пояснительная записка по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 3 класс по учебнику Иванова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), разработана на основе авторской программы «Русский язык» С.В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.).
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Задачи:
-формирование у младших школьников научного представления о системе и структуре родного языка;
-развитие логического и абстрактного мышления, представления о родном (русском) языке как части окружающего мира;
-формирование умений находить, вычленять и характеризовать языковые единицы изучаемого уровня;
-формирование навыков самоконтроля;
-формирование умений правильно отбирать и использовать языковые средства исходя из условий речевой ситуации.
Учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне и обеспечивает реализацию основных положений концепции лингвистического образования младших школьников. В содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка.
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:
- «Как устроен наш язык»
- «Правописание»
- «Развитие речи»
Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.
Такое структурирование курса позволяет:
-успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
-решить практические задачи по формированию грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
-сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет.
-избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
В основе методики преподавания предмета «Русский язык» лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.
В программу внесены изменения. Материал учебника рассчитан на 34 ч. изучения темы «Морфология» в разделе «Как устроен наш язык» (по программе-37 ч.). 3 часа в содержании материала учебника отведены на изучение темы «Повторение фонетики и состава слова».
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
1. Русский язык : 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / С. В. Иванов [и др. – М. : Вентана-Граф, 2009.
2. Кузнецова, М. И. Пишем грамотно : 3 класс : рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Учебники 2009 г. и тетради 2011 г. соответствуют программе 2010 г.
Программа рассчитана на 170 часов. В используемом учебнике для 3 класса представлено меньшее количество уроков (75 уроков «Русский язык», I часть и 70 уроков «Русский язык», II часть – 145 ч.). 11 часов из резервных уроков использованы следующим образом:
1 час - Род и число имён существительных
2 часа - Правописание изученных орфограмм
1 час – Коррекция знаний.
7 часов – Повторение в конце учебного года
Оставшиеся 14 резервных часов используются для проведения:
- контрольных работ – 4 часа
- диктантов – 7 часов
- списывание – 1 час
- тестов – 2 часа
Количество часов в неделю – 5ч.
Количество часов в 1 четверти – 37 ч.
Количество часов во 2 четверти - 43 ч.
Количество часов в 3 четверти - 50 ч.
Количество часов в 4 четверти - 40 ч.
Тематический план
№п/п | Наименование раздела (блока), темы | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Формы контроля | ||||
Дикт. и диктантов с грамматическим заданием | Контр. словар ных диктантов | Контр работ | Списыв | Тестов | ||||
1 | Как устроен наш язык | 62 | В течение года | |||||
1.1. | Фонетика | 3 | 1 четв. | 1 | ||||
1.2. | Состав слова | 4 | 1 четв. | |||||
1.3 | Повторение фонетики и состава слова | 3 | 2,3,4 четв. | 1 (итоговая за 1 полуг.) | ||||
1.4. | Морфология | 34 | ||||||
Части речи | 2 | 2 четв. | ||||||
Имя существительное | 18 | 2,3 четв. | 1 | |||||
Имя прилагательное | 9 | 3,4 четв. | 1 | |||||
Местоимение | 5 | 4 четв. | ||||||
1.5. | Синтаксис | 18 | ||||||
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения | 14 | 1,2 четв. | ||||||
Однородные члены предложения | 4 | 2 четв. | ||||||
2 | Правописание | 53 | в теч. года | 7 | 4 | 4 | 1 | 2 |
3 | Развитие речи | 30 | в теч. года | |||||
4 | Резервные уроки | 25 | в теч. года |
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
различать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и ин тонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
• предложения с однородными членами;
выделять, находить:
- грамматическую основу простого двусоставного пред ложения;
- в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать практические задачи:
- проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
- характеризовать имя существительное и имя прила гательное как части речи (значение и
морфологические признаки);
- составлять план текста (при помощи учителя);
применять правила правописания:
- падежных окончаний имен существительных;
• суффиксов имен существительных -онок- (-енок-), -ек-, -ик-, -ост(ь)-;
- падежных окончаний имен прилагательных;
- словарных слов, определенных программой;
• постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Содержание программы
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч).
Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч).
Повторение фонетики и состава слова. Повторение изученного во 2- 3 классе (3 ч.)
Синтаксис (18 ч)
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополне ние, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Морфология (34 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существитель ных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, соб ственные и нарицательные. Словообразование имен суще ствительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изу ченного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качествен ных, относительных и притяжательных имен прилага тельных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление лич ных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание падежных окончаний имен существитель ных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при пере числении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи» (30 ч)
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собствен ных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описа ние, рассуждение) и создание собственных текстов задан ного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной от крытки.
Создание собственных текстов и корректирование задан ных текстов с учетом правильности, богатства и вырази тельности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Резервные уроки (25 часов)
Формы и средства контроля
Формами контроля являются письменные контрольные работы: диктанты, контрольные работы, проверочные работы, словарные диктанты, списывания, тесты.
Для определения содержания контрольных работ используется сборник:
Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: оценка знаний: 2-4 класс– М.: Вентана-Граф, 2008.
Учебно-методические средства обучения
Основная литература
- Иванов С.В., Евдокимова А. О. Русский язык: 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2009г.
- Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно Рабочая тетрадь №№ 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений, 3 класс. .- М.: Вентана-Граф, 2011г.
- Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: оценка знаний: 2-4 класс– М.: Вентана-Граф, 2008.
5.Сборник программ к комплекту "Начальная школа XXI века". – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.
Дополнительная литература
- Справочные пособия (словари и справочники)
- Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополн. – М.:Азбуковник, 1997. – 944 стр.
- Ушакова О.Д. Почему так говорят:Фразеологический словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Литера», 2007. – 96 с.
- Ушакова О.Д.Словарные слова: Справочник школьника. - СПб.:Издательский Дом «Литера», 2005. –
96 с.
- Ушакова О.Д. Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника.
- Ушакова О.Д. Говори правильно: Словарик ударений.
- Ушакова О.Д. Синонимы и антонимы: Словарик школьника.
- Ушакова О.Д. Проверь безударную гласную: Словарик школьника.
- Ушакова О.Д. Толковый словарик школьника.
- Ушакова О.Д. Синтаксический разбор предложения: Справочник школьника
- Ушакова О.Д. Морфологический разбор слова: Справочник школьника
- Ушакова О.Д. Однокоренные слова.Справочник школьника.
- Сборники упражнений:
- Страхова Л.Л. Словарные диктанты для младших школьников. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"
Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...
пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"
Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...
Пояснительная записка по русскому языку 3 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.
УМК "Перспектива"...

Рабочая программа (с пояснительной запиской) по русскому языку 1 класс
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, в тематическом планировании расписаны УУД....

Пояснительная записка по русскому языку "Планета знаний" 2 класс
Пояснительная записка по русскому языку "Планета знаний" 2 класс...

Пояснительная записка по русскому языку. 1 класс. ФГОС. Гармония .
Пояснительная записка по русскому языку. 1 класс. ФГОС.Гармония ....

Пояснительная записка по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс.
Пояснительная записка по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс....