Пояснительная записка по русскому языку по программе "Школа России" 2 класс.
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебнику для 2 класса общеобразовательной школы авторов Канакиной В. П. , Горецкого В.Г. (М.: Просвещение, 2013).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz_poyas.docx | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебнику для 2 класса общеобразовательной школы авторов Канакиной В. П. , Горецкого В.Г. (М.: Просвещение, 2013).
Программа обеспечена УМК.
- Примерная общеобразовательная программа начальная школа в 2-х частях, 1 часть М., Просвещение 2011 г. «Школа России». Концепция и сборник рабочих программ для начальных классов. 1-4 классы. Москва, Просвещение 2013 год, авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык».
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.
- Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.
Цели и задачи курса
Курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
• познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• социокультурная цель предполагает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты- описания и тексты-повествования небольшого объема;
• развитие нравственных и эстетических чувств;
• воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности различных разделов курса.
Уроки спланированы с учетом знаний, умений, навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения.
На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как. основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы.
Разделы учебника «Русский язык. 2 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место — является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Распределение учебных часов по разделам программы
Наша речь -4 ч.
Текст - 5 ч (в т. ч. 1 К.Р.).
Предложение — 12 ч (в т. ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.).
Слова, слова, слова... - 20 ч (в т. ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.).
Звуки и буквы — 60 ч (в т. ч. 5 К.Р., 3 Р.Р.).
Части речи - 57 ч (в т. ч. 4 К.Р., 7 Р.Р ).
Повторение и систематизация изученного — 12 ч т. ч. 2 К.Р.).
Содержание программы
Наша речь
Виды речи. Язык и речь. Диалог и монолог.
Текст
Признаки текста. Тема й главная мысль. Части текста.
Контрольная работа (далее - К.Р.). Стартовый контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.
Предложение
Признаки предложения. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
К.Р. Контрольное списывание. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Предложение».
Развитие речи (далее — Р.Р.). Сочинение по картине (1) .
Слова, слова, слова...
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы.
Однокоренные слова. Корень слова. Слог. Ударение. Перенос слова.
Р.Р. Обучающее изложение (1). Рассказ по серии картинок (1).
К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Слова, слова, слова...».
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Алфавит. Заглавная буква. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости — звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Разделительный мягкий знак.
Р.Р. Рассказ по репродукции картины (3). Обучающее изложение (3). Рассказ по серии картинок (1).
К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Правописание слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, чт, щн, нч». Контрольное списывание. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Правописание слов с парными согласными». Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком».
Части речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Единственное и множественное число имен существительных.
Р.Р. Обучающее изложение (1).
К.Р. Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием по теме «Правописание имен собственных».
Глагол
Глагол как часть речи. Единственное и множественное число глаголов. Правописание частицы не с глаголами. Текст-повествование и роль в нем глаголов.
Р.Р. Сочинение по картине (1). Составление текста-повествования (1).
К.Р. Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием по теме «Глагол».
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст- описание и роль в нем имен прилагательных.
Р.Р. Сочинение по картине (1).
К.Р. Контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
Местоимение
Местоимение как часть речи. Текст-рассуждение.
Р.Р. Редактирование текста (1).
Р.Р. Обучающее изложение (1).
Предлог
Предлог как часть речи.
Р.Р. Редактирование текста (1).
К.Р. Контрольный диктант № 11 с грамматическим заданием по теме «Части речи».
Повторение и систематизация изученного
К.Р. Контрольное списывание. Итоговый контрольный диктант № 12. Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год.
Место предмета
На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных проверочных работ в конце раздела «Проверь себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ; итоговый — контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Требования к уровню подготовки учащихся по окончании 2 класса
Учащиеся должны знать:
• основные сведения о языке, полученные во 2 классе;
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
1) аудирование:
• понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
• выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
2) фонетика и графика:
• выделять в слове звуки речи, давать их фонетическую характеристику;
• различать ударные и безударные слоги;
• не смешивать звуки и буквы;
• свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
• выполнять звуко-буквенный разбор слов;
3) орфоэпия:
• правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
• использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;
• работать с орфоэпическим словарем;
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
• толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;
• пользоваться толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, фразеологическим словарем;
5) словообразование:
• выделять морфемы (корень) на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);
• подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
• пользоваться словарем однокоренных слов;
6) морфология:
• квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
• правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
• разбирать слово как часть речи;
7) синтаксис:
• выделять словосочетания в предложении;
• определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения;
• выделять главные члены предложения;
8) орфография:
• находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
• правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 2 классе;
• пользоваться орфографическим словарем;
9) пунктуация:
• находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
• обосновывать выбор знаков препинания;
• расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;
10) связная речь:
• определять тему и основную мысль текста, тип текста;
• составлять простой план текста;
• подробно излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
• писать сочинения повествовательного характера;
• совершенствовать содержание речи и ее языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;
• понимания значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
• получения знаний по другим учебным предметам.
У учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, после его оценки с учетом характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе в Интернете;
• осуществлять запись выбранной информации об окружающем мире с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
• использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной формах;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• воспринимать стили художественных и познавательных текстов;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• обобщать, делать выводы;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза;
• устанавливать аналогии;
• осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
• формулировать собственное мнение, позицию;
• договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные универсальные учебные действия.
У учащихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
• ориентация на понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• этические чувства — стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры;
• чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.
Дополнительно используются:
- Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. поурочные разработки по русскому языку. 2 класс, М.: «ВАКО» 2015.
- Электронное приложение к учебнику Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык». 2 класс.
Оборудование: тесты, карточки, таблицы, иллюстрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"
Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...
пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"
Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...
пояснительная записка по русскому языку 3 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 3 класс по учебнику Иванова...
Пояснительная записка по русскому языку 3 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.
УМК "Перспектива"...
Рабочая программа (с пояснительной запиской) по русскому языку 1 класс
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, в тематическом планировании расписаны УУД....
Пояснительная записка по русскому языку "Планета знаний" 2 класс
Пояснительная записка по русскому языку "Планета знаний" 2 класс...
Пояснительная записка по русскому языку. 1 класс. ФГОС. Гармония .
Пояснительная записка по русскому языку. 1 класс. ФГОС.Гармония ....