Памятка к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах.
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Памятка
к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов
в начальных классах.
Фонетический разбор слова.
1. Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
3. Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
4. Количество звуков и букв в слове?
Пример:
морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.
м - м - согл., непарн., зв., тв.
о - а - гласн., безударн.
р - р - согл., непарн., зв., тв.
к - к - согл., парн., глух., тв.
о - о – гласн., ударн.
в - ф – согл., парн., глух., мягк.
ь -----------------------------
7 букв, 6 звуков
Морфологический разбор имени существительного.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
3. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение.
4. Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
5. Роль в предложении.
Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.
Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.
Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп.
Морфологический разбор имени прилагательного.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
3. Непостоянные признаки:
- число;
- род (только в ед.ч.);
- падеж.
4. Роль в предложении.
Пример: Я вышел из душной комнаты.
(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.
Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).
1. Часть речи.
2. Начальная форма.
3. Постоянные признаки:
- спряжение;
4. Изменяемые признаки:
- число;
- время;
- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);
- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Роль в предложении.
Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.
уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.
Морфологический разбор местоимения.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (им.п.).
3. Лицо.
4. Число.
5. Род (только в 3 лице ед.ч.).
6. Падеж.
7. Роль в предложении.
Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.
(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.
Порядок разбора слова по составу.
1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
2. Выдели основу слова.
3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.
П р и м е р: з а м о р о з к и .
Разбор предложения
1. Какое предложение по цели высказывания?
2. Какое предложение по интонации?
3. Распространенное оно или нераспространенное?
4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.
П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.( Повествоват.,невосклиц., распростр.)
Что? Грибы - это подлежащее.
Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.
От подлежащего вопрос задать нельзя.
Задаем вопрос от сказуемого.
Пошли (где?) в лесу – это Вт.член.
Пошли (когда?) после дождей – это Вт.член.
После дождей (каких?) теплых – это Вт. Член.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Памятка
к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов
в начальных классах.
Фонетический разбор слова.
1. Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
3. Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
4. Количество звуков и букв в слове?
Пример:
морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.
м - м - согл., непарн., зв., тв.
о - а - гласн., безударн.
р - р - согл., непарн., зв., тв.
к - к - согл., парн., глух., тв.
о - о – гласн., ударн.
в - ф – согл., парн., глух., мягк.
ь -----------------------------
7 букв, 6 звуков
Морфологический разбор имени существительного.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
3. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение.
4. Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
5. Роль в предложении.
Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.
Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.
Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп.
Морфологический разбор имени прилагательного.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
3. Непостоянные признаки:
- число;
- род (только в ед.ч.);
- падеж.
4. Роль в предложении.
Пример: Я вышел из душной комнаты.
(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.
Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).
1. Часть речи.
2. Начальная форма.
3. Постоянные признаки:
- спряжение;
4. Изменяемые признаки:
- число;
- время;
- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);
- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Роль в предложении.
Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.
уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.
Морфологический разбор местоимения.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (им.п.).
3. Лицо.
4. Число.
5. Род (только в 3 лице ед.ч.).
6. Падеж.
7. Роль в предложении.
Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.
(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.
Порядок разбора слова по составу.
1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
2. Выдели основу слова.
3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.
П р и м е р: з а м о р о з к и .
Разбор предложения
1. Какое предложение по цели высказывания?
2. Какое предложение по интонации?
3. Распространенное оно или нераспространенное?
4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.
П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.( Повествоват.,невосклиц., распростр.)
Что? Грибы - это подлежащее.
Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.
От подлежащего вопрос задать нельзя.
Задаем вопрос от сказуемого.
Пошли (где?) в лесу – это Вт.член.
Пошли (когда?) после дождей – это Вт.член.
После дождей (каких?) теплых – это Вт. Член.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах.
Памятки необходимы учащимся для грамотного оформления разборов....
Проведение морфологического, фонетического и синтаксического разборов в 3-4 классах.
Памятка 3-4 кл....
Фонетический разбор в начальных классах.
В программе начальной школы по русскому языку большое внимание уделяется различным видам грамматических разборов. Фонетический разбор слов — один из самых сложных видов разбора на уроках русского язык...
Памятки к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах.МАЙ 2016 г.
Памятки к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах....
Памятка к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах.
в помощь ученику...
Фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы в начальных классах
Фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы в начальных классах...
Памятка к проведению морфологического и синтаксического разборов в начальных классах.
Памятка к проведению морфологического и синтаксического разборов в начальных классах....