Пояснительная записка по русскому языку. 1 класс. ФГОС. Гармония .
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) на тему
Пояснительная записка по русскому языку. 1 класс. ФГОС.Гармония .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_zapiska.docx | 37.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык», 1 класс составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. основной образовательной программой начального общего образования (УМК «Гармония»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, учебно-методическим комплексом учебного предмета «Русский язык».
Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:
1. Программы общеобразовательных учреждений
Русский язык: программа 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1–4 классы /
М. С. Соловейчик,Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
2.Русский язык: К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетради-задачнику по русскому языку для 1 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Издание 6-е, переработанное. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012
3.Соловейчик М. С. Русский язык: Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Русский язык» в рамках образовательной системы «Гармония». Пособие для учителя / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. -Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012
4.Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык. «К тайнам нашего языка» в двух частях. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г.
5.Рабочая тетрадь к учебнику «К тайнам нашего языка», 1 класс в трёх частях. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2012 г.
На изучение русского языка в 1 классе отводиться 45 часов и 5 резервных (5 часов неделю), в рабочей программе в календарно-тематическом планировании резервные уроки включены в общую систему уроков и всего 50 часов на изучение курса «Русский язык».
Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному предмету
« Русский язык»
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся.
Цель курса - обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Задачи начального курса русского языка:
- Создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи.
- Заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации.
- Сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
- Средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться.
- Обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Предлагаемый курс русского языка, построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
Именно через реализацию деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений. Под развитием учащихся – формирование их лингвистического мышления, способности осознавать язык как предмет наблюдения. Выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности. В том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме. В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:
а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;
б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;
в) освоить комплекс универсальных учебных действий.
Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»
- Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
- Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
- Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
- Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
Предмет «Русский язык» в систематическом курсе представлен следующими содержательными линиями:
- основы лингвистических знаний о языке (в области фонетики, графики, морфемики, грамматики) и формирование языковых умений;
- основы речеведческих знаний и развитие речи (совершенствование речевой деятельности);
- основы знаний по орфографии и пунктуации, становление орфографических и элементарных пунктуационных умений.
В силу особой значимости формирования у детей всех видов речевой деятельности в описании содержания курса отдельно представлен раздел «Виды речевой деятельности».
Практическая работа по развитию речи школьников (по совершенствованию их речевой деятельности) и освоение ими вопросов правописания осуществляется как при изучении специальных тем курса, так и на других уроках. В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.
Содержание курса
Язык, речь, практика речевой деятельности.
Речь(в том числе чтение и письмо) как способ общения людей. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи. Речь
устная и письменная, особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Правильное, аккуратное и разборчивое письмо как условие понятности и вежливости письменной речи. Правильность и точность выражения мысли как важные качества хорошей речи. Понимание значения слов, правильное их использование, произношение и написание, выбор слов, интонации и других средств с учётом ситуации общения, стремление точнее передать свою мысль, своё чувство – проявление культуры человека. Родной язык и иностранные языки; речь на родном и иностранном языке.
Записка, письмо, телеграмма, поздравление: особенности их содержания, структуры и письменного оформления. Способы проявления вежливости, доброго отношения к человеку в
письменной речи. Правило поведения: чужие записки, письма читать нельзя.
Слово: морфология (общее знакомство, без терминологии).
Группы слов: слова-названия людей, животных, вещей и т. д., их признаков, действий, количества; слова-указатели; слова-помощники. Собственные имена.
Фонетика.
Звуки гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные; согласные звонкие и глухие, парные и непарные (обобщение). Элементарная транскрипция (термин не употребляется) как способ обозначения звукового состава слов. Постановка ударения, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика.
Буквы как обозначения звуков; различение звуков и букв. Алфавит: названия букв и их последовательность ;использование алфавита в словарях. Способы обозначения твёрдости -мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й’] буквами е, ё, ю, я; й(обобщение).
Правописание (графика, орфография, пунктуация).
Орфограммы (≪опасные при письме места≫), их признаки: начало и конец каждой мысли, границы слов, собственные имена, перенос слов, ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу; безударные гласные звуки, парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и перед другими парными по глухости-звонкости.
Способы нахождения ≪опасных мест≫ и их указание в записанном тексте.
Овладение правилами правописания: прописная буква вначале предложения, в собственных именах; раздельное написание предлогов с другими словами; перенос слов; сочетания
жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением.
Графические и орфографические неправильности (описки и ошибки) как препятствия для понимания письменной речи. Проверка написанного и способы исправления погрешностей.
Состав и последовательность действий списывания и письма под диктовку.
Планируемые предметные результаты
освоения программы 1-го класса
Ученик научится:
В области речи, речевой деятельности:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдать основные правила общения на уроке;
– пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности);
– выявлять среди слов те, значения которых неизвестны, не совсем понятны; выяснять с помощью учителя, в том числе по толковому словарю, их значения;
– под руководством учителя читать и понимать информацию, представленную в учебнике;
– осознавать наличие в речи разных задач общения: по-деловому сообщать и словами рисовать, передавая свои мысли, чувства, впечатления;
– создавать (устно) предложения и небольшие монологические высказывания на основе различных источников;
– конструировать (из предложенных слов и сочетаний) записки, поздравления, телеграммы;
В области освоения языка
(грамматики, фонетики, графики):
– различать слово и предложение;
– выделять предложения, слова из потока речи (при восприятии на слух и зрительно);
– различать слова по их функции (работе): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям, разграничивать слова по вопросам кто? что?
какой? какая? какие и др.;
– различать звуки и буквы;
– выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый (гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, звонкий/глухой); строить модель слогового и звукового состава слова из 5–6 звуков;
– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;
– правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’] (без случаев с разделительными знаками), объяснять выбор способа обозначения.
В области письма
(орфографии и пунктуации, каллиграфии):
– обнаруживать орфограммы (≪опасные места≫) по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, ударный слог жи-ши (ча-ща, чу-щу); буква на месте безударного гласного звука, а также парного по глухости-звонкости согласного на конце слова и перед другим парным по глухости-звонкости согласным;
– правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным или восклицательным знаком в ясных случаях);
– обозначать пробелами границы слов;
– писать большую букву в собственных именах;
– соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);
– правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу;
– списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии);
– под руководством учителя осуществлять проверку написанного;
– правильно писать следующие слова с непроверяемыми орфограммами:
альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок;
– использовать приобретённые каллиграфические умения.
Ученик получит возможность научиться:
В области языка, речи, речевой деятельности:
– соблюдать основные правила речевого поведения в повседневной жизни;
– замечать в речи слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, находить в толковом словаре учебника;
– в соответствии с литературными нормами произносить слова, помещённые в словарь учебника «Как правильно говорить?»;
– использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;
– фиксировать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции (звуковых значков);
– читать записи, сделанные значками звуков, и осознанно переводить их в буквенные;
– различать деловые сообщения и словесные картинки; формулировать, о чём и что в них говорится;
– создавать устные воспоминания на заданную тему о событиях своей жизни и выразительно их рассказывать;
– использовать записки в общении со сверстниками, с близкими, писать им короткие поздравления.
В области письма
(графики, орфографии, каллиграфии):
– обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [й’], пропуски, перестановки и замены букв;
-нарушения изученных орфографических правил) в специально предложенных и в собственных записях;
– соблюдать требования к каллиграфической стороне письма, различать удачные и неудачные начертания букв и их соединение, заботиться о каллиграфической стороне своего письма.
Планируемые результаты формирования
универсальных учебных действий средствами предмета
Русский язык на конец 1-го класса
Личностные качества: положительное отношение к учению (к урокам русского языка), наличие элементов познавательного
интереса.
Регулятивные УУД:
– понимать и принимать учебную задачу;
– использовать выделенные учителем ориентиры действия;
– осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной, в том числе схематичной; использовать речь для регуляции своих действий;
– выполнять действия проверки.
Познавательные:
– понимать прочитанное, находить в сообщении учебника нужные сведения;
– выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;
– понимать информацию учебника, представленную в модельном виде, переводить её в словесную форму (П-1);
– выполнять действия анализа, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки (П-2).
Коммуникативные:
– участвовать в коллективной беседе, высказывать свои мысли, говорить о своих впечатлениях, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке.__
Основные виды учебной деятельности
1. Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развёрнутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами, способность к самооценке и самоконтролю.
2. Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребёнком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для её выполнения, установление последовательности и распределение во времени учебной работы.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники и тетради с печатной основой для учащихся
(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)
- М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс в трёх частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013г.
- М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык. « К тайнам нашего языка» в двух частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013 г.
Пособия для учителя
(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)
- М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык. « К тайнам нашего языка» в двух частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013 г.
- М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс в трёх частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013г.
- М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Методические рекомендации к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012г.
- Электронные сопровождения к учебникам и тетрадям: материал для учителя с сайта Гармония
- .http://www.umk-garmoniya.ru/about/index.php
- http://www.umk-garmoniya.ru/ooprogrammy/
- http://www.umk-garmoniya.ru/electronic_support/edm-russ-2klass.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП 4 класс УМК Гармония не ФГОС
КТП дано с титульным листом, краткой пояснительной запиской, со страницами и № заданий учебника, что очень удобно при заполнении журнала....
Тематическое планирование по математике 1 класс программа "Гармония" ФГОС
Тематическое планирование по математике по учебнику Истомина Н.Б. ФГОС 2011 - 2012 учебный год (4 часа в неделю)...
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Система Гармония. ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование, составленное в соответствии с ФГОС. 3 класс. Рассчитана на 3 часа в неделю....
Рабочие программы по УМК Гармония, 1 класс, ФГОС
Рабочие программы по УМК Гармония, 1 класс, разработанные в соответствии с ФГОС....
Рабочие программы УМК "Гармония" для 2 класса ФГОС
Предлагаю рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 2 класса, обучающиеся по УМК "Гармония" (ФГОС) по следующим предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окруж...
рабочая программа по русскому языку 2 класс умк гармония фгос
В рабочую программу входит поясниткльная записка, календарно-тематическое планирование и список учебно-методическоуй литературы...
Пояснительная записка по окружающему миру. 1 класс. ФГОС. Гармония .
Пояснительная записка по окружающему миру. 1 класс. ФГОС. Гармония ....