего действует на душу человека: яркое, на всём блестящее, но нежаркое солнце, ручьи и проталинки, пахучая свежесть в воздухе и нежно-голубое небо с длинными прозрачными тучками. (Л.Н.Толстой)

В) Напиши красиво, глядя на картину небольшой текст

(3 минуты, фоновая музыка)

-  Пока ребята  работают, уважаемые гости, прошу вас поучаствовать, если желаете, в написании синквейна «Первые впечатления  о кадетской  школе» Вам пригодятся

3прилагательных, 2 существительных, 1 глагол; фраза

- Команды, к выходу. Какой у вас был текст, каким стал. Ваши выводы.

3) -Расшифруй, запиши, жюри отнеси:

[висэнайа][звонкайа][журчащайа]

[смэлайа][радаснайа][солничнайа]

[красивайа][щасливайа][дэцкайа]

- Жюри, пожалуйста,  подведите итоги. Этот лот под названием

« Имя прилагательное» продан команде…гонг…Табличку на стол победителя.

Какая часть речи из шуточного стихотворения не принимала участие в торгах:

Слышал?

Ударили

Рыбы об лёд.

И на реке

Начался ледоход!!!

-Да, третья вещь,  выставленная на продажу - это глагол…гонг

И сразу задание:

-По двум словам угадай пословицу, объясни, как ты ее понимаешь определи спряжение глаголов

Нет-береги  (Нет друга ищи, а нашел - береги)

Дело - мастер (Дело мастера боится)

Кататься - возить (Любишь кататься - люби и саночки возить

Глагольный футбол

-Кто не заметил глагол, тот пропускает гол!!!

Команды «накидывают» друг другу различные придуманные предложения о дружбе, а соперники по очереди находят в них глаголы и определяют их спряжение

- Жюри, пожалуйста,  подведите итоги. Этот лот под названием

« Глагол» продан команде…гонг…Табличку на стол победителя.

-Жюри подводит итог торгов.

1)Вступительное слово учителя

 

2) Получение полномочий жюри

3)Предварительный залог-задание

4)Открытие аукциона (звучит гонг)

 

 

-деление на команды

-определение роли жюри

-мотивация участников к продолжению игры

-умение работать в группах по правилам

-признавать свои ошибки и исправлять их

-внимательно анализировать деятельность соперников

3 этап

Рефлексия

Каким вам сегодня показался урок?

Запишите своё мнение в табличку

Если хотите, можете зачитать свою точку зрения

я хочу сообщить хорошую новость: ни все вещи проданы сегодня на торгах, а что это значит?

Да, мы будем с вами продолжать играть, блистать своими знаниями,  но, а сегодня победила команда,______  аукцион завершен…гонг

-получить  удовольствие от игры

-сохранить желание продолжить  игру

-принять и оценить работу жюри


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме: " Части речи"

Обощение по теме:" Части речи"( существительное, прилагательное, глагол )...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме "Части речи"

Тема:    Части речи  Цель: Обобщить и систематизировать знания о частях речи Задачи: 1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на ...

Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".

Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....

Разработка урока-аукциона по литературному чтению по теме "Люби всё живое", 3 класс

Этот  нестандартный урок   приемлемо проводить на уроках обобщения по разделам, т. к. можно в игровой форме "проработать" весь материал. Детям скучно однообразно отвечать на вопросы, а здесь...

Методическая разработка урока по русскому языку для 2 класса На тему: « Части речи»

Цели урока: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; развивать умения наблюдать, строить монологические высказывания по результатам ...

Разработка урока по русскому языку 3 класс по теме "Части речи"

Урок русского языка 3 класс разработаны согласно ФГОС...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс по теме "Части речи"

Методическая разработка урока  3 класс по теме Части речи...